Рабочая программа по физике для 10–11 классов (базовый уровень) по УМК Г.Я. Мякишева
02-12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МК протокол № 1 от 20.08. 2019 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании НМС протокол № 1 от 22.08. 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия№3» ____________Г.В. Мазина приказ № 236 от 24.08. 2019 г. |
Рабочая программа по физике
для 10-11 классов
(базовый уровень, срок реализации 2 года)
Учитель Тарасова Марина Владимировна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Физика» для 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – Ф3 от 29 декабря 2012 года.
Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089 (с изменениями, утвержденными приказами Министерства Образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. №164, 31 августа 2009 г. №320, 19 октября 2009г. №427, 10 ноября 2011 г. №2643, 24 января 2012 г. №39, 31 января 2012 г. №69, 23 июня 2015 г. №609).
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» (Зарегистрирован 20.07.2016 № 42916)
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень 10-11 классы (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011г.
Авторская программа Г.Я.Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Базовый уровень 10-11 кл ./ Тулькибаева, А.Э Пушкарев. – М. Просвещение, 2014 г.
Приказ МБОУ «Гимназия №3» № 114 от 03.04.2019 г. «Об определении списка учебников, используемых в образовательной деятельности на 2019/2020 учебный год».
Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ«Гимназия № 3». .
Учебный план МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года.
Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под редакцией Н.А. Парфентьевой, -3 изд.- М.: Просвещение, 2017
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под ред Н.А. Парфентьевой, общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение 2017
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принцах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного знания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» при пятидневной учебной неделе на изучение физики в 10 классе (базовый уровень) выделяется в 1 час в неделю, 33 часа в год, в 11 классе (базовый уровень) выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год.
Содержание учебного предмета (66 часов)
Физика как наука (1 час)
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов . Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (15 часов)
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика (10 часов)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика (28 часов)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
- при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
- для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Квантовая физика и элементы астрофизики (13 часов)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной учебной программе
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
.
Тематическое планирование
10 класс (базовый уровень) (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Физика и методы научного познания. | 1 |
2 | Механика. | 15 |
3 | Молекулярная физика и термодинамика. | 9 |
4 | Электродинамика. | 8 |
| Итого | 33 |
11 класс (базовый уровень) (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Электродинамика. | 20 |
2 | Квантовая физика и элементы астрофизики | 13 |
| Итого | 33 |
График контрольных работ
10 класс (базовый уровень) (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ | Дата, неделя | Наименование работы |
| | 1 полугодие |
1 | 21.10-25.10 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика». |
2 | 23.12-27.12 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения». |
| | 2 полугодие |
3 | 10.02-14.02 | Контрольная работа №3 по теме «Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов». |
4 | 11.05-15.05 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа №4 по теме «Электродинамика». |
График лабораторных работ
10 класс (базовый уровень) (1 час в неделю, 35 часов в год)
№ | Дата, неделя | Наименование работы |
| | 1 полугодие |
1 | 30.09-05.10 | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении» |
2 | 11.11-15.11 | Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». |
| | 2 полугодие |
3 | 27.01-31.01 | Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». |
4 | 09.03-13.03 | Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» |
5 | 06.04-10.04 | Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». |
6 | 13.04-17.04 | Лабораторная работа №6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». |
Календарно- тематическое планирование
10 класс (базовый уровень) по физике на 2019/2020 учебный год
(согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение предмета выделяется
1 час в неделю, 33 часа в год)
учитель Тарасова Марина Владимировна.
Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под редакцией Н.А. Парфентьевой, -3 изд.- М.: Просвещение, 2017
№ урока | Дата проведения | Название раздела и тем курса | ЭКОР | Примечание | |
План | Факт | ||||
| | | 1 полугодие - 16 часов | | |
| | | Физика и методы научного познания. (1 час) | | |
1 | 02.09-06.09 | | Вводный инструктаж по ТБ. Методы научного познания. | Современная научная картина мира. Физика и НТР. | |
| | | Механика. (15 часов) | | |
2 | 09.09-13.09 | | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. | Экономия энергоресурсов при использовании в практике явления инерции. | |
3 | 16.09-20.09 | | Скорость. | Влияние скорости на выброс в атмосферу отравляющих веществ | |
4 | 23.09-27.09 | | Ускорение. Перемещение при прямолинейном движении. | | |
5 | 31.09-04.10 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении» | | |
6 | 07.10-11.10 | | Свободное падение тел. Движение тел, брошенных под углом к горизонту. | | |
7 | 14.10-18.10 | | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | НТП и усиление влияния человечества на природу. | |
8 | 21.10-25.10 | | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика». | | |
9 | 05.11-08.11 | | Законы Ньютона. | | |
10 | 11.11-15.11 | | Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и сила упругости. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». | Гравитационные пылеосадочные камеры. | |
11 | 18.11-22.11 | | Вес. Невесомость. Перегрузка. Первая космическая скорость. | Влияние деятельности человека на природу | |
12 | 25.11-29.11 | | Сила трения. | Вредное трение и проблема энергоснабжения. | |
13 | 02.12-06.12 | | Условия равновесия тел. Центр тяжести. Виды равновесия. | Понятие равновесия в экологическом смысле. | |
14 | 09.12-13.12 | | Импульс тел. Закон сохранения импульса. | Мировые достижения в освоении космического пространства. | |
15 | 16.12-20.12 | | Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Работа силы упругости. Закон сохранения механической энергии. | Экологическая безопасность различных механизмов. | |
16 | 23.12-27.12 | | Повторение материала. Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения». | | |
| | | 2 полугодие – 17 часов | | |
| | | Молекулярная физика и термодинамика.(9 часов) | | |
17 | 09.01-17.01 | | Молекулы. Модель газа. | Необходимость оптимизации взаимодействия в системе «Природа-Общество-Человек | |
18 | 20.01-24.01 | | Изопроцессы. | Пути вывода планеты из экологического кризиса. | |
19 | 27.01-31.01 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | | |
20 | 03.02-07.02 | | Основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Уравнение Менделеева – Клапейрона. | Температурный режим класса. | |
21 | 10.02-14.02 | | Контрольная работа №3 по теме «Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов». | | |
22 | 17.02-21.02 | | Внутренняя энергия и способы её изменения. | Новые виды топлива в РБ. | |
23 | 24.02-28.02 | | Первый закон термодинамики. Понятие о втором и третьем законах термодинамики. Тепловые двигатели. | Отрицательные последствия использования ТД | |
24 | 02.03-06.03 | | Кристаллические и аморфные тела. Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел. | | |
25 | 09.03-13.03 | | Структура и свойства жидкости. Взаимные превращения жидкостей и газов. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» | Влияние влажности окружающей среды на человека. | |
| | | Электродинамика. (8 часов) | | |
26 | 16.03-20.03 | | Закон Кулона. Напряженность. Работа сил электростатического поля, потенциал. | Влияние стационарного электричества на биологические объекты. | |
27 | 31.03-03.04 | | Проводники в электрическом поле. Электроемкость. | Использование электричества в производстве, быту. | |
28 | 06.04-10.04 | | Электродвижущая сила. Закон Ома. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | Электрический способ очистки воздуха от пыли. | |
29 | 13.04-17.04 | | Соединение проводников. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | | |
30 | 20.04-24.04 | | Работа и мощность тока. | | |
31 | 27.04-30.04 | | Закон Джоуля-Ленца. | | |
32 | 11.05-15.05 | | Промежуточная аттестация. Контрольная работа №3 по теме «Электродинамика». | | |
33 | 17.05-22.05 | | Электрический ток в различных средах. Подведение итогов. | Разряд молний и источники разрушения озона. | |
Оценочные материалы
Оценочные материалы по физике для 10 класса (базовый уровень)
(1 час в неделю, 33 часа в год) на 2019/2020 учебный год
№ | Дата, неделя | Наименование работы |
| | 1 полугодие |
1 | 21.10-25.10 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика». |
2 | 23.12-27.12 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения». |
| | 2 полугодие |
3 | 10.02-14.02 | Контрольная работа №3 по теме «Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов». |
4 | 11.05-15.05 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа №4 по теме «Электродинамика». |
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика».
1. В субботу автобус сделал 10 рейсов, а в воскресенье 12. В какой из этих дней автобус проехал больший путь? Совершил большее перемещение?
2. Пользуясь графиком, определите ускорение тела, опишите характер его движения и напишите уравнение зависимости vx (t).
3. За какое время камень, падающий без начальной скорости, пройдет путь 80 м?
4. Зависимость координаты движущегося тела от времени имеет вид х(t) = 5t – 2t2. Чему равны проекции начальной скорости и ускорения тела?
А) - 2 м/с; 5 м/с2 Б) 5 м/с; - 2 м/с2 В) 5 м/с; - 4 м/с2
5. Частота вращения вала равна 250 Гц. Чему равен его период?
А) 25 с Б) 0,04 с В) 4 мс.
Контрольная работа № 2 по теме «Динамика. Законы сохранения».
1. Мальчик и девочка тянут веревку за противоположные концы. Девочка может
прикладывать к веревке силу, не превышающую 50 Н, мальчик – 150 Н. Мальчик и
девочка натянули веревку с максимально возможной силой, при этом веревка осталась неподвижна. Чему равна сила натяжения веревки?
2. Автомобиль движется по горизонтальной дороге с ускорением 0.6 м/с2. На автомобиль действуют горизонтально направленные силы тяги 15 кН и сопротивления 6 кН. Найдите массу автомобиля.
3. Горизонтально расположенную пружину длиной 25 см, один конец которой закреплен, растягивают, прикладывая к свободному концу силу 12,5 Н, также направленную горизонтально. Жесткость пружины равна 250 Н/м. Определите длину растянутой пружины.
Контрольная работа №3 по теме «Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов».
1. В сосуде находится 2 г водорода. Сколько примерно молекул находится в сосуде?
А: 1023 Б: 2.1023 В: 6.1023 Г: 12.1023
2. В сосуде находится 2 моль водорода. Сколько примерно молекул находится в сосуде?
А: 1023 б: 2.1023 В: 6.1023 Г: 12.1023
З. Как изменится давление идеального газа при увеличении концентрации его молекул в 3 раза при сохранении прочих условий?
А: увеличится в 2 раза. Б: увеличится в 3 раза. В: останется неизменным.
Г: уменьшится в 3 раза.
4. Как изменится средняя энергия движения молекул идеального газа при увеличении абсолютной температуры газа в 3 раза?
А: увеличится в 3 раза. Б: увеличится в 2 раза. В: увеличится в 4,5 раза.
Г: увеличится в 9 раз.
5. Переведите 200 К в градусы Цельсия.
А: -473°С. Б: -730 С. В: +730С. Г: +473°С.
б. Переведите температуру -27° С в градусы Кельвина.
А: 300К. Б: 246К. В: -300К. Г: -250К.
7. Воздух в классе объёмом 100 м3 нагрелся от 290 до 295 К. Сколько кг воздуха выйдет из класса при нормальном давлении ?
8. КПД идеального теплового двигателя составляет 40%. Газ получил от нагревателя 5 кДж теплоты. Какое количество теплоты отдано холодильнику?
Промежуточная аттестация. Контрольная работа №4 по теме «Электродинамика».
Два заряда, находясь в воздухе на расстоянии 0,05 м, действуют друг на друга с силой 1,2·10-4 Н, а в некоторой непроводящей жидкости на расстоянии 0,12 м с силой 1,5·10-5 Н. Какова диэлектрическая проницаемость жидкости?
Три отрицательных заряда величиной по 3нКл каждый расположены в вершинах равностороннего треугольника. Какой заряд q нужно поместить в центре треугольника, чтобы система находилась в равновесии?
Три одинаковых заряда 10"9 Кл каждый, расположены в вершинах прямоугольного треугольника с катетами 40 см и 30 см. Найти напряженность электрического поля, создаваемого всеми зарядами в точке пересечения гипотенузы с перпендикуляром, опущенным на нее из вершины прямого угла.
График контрольных работ
11 класс (базовый уровень) (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ | Дата, неделя | Наименование работы |
| | 1 полугодие |
1 | 30.09-04.10 | Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». |
2 | 09.12-13.12 | Контрольная работа №2 по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны». |
| | 2 полугодие |
3 | 27.04-30.04 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа №3. |
График лабораторных работ
11 класс (базовый уровень) (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ | Дата, неделя | Наименование работы |
| | 1 полугодие |
1 | 16.09-20.09 | Лабораторная работа №1 «Изучение явления электромагнитной индукции » |
2 | 14.10-18.10 | Лабораторная работа № 2 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». |
3 | 23.12-27.12 | Лабораторная работа №3 «Определение показателя преломления стекла». |
| | 2 полугодие |
4 | 20.01-24.01 | Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха» |
5 | 27.01-31.01 | Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» |
6 | 03.02-07.02 | Лабораторная работа №6 «Определение длины световой волны». |
7 | 20.04-24.04 | Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц» |
Календарно- тематическое планирование
11 класса (базовый уровень)по физике на 2019/2020 учебный год
(согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение предмета
выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год)
учитель Тарасова Марина Владимировна.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под ред Н.А. Парфентьевой, общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение 2017.
№ урока | Дата проведения | Название раздела и тем курса | ЭКОР | Примечание | |
План | Факт | ||||
| | | 1 полугодие - 16 часов | | |
| | | Электродинамика. (1час) | | |
1 | 02.09-06.09 | | Вводный инструктаж по ТБ. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. | Влияние магнитного поля на биологические объекты. | |
2 | 09.09-13.09 | | Опыты Фарадея. Правило Ленца. | | |
3 | 16.09-20.09 | | Закон электромагнитной индукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции». | Электродвигатель. Преимущество электротранспорта. | |
4 | 23.09-27.09 | | Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока. | Современная научная картина мира | |
5 | 30.09-04.10 | | Контрольная работа № 1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | | |
6 | 07.10-11.10 | | Механические колебания. Математический и пружинный маятники. | | |
7 | 14.10-18.10 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». | | |
8 | 21.10-25.10 | | Энергия гармонических колебаний. Вынужденные механические колебания. | Решение проблем природопользования в РБ | |
9 | 05.11-08.11 | | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. | Вредное влияние электромагнитных полей на человеческий организм. | |
10 | 11.11-15.11 | | Вынужденные электромагнитные колебания. Мощность переменного тока. Трансформатор. | | |
11 | 18.11-22.11 | | Механические волны. Звук. | Шумовое загрязнение среды и пути его преодоления. | |
12 | 25.11-29.11 | | Интерференция и дифракция волн. | | |
13 | 02.12-06.12 | | Электромагнитные волны. Радиосвязь. | Вредное влияние радиоволн на человеческий организм. | |
14 | 09.12-13.12 | | Контрольная работа № 2 по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны». | | |
15 | 16.12-20.12 | | Скорость света. Законы отражения света. Законы преломления света. | | |
16 | 23.12-27.12 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Определение показателя преломления стекла». | | |
| | | 2 полугодие - 17 часов | | |
17 | 13.01-17.01 | | Линзы. Формула тонкой линзы. | | |
18 | 20.01-24.01 | | Дисперсия света. Виды спектров. Цвет в природе и живописи. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора и его экологические последствия. | |
19 | 27.01-31.01 | | Интерференция света. Дифракция света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света». | | |
20 | 03.02-07.02 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Определение длины световой волны». | Разум человека как главный фактор, определяющий развитие цивилизации. | |
21 | 10.02-14.02 | | Поляризация света. Шкала электромагнитных излучений | | |
22 | 17.02-21.02 | | Постулаты СТО. Закон взаимосвязи массы и энергии. | | |
23 | 24.02-28.02 | | Фотоэлектрический эффект. Теория фотоэффекта. | | |
24 | 02.03-06.03 | | Фотон и его характеристики. Химическое действие света. | | |
25 | 09.03-13.03 | | Планетарная модель атома. Люминесценция. | Опасность ионизирующей радиации | |
26 | 16.03-20.03 | | Лазер. Волновые свойства частиц. Понятие о квантовой механике. | | |
27 | 31.03-03.04 | | Строение атомного ядра. Радиоактивность. | Естественный радиоактивный фон АЭС РБ и их связь с окружающей средой. | |
28 | 06.04-10.04 | | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Термоядерные реакции. | Лучевая болезнь. Ядерная война – угроза жизни на Земле. | |
29 | 13.04-17.04 | | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | НТП и усиление влияния человечества на природу. | |
30 | 20.04-24.04 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц». | Экологические проблемы ядерной энергетики. | |
31 | 27.04-30.04 | | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа №3. | | |
| | | Строение Вселенной. (2 часа) | | |
32 | 04.05-15.05 | | Анализ контрольной работы. Солнечная система. Солнце и звёзды. Внутреннее строение Солнца и звёзд. Наша Галактика. | | |
33 | 18.05-22.05 | | Эволюция звёзд. Звёздные системы. Современные взгляды на строение Вселенной. Подведение итогов. | | |
Оценочные материалы
Оценочные материалы по физике для 11 класса (базовый уровень)
(1 час в неделю, 33 часа в год)
№ п/п | Дата, неделя | Наименование работы |
| | 1 полугодие |
1 | 30.09-04.10 | Контрольная работа № 1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». |
2 | 09.12-13.12 | Контрольная работа № 2 по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны». |
| | 2 полугодие |
3 | 27.04-30.04 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа №3. |
Контрольная работа № 1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
А1. Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током?
1.взаимодействие электрических зарядов;
2. действие электрического поля одного проводника с током на ток в другом проводнике;
3.действие магнитного поля одного проводника на ток в другом проводнике.
А2. На какую частицу действует магнитное поле?
на движущуюся заряженную;
на движущуюся незаряженную;
на покоящуюся заряженную;
на покоящуюся незаряженную.
А3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.. |
|
А4. Прямолинейный проводник длиной 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 300 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 3 А?
1,2 Н; 2) 0,6 Н; 3) 2,4 Н.
А5. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник? |
|
А6.Электромагнитная индукция – это:
А7. На квадратную рамку площадью 1 м2 в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл действует максимальный вращающий момент, равный 4 Н∙м. чему равна сила тока в рамке?
Контрольная работа № 2 по теме «Механические и электромагнитные колебания и волны».
1. Напишите уравнение гармонических колебаний, если частота равна 0,5 Гц, а амплитуда колебаний 80 см.
2.Ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/ с2 . Какой длины должен быть математический маятник, чтобы период его колебаний был равен 4,9 с?
3. Расстояние между ближайшими гребнями волн 10м. Какова частота ударов волн о корпус, если скорость волн 3 м/с ?
4. Найти период и частоту колебаний в контуре, если емкость конденсатора составляет 7,47 х 10 – 10 Ф, а индуктивность катушки 10, 41 х 10 – 4 Гн.
5. Почему в метро радиоприемник умолкает?
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа №3.
А1. На рисунке 1 приведена демонстрация опыта по проверке правила Ленца. Опыт проводится со сплошным кольцом, а не разрезанным, потому что
1) | сплошное кольцо сделано из стали, а разрезанное – из алюминия |
2) | в сплошном кольце не возникает вихревое электрическое поле, а в разрезанном – возникает |
3) | в сплошном кольце возникает индукционный ток, а в разрезанном – нет |
4) | в сплошном кольце возникает ЭДС индукции, а в разрезанном – нет |
А2. Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено:
1) | интерференцией света |
2) | дисперсией света |
3) | отражением света |
4) | дифракцией света |
А3. Электрон e–, влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет горизонтально направленную скорость , перпендикулярную вектору индукции магнитного поля (см. рис.2). Куда направлена действующая на электрон сила Лоренца ?
1) | вертикально вниз | |
2) | вертикально вверх | |
3) | горизонтально влево | |
4) | горизонтально вправо |
Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитная индукция».
Определить индукцию однородного магнитного поля, если на проводник длиной 20 см действует сила 25 мН. Проводник, по которому течет ток силой 5А, образует угол 300 с направлением силовых линий поля.
Протон движется по окружности в однородном магнитном поле с индукцией 44 мТл. Определить период обращения протона.
Определить магнитный поток Ф через контур площадью 15 кв.см в однородном магнитном поле с индукцией В, равной 24 Тл, если угол между вектором индукции и нормалью равен 60о.
В катушке индуктивностью 250 мГн приложена постоянная разность потенциалов 10 В. На сколько возрастет сила тока в катушке за 1 с. Сопротивлением катушки пренебречь.
Найти величину ЭДС индукции в проводнике с длиной активной части 25 см, перемещающимся в однородном магнитном поле с индукцией 8 мТл со скоростью 5 м/с под углом 30о к вектору магнитной индукции.
Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны».
Напишите уравнение гармонических колебаний, если частота равна 0,5 Гц, а амплитуда колебаний 80 см.
Ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/ с2 . Какой длины должен быть математический маятник, чтобы период его колебаний был равен 4,9 с?
Расстояние между ближайшими гребнями волн 10м. Какова частота ударов волн о корпус, если скорость волн 3 м/с?
Найти период и частоту колебаний в контуре, если емкость конденсатора составляет 7,47 х 10 – 10 Ф, а индуктивность катушки 10, 41 х 10 – 4 Гн.
Почему в метро радиоприемник умолкает?
Контрольная работа №3 по теме «Оптика».
Определите оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1=10 см, а другая оптическую силу D2= -12 дптр
Луч света падает на воду под углом 400 к ее поверхности. Рассчитайте угол луча преломления в воде.
На каком расстоянии от линзы с фокусным расстоянием 40 см надо поместить предмет, чтобы получить действительное изображение на расстоянии 2 м от линзы.
Объектив фотоаппарата имеет оптическую силу 5 дптр. С какого расстояния сфотографирован дом высотой 6 м, если на снимке он имеет высоту 12 мм?
У дифракционной решетки максимум второго порядка для света с длиной волны света 700 нм наблюдается под углом, для которого sin = 0,07. Найдите число штрихов, имеющихся на каждом миллиметре этой решетки.
Контрольная работа № 4 по теме «Световые кванты».
А1. - излучение представляет собой поток
А2. Чему равно протонов в ядре ?
А3. Какой заряд имеет ядро согласно планетарной модели атома Резерфорда?
А4. Под дефектом масс понимают разницу
А5. Периодом полураспада называется время, в течение которого
А6. Что используется в качестве горючего в ядерных реакторах?
А7. Торий Th может превратиться в радий Ra в результате
А8. Какая ядерная реакция может быть использована для получения цепной реакции деления?
Cm + n 4 n + Mo + Xe
C Li + Li
Th + n In + Nb
Cm Tc + I
В1. Рассчитайте энергию связи ядра кислорода .
Масса ядра 26,98146 а.е.м. Ответ выразите в МэВ и округлите до целого.
1 атомная единица массы эквивалентна 931,5 МэВ
масса протона 1,00728 а.е.м.
масса нейтрона 1,00866 а.е.м.
С1. Найдите, какая доля атомов радиоактивного изотопа кобальта распадается за 144 дня, если период его полураспада 72 сут.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа №5.
№1. Скорость электропоезда увеличилась с до на пути S=54м. Определите ускорение поезда и за какое время произошло это изменение скорости.
№2. Баллончик для приготовления газированной воды имеет объем и содержит углекислый газ под давлением при комнатной температуре Какова масса газа в баллончике?
№3. В импульсной фотовспышке лампа питается от конденсатора емкостью заряженного до напряжения Найдите энергию вспышки и среднюю мощность, если продолжительность разрядки . Определите заряд конденсатора.
№4. Рассчитайте мощность, потребляемую лампой, которую подключили к батарее аккумуляторов с ЭДС и внутренним сопротивлением , если в рабочем режиме сопротивление лампы
№5. На какую длину волны настроен приемник, если его приемный контур обладает индуктивностью и емкостью ?
№6. Определить энергию кванта света с длиной волны .Определите частоту колебаний напряженности электрического поля световой волны.
№7. Рассчитайте энергию связи нуклонов в ядре атома азота .
Календарно- тематическое планирование
11 класса (базовый уровень)по физике на 2019/2020 учебный год
(согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение предмета выделяется в первом полугодии 1 час в неделю, во втором полугодии 2 часа в неделю, 50 часов в год)
учитель Тарасова Марина Владимировна.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под ред Н.А. Парфентьевой, общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение 2017.
№ урока | дата проведения | Название раздела и тем урока | ЭКОР | Примечание | |
план | факт | ||||
1 полугодие – 16 часов | |||||
| | | Электродинамика (10 часов) | | |
1 | 02.09-06.09 | | Вводный инструктаж по ТБ. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. | Влияние магнитного поля на биологические объекты. | |
2 | 09.09-13.09 | | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | | |
3 | 16.09-20.09 | | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Применение закона Ампера. | | |
4 | 23.09-27.09 | | Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. | | |
5 | 30.09-04.10 | | Открытие явления электромагнитной индукции. Магнитный поток. | Преимущества электротранспорта. | |
6 | 07.10-11.10 | | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | | |
7 | 14.10-18.10 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции». | | |
8 | 21.10-25.10 | | Закон электромагнитной индукции ЭДС индукции в движущихся проводниках | | |
9 | 05.11-08.11 | | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | Электродвигатель. | |
10 | 11.11-15.11 | | Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитная индукция». | | |
11 | 18.11-22.11 | | Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. | | |
12 | 25.11-29.11 | | Вынужденные колебания. Резонанс. | Решение проблем природопользования в РБ | |
13 | 02.12-06.12 | | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». | | |
14 | 09.12-13.12 | | Свободные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | | |
15 | 16.12-20.12 | | Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. | | |
16 | 23.12-27.12 | | Резонанс в электрической цепи | | |
| | | 2 полугодие - 34 часа | | |
17 | 13.01-17.01 | | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электрической энергии. | Современная научная картина мира. | |
18 | 13.01-17.01 | | Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. | Вредное влияние электричества на человеческий организм. | |
19 | 20.01-24.01 | | Волны в среде. Звуковые волны. | Шумовое загрязнение среды, пути его преодоления. | |
20 | 20.01-24.01 | | Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи. Модуляция и детектирование. | Вредное влияние радиоволн на человека | |
21 | 27.01-31.01 | | Свойства электромагнитных волн. Радиоволны. Радиолокация. Развитие средств связи. | | |
22 | 27.01-31.01 | | Контрольная работа № 2 по теме «Колебания и волны». | | |
23 | 03.02-07.02 | | Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | Экологические последствия изменения прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора. | |
24 | 03.02-07.02 | | Закон преломления света. Полное отражение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла». | | |
25 | 10.02-14.02 | | Линза. Построение изображения в линзе. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | | |
26 | 10.02-14.02 | | Дисперсия света. Поляризация света. | | |
27 | 17.02-21.02 | | Интерференция механических волн и света. | | |
28 | 17.02-21.02 | | Дифракция света. Дифракционная решетка. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны». | | |
29 | 24.02-28.02 | | Контрольная работа №3 по теме «Оптика». | | |
30 | 24.02-28.02 | | Постулаты теории относительности. Релятивистская динамика | | |
31 | 02.03-06.03 | | Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. | НТП и усиление влияния человечества на природу. | |
32 | 02.03-06.03 | | Виды спектров и спектральный анализ. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | | |
33 | 09.03-13.03 | | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. | Ухудшение зрения и ультрафиолетовое излучение. | |
| | | Квантовая физика. (11 часов) | | |
34 | 09.03-13.03 | | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта. | | |
35 | 16.03-20.03 | | Фотоны. Давление света. Химическое действие света. | | |
36 | 16.03-20.03 | | Строение атома. Опыт Резерфорда. | Разум человека - фактор развития цивилизации. | |
37 | 31.03-03.04 |
| Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | | |
38 | 31.03-03.04 | | Методы регистрации элементарных частиц. Виды радиоактивных излучений. | Опасность ионизирующей радиации. | |
39 | 06.04-10.04 | | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. | Естественный радиоактивный фон. | |
40 | 06.04-10.04 | | Строение атомного ядра. Энергия связи ядер. | Лучевая болезнь. | |
41 | 13.04-17.04 | | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | АЭС и их связь с окружающей средой. | |
42 | 13.04-17.04 | | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. | Экологические проблемы ядерной энергетики. | |
43 | 20.04-24.04 | | Решение задач по теме «Атомная физика. Физика атомного ядра». | Ядерная война – угроза жизни на Земле. | |
44 | 20.04-24.04 | | Промежуточная аттестация. Контрольная работа № 4 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра». | | |
45 | 27.04-30.04 |
| Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира. | | |
| | | Строение Вселенной. (5 часов) | | |
46 | 27.04-30.04 | | Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». | Мировые достижения в освоении космоса. | |
47 | 04.05-15.05 | | Общие сведения о Солнце. Источники энергии Солнца. | | |
48 | 04.05-15.05 | | Физическая природа звезд. | Экологические последствия развития космоса. | |
49 | 18.05-22.05 | | Наша галактика. | Экологические последствия развития космоса. | |
50 | 18.05-22.05 | | Происхождение и эволюция галактик и звезд. Подведение итогов. | | |
24