Рабочая программа по физике для 10 класса по УМК Г.Я. Мякишева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 имени Герцена г. Клинцы Брянской области
Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»
заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ-СОШ№2
математики __________С.И. Бурак. им. А.И. Герцена
__________Т.А. Гетун ___________2018 г. _________Л.А.Пинчукова
Протокол №1 _____________2018 г.
от__________2018 г.
Рабочая программа
по физике
10 класс
Разработала учитель физики Прохоренко А.А.
г. Клинцы 2018
Рабочая программа составлена на основании:
федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике (2004);
примерной программы основного общего образования по физике (2004);
авторской программы Ю.А. Сауров «Физика. Поурочные разработки. 10 класс. Базовый уровень», (2010);
федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Содержание учебного предмета
Научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Измерение жёсткости пружины.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Изучение закона сохранения механической энергии.
Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.
Молекулярная физика
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Устройство гигрометра и психрометра.
Кристаллические и аморфные тела.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.
Демонстрации
Электризация тел.
Электрометр.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Экспериментальная физика
Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.
Требования к уровню подготовки учеников 10 класса
В результате изучения физики в 10 классе ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле;
смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила;
смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
уметь
описывать и объяснять:
физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
применять полученные знания для решения физических задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Формы контроля
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся по физике:
физический диктант
фронтальный опрос
тестовое задание
краткая самостоятельная работа
письменная контрольная работа
лабораторная работа
устный зачет по изученной теме.
Данные формы контроля разделяются на следующие группы:
текущий контроль - в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ;
итоговый контроль – пробные экзамены, итоговая контрольная работа.
ФИЗИКА
10 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебнику Г.Я. Мякишев
(2 часа в неделю; всего 70 часов)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
Дата по плану |
Дата фактически |
|||
МЕХАНИКА |
31 |
|||
1.1 |
Введение. Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости |
1 |
||
КИНЕМАТИКА |
15 |
|||
Глава 1.Кинематика точки |
5 |
|||
2.1 |
Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. |
1 |
||
3.2 |
Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. |
1 |
||
4.3 |
Ускорение. Единица ускорения Скорость при движении с постоянным ускорением. Прямолинейное равноускоренное движение. Движения с постоянным ускорением. |
1 |
||
5.4 |
Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности |
1 |
||
6.5 |
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности» |
1 |
||
Раздел 2. Кинематика твёрдого тела |
3 |
|||
7.1 |
Движение тел. Поступательное движение Вращательное движение твёрдого тела. Угловая и линейная скорости вращения |
1 |
||
8.2 |
Подготовка к контрольной работе по теме «Кинематика» |
1 |
||
9.3 |
Контрольная работа № 1 "Кинематика " |
1 |
||
ДИНАМИКА Глава 3. Законы механики Ньютона |
3 |
|||
10.1 |
Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона. |
1 |
||
11.2 |
Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. |
1 |
||
12.3 |
Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике. Решение задач по теме «законы ньютона» |
1 |
||
Глава 4. Силы в механике |
4 |
|||
13.1 |
Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения» |
1 |
||
14.2 |
Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. |
1 |
||
15.3 |
Деформация и силы упругости. Закон Гука. Решение задач |
1 |
||
16.4 |
Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. |
1 |
||
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ |
9 |
|||
Глава 5. Закон сохранения импульса |
2 |
|||
17.1 |
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. |
1 |
||
18.2 |
Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» |
1 |
||
Глава 6. Закон сохранения энергии |
6 |
|||
19.1 |
Работа силы. Мощность. Энергия. |
1 |
||
20.2 |
Кинетическая энергия и ее изменения. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. |
1 |
||
21.3 |
Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения |
1 |
||
22.4 |
Лабораторная работа №2:«Изучение закона сохранения механическойэнергии» |
1 |
||
23.5 |
Подготовка к контрольной работе. «Динамика. Законы сохранения в механике» |
1 |
||
24.6 |
Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы сохранения в механике" |
1 |
||
СТАТИКА Глава 7. Равновесие абсолютно твёрдых тел |
1 |
|||
25.1 |
Равновесие тел. Первое и второе равновесие твёрдого тела. |
1 |
||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
19 |
|||
Глава 8. Основы молекулярно-кинетическая теории |
5 |
|||
26.1 |
Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. |
1 |
||
27.2 |
Решение задач по теме «масса молекул и количество вещества» |
1 |
||
28.3 |
Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. |
1 |
||
29.4 |
Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ. |
1 |
||
30.5 |
Решение задач по теме «Основы МКТ» |
1 |
||
Глава 9. Температура. Энергия теплового движения молекул. |
2 |
|||
31.1 |
Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа. |
1 |
||
32.2 |
Решение задач по теме «Температура. Энергия теплового движения молекул» |
1 |
||
Глава 10. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. |
3 |
|||
33.1 |
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. |
1 |
||
34.2 |
Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» |
1 |
||
35.3 |
Лабораторная работа №2: «Опытная проверка закона Гей-Люссака» |
1 |
||
Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газов. |
2 |
|||
36.1 |
Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. |
1 |
||
37.2 |
Решение задач по теме «Влажность воздуха. Кипение» |
1 |
||
Глава 12. Твёрдые тела. |
1 |
|||
38.1 |
Кристаллические тела. Аморфные тела. |
1 |
||
Глава 13. Основы термодинамики |
6 |
|||
39.1 |
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. |
1 |
||
40.2 |
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Необратимость процессов в природе. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе |
1 |
||
41 .3 |
Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей. |
1 |
||
42.4 |
Решение задач по теме «КПД полезного действия» |
1 |
||
43.5 |
Повторительно-обобщающий урок по темам «Молекулярная физика. Термодинамика». |
1 |
||
44.6 |
Контрольная работа № 3 "Молекулярная физика. Основы термодинамики " |
1 |
||
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ |
24 |
|||
Глава 14. Электростатика |
9 |
|||
45.1 |
Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел Закон сохранения электрического заряда. Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда. |
1 |
||
46.2 |
Решение задач по теме «Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона» |
1 |
||
47.3 |
Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. |
1 |
||
48.4 |
Решение задач по теме «Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.» |
1 |
||
49.5 |
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. |
1 |
||
50.6 |
Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением |
1 |
||
51.7 |
Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. |
1 |
||
52.8 |
Решение задач по теме «Электроемкость. Конденсаторы.» |
1 |
||
53.9 |
Зачет по теме «Электростатика» |
1 |
||
Глава 15. Законы постоянного тока |
8 |
|||
54.1 |
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для его существования. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. |
1 |
||
55.2 |
Решение задач по теме «Сила тока. Закон Ома для участка цепи.» |
1 |
||
56.3 |
Лабораторная работа №3: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» |
1 |
||
57.4 |
Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. |
1 |
||
58.5 |
Решение задач по теме «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи» |
1 |
||
59.6 |
Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» |
1 |
||
60.7 |
Подготовка к контрольной работе. «Законы постоянного тока» |
1 |
||
61.8 |
Контрольная работа № 4 "Законы постоянного тока" |
1 |
||
Электрический ток в различных средах |
7 |
|||
62.1 |
Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. |
1 |
||
63.2 |
Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. |
1 |
||
64.3 |
Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей Электрический ток через контакт полупроводников p- и n- типов. |
1 |
||
65.4 |
Транзисторы Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. |
1 |
||
66.5 |
Электрический ток в жидкостях.Закон электролиза. |
1 |
||
67.6 |
Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма |
1 |
||
68.7 |
Зачет по теме «Электрический ток в различных средах» |
1 |
||
Резерв |
2 |
|||
69.1 |
Повторение темы «Кинематика» |
1 |
||
70.2 |
Повторение темы «МКТ» |
1 |