Рабочая программа по физике для 10-11 классов (УМК Г. Я. Мякишева)
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» при исправительном учреждении | |
Проверено _______________/_Логинова О.А.___/ _______________/__Овсянников Е.М.____/ _______________/__Федорова Л.А._____/
от «___»___________2019г.
| Утверждено Директор ГКОУ СОШ № 4 при ИУ _____________/__Логинова О.А.__/
Приказ № _____от __________2019г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике 10 класс
среднее общее образование (базовый уровень)
Класс: 10
Уровень общего образования: среднее общее (Базовый уровень)
Учитель физики: Логинова Ольга Анатольевна
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 105 часов в год, в неделю 3 часа
Планирование составлено на основе программы: Примерная программа учебного предмета Физика 10 - 11 кл. (авторы программы Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., М.: Дрофа, 2013г., рекомендованная письмом департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263)
Учебник: «Физика» Базовый уровень. 10 класс Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский; М.: Просвещение, 2015г.
ст.Александрийская
«___»_______________ 2019 г. ____________________
(подпись учителя)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» сформирована в соответствии с основными федеральными и региональными нормативными документами и рекомендациями министерства образования Ставропольского края:
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы»;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015;
Приказом Минюста России и Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 декабря 2016 г. № 274/1525 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы»
Основной образовательной программой среднего общего образования ГКОУ СОШ № 4 при ИУ;
Учебного плана ГКОУ СОШ № 4 при ИУ на 2019-2020 учебный год.
Положения ГКОУ СОШ № 4 при ИУ о порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов, элективных курсов по выбору ГКОУ СОШ № 4 при ИУ
Учебно-методический комплект включает:
Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10 – М.: Просвещение, 2016.
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – М.: Дрофа, 2014. – 192 с
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов осужденных в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление осужденных с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает учащегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Изучение физики в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний
о современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах , элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной;
знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;
овладение умениями
проводить наблюдения, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы;
развитие в процессе:
решения физических задач и
воспитание
убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач;
использование приобретенных знаний и умений для объяснения:
явлений природы,
свойств вещества,
принципов работы технических устройств,
решения физических задач,
Рабочая программа предусматривает формирование у осужденных общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего общего образования являются:
Познавательная деятельность:
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего общего образования из расчета 3 учебных часа в неделю.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Требования к изучению предмета направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
знать/понимать
основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Содержание курса
10 класс
Механика (46 часов)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
1. Изучение движения тел по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение Закона сохранения механической энергии.
В результате изучения физики на базовом уровне учащийся должен
знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, резонанс, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны; смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принцип относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса,основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей; приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, в энергетике; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде. |
Молекулярная физика (20 часов)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
3. Опытная проверка Закона Гей-Люссака.
В результате изучения физики на базовом уровне учащийся должен
знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, вещество, взаимодействие, идеальный газ, атом, смысл физических величин: внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): принцип суперпозиции, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики,; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять:, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей; приводить примеры практического применения физических знаний: термодинамики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде. |
Электродинамика (33 часа)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Плазма.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
В результате изучения физики на базовом уровне учащийся должен
знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна,; смысл физических величин: скорость, масса, сила, давление, импульс, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы; смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять: электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей; приводить примеры практического применения физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
|
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ | Промежуточная аттестация по итогам полугодия |
10 класс | | |||
МЕХАНИКА | 46 | 2 | 3 | 1 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА | 20 | 1 | 1 | 1 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА. | 33 | 2 | 1 | |
Повторение | 2 | | | |
Резерв | 4 | | | |
Всего | 105 | 5 | 5 | 2 |
Критерии и нормы оценок:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ учащийсяа удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требования правил безопасности труда.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.
Качество решения | Оценка |
Правильное решение задачи: | 5 |
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | 4 |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (учащийся не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. | 3 |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. | 2 |
Перечень ошибок.
Грубые ошибки.
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
№ | Название | Осн. содержание |
1 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости». | Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, измерительная лента, циркуль, динамометр, весы с разновесами, шарик на нити, лист бумаги, линейка Порядок выполнения работы. Определить массу шарика на весах с точностью до 1 г. Вычертить на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измерить радиус с точностью до 1 см. Штатив с маятником расположить так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращать маятник так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как начерченная на бумаге. Отсчитать время, за которое маятник совершает 20 – 30 оборотов. Определить высоту конического маятника. Для этого измерить расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса (считатьh ≈ l). Найти модуль центростремительного ускорения по формулам: aп= 4π2 T2 Rи aп = gRh Результаты измерений занести в таблицу: |
2 | Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии». | Цель работы: сравнить изменения потенциальной анергии груза и потенциальной энергии пружины. Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с фиксатором, груз, прочная нить, измерительная лента или линейка с миллиметровыми делениями. Указание к работе. 1. Соберите установку, изображенную на рисунке. 2. Привяжите груз на нити к крючку динамометра (длина нити 12 — 15 см). Закрепите динамометр в зажиме штатива на такой высоте, чтобы груз, поднятый до крючка, при падении не доставал до стола. 3. Приподняв груз так, чтобы нить провисала, установите фиксатор на стержне динамометра вблизи ограничительной скобы. 4. Поднимите груз почти до крючка динамометра и измерьте высотуh1, груза над столом (удобно измерять высоту, на которой находится нижняя грань груза). 5. Отпустите груз без толчка. Падая, груз растянет пружину, и фиксатор переместится по стержню вверх. Затем, растянув рукой пружину так, чтобы фиксатор оказался у ограничительной скобы, измерьте F, х и h2. 6. Вычислите: а) вес груза Р = mg; б) увеличение потенциальной энергии пружины Епр = Fx/2; в) уменьшение потенциальной энергии груза |ΔEгр| = P(h1 - h2). 7. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу. Ниже приведены первые две строки этой таблицы. |
3 | Лабораторная работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» | Цель: экспериментально проверить закон Гей-Люссака Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, длиной 600 мм и диаметром 8—10 мм; цилиндрический сосуд высотой 600 мм и диаметром 40—50 мм, наполненный горячей водой (t ~ 60 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин, термометр, линейка. Проведение эксперимента, обработка результатов 1. Измерьте длину l1 стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде. 2. Приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом рассказано выше. Измерьте длину 12 воздушного столба в трубке и температуру окружающего воздуха Т2. 3. Вычислите отношения l1/l2 и T1/T2, относительные (ε1 и ε2) и абсолютные (Δ1 и Δ2) погрешности измерений этих отношений по формулам , 4. Сравните отношения l1/l2 и T1/T2. 5. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака. |
4 | Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | Цель работы: проверить справедливость законов электрического тока для последовательного и параллельного соединения проводников. Оборудование: источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат. Ход работы: Проведите расчеты по результатам эксперимента. На основании проведенных опытов, сделайте вывод о том, выполняются ли законы электрического тока для последовательного и параллельного соединений проводников. |
5 | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | ЦЕЛЬ: научиться измерять ЭДС источника тока и косвенными измерениями определять его внутреннее сопротивление Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, провода, реостат, источник тока. Ход работы: 1. Измерьте ЭДС источника тока. 2. Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе и вычислите rпр. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, используя данные о классе точности приборов. 3. Запишите результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока: |
Календарно-тематическое планирование уроков физики в 10 классе
№ | Кол. час | Дата план | Тема урока | Тип урока | СУМ | Требования к уровню подготовки учащихся | ДЗ | |||
МЕХАНИКА (46 часов) | ||||||||||
Введение (1) | ||||||||||
1 | 1 | | Входной контроль. Инструктаж по ТБ. Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости | Комбинированный урок. Информационно – развивающийся | Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории. Моделирование физ. явлений и процессов. Научные гипотезы. Физ. тории. Границы применимос-ти законов и теорий. Основные элементы физ. картины мира. | Понимать смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Познакомить с элементами истории физики. Физика - основа естествознания. Познакомить с научным методом: научный эксперимент-- физическая гипотеза-модель—физическая теория—эксперимент. Знать и понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличить гипотезы от научных теорий. Показать роль эксперимента и теории в процессе познания природы. | § 1, 2 | |||
Основы кинематики (17 ч) | ||||||||||
2 | 1 | | Движение точки и тела. Положение тела в пространстве. | Комбинированный урок. Информационно – развивающийся | Механическое движение, виды движений, его характеристики. Принцип относительности Галилея. Материальная точка, перемещение, скорость, путь. Связь между кинематическими величинами. Физ. смысл различных видов движения. | Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие. Смысл физ. величин: скорость, ускорение. Строить график зависимости(х от t)/.Формировать понятия: механическое движение, система отсчёта, траектория, координаты, радиус-вектор, скалярные и векторные величины, перемещение и путь.. Знать различные виды механического движения. Познакомить со способами описания движения. Политехническое воспитание при изучении этих понятий. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять механическое движение. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации | § 3, 4 | |||
3 | 1 | | Способы описание движения. Система отсчета. Перемещение | § 5, 6 | ||||||
4 | 1 | | Скорость прямолинейного равномерного движения | § 7 | ||||||
5 | 1 | | Уравнение прямолинейного равномерного движения. | § 8 | ||||||
6 | 1 | | Решение задач. | Урок закрепления знаний | Графическое построение векторов | Графическое построение векторов перемещения по заданной траектории, вектора суммы или разности двух или нескольких векторов; определение составляющих векторов по вектору суммы или Решение задачПов.П.5-8по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным проекциям | § 7, 8 Упр.1(1) | |||
7 | 1 | | Мгновенная скорость. Сложение скоростей | Комбинированный урок | Понятие скорости, уравнение равномерного движения. Графики прямо -линейного движения, мгновенная скорость. | Познакомить с классификацией движений по траектории. Ввести понятие: мгновенная скорость точки, криволинейное движение, инерциальные системы отсчета.Показать направление мгновенной скорости в данной точке траектории | § 9, 10
УПР.2 (2) | |||
8 | 1 | | Ускорение. Единица ускорения | Информационно – развивающийся | Прямолинейное равноускоренное движение, уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Падение тел в отсутствии сопротивления воздуха. Ускорение свободного падения. | Ввести понятия и знать смысл: ускорение точки, единица ускорения, прямолинейное равноускоренное движение, замедленное движение (для проекции скорости, проекции перемещения, координаты, радиус-вектора). Записывать уравнения движения с постоянным ускорением. Формировать знания, умения, навыки, решая расчётные задачи на определение положения движущейся точки в любой момент времени. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач. Политехническое воспитание. | § 11, 12 | |||
9 | 1 | | Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением | § 13, 14 Упр.3 (2) | ||||||
10 | 1 | | Решение задач | §13,14 Р№70,72 | ||||||
11 | 1 | | Свободное падение тел | § 15 | ||||||
12 | 1 | | Движение с постоянным ускорением свободного падения | § 16 Упр.4(2) | ||||||
13 | 1 | | Равномерное движение точки по окружности | § 17 Р№93 | ||||||
14 | 1 | | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | Урок практикум .Проблемно- поисковый. | Процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Знать/ понимать условия движения тел по окружности. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии | Уметь определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности: используя законы кинематики и динамики. Формировать умения и навыки производить измерения, сравнивать результаты и получать выводы о точности измерений, об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления. | § 17 | |||
15 | 1 | | Решение задач. | Урок закрепления знаний | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным условиям | Формировать умения и навыки решения разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных | § 3 – 17 Р№ 13, 23,46,58,98 | |||
16 | 1 | | Движение тел. Поступа-тельное движение | Информационно–развивающийся | Угловое ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками | Рассмотреть особенности элементов кинематики твердого тела. Установить связь между линейными и угловыми характеристиками Решать простейшие задачи на определение линейной и угловой скорости движения тела. | § 18 | |||
17 | 1 | | Вращательное движение твердого тела | § 19 Упр.5(2) | ||||||
18 | 1 | | Контрольная работа №1 «Основы кинематики» | Урок контроля Репродуктивный. | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме
| Формировать навыки самостоятельной работы уч-ся, умение применять полученные знания при решении задач. | § 18, 19 | |||
Основы динамики (8 ч) | ||||||||||
19 | 1 | | Основное уравнение механики. Материальная точка | Комбинированный урок. Информационно – развивающийся Частично – поисковый | Взаимодействие тел в природе. Масса. Сила. Явление инерции. 1-й закон Ньютона. Понятие силы как меры взаимодействия тел. Инерциальные системы отсчёта. 2-ой закон Ньютона. 3-ий закон | Знать-понимать: инерциальная система отсчёта, неинерциальная система отсчета, свободное тело, инертность, масса, 1 закон Ньютона. Показать особую значимость этого закона и его смысл. Ввести понятие силы как количественной меры взаимодействия тел. Знать-понимать второй закон Ньютона и третий закон Ньютона,границы применимости законов Ньютона. Показать на примерах проявление законов в природе Формировать знания, умения, навыки, решая качественные задачи, показать применение этих законов при объяснении движения тел. | § 20, 21 | |||
20 | 1 | | Первый закон Ньютона | § 22 | ||||||
21 | 1 | | Сила. Связь между ускорением и силой. | § 23, 24 | ||||||
22 | | Второй закон Ньютона. Масса | § 25 | |||||||
23 | 1 | | Решение задач | § 25 Упр.6(2) | ||||||
24 | 1 | | Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц | § 26, 27 | ||||||
25 | 1 | | Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике | Комбинированный урок. Информационно– развивающийся | Относительность механического движения. Принцип относительности Галилелея | Продолжить формирование знаний об относительности движения, доказать, что траектория, перемещение, координаты, скорость - понятия относительные. Показать роль польского учёного Н. Коперника, итальянского учёного Галилео Галилея в формировании мировоззрения об относительности механического движения. Изучить принцип относительности, понимать его смысл. Воспитывать уважение к творцам науки. | § 28 | |||
26 | 1 | | Решение задач. | Урок закрепления знаний. | Знание законов Ньютона | Уметь решать задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения, силы, а также ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. | § 28 Упр.6(5) | |||
Силы в природе. (7 ч) | ||||||||||
27 | 1 | | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения | Информационно – развивающийся | Сила тяжести и весРазличие силы тяжести и весу тела: их природа, изображение на чертеже и действие в состоянии невесомости. | Знать-пониматьчетыре типа сил: гравитационные, электромагнитные, ядерные, слабые силы. Понимать причину возникновения силы всемирного тяготения и от чего зависит эта сила, раскрыть смысл закона всемирного тяготения, показать его практическую значимость; равенство инертной и гравитационной масс. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 29 – 31 | |||
28 | 1 | | Первая космическая скорость. Решение задач | § 32Упр.7(1) | ||||||
29 | 1 | | Сила тяжести и вес. Невесомость | § 33 | ||||||
30 | 1 | | Деформация и силы упругости. Закон Гука | § 34, 35 | ||||||
31 | 1 | | Роль сил трения. Силы трения между соприка- сающимися поверхнос-тями твердых тел. | Творчески- репродуктивный | Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения | Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач по этой теме и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 36 – 38 Упр.7(3) | |||
32 | 1 | | Решение задач | § 20 – 38 Р№188,204 | ||||||
33 | 1 | | Контрольная работа №2 «Основы динамики. Силы в природе» | Репродуктивный | Проверить знания уч-ся. | Повторить и систематизировать знания этих тем. Проверить знания уч-ся по этим темам в форме физического диктанта «Дополни предложения», заполнения обобщающих таблиц, решения задач. | § 36 – 38 | |||
Законы сохранения в механике (9 ч) | ||||||||||
34 | 1 | | Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона | Урок повторения | замкнутая система, импульс материальной точки и импульс силы. Закон сохранения импульса | Знать/понимать смысл понятий: замкнутая система, импульс материальной точки, закона сохранения импульса, его единица и импульс силы, внутренние силы системы, внешние силы по отношению к механической системе. Выяснить направление вектора импульса. Дать новую формулировку 2 закона Ньютона. Уметь формулировать и записывать закон сохранения импульса, этот же закон для абсолютно упругого и неупругого взаимодействий; раскрыть смысл закона сохранения импульса, указать границы применимости. Показать практическую значимость этого закона. Формировать знания, умения, навыки вычислять: скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 39 | |||
35 | 1 | | Закон сохранения импульса | § 40 | ||||||
36 | 1 | | Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства | § 41, 42 Упр.8(1) | ||||||
37 | 1 | | Работа силы. Мощность | Информационно– развивающий | Работа силы | Знать и понимать смысл физической величины: механическая работа, установить зависимость между мощностью и работой силы, дать графическое представление работы силы. Проанализировать случаи, когда работа положительна, отрицательна или равна нулю. Энергия- движения и взаимодействия, изменение энергии при совершении работы. Формировать умение вычислять работу. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. | § 43, 44 | |||
38 | 1 | | Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение | Проблем но- поисков ый | Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.Закон сохранения и превращения энергии в механике. Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы, Знать формулировку закона сохранения механической энергии. | Ввести понятие полной механической энергии системы. Вывести закон сохранения полной механической системы для замкнутой системы тел, в которой действуют консервативные силы. Знать и понимать закон сохранения механической энергии, раскрыть смысл закона сохранения механической энергии, указать границы применимости этого закона. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи на закон сохранения механической энергии. Показать практическую значимость этого закона. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы. Формировать навыки измерения уменьшения потенциальной энергии механической системы и увеличения потенциальной энергии упруго деформированной пружины. Экспериментально доказать справедливость закона сохранения полной механической энергии на основе сравнения двух полученных результатов: потенциальная энергия увеличилась и потенциальная энергия уменьшилась. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью уч-ся. Формировать умения: проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 45, 46 | |||
39 | 1 | | Работа силы тяжести. Работа силы упругости | § 47, 48 | ||||||
40 | 1 | | Потенциальная энергия Закон сохранения энергии в механике.
| § 49-50
Упр.9(2) | ||||||
41 | 1 | | Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | § 51 | ||||||
42 | 1 | | Промежуточная аттестация по итогам первого полугодия | . | | | повторить §1-51 | |||
Статика. (4 ч) | ||||||||||
43 | 1 | | Анализ к/р. Равновесие тел | Комбинированный урок. | Статика. Равновесие тел. Твердое тело. Условия равновесия твердого тела | Знать и понимать понятия «твердое тело. Момент силы». Знать условия равновесия абсолютно твердого тела. | § 52 | |||
44 | 1 | | Первое условие равновесия твердого тела | § 53 | ||||||
45 | | | Второе условие равновесия твердого тела | § 54 | ||||||
46 | 1 | | Повторение темы Статика | § 52-54 Упр.10(3) | ||||||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (20 часов) | ||||||||||
Молекулярная физика. (12ч) | ||||||||||
47 | 1 | | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества | Комбинированный урок. | Тепловое движение. Оценка размеров молекул, броуновского движения. | Познакомить с предметом изучения молекулярной физики- тепловой формой движения материи. Сформулировать основные положения МКТ, дать понятие о размерах молекул, уметь объяснить физические явления на основе представлений о строении вещества. Знать и понимать смысл понятия: тепловые явления, макроскопические тела, тепловое движение молекул, «вещество», «атом, молекула», понимать смысл величин «молярная масса, количества вещества». Формировать умения видеть тепловые явления в природе, объяснить броуновское движение. Раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения; установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами. | § 55 – 57 | |||
48 | 1 | | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел | § 58 – 60 | ||||||
49 | 1 | | Идеальный газ в молекулярно-кинети-ческой теории. Среднее значение квадрата скорости молекул | § 61, 62 | ||||||
50 | 1 | | Основное уравнение молекулярно-кинети-ческой теории газа
| Информационно- развивающий. | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. | Дать понятие об идеальном газе как физической модели разряжённого газа. Выяснить его свойства. Выяснить физический смысл понятия «давление газа» в МКТ. Записать основное уравнение МКТ идеального газа и его знать. | § 63 Упр.11 (3,7) | |||
51 | 1 | | Температура и тепловое равновесие. Определение температуры | Информационно– развивающий | Температура, абсолютная температура, тепловое равновесие | Ввести понятия: температура и тепловое равновесие. Дать понятие о термодинамических параметрах; рассмотреть температуру как характеристику теплового состояния. Формировать навыки работы с термометром и формировать умения измерять температуру тела. Формировать правильное восприятие окружающего мира. Знать/ понимать смысл понятия: «абсолютная температура». Смысл постоянной Больцмана; значение температуры тела здорового человека, физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека. Ввести понятия: абсолютный нуль температуры, абсолютная шкала температур, постоянная Больцмана. Выяснить физический смысл постоянной Больцмана и физический смысл абсолютного нуля температуры. Выяснить соотношение между давлением и температурой, измеряемой в градусах по шкале Цельсия и Кельвина. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи по теме «Температура - мера средней кинетической энергии». Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе приобретения знаний.
| § 64, 65 | |||
52 | 1 | | Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа
| § 66, 67 | ||||||
53 | 1 | | Уравнение состояния идеального газа | Информационно– развивающий | Изотермический, изобарный, изохорный процессы., законы Бойля – Мариотта, Гей – Люссака, Шарля. | Знать изопроцессы и их значение в жизни. Понимать смысл этих законов.
| § 68 | |||
54 | 1 | | Газовые законы | | | | § 69 Упр.13(4) | |||
55 | 1 | | Лабораторная работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» | Урок- практикум. Творчески- репродуктивный | Знать приборы ЛР. Уметь проводить проверку закона Гей - Люссака». | Формировать умения: опытным путем проверить выполнение закона Гей –Люссака, проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных, вычислять относительные и абсолютные погрешности измерений. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 68, 69 | |||
56 | 1 | | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение | Информационно– развивающий | испарение и конденсация; насыщенный и ненасыщенный пар, критическая температура | Познакомить с моделью реального газа, главным отличием реального газа от идеального. Повторить и углубить знания уч-ся об испарении и конденсации; дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара, выяснить свойства насыщенного пара и объяснить их с точки зрения МКТ. Знать и понимать смысл понятий: кипение, испарение,парциальное давление водяного пара, влажность воздуха: абсолютная и относительная влажность воздуха, понимать их смысл. Точка росы. | § 70, 71 | |||
57 | 1 | | Влажность воздуха. Решение задач. | § 72 Упр14(4) | ||||||
58 | 1 | | Кристаллические тела. Аморфные тела | Информационно – развивающий | монокристаллы, поликристаллы, анизотропия, изотропия, аморфные тела. Знать свойств твердых тел. Представление результатов сравнения кристаллических и аморфных тел в виде таблицы. | Знать и понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел. Ввести понятия: монокристаллы, поликристаллы, анизотропия, изотропия, аморфные тела. Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел. Познакомить с моделями их строения. Повторить виды деформаций и их характеристики. Формировать умения применять в повседневной жизни физические знания о свойствах твёрдых тел. Формировать знания, умения, навыки, решая качественные задачи по этой теме. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. | § 73,74 | |||
Термодинамика. (8 ч) | ||||||||||
59 | 1 | | Внутренняя энергия | Проблем но – поисковый. | Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Работа в термодинамике. Закон термодинамики. | Дать термодинамическую трактовку понятия работы газа. Дать расчет работы газа при изобарном расширении. Вывести формулу А= РV. Дать геометрическое истолкование работы. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 75 | |||
60 | 1 | | Работа в термодинамике | § 76 | ||||||
61 | 1 | | Количество теплоты | Комбинированный | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость, её физический смысл, удельная теплота парообразования. | Знать понятие: теплопередача, количество теплоты как меру изменения внутренней энергии при теплообмене. Ввести понятия, из знать и понимать: удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Формировать умения и навыки, рассчитывая количество теплоты при нагревании, парообразовании и конденсации вещества, при плавлении и кристаллизации. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новых ситуациях | § 77 Упр15(2) | |||
62 | 1 | | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам | Информационно– развивающий | Первый закон термодинамики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека. | Повторить понятия «термодинамический процесс». Привести примеры термодинамических процессов: сжатие газа, виды теплопередачи, изопроцессы в газе. Сформулировать и записать первый закон термодинамики; раскрыть смысл этого закона, показать границы применимости первого закона термодинамики, выяснить невозможность создания вечного двигателя. Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе. Политехническое воспитание при изучении этой темы. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. | § 78, 79 | |||
63 | 1 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Знать/понимать смысл, уметь решать задачи на первый закон термодинамики | § 78, 79 Упр.15 (4,7,10) | ||||
64 | 1 | | Необратимость процессов в природе Статистическое истолкование необратимости процессов в природе | Информационно– развивающий | Необратимость тепловых процессов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека. Статистический смысл второго закона термодинамики. Вероятность толкования равновесного состояния системы | Дать понятия: равновесный (неравновесный), самопроизвольный (несамопроизвольный); обратимых и необратимых процессов и, как следствие этого сформулировать второй закон термодинамики в формулировке Клаузиуса, указать статистический смысл второго закона термодинамики; вероятностное толкование равновесного состояния системы. (Указывает направление процессов в природе). Показать необратимость тепловых процессов в природе. Формировать научное мировоззрение при изучении это темы. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 80 - 81 | |||
65 | 1 | | Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей | Частично – поисковый. | ДВС. КПД тепловых двигателей. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об охране окружающей среды. Рациональное природопользование и защита окружающей среды. | Знать/понимать принцип действия теплового двигателя, ДВС. Ввести понятие: КПД тепловых двигателей. Политехническое воспитание на примерах практического применения тепловых двигателей, экологическое воспитание на примерах вредного воздействия тепловых двигателей на окружающую среду. Показать роль физики в создании и совершенствовании важнейших технических объектов: тепловых двигателей. Формировать умения вычислять КПД тепловых двигателей. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. | § 82 Упр15(11) | |||
66 | 1 | | Контрольная работа №3 «Молекулярная физика. Термодинамика» | Репродуктивный. | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме. Формировать навыки самостоятельной работы уч-ся, знать и понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменения внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, относительную влажность воздуха, уметь объяснить физические явления и процессы с применением основных положений МКТ | § 55-82 | |||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (33 часа) | ||||||||||
Электростатика. (16 ч) | ||||||||||
67 | 1 | | Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел | Урок изучения нового материала. | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле, Электрический ток. | Дать определение термодинамики. Ввести понятие «электрический заряд»-первичное, основное понятие электродинамики, рассматривание как свойство некоторых частиц, определяющее интенсивность электромагнитных взаимодействий. Два рода зарядов в природе. Познакомить с электризацией тел (контактная, через соприкосновение и через влияние). Объяснить электризацию на основе знаний о строении атома и закона сохранения электрического заряда в замкнутой системе частиц. | § 83 – 85 | |||
68 | 1 | | Закон сохранения электрического заряда. | § 86 | ||||||
69 | 1 | | Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда | Комбинированный урок. Информационно – развивающийся, творчески репродуктивный | Закон Кулона, единица электрического заряда.Физический смысл закона Кулона. Графическое изображение действия зарядов. Изучение закона Кулона в сравнении с законом всемирного тяготения | Ввести физическую модель- точечный электрический заряд. Изучить закон Кулона - основной закон электростатики, разъяснить физический смысл закона Кулона, показать границы его применимости. Познакомить со свойством кулоновской силы центральность. Ввести единицу электрического заряда, выяснить физический смысл коэффициента К. Уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи на применение формулы закона Кулона. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач. | § 87 | |||
70 | 1 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Закон Кулона.Графическое изображение действия зарядов. Изучение закона Кулона в сравнении с законом всемирного тяготения | Уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. | § 88 Упр16(3) | |||
71 | 1 | | Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле | Урок изучения нового материала. Проблем но – поисковый. | Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Равновесие статистических зарядов. Характеристика поля по плану: 1. Существование и экспериментальное доказательство. 2. Источники поля (чем порождаются).3. Как обнаруживается (индикатор поля). 4. Основная характеристика, количественный закон.
| Выяснить сущность теории дальнодействия и близкодействия. Познакомить с идеей Фарадея об электрическом поле. Формировать понятия: электрическое поле-вид материи, осуществляющий взаимодействие между электрически заряженными частицами; напряжённость поля - силовая характеристика электрического поля, записать формулу напряженности электрического поля. Познакомить с видами полей: однородное, неоднородное. Изучить основные свойства электрического поля. Сделать чертёж, объяснить сущность принципа суперпозиции электрических полей. Ознакомить уч-ся со знаковыми моделями электрических полей и научить пользоваться этими моделями для характеристики электрических полей. | § 89, 90 | |||
72 | 1 | | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей | § 91 | ||||||
73 | 1 | | Решение задач | Творчески репродуктивный. | Уметь решать задачи на расчёт напряжённости электрического поля, принцип суперпозиции. | Формировать знания, умения, навыки, решая задачи по теме «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей», качественные задания на определение результирующего вектора напряженности. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 91 Упр 17(3) | |||
74 | 1 | | Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара | Проблемно- поисковый | Проводники и диэлектрики в электрическом поле,поляризация | Факт взаимодействия поля и вещества. Свободные заряды проводников.. Научить уч-ся объяснять с точки зрения электронной теории явления, происходящие в проводниках, помещенных в электрическое поле; описывать и объяснять явление электростатической индукции. Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков. Раскрыть физическую природу диэлектриков с точки зрения электронной теории. | § 92 | |||
75 | 1 | | Проводники в электростатическом поле | § 93 | ||||||
76 | 1 | | Диэлектрики в электро-статическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков | § 94, 95 | ||||||
77 | 1 | | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле | Информационно– развивающий | Потенциал, разность потенциалов, эквипотенциальные поверхности | Познакомить с электростатической потенциальной энергией системы зарядов; с работ при перемещения заряда в однородном электростатическом поле; потенциальной энергией заряда в однородном электростатическом поле. Ввести понятия: потенциал поля, разность потенциалов, эквипотенциальные поверхности. Формировать умения, навыки, решая задачи по теме «Потенциал электростатического поля и разность потенциалов». Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности в подготовке сообщения по этой теме. | § 96 | |||
78 | 1 | | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов | § 97 Упр17(7) | ||||||
79 | 1 | | Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности | §98 | ||||||
80 | 1 | | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы | Информационно– развивающий | Конденсаторы. Электроёмкость, единицы электроёмкости. | Ввести понятия: электроемкости системы двух проводников, ее единицы измерения. Заряд конденсатора; понимать смысл величины «электрическая ёмкость». Изучить от чего зависит электроёмкость. Сформировать представление о том, что наличие энергии у электрического поля является признаком материальности электрических полей. Изучить устройство конденсатора, его виды, способы расчета энергии конденсатора. Политехническое воспитание на примерах применения конденсаторов в технике. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе приобретения знаний, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в необходимости обосновывать высказываемую позицию | § 99, 100 | |||
81 | 1 | | Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов | § 101 Упр.18(3) | ||||||
82 | 1 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Проводники и диэлектрики в электрическом поле,поляризация | Уметь применять полученные знания и умения при решении качественных и расчетных задач по этой теме. | § 101 Р.№733,750 | |||
Законы постоянного тока. (10 ч) | ||||||||||
83 | 1 | | Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока | Информационно– развивающий | Условия существования электрического тока Электрический ток. Сила тока. Напряжение, сопротивление. | Знать/ понимать смысл понятий «электрический ток» .Выяснить условия существования электрического тока | § 102, 103 | |||
84 | 1 | | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление | Проблем но- поисковый | Зависимость силы тока в цепи от сопротивления и напряжения. | Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи | § 104 Упр19(2) | |||
85 | 1 | | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников | Комбинированный урок. | Схемы электрических цепей. Уметь собирать электрические цепи, ТБ при работе с электрическими приборами. | Познакомить со схемами электрических цепей; вычерчиванием их схем; правилами включения амперметра, вольтметра, омметра в цепь для измерения. Дать определение постоянного электрического тока в цепи, его отличие от переменного тока. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе вычерчивания схем. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения этой работы. | § 105 Р.797,792 | |||
86 | 1 | | Решение задач. | Творчески репродуктивный. | Уметь решать задачи на расчёт электрических цепей. Построение эквивалентных схем электрических цепей. | Применять метод эквивалентных схем для расчета электрических цепей. Формировать умения, навыки, используя закон Ома при расчете физических величин, характеризующих ток. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 105 Упр.19(6,10) | |||
87 | 1 | | Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | Урок практику м Творчески- репродуктивный | Знать приборы ЛР. Уметь собирать схемы различных соединений, проводить измерения величин при последовательном и параллельном соединений проводников. | Формировать навыки сборки цепей последовательного и параллельного соединений проводников; экспериментально доказать справедливость законов соединения проводников. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью уч-ся. Формировать умения: проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 102 – 105 | |||
88 | 1 | | Работа и мощность постоянного тока | Урок повторения с применением метода решения зада | Работа и мощность электрического тока. | Ввести энергетические характеристики протекания тока в цепи: работа .Записать и сформулировать закон Джоуля- Ленца. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи по этой теме. Формировать навыки работы с текстом. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации | § 106 Р.№804 | |||
89 | 1 | | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | Информационно– развивающий | Электродвижущая сила. Сторонние силы. Закон Ома для полной цепи. | Выяснить действие сторонних сил в источнике тока. Ввести понятия: электродвижущая сила –характеристика источника тока, сторонние силы; падение напряжения на участке цепи. Вывести и изучить закон Ома для полной цепи с опорой на закон сохранения энергии и закон Джоуля - Ленца, разъяснить содержание этого закона, показать границы его применимости, практическое значение этого закона. Познакомить с явлением короткого замыкания. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи на применение формулы закона Ома для полной цепи. Воспитывать уважение к творцам науки | § 107, 108 Р.№ 815 | |||
90 | 1 | | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Урок- практику м. Творчески репродуктивный | Объяснение, выполнение ЛР. По инструкции | Проверить выполнение закона Ома для полной цепи, измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Формировать навыки работы с физическими приборами, навыки сборки цепи. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью уч-ся. Формировать умения: проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 107, 108 | |||
91 | 1 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Закон Ома для полной цепи | Решение количественных задач на закон Ома для полной цепи и участка цепи | § 102 – 108 Р.№825,814 | |||
92 | 1 | | Контрольная работа № 4 «Электростатика. Законы постоянного тока» | Репродуктивный | Выяснить усвоение учащимися учебного материала этой темы | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме. Формировать навыки самостоятельной работы по различным видам познавательной деятельности. | § 108 | |||
Электрический ток в различных средах. (7ч) | ||||||||||
93 | 1 | | Электрическая приводимость различных веществ. Электронная приводимость металлов | Комбинированный урок | Электрический ток в металлах. Условия возникновения и существования электрического тока в металлах | Выяснить условия возникновения и существования электрического тока в металлах, познакомить с его вольт -амперной характеристикой. Качественно объяснить закон Ома на основе электронной теории проводимости металлов. Показать возможность построения строгой теории движения электронов металле лишь на основе законов квантовой механики. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 109, 110 | |||
94 | 1 | | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость | Комбинированный урок. | зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость | Установить зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Знать и понимать смысл понятий «сверхпроводимость». | § 111, 112 | |||
95 | 1 | | Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей | Комбинированный урок. | Электронная, дырочная проводимость.Собственная проводимость полупроводников: акцепторные и донорные примеси Условия возникновения и существования электрического тока в полупроводниках. Зависимость электрической проводимости полупроводников от температуры. | Показать положение полупроводниковых веществ в периодической системе химических элементов. Установить зависимость электрической проводимости полупроводников от температуры, освещенности, радиоактивного облучения, механических воздействий и др. Сравнить проводимости полупроводников и проводимости металлов. Познакомить уч-ся с полупроводниками, со строением полупроводников, показать границы применимости полупроводников. Формировать представление о свободных носителях электрического заряда в полупроводниках и о природе электрического тока в чистых полупроводниках с точки зрения электронной теории. Собственная проводимость олупроводников: акцепторные и донорные примеси. Полупроводники р -и п - типов.. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 113, 114 | |||
96 | 1 | | Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. Транзисторы | Комбинированный урок. | Терморезисторы, фотореле, полупроводниковый диод. | Познакомить уч-ся стерморезисторами, фотореле, полупроводниковым диодом.Политехническое воспитание на примерах применения полупроводниковых приборов. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 115, 116 Упр.20(3) | |||
97 | 1 | | Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка | Комбинированный урок | Понятие вакуума. Способами получения свободных носителей заряда в вакууме: термоэлектронная эмиссия, фотоэлектронная эмиссия | Ввести понятие вакуума. Познакомить с несамостоятельной проводимостью вакуума; со способами получения свободных носителей заряда в вакууме: термоэлектронной эмиссией, фотоэлектронной эмиссией. Изучить устройство и принцип работы вакуумного диода, его односторонней проводимости. Политехническое воспитание на примерах применения вакуумного диода для выпрямления переменного тока. Воспитывать убежденность в возможности использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 117, 118
Упр.20(5) | |||
98 | 1 | | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза | Комбинированный урок | Электролитическая диссоциация, электролиз. Физическая природаэлектропроводимости жидких проводников (электролитов).Закон Фарадея для электролиза, электрохимический эквивалент. | Жидкости- проводники электрического тока. Растворы и расплавы электролитов (кислот, щелочей, солей). Формировать понятия: электролитическая диссоциация, электролиз, ионная проводимость. Разъяснить физическую природу электропроводимости жидких проводников (электролитов). Сформулировать и записать закон Фарадея для электролиза, вести понятие электрохимического эквивалента. Политехническое воспитание на примерах применения электролиза. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации | § 119, 120
Упр.20(7) | |||
99 | 1 | | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма | Комбинированный урок. | Ионизация газа, несамостоятельный разряд, виды самостоятельного электрического разряда | Уметь описывать условия и процесс протекания электрического тока в газах. Понимать понятие «плазма» | § 121 – 123 | |||
Повторение (2 часа) | ||||||||||
100 | 1 | | Решение задач по кинематике | Творчески- репродуктивный | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным условиям» | Формировать умения и навыки решения разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных | § 3-19 Р.№68,104 | |||
101 | 1 | | Решение задач по динамике | Творчески- репродуктивный | Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения | Формировать умения и навыки решения разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных | § 20-38 Р.№142,209 | |||
102 | 1 | | Решение задач по молекулярной физике, термодинамике | Творчески- репродуктивный | Знать/понимать смысл, уметь решать задачи на МФ и законы термодинамики | Формировать умения и навыки решения разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных | § 56-82 Р.№529,558 | |||
103 | 1 | | Решение задач по электродинамике | Творчески- репродуктивный | Уметь решать задачи на расчёт электрических цепей. Построение эквивалентных схем электрических цепей. | Применять метод эквивалентных схем для расчета электрических цепей. Формировать умения, навыки, используя закон Ома при расчете физических величин, характеризующих ток. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 83-108 Р.№705,741 | |||
104 | 1 | | Промежуточная аттестация по итогам второго полугодия | Репродуктивный | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении КР | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме. Формировать навыки самостоятельной работы. | | |||
105 | 1 | | Анализ к/р | | | | |