12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гузель29 |
Рабочая программа по информатике ФГОС УМК Семакин И.Г. (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ
ДЛЯ 10 ГКЛАСС (1 час в неделю, 34 часа в год)
Планируемые результаты изучения предмета информатика 10г класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
•личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
•метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
•предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
-создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации.
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать принцип управления робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ- средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
-определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
-выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
-создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
-использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
-понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
-использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
-аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения.
Содержание курсапредмета «Информатика и ИКТ»
10г класс
№ | Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
1 | Введение в предмет. | Вводный урок. Техника безопасности, обзор курса. | 1 |
2 | Информация и информационные процессы.
| Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Измерение информации. Объемный и содержательный подходы. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Поиск данных. Постановка задачи поиска данных.Передача информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
| 6 |
3 | Математические основы информатики. Тексты и кодирование. Системы счисления.
| Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Перевод в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
| 2 |
4 | Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
| Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности.
| 3 |
5 | Дискретные объекты.
| Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Этапы моделирования. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.
| 3 |
6 | Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмические конструкции. Составление алгоритмов и их программная реализация.
| Алгоритм как модель деятельности. Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Подпрограммы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Постановка задачи сортировки массивов. Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Разработка алгоритма нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов
| 8 |
7 | Математическое моделирование.
| Компьютерное и информационное моделирование. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Классификация моделей. Структурирование данных. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
| 3 |
8 | Использование программных систем и сервисов. Компьютер – универсальное устройство обработки данных.
| Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
| 4 |
9 | Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Работа с аудиовизуальными данными.
| Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. а. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
| 4 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 10 г, мклассы
(Информатика и ИКТ, 10-11 классы, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Москва, издательство «Бином – Лаборатория знаний», 2008, 2009 гг.)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Планируемые |
Фактические | ||||
|
|
| |||
I | Введение в предмет. | 1 |
|
|
|
1 | Вводный урок. Техника безопасности при работе на компьютере. | 1 |
|
| Правила поведения и ТБ Учащиеся должны знать: - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классах - из каких частей состоит предметная область информатики |
II | Информация и информационные процессы. | 6 |
|
| Учащиеся должны знать: - три философские концепции информации - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации - что такое язык представления информации; какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации; - примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе; - понятия«шифрование», «дешифрование». Учащиеся должны уметь: - применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации. Учащиеся должны знать: - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов) - связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации - определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиесядолжны уметь: - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы. Учащиеся должны знать: - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики - модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума. Учащиеся должны уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
|
2 | Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
| 1 |
|
| |
3 | Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации.
| 1 |
|
| |
4 | Вводная контрольная работа. | 1 |
|
| |
5 | Анализ контрольной работы. Измерение информации. | 1 |
|
| |
6 | Объемный и содержательный подход измерения информации.
| 1 |
|
| |
7 | Хранение информации; выбор способа хранения информации. Поиск данных. Постановка задачи поиска данных.Передача информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. | 1 |
|
| |
III | Математические основы информатики. Тексты и кодирование. Системы счисления.
| 2 |
|
| |
8 | Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
| 1 |
|
| |
9 | Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Практическая работа №1 по теме: «Перевод в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления». | 1 |
|
| |
IV | Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
| 3 |
|
| |
10
| Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. | 1 |
|
| |
11 | Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Практическая работа №3 по теме: «Построение таблиц истинности». | 1 |
|
| |
12 | Контрольная работа №2 по теме: «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики». | 1 |
|
| |
V | Дискретные объекты.
| 3
|
|
| |
13 | Анализ контрольной работы №2. Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Этапы моделирования. | 1 |
|
| |
14 | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. | 1 |
|
| |
15 | Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. | 1 |
|
| |
VI | Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмические конструкции. Составление алгоритмов и их программная реализация.
| 8 |
|
|
|
16 | Алгоритм как модель деятельности. Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
| 1 |
|
|
|
17 | Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
| 1 |
|
|
|
18 | Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. | 1 |
|
|
|
19 | Подпрограммы. Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
| 1 |
|
|
|
20 | Постановка задачи сортировки массивов. Практическая работа №4 по теме: «Разработка алгоритмов работы с элементами массива с однократным просмотром массива»
| 1 |
|
|
|
21 | Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
| 1 |
|
|
|
22 | Практическая работа №5 по теме: «Разработка алгоритма нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов». | 1 |
|
|
|
23 | Контрольная работа №3 по теме: «Алгоритмы и элементы программирования». | 1 |
|
|
|
VII | Математическое моделирование.
| 3 |
|
|
|
24 | Анализ контрольной работы №3. Компьютерное и информационное моделирование. Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
| 1 |
|
|
|
25 | Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Классификация моделей. | 1 |
|
|
|
26 | Структурирование данных. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.Практическая работа №6 по теме: «Построение информационной модели для решения поставленной задачи».
| 1 |
|
|
|
VIII | Использование программных систем и сервисов. Компьютер – универсальное устройство обработки данных.
| 4 |
|
|
|
27 | Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
| 1 |
|
| Выпускник на базовом уровне научится: аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу. Выпускник на базовом уровне научится: строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы. |
28 | Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
| 1 |
|
| |
29 | Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
| 1 |
|
| |
30 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. | 1 |
|
| |
IX | Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Работа с аудиовизуальными данными.
| 4 |
|
| |
31 | Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
| 1 |
|
| |
32 | Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
| 1 |
|
| |
33 | Годовая контрольная работа. | 1 |
|
| Выпускник на базовом уровне научится: аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
|
34 | Анализ годовой контрольной работы. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
| 1 |
|
|