Рабочая программа по физике для 7–9 классов
Рабочая программа учебного предмета
физика.
Уровень образования основное общее образование.
Срок реализации программы: 2 года.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по физике составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г., примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.
- Федерального базисного учебного плана (приказ министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, приказ министерства образования Российской Федерации от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план»);
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года № 164, от 31 августа 2009 года № 320, от 19 октября 2009 года № 427, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в7-8 классах и 68 часов из расчета 2 часа в неделю в 9 классе
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Физика» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов. В том числе по 70 часов в 7 - 9 классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 ч (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
· Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
· Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
· Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
· Примерные программы по физике, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 822 от 23 декабря.2011 г.;
Учебно-методический комплект:
- Перышкин А.В., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 9 изд., М. Дрофа, 2006.
- Сборник задач по физике. 7-9 кл., В.И. Лукашик, изд., М.Просвещение, 2009
Методические пособия
- «Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина» В.А. Шевцов, 2005
- Тесты по физике 7 класс, А.В.Чеботарева, М. Дрофа, 2008.
- Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи.7,8,9 кл., Ю.С.Куперштейн, 2-изд., Санкт - Петербург, «БХВ - Петербург»,2007.
- Дидактический материал по физике.7,8,9 кл., А.Е.Марон, М. «Просвещение»,2006.
Характеристика особенностей программы:
Основные методы работы на уроке - объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся – фронтальная, парная, индивидуальная
Практическая деятельность - лабораторные работы и опыты
Ведущая технология: уровневая дифференциация обучения (используется на всех этапах урока)
Цель: создание условий и формирование прочных ЗУН в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи: - обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
- приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся;
- развивать у учащихся чувство уверенности в своих способностях;
- воспитание самостоятельности как качества личности ученика.
Использование в образовательном процессе по предмету новых технологий: ИКТ (применяется на разных этапах урока при организации одного вида деятельности (работа с тестами на каком-либо этапе урока, либо презентация нового материала и т.д.)
Цель: создание условий для усвоения материала на более высоком уровне. Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся, проявляющих интерес и способности по предмету.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
• воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Задачи курса физики
1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления.
2. Овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.
3. Усвоение идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.
4. Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Дидактические задачи
· Формирование представлений об основных этапах физического познания и истории возникновения и развития физического знания:
· Осмысление физических понятий:
1. знать их существенные признаки;
2. различать их видовые признаки;
3. прочно усвоить связи и отношения между понятиями;
4. определять виды понятий и пути их использования на практике.
· Раскрытие физических законов:
1. знать основные факты, приводящие к данной закономерности;
2. осознать формулировку и математическое выражение закона;
3. иметь представление о следствиях из закона и опытов, подтверждающих его справедливость, о главных направлениях применения закона на практике, об условиях его использования.
· Осознание физических теорий:
1. знать основные положения, законы и принципы теории;
2. определять ее практическое значение и границы применимости.
· Формирование знаний о методах физического познания, о способах деятельности при их использовании:
1. усвоить важнейшие методы научного физического познания (логические, формально-логические, экспериментальные, с помощью моделирования и установления аналогий);
2. овладеть способами реализации того или иного метода физического познания.
· Раскрытие возможностей и путей применения физических знаний:
1. четко представлять место физики в научно-техническом развитии человечества;
2. различать потенциальные возможности и реальные пути применения физических знаний на практике.
· Закрепление и систематизация физических знаний на уровне закона, теории, физической картины мира, на основе того или иного подхода (основные направления научно-технического прогресса, этапы познания, связи и преемственность между физическими теориями и др.).
Развивающие задачи
I. Развитие средствами физики творческих способностей учащихся
· Способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.
· Выделение новой проблемы в знакомой ситуации.
· Выявление новой функции физического объекта.
· Комбинирование известных способов деятельности в новый способ (при решении физических задач, проведении экспериментов, изучении законов физики).
· Способность структурировать физический объект, улавливать соотношения между его элементами (текст в учебной литературе, изучаемый раздел курса, задача, физический эксперимент).
· Установление альтернативных решений физической проблемы.
· Поиск принципиально новых путей решения.
II. Развитие самостоятельности
· Способность без посторонней помощи осознать и сформулировать цель предложенного задания.
· Предвидеть основные результаты деятельности.
· Планировать нахождение оптимальных путей выполнения задания.
· Уметь анализировать свою деятельность, находить и исправлять ошибки, критически осмысливать результаты действий.
III. Развитие инициативы
· Брать на себя ответственность при выполнении задания.
· Стремиться к овладению новыми формами деятельности.
V. Развитие памяти
· На уровне запоминания сформировать способности:
· своевременно ставить перед собой общие и частные задачи на запоминание того или иного физического объекта;
· дифференцировать полноту и прочность запоминания объекта;
· сознательно использовать различные ассоциации при запоминании (по сходству или контрасту), устанавливать причинно-следственные связи между объектами.
· На уровне воспроизведения:
· привычка внимательно слушать и правильно понимать задание на воспроизведение того или иного физического объекта;
· использовать для воспроизведения материала различные представления (зрительные, осязательные, слуховые и др.);
· выработать способность вспоминать объекты опосредованно, при участии промежуточных ассоциаций;
· привычка осознавать необходимость избирательно вспоминать физический объект в нужном объеме и с необходимой точностью.
VI. Развитие воображения
· Воспитывать привычку заранее представлять результаты своего труда в необходимой в данной ситуации форме в виде физической закономерности, абстрактной модели, числа и т.д.
· Совершенствовать способность формулировать свою гипотезу, представляя ее не только словесно, но и в форме рисунка, чертежа, макета, уравнения, графика.
· Учить соотносить новый физический образ, идею с теми знаниями, которые уже сформированы.
· Стремиться создать новые физические образы без опоры на готовые описания или изображения.
VII. Развитие мышления
· Сформировать осознанное использование основных этапов физического познания и изучения физических понятий.
· Добиться уверенности в различных суждениях (утвердительных и отрицательных, категоричных и условных, разделительных, проблематических и проч.).
· Воспитывать высокую степень самостоятельности суждений.
· Формировать способность делать индуктивные и дедуктивные умозаключения.
· Учить основным мыслительным операциям: анализу и синтезу, сравнению, обобщению и систематизации, абстракции и конкретизации.
· Вырабатывать способность раскрывать существенное в физических объектах и явлениях:
VIII. Развитие речи
· Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.
· Постоянно вырабатывать у учащихся краткое, точное, последовательное, грамотное и выразительное изложение физического текста.
Воспитательные задачи
I. Нравственное воспитание учащихся средствами физики
· Сознательное, разумное понимание необходимости и целесообразности определенного поведения.
· Высокий уровень моральных качеств:
Ø долга и ответственности;
Ø чести и совести;
Ø принципиальности;
Ø трудолюбия;
Ø гуманизма, милосердия, сострадания;
Ø уважительного отношения к людям, к результатам их труда.
· Воля и волевые черты характера:
Ø а) устойчивая целеустремленность;
Ø б) постоянная готовность к действию (активность), выражающаяся в решительности, смелости, самостоятельности и принципиальности;
Ø в) умение подчинять свою деятельность определенным принципам (организованность):
Ø выдержка и самоконтроль;
Ø вера в свои силы, дисциплинированность;
Ø г) способность прилагать усилия в течение продолжительного времени (стойкость, выражающаяся в настойчивости и выносливости).
II. Эстетическое воспитание учащихся средствами предмета
· Видение познавательного и эстетического начал (красота законов разума).
· Способность видеть красоту природы в ее многообразных физических проявлениях, умение выделять прекрасное в понятиях и законах физики, в физических экспериментах, графиках, технике и производстве.
· Умение воспринимать органическое единство физики с музыкой, живописью, архитектурой, кино, телевидением и другими направлениями культуры.
III. Экологическое воспитание при обучении физике
· Целостное представление о биосфере:
а) осознание основных элементов биосферы и их физических свойств;
б) знание физических факторов природной среды и их параметров;
в) представление об их роли в протекании различных процессов в биосфере;
г) ознакомление с допустимыми нормативами физических параметров для различных явлений и объектов биосферы.
· Понимание основных путей сохранения динамического равновесия биосферы, защиты ее от загрязнения, рационального использования природных ресурсов:
а) рациональное использование сырья: газа, нефти, угля, торфа;
б) разумное применение механической, тепловой, электрической, атомной энергий;
в) выявление возможностей возобновляемых источников энергии — солнечной, геотермальной, ветровой и проч.;
г) физические методы защиты природной среды от загрязнения.
Побудительные задачи
I. Активизация познавательной деятельности учащихся
· Мобилизация на решение интересных нестандартных физических задач различного вида.
· Участие в наблюдении и объяснении демонстрационных экспериментов.
· Выполнение сборочно-измерительных этапов лабораторного эксперимента различных видов.
· Самостоятельное изучение интересных, доступных научных текстов физического содержания, подготовка по этим источникам рефератов и докладов.
· Индивидуальная разработка собственных физических проектов и защита их на семинарах, конференциях, вечерах.
II. Формирование познавательного интереса
· Обучение работе с физическими текстами, изложенными на доступном уровне, способам их анализа, подготовке выводов.
· Установка на самостоятельное решение любых физических задач; в случае неудачи — неоднократное возвращение к решению, пока не придет успех.
· Максимальная самостоятельность учащихся при выполнении всех этапов физического эксперимента, включая формулировку выводов.
· Организация углубленного изучения физики в свободное время.
Программа предполагает использование активных и интерактивных фирм и методов работы с учащимися: лекции, защита рефератов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы, предметные олимпиады.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из двух частей: заданий с выбором ответа и расчетных задач.
Содержание учебного курса по физике.
7 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
||
уроки |
лаб. работы |
контр. работы |
|||
1 |
Физика и техника |
4 |
3 |
1 |
входная |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
5 |
1 |
|
3 |
Взаимодействие тел |
22 |
16 |
4 |
2 |
4 |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
23 |
29 |
2 |
2 |
5 |
Работа и мощность. Энергия. |
11 |
8 |
2 |
1
|
|
Повторение |
4 |
3 |
|
итоговая |
|
Итого: |
70 |
54 |
10 |
7 |
Физика и физические методы изучения природ (3 часа)
ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона. Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц. Лабораторная работа №1: «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел»
Диффузия в газах. Жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тел.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (21 час)
Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от движения. Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости тела. Расчет скорости, пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Лабораторная работа №3: «Измерение массы вещества на рычажных весах» Плотность вещества. Лабораторная работа №4-5: «Измерение объема твердого тела», «Определение плотности твердого тела». Расчет массы и объема вещества по его плотности. Расчет массы и объема вещества по его плотности. Контрольная работа №1: Взаимодействие тел. Сила. Сила – причина изменения скорости. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Единицы силы. Связь между силой и массой тела. Лабораторная работа №6: «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Графическое изображение силы. Сложение сил. Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.
Мощность и работа. Энергия (13 часов)
Работа. Мощность. Мощность и работа. Рычаги. Момент силы. Лабораторная работа №8: «Выяснение условий равновесия рычага». Блоки. Золотое правило механики. Золотое правило механики. Лабораторная работа №9: «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости». Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Превращение одного вида механической энергии в другой. Контрольная работа №4: «Мощность и работа. Энергия». Строение веществ, их свойства.
Повторение (3 часа)
Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Мощность и работа. Энергия. Итоговый урок (резерв)
Содержание учебного курса по физике – 8 класс
Тема |
Количество часов |
Кол-во лабораторных работ |
Кол-во контрольных работ |
Тепловые явления |
13 |
2 |
Входная к.р. Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
Изменение агрегатных состояний вещества |
13 |
|
Контрольная работа№2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»1 |
Электрические явления |
27 |
5 |
Контрольная работа№3 по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление» Контрольная работа№4 по теме «Постоянный ток» |
Электромагнитные явления |
4 |
2 |
- |
Световые явления |
9 |
1 |
Контрольная работа№5 по теме «Световые явления» |
Повторение 4ч |
|
|
Итоговая контрольная работа |
Всего |
6565 70 |
10 |
7 |
Тепловые явления (25 часов)
ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количества теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №1: «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» Лабораторная работа №2: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Контрольная работа №1: «Тепловые явления».
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердение кристаллических тел. График плавления и отвердения. Удельная теплота плавления. Решение задач. Контрольная работа №3: «Нагревание и плавление» /20 мин/ Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Кипение, парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Кипение, парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении.
Контрольная работа №3: «Изменение агрегатного состояния вещества»
Первоначальные сведения о строении вещества (27 часов)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Строение атома. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока. Контрольная работа №4: Электризация тел. Строение атомов. Электрическая цепь и ее составные части.
Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №4: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №5: «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа №6: «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Последовательно е соединение проводников. Параллельное сопротивление проводников.
Закон Ома для участка цепи. Работа электрического тока. Контрольная работа №5: Электрический ток. Соединение проводников./30 мин/ Мощность электрического тока. Лабораторная работа №7: Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. Повторение материала: Электрические явления. Контрольная работа №5: Электрические явления.
Электрические явления (7 часов)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линзы. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8: Сборка электромагнита и его испытание.
Применение электромагнитов. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Лабораторная работа №9: Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)
Устройство электроизмерительных приборов. Контрольная работа №7: (30 мин) Электромагнитные явления
Световые явления (9 часов)
Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света.
Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линз. Изображение, даваемое линзой.
Лабораторная работа №10: Получение изображения при помощи линзы. Контрольная работа №8: Световые явления.
Содержание учебного курса по физике – 9 класс
Тема |
Коли чество часов |
Кол-во лабораторных работ |
Кол-во Контроль ных работ |
Законы взаимодействия и движения тел |
28 |
1 |
Входная контрольная работа Контрольная работа№1 по теме «Основы кинематики» Контрольная работа№2 по теме «Основы динамики» |
Механические колебания и волны. Звук. |
12 |
2 |
Контрольная работа№3 по теме «Механические колебания и звук» |
Электромагнитное поле |
13 |
1 |
Контрольная работа№4 по теме «Электромагнитное поле» |
Строение атома и атомного ядра |
12 |
2 |
Контрольная работа№5 по теме «Ядерная физика» |
Повторение |
3 |
|
Итоговая контрольная работа |
Всего |
68 |
6 |
7 |
Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущего тела. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
Относительность движения. Относительная погрешность измерений. Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Контрольная работа №1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач на свободное падение. Закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Контрольная работа №2: «Законы динамики».
Механические колебания и волны. Звук (11 часов)
Колебательное движение. Свободное колебания. Колебательные системы. Маятник.
Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Лабораторная работа №2: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источник звука. Звуковые колебания.
Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Контрольная работа №3: «Механические колебания и волны. Звук».
Электромагнитное поле (14 часов)
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа №3: «Изучение явлений электромагнитной индукции». Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Контрольная работа №4: Электромагнитное поле.
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (16 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт резерфорда.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.
Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.
Лабораторная работа №4: Изучение деления ядра атома урана по фот. треков. Атомная энергетика.
Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции. Контрольная работа №5: Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен: знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
· смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
· смысл физических законов: Гука, Паскаля, Архимеда, механической энергии;
· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
· рационального применения простых механизмов;
· контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
· смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
· смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
· смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..
уметь:
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
· использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
· представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
· выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
· решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса.
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
· смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
· смысл физических законов: Гука, Паскаля, Архимеда, уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Система оценивания ответов учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
3. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1. Нерациональные записи при вычислениях,
2. нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
3. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
4. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
5. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
6. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методический комплект:
Наименование учебников:
. Физика. 7, 8, 9 классы: учебники для общеобразовательных учреждений \А. В Пёрышкин, -М.: Дрофа, 20010г.
Дополнительная литература для учащихся
1. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
2. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.
3.Кореневская О.В. Физика. 7 класс: Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Методическая литература для учителя
1. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс». – М.: Дрофа, 2000.
2. Ушаков М.А.,Ушаков К, М. Физика.7класс: Дидактические карточки – задания. М.: Дрофа, 2000.
3. Сборник задач по физике. 7-9 класс. Автор А.В.Перышкин - М.: «Экзамен», 2006
4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-8 классов. М.: «Просвещение» 2000
5. Янушевская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус» 2009
6.Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006
7. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение,
Мультимедиа
ЦОР. Учебник физика 7 класс под редакцией А.А.Пинского БЭНП физика
Открытая физика 2.6
Библиотека электронных наглядных пособий (физика7-11класс);
Физикон (физика7-11класс)
Интернет ресурсы
.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал