Рабочая программа по информатике для 10 класса по УМК Семакин И.Г.

1
0
Материал опубликован 15 January 2021

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

ДЛЯ 10 ГКЛАСС (1 час в неделю, 34 часа в год)

 

Планируемые результаты изучения предмета информатика 10г класс

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты

– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

Ученик научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

 

Предметные результаты

 

Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;

– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.

– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.

-создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации.

– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:

– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;

– использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

– понимать принцип управления робототехническим устройством;

– осознанно подходить к выбору ИКТ- средств для своих учебных и иных целей;

– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;

– использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;

– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.

определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;

строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

находить оптимальный путь во взвешенном графе;

-определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

-выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

-создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

-использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

-понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

-использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

-аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения.


 


 


 


 


 

 

Содержание курсапредмета «Информатика и ИКТ»

10г класс

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

1

Введение в предмет.

Вводный урок. Техника безопасности, обзор курса.

1

2

Информация и информационные процессы.

 

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.

Универсальность дискретного представления информации.

Измерение информации. Объемный и содержательный подходы.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Поиск данных. Постановка задачи поиска данных.Передача информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

 

6

3

Математические основы информатики.

Тексты и кодирование. Системы счисления.

 

Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.

Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Перевод в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

 

2

4

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.

 

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.

Построение логического выражения с данной таблицей истинности.

 

3

5

Дискретные объекты.

 

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Этапы моделирования.

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.

 

3

6

Алгоритмы и элементы программирования.

Алгоритмические конструкции.

Составление алгоритмов и их программная реализация.

 

Алгоритм как модель деятельности. Этапы решения задач на компьютере.

Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.

Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей.

Подпрограммы.

Табличные величины (массивы).

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Постановка задачи сортировки массивов.

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.

Разработка алгоритма нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов

 

8

7

Математическое моделирование.

 

Компьютерное и информационное моделирование. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Классификация моделей.

Структурирование данных. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.

 

3

8

Использование программных систем и сервисов.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных.

 

Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы.

Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.

Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств.

Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.

 

4

9

Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Работа с аудиовизуальными данными.

 

Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.

Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.

а.

Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.

 

4

Итого

34

 

 


 

Календарно-тематическое планирование 10 г, мклассы

(Информатика и ИКТ, 10-11 классы, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Москва, издательство «Бином – Лаборатория знаний», 2008, 2009 гг.)

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

Планируемые

 

Фактические

 

 

 

I

Введение в предмет.

1

 

 

 

1

Вводный урок. Техника безопасности при работе на компьютере.

1

 

 

Правила поведения и ТБ

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

II

Информация и информационные процессы.

6

 

 

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе;

- понятия«шифрование», «дешифрование».

Учащиеся должны уметь:

- применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

 

Учащиесядолжны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума.

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

 

 

 

 

 

 

2

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.

 

1

 

 

 

3

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.

Универсальность дискретного представления информации.

 

1

 

 

 

4

Вводная контрольная работа.

1

 

 

 

5

Анализ контрольной работы. Измерение информации.

1

 

 

 

6

Объемный и содержательный подход измерения информации.

 

1

 

 

7

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Поиск данных. Постановка задачи поиска данных.Передача информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

1

 

 

III

Математические основы информатики.

Тексты и кодирование. Системы счисления.

 

 

2

 

 

8

Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.

 

1

 

 

9

Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Практическая работа №1 по теме: «Перевод в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления».

1

 

 

IV

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.

 

3

 

 

10

 

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.

1

 

 

11

Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Практическая работа №3 по теме: «Построение

таблиц истинности».

1

 

 

12

Контрольная работа №2 по теме: «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики».

1

 

 

V

Дискретные объекты.

 

3
 

 

 

 

13

Анализ контрольной работы №2. Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Этапы моделирования.

1

 

 

14

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.

1

 

 

15

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.

1

 

 

VI

Алгоритмы и элементы программирования.

Алгоритмические конструкции.

Составление алгоритмов и их программная реализация.

 

8

 

 

 

16

Алгоритм как модель деятельности. Этапы решения задач на компьютере.

Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.

 

1

 

 

 

17

Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.

 

1

 

 

 

18

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей.

1

 

 

 

19

Подпрограммы.

Табличные величины (массивы).

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

 

1

 

 

 

20

Постановка задачи сортировки массивов. Практическая работа №4 по теме: «Разработка алгоритмов работы с элементами массива с однократным просмотром массива»

 

1

 

 

 

21

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.

 

1

 

 

 

22

Практическая работа №5 по теме: «Разработка алгоритма нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов».

1

 

 

 

23

Контрольная работа №3 по теме: «Алгоритмы и элементы программирования».

1

 

 

 

VII

Математическое моделирование.

 

3

 

 

 

24

Анализ контрольной работы №3. Компьютерное и информационное моделирование. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

 

1

 

 

 

25

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Классификация моделей.

1

 

 

 

26

Структурирование данных. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.Практическая работа №6 по теме: «Построение информационной модели для решения поставленной задачи».

 

1

 

 

 

VIII

Использование программных систем и сервисов.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных.

 

4

 

 

 

27

Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы.

Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.

 

1

 

 

Выпускник на базовом уровне научится:

аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.

Выпускник на базовом уровне научится:

строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.

28

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.

 

1

 

 

29

Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств.

Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

 

1

 

 

30

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.

1

 

 

IX

Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Работа с аудиовизуальными данными.

 

 

4

 

 

31

Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.

 

1

 

 

32

Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.

 

1

 

 

33

Годовая контрольная работа.

1

 

 

Выпускник на базовом уровне научится:

аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

 

34

Анализ годовой контрольной работы. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.

 

1

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.