Рабочая программа по физике для 10 класса по УМК Г.Я. Мякишева

2
0
Материал опубликован 18 May 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей физики

______________ /Ематина О.И. /

30 августа 2014 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /Плотникова И.В./

30 августа 2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ /Резнов В.В./

Приказ № 189-К от 30 августа 2014 г.


 

Рабочая программа

по физике для 10 класса

на 2015-2016 учебный год

Составил учитель физики

Шамукаев Салай Милаевич

 


 


 


 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово

Протокол № 1 от 29 августа 2014 года

Руководитель ШМО __________/Аликова Н. А. /


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ № 107-К от 10.04.2014 г. МБОУ СОШ с. Старопетрово о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово; -Учебный план среднего (полного) общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №185-К от 30.08.2014г; -Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ С. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №184-К от 30.08.2014г; -Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками МБОУ СОШ с. Старопетрово. Приказ №189-К от 30.08.2014г.

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Примерная программа среднего общего(полного) образования по физике X-XI классы - http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

Программы образовательных учреждений. Физика 10-11 классы. В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Москва. Просвещение. 2007 (Программа составлена на основе программы автора Г.Я. Мякишева Программы общеобразовательных учреждений . Физика . Астрономия 7-11 классы. Москва. Дрофа. 2002.)

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Г.Я Мякишев,Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика 10 класс. Москва. Просвещение. 2013.

Цель и задачи учебного предмета

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основ­ной школе определяются спецификой физики как науки. По­нятие «ценности» включает единство объективного (сам объ­ект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ве­дущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, форми­руемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

в осознании ценности физических методов исследования жи­вой и неживой природы;

в понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жиз­ни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

уважительного отношения к созидательной, творческой дея­тельности;

понимания необходимости эффективного и безопасного ис­пользования различных технических устройств;

потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

сознательного выбора будущей профессиональной деятель­ности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют про­цесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация на­правлена на воспитание у учащихся:

правильного использования физической терминологии и символики;

потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и аргументированно отстаи­вать свою точку зрения.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В 10 классе отводится 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

ФГОС основного и среднего общего образования провозглашают в качестве целевых ориентиров общего образо-

вания достижение совокупности личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность познавательных интересов на основе раз­вития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование ценностного отношения к культурному наследию Республики Башкортостан.

.

положительное отношение к российской физической науке;

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:

использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);

применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии — в межпредметном и метапредметном контекстах;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной

активности);

умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;

использование различных источников для получения физической информации;

умение выстраивать эффективную коммуникацию.

Предметными результатами обучения физике в средней школе являются умения:

давать определения изученных понятий;

объяснять основные положения изученных теорий;

описывать и интерпретировать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя естественный (родной) и символьный языки физики;

самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;

исследовать физические объекты, явления, процессы;

самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и процессы, выбирая основания классификации;

обобщать знания и делать обоснованные выводы;

структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);

критически оценивать физическую информацию, полученную из различных источников, оценивать ее досто-

верность;

объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянновстречается в повседневной жизни, владеть способами обеспечения безопасности при их использовании, оказания первой помощи при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;

самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание, опираясь на методологию физики как исследовательской науки и используя различные информационные источники;

применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;

анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственнойдеятельности человека, связанной с использованием техники.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, домашние работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Объектом итоговой оценки достижений учащихся 10 класса в овладении курса физики являются предметные результаты обучения.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.


 


 

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Физика и методы научного познания (1 час)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины

Механика (22 час)

      Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности.. Центростремительное ускорение.
      
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
      
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
      
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
      
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика (21 час)

 Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа.. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
      
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
      
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
      
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели.КПД двигателей.
      
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей

Лабораторные работы

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости

Опытная проверка закона Гей-Люссака

Электродинамика (21 час)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
      
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
      
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Демонстрации

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы

Лабораторные работы

Измерение электрического сопротивления с помощью омметр

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

Измерение элементарного заряда

Резервное время 5ч

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Полугодие

Количество недель в полугодии

Количество часов в неделю

Количество часов полугодии

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных работ

I полугодие

16

2

34

2

9

II полугодие

19

2

37

3

5

Итого в год

35

2

70

5

14

Особенности класса

Общеобразовательный .

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Изменений нет.


 


 

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования

транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и

телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения

окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 


 

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы


 

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Основные направления и цели:

оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки).

Оценка метапредметных результатов

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Результат (продукт) проектной деятельности:

а) письменная работа (реферат, отчёт о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Осуществляется в процессе устных ответов обучающихся, проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка предметных результатов

представляет собой уровневую оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам;

Базовый уровень - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);

Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»);

• Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Уровни достижений ниже базового:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).


 

Проверка знаний учащихся

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочѐтов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов; допустил 4-5 недочѐтов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочѐтов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочѐтов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочѐта, не более трѐх недочѐтов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочѐтов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочѐтов, при наличии 4 - 5 недочѐтов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочѐтов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

признаки явления, по которым оно обнаруживается;

условия, при которых протекает явление;

связь данного явлении с другими;

объяснение явления на основе научной теории;

примеры учета и использования его на практике;


 

о физических опытах:

цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

определение понятия (величины);

формулы, связывающие данную величину с другими;

единицы физической величины;

способы измерения величины;

о законах:

формулировка и математическое выражение закона;

опыты, подтверждающие его справедливость;

примеры учета и применения на практике;

условия применимости (для старших классов);


 

о физических теориях:

опытное обоснование теории;

основные понятия, положения, законы, принципы;

основные следствия;

практические применения;

границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

назначение; принцип действия и схема устройства;

применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

Определение цены деления и предела измерения прибора.

Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оцени-вать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и дру-гих организмов;

самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

решать задачи на основе известных законов и формул;


 

пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

планировать проведение опыта;

собирать установку по схеме;

пользоваться измерительными приборами;

проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

оценивать и вычислять погрешности измерений;

составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.


 

Календарно-тематический план

 

 

урока

Сроки проведения

Тема урока

Кол.

часов

Наглядные пособия, технические средства, оборудование

Примечание

План

Факт

1/1

3.09

 

Техника безопасности на уроках физики.

Физика и познание мира. Что такое механика

1

Таблица

http://class-fizika.narod.ru/

 
   

Механика (22 часа)

 

2/1.

4.09

 

Кинематика

Основные понятия кинематики

1

Таблица

 

3/2.

10.09

 

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение РПД.

1

Таблица

Демонстрация ПРД

http://class-fizika.narod.ru

 

4/3

11.09

 

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

1

   

5/4

17.09

 

Ускорение. Единица ускорения. Уравнения движения с постоянным ускорением.

1

Таблица, презентация, демонстрация ПРУД

 

6/5

18.09

 

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением.

1

Демонстрация свободного падения (анимация), http://class-fizika.narod.ru/

 

7/6

24.09

 

Лабораторная работа

1 «Измерение ускорения свободного падения». Правила по ТБ.

1

Штатив, шарик на нити, секундомер

 

8/7

25.09

 

Равномерное движение точки по окружности. Кинематика твердого тела

1

Таблица Демонстрация движения

 

9/8

1.10

 

Административная работа (тест).

1

Контр.измер мат.

 

10/9

2.10

 

Динамика

Законы механики Ньютона.

1

Таблица, презентация, динамометр, груз, тележка, блок, нить, шарик

 

11/10

8.10

 

Силы в механике. Гравитационные силы.

1

Таблица, презентация http://class-fizika.narod.ru

 

12/11

9.10

 

Сила тяжести и вес. Силы упругости.

1

Презентация, таблица, динамометр, Пружина, грузы, динамометр, таблица грузы

 

13/12

15.10

 

Лабораторная работа

2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Правила по ТБ.

1

Штатив, шар на нити, линейка, циркуль

 

14/13

16.10

 

Силы трения

Лабораторная работа

3 «Исследование движения тела под действием постоянной силы». Правила по ТБ.

1

Бруски, динамометр, песок тележка, монорельс, секундомер, груз наборный, блок, нить,таблица, презентация,

 

15/14

22.10

 

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика. Динамика»

1

Контр.-измер. мат.

 

16/15

23.10

 

Работа над ошибками контрольной работы №1.

Законы сохранения в механике.

Закон сохранения импульса.

1

Презентация, модель ракеты http://class-fizika.narod.ru

 

17/16

29.10

 

Лабораторная работа

4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел.». Правила по ТБ.

1

Штатив, лоток дугообразный; шары диаметром 25 мм—2 шт.; линейка; листы белой и копировальной бумаги; весы учебные со штативом; гири.

 

18/17

30.10

 

Работа сил. Мощность.

1

Презентация , таблица

 

19/18

5.11

 

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения в механике.

1

Презентация, таблица

 

20/19

6.11

 

Лабораторная работа

5 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела». Правила по ТБ.

1

штативы для фронтальных работ — 2 шт.;

динамометр; шар; нитки; линейка;

весы учебные со штативом;

гири Г4-210

 

21/20

12.11

 

Лабораторная работа №6 «Изучение закона сохранения механической энергии». Правила по ТБ.

1

штатив;

динамометр; груз на нита; нитки; линейка.

 

22/21

13.11

 

Обобщение и повторение по теме «Законы сохранения в механике»

1

Дид. Мат.

 

23/22

19.11

 

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике»

1

Контр.-измер. мат.

 
   

Молекулярная физика (21ч)

   

24/1

20.11

 

Работа над ошибками контрольной работы №2.

Основы МКТ

Основные положения МКТ и их опытные обоснования

1

Таблица, презентация, анимация

 

25/2

26.11

 

Строение газообразных, жидких и твердых тел Решение задач на характеристики молекул и их систем.

1

Таблица, презентация, кристалличес-кие решетки

http://class-fizika.narod.ru

 

26/3

27.11

 

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.

1

Таблица, презентация

 

27/4

3.12

 

Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ идеального газа»

1

Дид.мат

 

28/5

4.12

 

Температура. Энергия теплового движения молекул. Решение задач.

1

Таблица, термометры, презентация

 

29/6

10.12

 

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

1

Таблица, презентация

 

30/7

11.12

 

Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы. Лабораторная работа №7 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Правила по ТБ.

1

Пробирки, стакан с холодной и горячей водой, пластилин, линейка

 

31/8

17.12

 

Решение задач Самостоятельная работа по теме «Основы МКТ. Температура. Газовые законы»

1

Контр.-измер. мат.

 

32/9

18.12

 

Зачет по темам изученных за первое полугодие

1

ИОП

 

33/10

24.12

 

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела.

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Лабораторная работа №8 «Измерение относительной влажности». Правила по ТБ.

1

Таблица, психрометр, термометр, презентация

 

34/11

25.12

 

Техника безопасности на уроках физики. Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости.

Лабораторная работа

9 «Измерение поверхностного натяжения жидкости». Правила по ТБ.

1

Презентация, таблица

весы с разновесом, клин измеритель­ный, штангенциркуль, пипетка, стакан химический тонкий. http://class-fizika.narod.ru

 

35/12

14.01

 

Твердые тела

1

Презентация, кристаллы, кристаллические решетки

 

36/13

15.01

 

Решение задач

Самостоятельная работа по теме «Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела»

1

Контр.-измер. мат.

 
     

Термодинамика

Внутренняя энергия. Работа в термодинамики. Количество теплоты

1

Таблица, презентация, анимация

 

37/14

21.01

 

Решение задач на расчет работы термодинамической системы.

1

Дид. Мат.

 

38/15

22.01

 

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа

10 «Измерение удельной теплоты плавления льда». Правила по ТБ.

1

Набор веществ для иссл. плавления и отвердевания, термометры

 

39/16

28.01

 

Первый закон термодинамики и его применение.

1

Таблица

 

40/17

29.01

 

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

1

Дид. Матер.

 

41/18

4.02

 

Семинар по теме «Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики»

1

Презентации http://class-fizika.narod.ru

 

42/19

5.02

 

Принцип действия тепловых двигателей. КПД

1

Таблица, модели двигателей

 

43/20

11.02

 

Обобщение и повторение по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

1

Дид.мат.

 

44/21

12.02

 

Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

1

Контр.-измер. мат.

 
     

Основы электродинамики. (21часов)

   

45/1

18.02

 

Работа над ошибками контрольной работы №3.

Электростатика.

Введение в электродинамику. Электростатика.

1

Комплект по электростатики

 

46/2

19.02

 

Закон Кулона.

1

Комплект по электростати-ки, таблица

 

47/3

25.02

 

Электрическое поле. Напряженность.

1

Таблица

КДЭ-2

 

48/4

26.02

 

Проводники и диэлектрики в эл. поле.

1

Презентация

 

49/5

4.03

 

Энергетические характеристики электростатического поля.

1

Таблица

 

50/6

5.03

 

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

1

Конденсатор, таблица, презентация

 

51/7

11.03

 

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Электростатика»

1

Контр.-измер. мат.

 

52/8

12.03

 

Постоянный электрический ток

Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи.

1

Набор по электродинамики

Источник, соед. провода, ключ, амперметр, вольтметр, лампочки

 

53/9

18.03

 

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №11 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». Правила по ТБ.

1

Источник, соед. провода, ключ, амперметр, вольтметр, резисторы, лампочки

 

54/10

19.03

 

Лабораторная работа

12 «Измерение электрического сопротивления». Правила по ТБ.

1

Источник, соед. провода, ключ, омметр, резисторы, лампочки

 

55/11

7.04

 

Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

1

Таблица

 

56/12

8.04

 

Решение задач на закон Ома для полной цепи.

1

Дид. Мат.

 

57/13

14.04

 

Лабораторная работа №13 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Правила по ТБ.

1

Источник, соед провода, ключ, реостат, амперметр, вольтметр

 

58/14

15.04

 

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Постоянный электрический ток»

1

Контр.-измер. мат.

 

59/15

21.04

 

Электрический ток в различных средах.

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры.

1

презентация

 

60/16

22.04

 

Закономерности протекания эл. тока в полупроводниках.

1

Презентация, таблица

 

61/17

28.04

 

Закономерности протекания эл. тока в вакууме

1

http://class-fizika.narod.ru

 

62/18

29.04

 

Закономерности протекания эл. тока в проводящих жидкостях. Лабораторная работа №14 «Измерение элементарного заряда». Правила по ТБ.

1

Презентация, прибор по электролиз

http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml/

 

63/19

5.05

 

Закономерности протекания эл. тока в газах. Плазма.

1

http://class-fizika.narod.ru

 

64/20

6.05

 

Обобщение и повторение по теме: «Основы электродинамики»

1

Презентация

 

65/21

12.05

 

Контрольная работа №4 по теме «Основы электродинамики»

1

Контр.-измер. мат.

 
     

Повторение (5 часов)

   

66/1

13.05

 

Работа над ошибками контрольной работы №4.

Повторение. «Механика».

1

   

67/2

19.05

 

Повторение. «Молекулярная физика. Тепловые явления»

1

   

68/3

20.05

 

Повторение . «Основы электродинамики»

1

Контр.-измер. мат.

 

69/4

26.05

 

Итоговая контрольная работа.

1

   

70/5

27.05

 

Обобщающее повторение

1

   
 

 


 


 

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Физика 10 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский.. Москва. Просвещение. 2013.

Справочник по физике и технике. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006.

Учебно-практические издания

1. А.П. Рымкевич. Физика. Задачник 10-11 классы.

2. Сборник задач по физике для 9-11 кл. Г.Н.Степанова.- М.: Просвещение-256с

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

1. Физика. Тесты.10-11 классы. Н.К. Гладышева, И.И.Нурминский, А.И. Нурминский.-2-2 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.-217с.

2. Физика. Тесты, 10-11 кл. О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов.

3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. Орлов В.А., Фадеева А.А.-М.: Интеллект-Центр , 2003 -176с.

Учебно-наглядные издания и пособия

Таблица «Физические постоянные».

Таблица «Множители и приставки».

Учебно-методические пособия

Развернутое тематическое планирование 7-11 классы Сост. Телюкова,2010

Физика 10 класс. Поурочные планы Г.В. Маркин, С.В. Бобров,2006г

Физика. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. Л.А.Прояненкова, Н.И. Одинцова.-2-е изд-перераб и дополн.-М.: Издательство «Экзамен», 2007-350с.

Технология индивидуально-ориентированной системы обучения. Методическое пособие. Ярулов А. –Красноярск. РИО КГПУ, 2001. 124 с.

Индивидуализация процесса обучения и педагогика понимания: сборник статей.

Под ред. Т.М.Захаровой. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования,2005-106 с.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

1.Колтун М.; Мир физики; Детская литература; 1987.

2. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1. Москва. Наука.1976.

3. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 2. Москва. Наука.1979

Аудио- и видео приложения

1.Уроки физики КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Физика 10 класс.

2. «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

http://www.physics.ru/

http://www.fizika.ru/

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com

http://marathon.1september.ru/2008-04-03

http://www.9151394.ru/projects/arhimed/arhim1/cituo/lab_raboty_f.htm

http://somit.ru/index_demo.htm


 

 

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


 

Библиотечный фонд, печатные пособия

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон)

Тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова)

Компьютерные и ИКТ средства

Персональный компьютер HP ProBook4545s

Технические средства обучения

Мультимедиапроектор Epson

Демонстрационные пособия

 

Экранно-звуковые пособия

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Комплект «Минилаборатория по механике».

Комплект «Минилаборатория по молекулярной физике».

Комплект «Минилаборатория по электродинамике»

Учебные игры

 


 


 

Список литературы


 

Литература, рекомендованная для учителя

1. А. С. Енохович. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.

2. С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

3. О. Ф. Кабардин и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах. – М.: Просвещение, 1994.

4. Я иду на урок физики. Книга для учителя. Ред.-сост. Н. Ю. Милюкова.М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-272

Литература, рекомендованная для учащихся

1. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Сост. А. С. Енохович и др. Под ред. Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.

2. Г.Д.Луппов .Опорные конспекты для изучения физики.

3. Сборник заданий и тестов:10-11кл. Иродова И.А. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-160с.

Дополнительная литература

1. В.А.Ильин. Физика в формулах в 7-11кл.

2. Л.Р. Стоцкий. Физические величины и их единицы.

3. Занимательная физика Л.Я. Перельм

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.