12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яна Александровна Ишкова246
, Ишкова Яна Александровна, учитель химии и биологии. Имею высшее образование. Стаж педагогической деятельности 6 года. В 2013 году присвоена первая квалификационная категория. С 2014 года являюсь председателем ШМО учителей русского языка и литературы,
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по естествознанию для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и ориентирована на использование учебно – методического комплекта:

    Плешаков, А.А Естествознание. 5 класс. Введение в естественно – научные предметы: учеб.для общеобразоват. учреждений /А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.:Дрофа,2013.

    Плешаков, А.А Естествознание. 5 класс. Введение в естественно – научные предметы: рабочая тетрадь/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.:Дрофа,2013.

    Плешаков, А.А Естествознание. Твои открытия. 5 класс: альбом – задачник к учебнику /А.А. Плешков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014

    Сивоглазов, В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по естествознанию. 5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/ В.И. Сивоглазова, В.Н. Кириленкова, О.В. Павлова. – М.: Дрофа, 2013.

    Кириленкова, В.Н. Естествознание. 5 класс. Введение в естественно- научные предметы: метод. Пособие /В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2013.

    Рабочие программы. Введение в естественно – научные предметы. Естествознание. 5-6 классы / сост. И.Г. Власова. – М.: Дрофа, 2013.






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Курс «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено истории познания природы человеком, раскрытию разных способов исследований, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира и жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы и ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. Программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

«Введение в естественно – научные предметы. Естествознание» - интегрированный курс естественно – научных дисциплин, изучающий природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Он реализует следующие цели:

    Систематизация полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы» знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях;

    Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    Формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

    Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических мероприятий.

Объектом изучения естествознания является природа.

Курс состоит из пяти разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле».

Раздел «Изучение природы» включает в себя сведения о науках, изучающих природу, методах научного познания, инструментах и приборах для изучения природы; роли естественно - научных знаний в сохранении окружающей среды; вкладе великих естествоиспытателей в изучение природы.

В разделе «Вселенная» содержатся сведения о том, как человек изучал Вселенную, как менялись его взгляды; дается представление о строении Солнечной системы, планетах, звездах, астероидах, кометах, метеорах, метеоритах.

Содержание раздела «Земля» обобщает знания учащихся о нашей планете, полученные в начальной школе; знакомит с гипотезами о возникновении Солнечной системы и Земли, внутренним строением нашей планеты, ее внешними оболочками; показывает уникальность Земли как планеты. Также учащиеся знакомятся со строением веществ, их превращениями, явлениями природы.

Содержание раздела «Жизнь на Земле» дает учащимся представление о возникновении и развитии жизни на планете, многообразии живых организмов, среде их обитания. Учащиеся получают элементарные сведения об основных царствах живой природы и их представителях.

Раздел «Человек на Земле» призван обобщить полученные знания, способствовать формированию целостного взгляда на мир, ответственному и бережному отношению к окружающей среде, живым обитателям планеты. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной и основной школой способствуют получению прочных знаний, формированию целостного взгляда на мир. В основе данного курса лежит деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ, а также экскурсий.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс естествознания является пропедевтическим, в его содержание включены интегрированные сведения из астрономии, биологии, географии, физики и химии. Общее число учебных часов – 70 в год (2 часа в неделю).



СОДЕРАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Изучение природы (2ч).

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Метод изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Демонстрации.

Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, световой микроскоп, бинокль. Портреты великих естествоиспытателей.

Лабораторные и практические работы.

Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Предметные результаты обучения.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

    Великих естествоиспытателей, их вклад в развитие знаний о природе.

Учащиеся должны уметь:

    Давать определения понятий: «астрономия», «физика», «химия», «география», «биология», «экология», «естественные науки».

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

    Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты.

Раздел 2. Вселенная (16ч).

Представления о Вселенной у древних индейцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия в XIV – XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику, Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации.

Карта звездного неба. Модель солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы. Теллурий.

Лабораторные и практические работы.

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

    Представления о строении Вселенной у древних народов; суть системы мира по Н. Копернику, роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии учения Н. коперника; состав Солнечной системы, отличие планет от звезд, особенности планет земной группы и планет – гигантов.

Учащиеся должны уметь:

    Сравнивать системы мира К. Птоломея и Н. Коперника; указывать на модели положения Солнца и планет в Солнечной системе; проводить классификацию планет; сравнивать планеты разных групп на основе особенностей их строения; находить основные созвездия Северного полушария при помощи карты звездного неба.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

    Систематизировать и обобщать различные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи; выделять тезисы из текста; владеть таким видом изложения текста, как описание.

Раздел 3. Земля (13ч).

Представления людей о возникновенииЗемли. Гипотеза – научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Дж. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые.

Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков.

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающее возможность жизни на планете.

Демонстрации.

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Модели различных атомов и молекул. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.д.), тепловых (плавление льда и т.д.), световых ( разложение белого цвета при прохождении его через призму и т.д.).

Лабораторные и практические работы.

Описание и сравнение признаков 2-3 химических веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т.д.). Наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

    Современные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;

    Внутреннее строение Земли; примеры горных пород, минералов и полезных ископаемых; многообразие тел, веществ и явлений природы, их простейшую классификацию; внешние оболочки Земли; состав воздуха; основные океаны и моря Земли.

Учащиеся должны уметь:

    Выдвигать собственные гипотезы возникновения Земли и солнечной системы;

    Давать характеристику природных условий материков;

    Объяснять причины уникальности планеты Земля;

    Различать и классифицировать основные горные породы, минералы, полезные ископаемые; приводить примеры физических и химических явлений, простых и сложных веществ; находить на физической карте материки и океаны.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

    Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение выделенных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественно – научного характера и выделять его главную мысль;

    Самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты;

    Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Раздел 4. Жизнь на Земле (18ч).

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков ( знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Демонстрации.

Таблицы «Строение растительной и животной клеток», «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Развитие жизни на Земле», «Природные сообщества». Микропрепараты растительных и животных клеток.





Лабораторные и практические работы.

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

    Основные этапы развития жизни на Земле;

    Определение «клетка - единица строения живых организмов»; основные части клетки; царства живой природы; среды обитания – родные сообщества морей и океанов; важнейшие экологические проблемы.

Учащиеся должны уметь:

    В общих чертах описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле;

    Давать общую характеристику царств живой природы и приводить примеры их представителей; приводить примеры организмов из разных природных сообществ; узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности; определять названия растений или животных с использованием атласа – определителя; кратко характеризовать основные природные зоны Земли; характеризовать особенности строения живых организмов, связанные с их средой обитания.







Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

    Систематизировать и обобщать различные виды информации; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; находить и использовать причинно – следственную связь между строением организма, его образом жизни и местом обитания; строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.

Раздел 5. Человек на Земле (18ч).

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели великих земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, причины его обеднения и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.



Демонстрации.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

    Важнейшие этапы становления человека; основные географические открытия; имена основных первооткрывателей нашей планеты; изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью человека (на уровне представлений)4 важнейшие экологические проблемы; факторы здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

    Находить черты сходства и различия у современного человека и его далеких предков; показывать на карте пути, по которым двигались экспедиции Ф. Магеллана, Х. Колумба;

    Объяснять причины возникновения экологических проблем; оказывать простейшую первую доврачебную помощь;

    Разрабатывать пути решения экологических проблем своей местности.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

    Соблюдать правила в опасных ситуациях;

    Оказывать простейшую доврачебную помощь;

    Составлять конспект текста;

    Осуществлять сбор дополнительной информации при подготовке сообщений ( в том числе используя мультимедийные пособия и Интернет).

Личностные результаты обучения:

    Формирование интереса к изучению природы;

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей;

    Воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

    Признание высокой ценности жизни, своего здоровья и здоровья других людей;

    Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Резервное время (2ч).



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе

проверочных работ

I

Изучение природы

3

II

Вселенная

15

1

III

Земля

13

1

IV

Жизнь на Земле

19

1

V

Человек на Земле

18

1

Резервное время

2



В результате изучения естествознания ученик должен:

знать/ понимать (предметные компетенции)

    многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;

    отдельныеметоды изучения природы;

    строение живой клетки (главные части);

    царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

    среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и краткохарактеризовать);

    природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

    изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

    важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

    основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологическиепроблемы своей местности и пути их решения;

    факторы здорового образа жизни.

Уметь:

    узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числередкие и охраняемые виды);

    определять названия растений и животных с использованием

атласа определителя;

    приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособленийрастений и животных к различным способам размножения и условиямсреды обитания;

    указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

    находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

    описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведенияи полученные результаты;

    сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

    описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

    использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

    находить значение указанных терминов в справочной литературе;

    кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера, выделять его главную мысль

    использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленныхустных сообщениях (2-3 минуты);

    пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

    следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для: определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных

признаков; измерение роста, температуры и массы тела;

    определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов иопасных животных;

    следования нормам экологического и безопасного поведения в

природной среде;

    составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другимикультурными растениями, домашними животными;

    оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты обучения биологии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

    Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

    Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

    Полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно – следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, ученик упустил из вида какой-либо нехарактерный факт при описании объекта, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные при невнимательности.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими практических работ.

Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

    Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

    Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

    Ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

    Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

    Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

    Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

    При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, или отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений.

    Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

    Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

    Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

    Проявлены организационно – трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок ( на столе, экономное использование реактивов).

Отметка «4»:

    Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

    Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправлена по требованию учителя.

Отметка «2»:

    Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента в объяснении, оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

    Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Отметка «1»:

    Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

    Отсутствует ответ на задание.

Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

    Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

    Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

    Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

    Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

    Работа не выполнена.

При оценки выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов, можно использовать после изучения каждого материала (урока). При оценивании рекомендуется следующая шкала для теста из пяти вопросов:

    Нет ошибок – оценка «5»;

    Одна ошибка - оценка «4»;

    Две ошибки – оценка «3»;

    Три ошибки – оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

    28-30 правильных ответов – оценка «5»;

    20-27 правильных ответов – оценка «4»;

    15-19 правильных ответов – оценка «3»;

    Меньше 15 правильных ответов – оценка «2».

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

    Соблюдение требований к его оформлению;

    Необходимость и достаточность для раскрытия темы, приведенной в тексте реферата информации;

    Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

    Способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Методические пособия для учителя.

    Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия / авт. – сост. Е.Я. Якушина. – Волгоград: Учитель, 2009

    Воронина, Г.А. Тесты по естествознанию. 5 класс. К учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Естествознание. 5 класс.». – М.: Экзамен,2013.

    Воронина, Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы /Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2013.

    Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова / авт. – сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2014.

    Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 кл. / авт. – сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007

    Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых /авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель,2012.

    Дополнительная литература для учителя.

    Большаков, А.П. Биологии. Занимательные факты и тесты /А.П. Большаков. – СПб.: ИД «МиМ», 1998.

    Теремов, А. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

    Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.

    Портреты великих ученых – естествоиспытателей.

    Карты:

Великие географические открытия

Подвиная карта звездного неба

Биосферные заповедники и национальные парки мира

Заповедники и заказники России

Зоогеографическая карта мира

Зоогеографическая карта России

Физическая карта мира

Физическая карта России

    Таблицы:

«Правила использования лабораторного оорудования»

«Погодные явления»

«Строение клетки»

«Химический состав клетки»

    Глобус Земли физический

    Компас

    Весы лабораторные

    Микроскоп

    Коллекция «Полезные ископаемые»

    Коллекция «Горные породы и минералы»

    Микропрепараты по теме «Клеточное строение живых организмов»

    Информационно – коммуникативные средства.

Биология. Интерактивные приложения к урокам в 5-11 классах /Н.А. Ивановский, И.Г. Ивченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).

    Технические средства обучения.

Телевизор

Аудиоцентр

Мультимедийный компьютер

Мультимедийный проектор

Экран проекционный




календарно - тематическое планирование
DOCX / 66.87 Кб

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.