Рабочая программа по биологии, 11 класс, УМК: Пономарева И.Н.
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: | Биология Базовый 11 И.Н. Пономаревой 34 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета "Биология" для 11-го класса составлена на основе:
1. Образовательного стандарта основного общего образования по биологии 2004 года;
2. Примерной программы по биологии основного общего образования;
3. Авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2014).;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: - «Биология» Базовый уровень для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений; М.; «Вентана - Граф», 2012 г.
Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 часа в неделю 34 часа в год. В соответствии с учебным планом МОУ «Румянцевская СОШ», годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий на освоение программы будет 34 часа, в объеме 1 часа в неделю.
Цели рабочей программы:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе с учетом реализации НРК.
Задачи рабочей программы:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 34 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;
закончить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Место и роль учебного предмета:
Курс биологии в 11 классе на направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе – клеточной организации, наследственности и эволюции, поэтому программа включает сведения о строении клеток, процессах в них протекающих, принципах наследования и т.д.. В программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.
Учет межпредметных связей в преподавании общей биологии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием.
Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между биологией и другими курсами.
Курс общей биологии 11 класса опирается в большей степени на знания курса химии, частично – физики, астрономии, истории, экономической географии зарубежных стран, физической географии. Перечисленные науки дают для биологии следующие понятия:
Неорганическая химия:
Периодическая система Д.И. Менделеева.
Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И.
Менделеева, встречающиеся в живых системах; их основные свойства.
Свойства растворов.
Теория электролитической диссоциации.
Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия:
Понятия об основных группах органических соединений.
Получение и химические свойства предельных углеводородов.
Физика:
Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
История:
Культура Западной Европы конца VI – первой половины XVII в.
Культура первого периода новой истории.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 3 (в форме тестирования в формате ЕГЭ);
- практических работ - 4;
- лабораторных работ – 3.
Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через организацию исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.
НРК - выделен интегрировано в темах 2 уроков в соответствии с примерным перечнем вопросов реализации НРК и по усмотрению учителя.
Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:
11 класс: «Биология. Базовый уровень». 11 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень Рабочая тетрадь Класс: 11).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
основные положения клеточной теории;
общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
законы наследственности;
примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
особенности строения и функционирования вирусов;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
1. | Организменный уровень жизни | 18 | - | 2 | 1 |
2. | Клеточный уровень жизни | 8 | 2 | 1 | 1 |
3. | Молекулярный уровень жизни | 8 | - | - | 1 |
Итого: | 34 | 2 | 3 | 3 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема |
1 | Контрольная работа №1 «Организменный уровень жизни» |
2 | Контрольная работа №2 «Клеточный уровень жизни» |
3 | Контрольная работа №3 «Молекулярный уровень жизни» |
Перечень практических работ
№ | Тема |
1. | Практическая работа №1 «Составление простейших схем скрещивания» |
2 | Практическая работа №2 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм» |
3 | Практическая работа №3 «Сравнение строения клеток растений и животных». |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема |
1. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» |
2 | Практическая работа №2 «Наблюдение за митозом в корешке лука» |
Содержание учебного предмета
1. Организменный уровень жизни (18 ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
2. Клеточный уровень жизни (8 ч)
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
3. Молекулярный уровень жизни (8 ч)
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
Биосистемы: от элементарных биохимических систем до биосферы. Видовое биоразнообразие. Уровни организации природы.
Формы контроля и проведения аттестации учащихся
Для формирования необходимой тестовой культуры выпускников и мониторинга их обученности запланировано проведение 2 тестовых контрольных работ в формате ЕГЭ.
Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов.
Итоговая аттестация выпускников будет проводиться в форме ЕГЭ.
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование темы урока | Плановые сроки проведения | Примечание | |
план | факт | |||
Тема: Организменный уровень жизни - 18 часов | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в каб. Биологии (Инструкция № 27) Организменный уровень жизни и его роль в природе. | 1 н. 09.14 | §1 | |
2 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. | 2 н. 09.14 | §2 | |
3 | Процессы жизнедеятельности организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | 3 н. 09.14 | §3 | |
4 | Размножение – свойство организмов. Половое и бесполое размножение | 4 н. 09.14 | §4 | |
5 | Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | 1 н. 10.14 | §5 | |
6 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов | 3 н. 10.14 | §6 | |
7 | Индивидуальное развитие человека.
| 4 н. 10.14 | §6 | |
8 | Из истории развития генетики. | 5 н. 10.14 | §7 | |
9 | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. | 1 н. 11.14 | §8 | |
10 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. | 2 н. 11.14 | §9 | |
11 | Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Решение элементарных генетических задач | 4 н. 11.14 | §10 | |
12 | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | 1 н. 12.14 | §11 | |
13 | Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Современные представления о гене и геноме. | 2 н. 12.14 | §12 | |
14 | Влияние мутагенов на организм человека. Продукты нефтепереработки как мутагенные факторы. | 3 н. 12.14 | §13 | |
15 | Эстетические аспекты медицинской генетики. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 4 н. 12.14 | §14 | |
16 | Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | 3 н. 01.15 | §15 | |
17 | Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | 4 н. 01.15 | §16, 17 | |
18 | Контрольная работа по теме «Организм». | 5 н. 01.15 | ||
Тема: Клеточный уровень жизни - 8 часов | ||||
19 (1) | Клеточный уровень организации живой материи | 1 н. 02.15 | §18 | |
20 (2) | Эволюция клетки. | 2 н. 02.15 | §19 | |
21 (3) | Строение клетки | 3 н. 02.15 | §20 | |
22 (4) | Основные части и органоиды клетки, их функции.
| 1 н. 03.15 | §21 | |
23 (5) | Клеточный цикл. | 2 н. 03.15 | §22 | |
24 (6) | Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов | 3 н. 03.15 | §23 | |
25 (7) | Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | 4 н. 03.15 | §24 | |
26 (8) | Развитие знаний о клетке. (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира | 1 н. 04.15 | §25 | |
Тема: Молекулярный уровень жизни - 8 часов | ||||
27 (1) | Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. | 2 н. 04.15 | §27, §28 | |
28 (2) | Нуклеиновые кислоты | 4 н. 04.15 | §29 | |
29 (3) | Фотосинтез | 5 н. 04.15 | §30 | |
30 (4) | Биосинтез белка Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. | 1 н. 05.15 | §31 | |
31 (5) | Процессы окисления | 2 н. 05.15 | §32 | |
32 (6) | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема | 3 н. 05.15 | §33 | |
33 (7) | Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень жизни» | 4 н. 05.15 | ||
34 (8) | Повторение, обобщение знаний и подведение итогов по курсу общей биологии. | 5 н. 05.15 |
Список литературы
Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 11 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2012.
Дополнительная учебная литература для учащихся
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2009-2013 годы.
Основная учебная литература для учителя:
Т.С.Сухова, В.И.Строганов, Природоведение. Биология. Экология: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009.
Программы по биологии 5-11 класс Природоведение. Биология. Экология. - М., Вентана – Граф, 2009, стр.84.
Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2009, стр. 8- 15);
Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В. Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике, М., Просвещение, 1979
Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
ЕГЭ. Биология. КИМы.
Научно – методические журналы «Биология в школе».
Интернет - ресурсы
Википедия http://www.ru.wikipedia.org – он-лайн энциклопедия.
http://www.krugosvet.ru – он лайн-энциклопедия
http://dic.academic.ru - словари и экциклопедии
http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок биологии».
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - Общая биология
http://humbio.ru/- Ресурс «База знаний по биологии человека» содержит учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.
http://www.1september.ru – сайт издательского дома «1 сентября»
http://www.zavuch.info.ru – дидактические материалы, тесты, контрольные.
Перечень оборудования
1. Печатные пособия.
Таблицы:
Биотехнология
Генетика
Портреты ученых биологов
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.
Электронная библиотека по общей биологии.
2. Экранно – звуковые пособия:
Видеофильмы:
Фрагментарный видеофильм по генетике
Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов
3. Технические средства обучения
Видеомагнитофон
Компьютер мультимедийный
Мультимедийный проектор
Телевизор
Экран проекционный
4. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
Лупы ручные
Микроскопы школьные
Реактивы и материалы:
Комплект реактивов для базового уровня
5. Модели
Объемные:
1. Клетка
2. Строение ДНК
6. Натуральные объекты
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, экологические особенности разных групп
растений
Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора
Микропрепараты:
1. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)