Рабочая программа по истории (10 класс, УМК: Алексашкина Л.Н., Борисов Н.С., Левандовский А.А., Безносов А.Э.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
История 10 Алексашкина Л.Н., Борисов Н.С., Левандовский А.А., Безносов А.Э. 70 |
Нормативная основа программы
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. История. – М.: Просвещение, 2009 г.
Примерная программа основного общего образования по истории. – М.: Просвещение, 2010
Авторская программа под редакцией Л.Н. Алексашкиной, Всеобщая история. – М., Мнемозина, 2007
Авторская программа под редакцией Н.С. Борисова, История России с древнейших времен до конца XVII века. – М, Просвещение, 2009
Авторская программа под редакцией А.А. Левандовского, История России XVIII-XIX веков. 10 класс.– М., Просвещение, 2009
Цели и задачи обучения по предмету «__История__» в _10_____ классе
Цель:
создать условия для освоения учащимися образовательного стандарта (полного образования на базовом уровне)
Задачи:
- систематизировать и закрепить имевшиеся ранее и полученные в ходе изучения данного курса исторические знания учащихся
-обобщить знания на теоретическом уровне, создающем осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, тенденциях исторического развития в различные эпохи
-представлять мировой исторический процесс в его единстве и многообразии
-формировать у учащихся историческое мышление, умение оперировать основными научными понятиями
-осознавать учащимися места России в истории человечества, вклада России в мировую культуру
-воспитывать у учащихся гражданскую позицию, национальную идентичность, гуманизм, толерантность к другим народам и культурам
Десятый класс занимает важное место в формировании исторического мышления у учащихся потому, что программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у учащихся имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях всемирной и отечественной истории, понимание общих закономерностей развития человечества.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 2 час в неделю (согласно БУП 2011 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение истории в 10 классе составит 70 часов.
1 четверть – 18 часов
2 четверть – 14 часов
3 четверть – 22 часов
4 четверть – 16 часов
Из них: контрольные уроки – 4.
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
За год |
|
Контрольная работа |
2 |
1 |
1 |
4 |
|
Тест |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Итого: |
11 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках истории
На уроках истории в 10 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как литература, искусство, обществознание, так как у учащихся формируется умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач, умение выбирать языковые средства для построения диалога, монолога, письменного текста с учетом особенностей разных видов речи, умение задавать вопросы, стремление к более точному выражению собственного мнения.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:
ведущей деятельностью учащихся является учебная деятельность;
учащиеся продолжают осваивать социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия подростков с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
у подростков продолжают формироваться умения учиться и способность к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
изменяется самооценка учащихся, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
продолжается моральное становление личности, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Для мыслительной сферы учащихся 10 классов характерны возрастающая способность к абстрагированию, рассуждению в категориях не только действительного, но и возможного, интеллектуальное экспериментирование, выдвижение собственных версий. Соответственно в курсах истории особое внимание уделяется диалогическим соотношениям ряда ключевых категорий, помогающим раскрыть характер взаимодействий людей в различных сферах общественной жизни. Расширяется и круг используемых источников.
Изучение истории в средней школе призвано создать условия для полноценного выполнения учащимися типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Они стремятся понять существующие причинно-следственные связи. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является дальнейшее развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с источниками при написании рефератов.
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями подростков этого возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
фронтальная (общеклассная)
групповая (в том числе и работа в парах)
индивидуальная
исследовательская
Педагогические технологии:
Информационно-коммуникативные технологии
исследовательские технологии
проблемные технологии
технология развития критического мышления
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, проблемная лекция, работа с учебником, работа с источником, практикум
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, картами, презентациями
3. Практические методы: устные и письменные задания по реализации ФГОС, уроки-исследования, рефераты
Активные методы обучения: проблемные ситуации, семинар, групповая работа, урок с использованием ТСО, исследование.
Средства обучения:
для учащихся: учебники, рабочие тетради, контурные карты, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
текущий,
тематический,
итоговый,
комплексный
Формы контроля:
проверочная работа;
тестирование;
фронтальный опрос;
индивидуальные разноуровневые задания
контрольная работа
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. |
Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. 10 класс. – М.: Мнемозина, 2010 |
2. |
Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. –М.: Просвещение, 2010 |
3. |
Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков. 10 класс. – М.: Просвещение, 2011 |
4. |
Безносов А.Э. История России и мир. 9-11 классы. Тесты. –М.: Дрофа, 2008 |
5. |
Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. – М., 2001 |
6. |
Подготовка к ЕГЭ-2013, учебно-методическое пособие. –М.: Просвещение, 2012 |
7. |
Чернова М.Н., Румянцева В.Я. Работа с документами на уроках истории. – М.,2008 |
8. |
Назыров Е.А Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие. – М., 2009 |
9. |
Данилов А.А., Косулина Л.Г Россия и мир. 10 класс. – М.,2010 |
10. |
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы.-Волгоград, Учитель-АСТ, 2004 |
Наглядно-демонстрационные пособия:
Таблицы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века (хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Карты.
Технические средства обучения (кассеты):
- Романовы (начало династии)
- Петр I – император России
- Александр II
Мультимедийные пособия:
- InternetUrok.ru
- Statehistory.ru
- Http://www.hrono.ru/
- Http://www.rules.ru
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по курсу «История».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
||
Уроки |
Контрольные работы |
|||||
|
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья |
8 |
7 |
1 |
||
|
Западная Европа в XI – XV веках |
4 |
3 |
1 |
||
|
Запад в Новое Время |
7 |
6 |
1 |
||
|
Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации |
9 |
7 |
2 |
||
5. |
Древнерусское государство в XI-XIII веках |
6 |
5 |
1 |
||
6. |
Российское государство в XIV-XVII веках |
5 |
4 |
1 |
||
7. |
Российская империя в XVIII веке |
12 |
11 |
1 |
||
8. |
Россия в первой половине XIX века |
9 |
8 |
1 |
||
9. |
Россия во второй половине XIX века |
10 |
8 |
2 |
||
В нижней части таблицы часы суммируются |
||||||
Итого: |
70 |
11 |
Содержание рабочей программы
№ п/п |
Название темы |
Необходимое количество часов для ее изучения |
Основные изучаемые вопросы темы |
|
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья |
8 |
История в системе гуманитарных наук. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Родоплеменные отношения. Формирование индо - буддийской и китайско - конфуцианской цивилизаций. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока. Полисная политическо – правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Ранняя христианская церковь. Возникновение исламской цивилизации. |
|
Западная Европа в XI – XV веках |
4 |
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Становление и развитие сословно – корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Предпосылки модернизации. |
|
Запад в Новое Время |
7 |
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. От сословно – представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII – XIX вв. Идеология Прсвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. |
|
Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации |
9 |
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.Промышленный переворот. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Эшелоны модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII - XIX вв. Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени.Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. |
|
Древнерусское государство в XI-XIII веках |
6 |
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Место славян среди индоевропейцев. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Принятие христианства. Княжеские усобицы. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII в. Нашествие монголов на Русь. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. |
|
Российское государство в XIV-XVII веках |
5 |
Борьба за политическую гегемонию в Северо – Восточной Руси. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно – представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Причины и характер Смуты. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVIIв. Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения в России во второй половине XVIIв. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. |
|
Российская империя в XVIII веке |
12 |
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. |
|
Россия в первой половине XIX века |
9 |
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII- первой половине XIX в. Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в. Особенности русского Просвещения. |
|
Россия во второй половине XIX века |
10 |
Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступление разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. |
Календарно-тематическое планирование по ___истории ______________________________________________
на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п |
Тема урока |
РК и КОУ |
Тип урока |
Элементы содержания или основные понятия урока |
Виды деятель ности |
Формы контроля |
Практические и контрольные работы… |
Оборудование Наглядность |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
I четверть |
||||||||||
1 |
Введение. Задачи и особенности курса |
Традиц |
Знать:сущностьисторич.пространства, его эволюцию и взаимосвязи Уметь:характеризовать периоды в развитии важнейших историч.процессов, проводить сравнительный анализ |
Определить многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию |
Текущ. |
|||||
2 |
Древний Восток |
Комбинирован. |
Знать:факторы и формы возникновения государства, осн.чертывосточной деспотии Уметь:составлять таблицу |
Выявить отличительные черты восточных деспотий |
Текущ. |
Карта |
||||
3 |
Древняя Греция и Древний Рим |
Комбинирован. |
Знать:особенности цивилизаций Древних Греции и Рима, сущность античного полиса и античного рабства Уметь:проводить сравнительную характеристику |
Сравнить Афины и Спарту как два типа древнегреческого полиса, сравнить восточную деспотию с полисной системой |
Текущ. |
Карта |
||||
4 |
Рождение Европейской цивилизации |
Комбин ирован. |
Знать:причины формирования новой цивилизации Уметь:определять характерные черты, проводить сравнительный анализ |
Сравнить Европейскую цивилизацию с восточной деспотией и античным полисом |
Текущ. |
Карта |
||||
5 |
Страны Западной Европы в раннее Средневековье |
Комбинирован. |
Знать:принципы феодальной системы,этапы становления сословно-корпоративного строя Уметь:устанавливать причинно-следственные связи |
Систематизировать и представить материал, характеризующий причины и последствия изменений, происходящих в обществе |
Текущ. |
|||||
6 |
Византийская империя и восточнохристианский мир |
Комбинирован. |
Знать:характерные черты Византийской империи Уметь:определять роль социокультурного и политического влияния Византии |
Работа в группах. Выполнение заданий на выявление характерных черт |
Текущ. |
Карта |
||||
7 |
Исламский мир |
Комбинирован. |
Знать:причинывозникн-я исламской цивилизации Уметь:анализировать особенности исламской цивилизации |
Дать сравнительную характеристику ислама с христианскими ценностями |
Текущ. |
Карта |
||||
8 |
Повторительно-обобщающий урок |
Комбинирован. |
Знать:характерные черты древних цивилизаций Уметь:сравнивать между собой различные типы цивилизаций |
Решение проблемных задач. Тестирование. |
Тематич. |
Тест |
||||
9 |
Средневековое европейское общество |
Комбинирован. |
Знать:сущность сеньориального строя, сущность феодализма Уметь:сравнивать различные источники, выявлять их сходства и различия |
Составить схему «Сеньориальный строй», выявить особенность социальной структуры |
Текущ. |
|||||
10 |
Образование централизованных монархий в Европе |
Комбинирован. |
Знать:особенности государственности Средних веков, сущность сословно-представительной монархии, значение церкви Уметь:делать сообщения |
Подготовить и представить сообщение на одну из представленных тем |
Текущ. |
|||||
11-12 |
Культура средневековой Европы |
Комбинирован. |
Знать:характерные черты новых жанров и стилей в искусстве, осн.его представителей Уметь:выявлять специфику мировоззрения средневекового человека |
Заполнить таблицу по культуре, тестирование |
Тематич. |
Тест |
Иллюстрации |
|||
13 |
На пути к Новому времени |
Комбинирован. |
Знать:причинымодернизации,периодизацию «нового времени» Уметь: устанавливать причинно-следственные связи |
Выполнение заданий на установление причинно-следственных связей(причины и рез-ты ВГО, причины и последствия изменений восприятия мира) |
Текущ. |
Карта |
||||
14 |
Государство и общество стран Западной Европы в XYII веке |
Комбинирован. |
Знать:причины и этапы становления абсолютизма Уметь: развивать навыки составления схемы |
Составить схему (осн. черты абсолютизма) |
Текущ. |
|||||
15 |
Век Просвещения |
Комбинирован. |
Знать: осн.идеи гуманистов эпохи Возрождения, значение идей Просвещения Уметь:объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества |
Провести сравнительную характеристику идей либерализма, консерватизма и социализма |
Текущ. |
|||||
16 |
Английская революция 1640-1660 гг. |
Комбинирован. |
Знать:предпосылки, движущ.силы и значение революции Уметь:анализировать текст, выявляя главное |
Проследить формирование основ гражданского общества и национального самосознания |
Текущ. |
Карта |
||||
17 |
Великая французская революция 1789-1799гг. |
Комбинирован. |
Знать:предпосылки, движущ.силы и значение революции Уметь:анализировать текст, выявляя главное |
Проследить формирование основ гражданского общества и национального самосознания |
Текущ. |
Карта |
||||
18 |
Образование США |
Традиц. |
Знать:причины, ход и итоги борьбы за независимость Уметь:устанавливать причинно-следственные связи |
Составить конспект по плану, выявить основы исторического пути США |
Текущ. |
Карта |
||||
II четверть |
||||||||||
19 |
Повторительно-обобщающий урок |
Обобщение и систематизация |
Знать:осн.факты, явления и понятия, характеризующие Новое время Уметь:понимать обусловленность формирования общественных институтов и норм поведения |
Работа с раздаточным материалом, решение проблемных задач |
Комплексный |
Контрольная работа №1 |
||||
20 |
Промышленная революция и ее последствия |
Традиц. |
Знать:особенности капитализма свободной конкуренции Уметь: определять значение технического прогресса |
Определить причины и последствия циклического характера развития рыночной экономики |
Текущ. |
|||||
21 |
Революции 1848-1849 гг. |
Комбинирован. |
Знать: предпосылки, движущ.силы и значение революций Уметь:анализировать текст, выявляя главное |
Заполнить сравнительную таблицу по странам, выявляя общее и различное |
Текущ. |
|||||
22 |
Социальные реформы |
Комбинирован. |
Знать:причины и последствия изменений Уметь: анализировать текст, выявляя главное |
Провести сравнительный анализ по странам (причины и последствия) |
Текущ. |
|||||
23 |
Идейно-политические течения |
Комбинирован. |
Знать: осн.идеи либерализма, консерватизма, социализма, анархизма, марксизма. Уметь:проводить сравнительную характеристику |
Провести сравнительную характеристику, заполнить таблицу |
Тематич. |
Тест |
Карта |
|||
24 |
Северная Америка во второй половине XIX века |
Традиц. |
Знать:особенности экономического и политического развития США, причины и последствия гражданской войны Уметь:анализировать текст учебника |
Составить конспект по плану |
Текущ. |
Карта |
||||
25 |
Страны Азии и Лат.Америки в XVI-XIX веках |
Комбинирован. |
Знать:особенности модернизации стран «второго эшелона», «периферии» евроатлантического мира Уметь:устанавливать причинно-следственные связи |
Выявить последствия влияния европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока, сопоставить темпы развития стран |
Текущ. |
Карта |
||||
26 |
Культура Нового времени |
Комбинирован. |
Знать: характерные черты культуры это периода, осн.его представителей Уметь:выявлятьспецифику мировоззрения человека Нового времени |
Заполнить таблицу по культуре |
Текущ. |
Иллюстрации |
||||
27 |
Международные отношения в Новое время |
Комбинирован. |
Знать:осн.направления внешних отношений, этапы колониального раздела мира Уметь:определять роль геополитических факторов в международных отношениях |
Соотнести единичные исторические факты и общие явления (определить в них общее и различное) |
Текущ. |
Карта |
||||
28 |
Повторительно-обобщающий урок |
Обобщение и систематизация |
Знать: осн.понятия и события курса за 10 класс Уметь: анализировать, отвечать на вопросы и аргументировать свою точку зрения |
Применять полученные знания при решении практической работы |
Комплексный |
Контрольная работа №2 |
||||
29 |
Народы Восточной Европы |
Традиц. |
Знать:природно-климатические факторы и особенности освоения территории Вост.Европы Уметь:анализировать историческую информацию |
Работа с исторической картой, анализ составленных обучающимися тезисов |
Текущ. |
Карта |
||||
30 |
Восточные славяне в древности |
Традиц. |
Знать: восточнославянские племенные союзы и их соседей; занятия, общественный строй и верования Уметь:показывать на карте территорию расселения вост.славян |
Соотнести сведения летописца с исторической картой |
Текущ. |
«Повесть временных лет» |
||||
31 |
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. |
Комбинирован. |
Знать: причины и этапы складывания государства у вост.славян Уметь: анализировать документ |
Составить конспект, выписав осн.даты, понятия, причины и факторы возникновения русской государственности |
Текущ. |
|||||
32 |
Государство и общество |
Традиц. |
Знать:осн.категории населения, особенности вечевых порядков Уметь:характеризоватьраннефеод.государство и способы внеэкономического принуждения |
Характеризовать суть раннефеод.отношений в Киевской Руси, выделить их особенности |
Текущ. |
|||||
III четверть |
||||||||||
33 |
Раздробленность Руси |
Комбинирован. |
Знать:причины и последствия распада; термины, личности, даты Уметь:давать сравнительную характеристику княжеств и земель в виде таблицы |
Заполнить сравнительную таблицу по княжествам |
Текущ. |
Карта |
||||
34 |
Русь между Востоком и Западом |
Комбинирован. |
Знать: причины и последствия нашествия монголо-татар и экспансии с запада; термины, личности, даты Уметь:устанавливать причинно-следственные связи |
Установить причинно-следственные связи, определить историческое значение победы над немцами и шведами |
Тематич. |
Тест |
||||
35 |
Москва во главе объединения русских земель |
Комбинирован. |
Знать: причины возвышения Москвы, осн.этапы борьбы с Тверью; термины, личности, даты Уметь:давать оценку действиям русских князей |
Определить политические, социальные, экономические и территориально-географические предпосылки возвышения Москвы; последствия собирания земель вокруг Москвы |
Текущ. |
Карта |
||||
36-37 |
Кризис государства и общества. Смутное время. Первые Романовы |
Комбинирован. |
Знать: причины и характер Смуты, этапы борьбы за восстановление независимости страны; термины, личности, даты Уметь:анализировать документы и составлять таблицу |
Заполнить таблицу: «Причины, этапы, последствия» Сообщение на тему: «Феномен самозванства в России» |
Текущ. |
Карта |
||||
38 |
Русская культура |
Комбинирован. |
Знать: особенности культурного развития в условиях централизованного государства; осн.произведения культуры, быт и нравы Уметь:характеризовать главные достижения русской культуры |
Сообщения, таблица: «Новые тенденции в русской культуре» |
Тематич. |
|||||
39 |
Повторительно-обобщающий урок |
Обобщение и систематизация |
Знать: осн.понятия, даты, личности Уметь: анализировать, отвечать на вопросы и аргументировать свою точку зрения |
Применять полученные знания при решении практической работы |
Тематич. |
Тест |
||||
40 |
Начало правления Петра I |
Традиц. |
Знать: суть и значение первых петровских преобразований Уметь:структурировать учебный материал в виде схемы; высказывать свою точку зрения |
Схема по первым преобразованиям Петра |
Текущ. |
Карта |
||||
41 |
Реформы Петра I |
Комбинирован. |
Знать: суть и значение петровских реформ; термины, личности, даты Уметь: структурировать учебный материал в виде таблицы |
Определить суть реформ Петра, составить схему государственного управления |
Текущ. |
|||||
42-43 |
Внешняя политика Петра I. Северная война |
Комбинирован. |
Знать:осн.события внешней политики при Петре I; причины, этапы и последствия Северной войны Уметь:устанавивать причинно-следственные связи |
Заполнить таблицу: «Причины, этапы, последствия Северной войны» |
Текущ. |
Карта |
||||
44 |
"Культурная революция" в н. XVIII века |
Комбинирован. |
Знать:особенности российского просвещения, общественной мысли и новшества в быту Уметь:готовить сообщения |
Рассуждения на тему: «Петровские преобразования и противостояние им в обществе» |
Текущ. |
|||||
45 |
Эпоха дворцовых переворотов |
Комбинирован. |
Знать:внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра Уметь:определять причины переворотов |
Провести сравнительный анализ правления Петра I и его преемников |
Текущ. |
|||||
46 |
"Просвещенный абсолютизм" Екатерины II |
Традиц. |
Знать: особенности внутренней политики Екатерины II, осн. положения просвещенного абсолютизма Уметь:сравнивать Земские соборы и Уложенную комиссию |
Работа со схемой «Центральное и местное управление», таблицей «Земские соборы и Уложенная комиссия» |
Текущ. |
|||||
47 |
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева |
Комбинирован. |
Знать: изменения в социальной сфере, приведшие к войне Уметь:анализировать текст учебника |
Выделить осн.события, причины,приведшие к войне и ее последствия |
Текущ. |
Карта |
||||
48 |
Внешняя политика России в XVIII веке |
Комбинирован. |
Знать: осн.напрвления внешней политики; понятия, даты, личности Уметь:устанавливать причинно-следственные связи |
Заполнить таблицу, работа с картой |
Текущ. |
Карта |
||||
49 |
Царствование Павла I |
Комбинирован. |
Знать: осн.направления внутренней и внешней политики Уметь:анализировать текст |
Определить итоги правления ПавлаI, высказать свое отношение к мероприятиям его правления |
Текущ. |
|||||
50 |
Русская культура XVIII века |
Комбинирован. |
Знать: особенности развития науки, литературы, архитектуры, живописи, музыки Уметь:характеризовать вклад в развитие культуры выдающихся деятелей |
Сообщения, таблица: «Культура России в XVIII веке» |
Тематич. |
|||||
51 |
Повторительно-обобщающий урок |
Обобщение и систематизация |
Знать: осн.понятия, даты, личности Уметь: анализировать, отвечать на вопросы и аргументировать свою точку зрения |
Применять полученные знания при решении практической работы |
Комплексный |
Контрольная работа №3 |
||||
52 |
Экономическое развитие в к.XVIII - н.XIX вв. |
Комбинирован. |
Знать:особенности экономического развития России в данный период; осн.понятия, даты, личности Уметь:выявлять противоречия между капитализмом и крепостническими порядками |
Сранить крепостную и вольнонаемную мануфактуру |
Текущ. |
|||||
53 |
Реформы Александра I |
Комбинирован. |
Знать:причины, суть реформ, их результаты; осн.понятия, даты, личности Уметь:характеризовать личность Александра |
Составить схему «Система центральных и местных органов управления», проанализировать указ «О вольных хлебопашцах» |
Текущ. |
Указ «О вольных хлебопашцах» |
||||
54 |
Борьба с Наполеоном |
Комбинирован. |
Знать:причины, ход, итоги Отеч.войны; цели и результаты заграничного похода Уметь:анализировать внешнюю политику |
Работа с картой, определить свое отношение к решениям Венского конгресса |
Текущ. |
Карта |
||||
IY четверть |
||||||||||
55 |
Период реакции. Декабристы |
Комбинирован. |
Знать:причины создания тайных обществ, их цели Уметь:характеризовать движение декабристов, сравнивать их программные документы |
Заполнить сравнительную характеристику, определить итоги восстания и причины его поражения |
Текущ. |
|||||
56 |
Внутренняя политика Николая I |
Традиц. |
Знать: особенности внутренней политики Николая I; осн.понятия, даты, личности Уметь: характеризовать личность Николая I |
Составить схему «Система управления» |
Текущ. |
«Теория официально народности» |
||||
57-58 |
Внешняя политика России в первой половине XIX век. Кавказская война |
Комбинирован. |
Знать: осн.направления внешней политики; причины и последствия Крымской войны; осн.понятия, даты, личности Уметь:характеризовать территориальные и военно-политические изменения после подписания мирных договоров |
Заполнить таблицу по осн. направлениям внешней политики и их итогам |
Текущ. |
Карта |
||||
59 |
Общественное движение в годы царствования Николая I |
Традиц. |
Знать:осн. направления общественной мысли; осн.понятия, даты, личности Уметь: анализировать взгляды западников и славянофилов |
Сравнить взгляды западников и славянофилов с «Теорией официальной народности» |
Текущ. |
|||||
60 |
Русская культура первой половины XIX века |
Комбинирован. |
Знать:осн. достижения русской культуры; осн.понятия, даты, личности Уметь: анализировать произведения науки и культуры |
Сообщения, таблица: «Культура России в первой половине XIX века» |
Тематич. |
Тест |
||||
61 |
Начало правления Александра II. Отмена крепостного права |
Комбинирован. |
Знать:причины и этапы подготовки отмены крепостного права; осн. понятия, даты Уметь:структурировать учебный материал в таблицу |
Заполнить таблицу «Реформа 1861 года»; составить тезисный план «Александр II – царь-освободитель» |
Текущ. |
|||||
62 |
Социально-экономическое развитие пореформенной России |
Комбинирован. |
Знать: изменения, произошедшие в экономике и социальной сферах после отмены крепостного права Уметь:проводить сравнительную характеристику |
Сравнить развитие легкой и тяжелой промышленности, характеризовать перемены в социальной сфере |
Текущ. |
|||||
63-64 |
Реформы Александра II |
Комбинирован. |
Знать: даты и содержание реформ Уметь:давать оценку, проведенным мероприятиям |
Заполнить таблицу «Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века» |
Текущ. |
|||||
65 |
Общественное движение середины 50-60-х гг. XIX века |
Традиц. |
Знать: общественные движения и их идеологию; осн. понятия, даты, личности Уметь:анализировать направления общественного движения |
Сравнить общественные движения по плану |
Тематич. |
Тест |
||||
66 |
Противостояние власти и революционеров в 70-80-е гг. XIX века |
Традиц. |
Знать: идеологию народничества; осн. понятия, даты, личности Уметь:сравнивать направления революционного движения |
Составить план «Революционные организации 60-80-х годов» |
Текущ. |
|||||
67 |
Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III |
Комбинирован. |
Знать: политику контрреформ и особенности общественного движения; осн. понятия, даты, личности Уметь: давать оценку деятельности Александра III |
Заполнить таблицу «Контрреформы 80-х гг. XIX века» |
Текущ. |
Карта |
||||
68 |
Внешняя политика России во второй половине XIX века |
Комбинирован. |
Знать: осн.направления и задачи внешней политики; осн.понятия, даты, личности Уметь:характеризовать Восточный вопрос |
Сравнить Сан-Стефанский и Берлинский конгресс; оценить русско-французский договор |
Текущ. |
Карта |
||||
69 |
Русская культура второй половины XIX века |
Комбинирован. |
Знать:особенности и осн. достижения русской культуры; осн.понятия, даты, личности Уметь: анализировать произведения науки и культуры |
Сообщения, таблица: «Культура России во второй половине XIX века» |
Тематич. |
|||||
70 |
Итоговое повторение |
Обобщение и систематизация |
Знать: осн.понятия, даты и события курса за 10 класс Уметь: анализировать, отвечать на вопросы и аргументировать свою точку зрения |
Применять полученные знания при решении контр.работы |
Итоговый |
Контрольная работа №4 |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по ___истории______________ к концу ____10_____ класса
Обучающиеся должны знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию отечественной и всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе
Обучающиеся должны уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой из вне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Контроль уровня обучения
Тест (урок 34)
В каком году, согласно летописному преданию на Русь были приглашены варяги?
862 г. 2) 882 г. 3) 962 г. 4) 988 г.
К какому периоду относится возникновение государства у восточных славян?
VI-VII вв. 2) IX-X вв. 3) X-XI вв. 4) XI-XII вв.
Князь Ярослав Мудрый правил в Киеве в
945-964 гг. 2) 980-1015 гг. 3) 1019-1054 гг. 4) 1113-1125 гг.
Какое событие произошло раньше всех других?
Крещение Руси 3) создание «Русской Правды»
Призвание варягов 4) съезд князей в Любече
Кто из названных князей правил раньше всех других?
Владимир Мономах 3) Святослав
Александр Невский 4) Ярослав Мудрый
Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления
А) Ольга Б) Владимир Святославич В) Владимир Мономах Г) Ярослав Мудрый
Расположите в хронологической последовательности названные события
Написание «Повести временных лет»
Разгром Святославом хазар
Объединение Олегом киевских и новгородских земель
Крещение Руси
Съезд князей в Любече
Создание «Русской Правды»
Восстание древлян
Установите соответствие между событиями и датами.
События: Даты:
А) восстание древлян 1) 988 г.
Б) крещение Руси 2) 1097 г.
В) поход Олега на Царьград 3) 862 г.
Г) съезд князей в Любече 4) 945 г.
5) 911 г.
А |
Б |
В |
Г |
Кто установил в середине X века новую систему сбора дани и податей в землях, подчиненных Киеву?
Игорь 2) Святослав 3) Владимир Святославич 4) Ольга
Составление свода законов «Русская Правда» было завершено
Владимиром Святославичем 3) княгиней Ольгой
Сыновьями Ярослава Мудрого 4) Владимиром Мономахом
Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и именами их участников
События: Участники:
А) создание «Повести временных лет» 1) Рюрик
Б) военный разгром хазар 2) Олег
В) объединение Новгорода и Киева 3) Владимир
Г) начало правления варягов 4) Нестор
Д) принятие христианства Русью 5) Святослав
А |
Б |
В |
Г |
Д |
12. Укажите название, относящееся к приведенному ряду: вятичи, поляне, кривичи,…
1) рядовичи 2) закупы 3) древляне 4) огнищане
13. Район города, заселенный ремесленниками одной специальности, в Древней Руси назывался
1) слободой 2) посадом 3) детинцем 4) общиной
14. Какие три из названных терминов обозначали категории людей, зависимых от крупных землевладельцев в Древней Руси?
1) гость 4) инок
2) рядович 5) холоп
3) закуп 6) волхв
15. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями
Термины, названия: Определения:
А) вира 1) доля члена княжеского рода в родовом владении
Б) полюдье 2) штраф за совершенное преступление
В) погост 3) место сбора дани
Г) удел 4) объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани
Д) вече 5) народное собрание
А |
Б |
В |
Г |
Д |
16. Восстание древлян в 945 году было вызвано
1) нежеланием древлян принимать христианство
2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян
3) межплеменной рознью древлян и вятичей
4) нежеланием древлян принимать участие в походах князя Святослава
17. Съезд русских князей в Любече был созван с целью
1) установить новый порядок взимания дани 3) остановить междоусобицы
2) принять «Русскую Правду» 4) принять решение о введении на Руси христианства
18. Князь Святополк Владимирович был прозван «Окаянным» за
1) бегство с поле боя во время битвы с печенегами
2) то, что наводил на Русь монгольские отряды
3) попытку восстановить на Руси языческую веру
4) жестокость в междоусобной войне и убийство братьев
19. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком событии повествует летописец.
«…Зачем губили русскую землю, асами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей»
Призвании варягов новгородцами 3) заключении договора с Византией
Съезде князей в Любече 4) совете князей перед битвой с хазарами
20. Кого из названных лиц русские князья стали родоначальниками своей династии?
1) Аскольда 2) Дира 3) Рюрика 4) Олега
21. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения Древней Руси?
1) «Русская Правда» 3) «Апостол»
2) «Повесть временных лет» 4) «Слово о полку Игореве»
Критерии для оценивания устного ответа по истории:
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами.фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связано, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал неточное, не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Полностью не усвоил материал.
Оценивание письменных ответов:
Оценка "5" - 100 -90%
Оценка "4" - 89- 70%
Оценка "3" - 69-45%
Оценка "2" - 44-0%
Алексашкина Л.Н., Борисов Н.С., Левандовский А.А., Безносов А.Э.
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. |
Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. 10 класс. – М.: Мнемозина, 2010 |
2. |
Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. –М.: Просвещение, 2010 |
3. |
Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков. 10 класс. – М.: Просвещение, 2011 |
4. |
Безносов А.Э. История России и мир. 9-11 классы. Тесты. –М.: Дрофа, 2008 |
5. |
Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. – М., 2001 |
6. |
Подготовка к ЕГЭ-2013, учебно-методическое пособие. –М.: Просвещение, 2012 |
7. |
Чернова М.Н., Румянцева В.Я. Работа с документами на уроках истории. – М.,2008 |
8. |
Назыров Е.А Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие. – М., 2009 |
9. |
Данилов А.А., Косулина Л.Г Россия и мир. 10 класс. – М.,2010 |
10. |
Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы.-Волгоград, Учитель-АСТ, 2004 |
11. |
Варианты ЕГЭ по истории России разных лет |
Наглядно-демонстрационные пособия:
Таблицы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века (хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Карты.
- Технические средства обучения (кассеты):
- Романовы (начало династии)
- Петр I – император России
- Александр II
Мультимедийные пособия:
- InternetUrok.ru
- Statehistory.ru
- Http://www.hrono.ru/
- Http://www.rules.ru
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «История».