Рабочая программа по физике для 7–9 классов по УМК А.В. Пёрышкина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заревская основная школа»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол от «30» августа 2017 г № 1 |
Утверждаю: Директор школы _______ О.В.Зайцева Приказ от «30» августа 2017 г № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике 7-9 классы
(ФГОС)
Составитель:
учитель первой квалификационной категории
Полтусева Ирина Владимировна
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта ООО
Примерной программы ООО по физике
ООП ООО МБОУ "Заревская ОШ"
Учебного плана МБОУ "Заревская ОШ"
Федерального перечня учебников по предмету "Физика" авт. А. В. Перышкин
УМК по предмету
Планируемые результаты изучения курса физики
Личностными результатами обучения физике являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убеждённость в возможности познании природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа, отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию. и убеждения
Общими предметными результатами обучения физике являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы , оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
понимание и способность объяснять физические явления, как свободное падение, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной волы, периода колебаний маятника от его длины, объёма газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения , электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности)
Предметные результаты обучения физике по разделам:
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по физике в 7-9 классах рассчитана на 204 часа. В том числе в 7, 8, 9 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
7 класс
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Определение цены деления измерительного прибора
Измерение длины.
Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа.
Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (21 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы и опыты.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема твердого тела.
Измерение плотности твердого тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
Измерение жесткости пружины.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение давления твердого тела на опору.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты.
17. Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (2 ч)
8 класс
Тепловые явления (12 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа.
Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления (27 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы и опыты.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Измерение сопротивления.
Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления (7 часов)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (9 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений.
Итоговое повторение (2 часа)
9 класс
Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Лабораторные работы и опыты.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (12 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение атома и атомного ядра. 14 часов
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром. (виртуальная)
Итоговое повторение 4 часа
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ |
Раздел, тема, содержание |
часы |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 |
Введение Физика - наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности. |
4 час. |
Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывание предположения - гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Определение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир». |
2 |
Первоначальные сведения о строении вещества. Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твёрдых тел, жидкостей и газов. |
6 час. |
Наблюдение и объяснение явления диффузии. Выполнение опытов по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе атомной теории строения вещества. Наблюдение процесса образования кристаллов. |
3 |
Взаимодействие тел. Механическое движение. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное прямолинейное движение. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единица силы. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. |
21 час |
Расчёт пути и скорости тела при равномерном прямолинейном движении. Измерение скорости равномерного движения. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определение пути, пройденного за определённый промежуток времени, и скорости тела по графику зависимости пути от времени при равномерном движении. Измерение массы тела и плотности вещества. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. Экспериментальное определение равнодействующей двух сил. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. |
4 |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Давление твёрдых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание. |
23 час |
Обнаружение существования атмосферного давления. Объяснение причин плавания тел. Измерение силы Архимеда. Исследование условий плавания тел |
5 |
Работа и мощность. Энергия. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения и полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закреплённую ось вращения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия. |
12 час. |
Измерение работы силы . Измерение кинетической энергии тела по длине тормозного пути. Измерение энергии упругой деформации пружины. Экспериментальное сравнение изменения потенциальной и кинетической энергии тела при его движении по наклонной плоскости. Применение закона сохранения механической энергии для расчёта потенциальной и кинетической энергии тела. Измерение мощности, КПД наклонной плоскости и других простых механизмов. Экспериментальное определение центра тяжести плоского тела. Исследование условий равновесия рычага. |
6 |
Обобщающее повторение |
2 час. |
8 класс.
№п/п |
Раздел, тема, содержание. |
часы |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
1 |
Тепловые явления. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания). КПД тепловой машины. Экологическая проблема использования тепловых машин. |
25час. |
Наблюдение изменения внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычисление количества теплоты и удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче. Измерение удельной теплоемкости вещества. Измерение теплоты плавления льда. Исследование тепловых свойств парафина. Наблюдение изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычисление количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычисление удельной теплоты плавления и парообразования вещества. Измерение влажности воздуха по точке росы. Обсуждение экологических последствий применения ДВС, тепловых и гидроэлектростанций. |
2 |
Электрические явления. Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Строение атомов. Планетарная модель атома. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части. Направление и действие электрического тока. Носители электрического заряда в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводника. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. |
25час. |
Наблюдение явления электризации при соприкосновении. Объяснение явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследование действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Сборка и испытание электрической цепи. Изготовление и испытание гальванического элемента. Измерение силы тока в электрической цепи. Измерение напряжения на участке цепи. Измерение электрического сопротивления. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение и мощности электрического тока. Вычисление силы тока в цепи, работы и мощности электрического тока. Объяснение явления нагревания проводников электрическим током. Изучение работы полупроводникового диода. Знание и выполнение правил безопасности при работе с источниками электрического тока. |
3 |
Электромагнитные явления. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. |
6 час. |
Экспериментальное изучение явления магнитного взаимодействия тел. Изучение явления намагничивания вещества. Исследование действия электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаружение действия магнитного поля на проводник с током. Обнаружение магнитного взаимодействия токов. Изучение принципа действия электродвигателя. |
4 |
Световые явления. Источники света. Закон прямолинейного |
9 час. |
Экспериментальное изучение явления отражения света. Исследование свойств изображения в зеркале. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. |
распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. |
Получение изображений с помощью собирающей линзы. |
||
5 |
Обобщающее повторение |
5 час. |
9 класс.
№п/п |
Раздел, тема, содержание. |
часы |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося. |
1 |
Законы взаимодействия и движения тел. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. |
28 час. |
Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Измерение ускорения свободного падения. Определение пройденного пути и ускорения движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Измерение центростремительного ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Измерение скорости истечения струи газа из модели ракеты. Применение закона сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Измерение работы силы. Измерение кинетической энергии тела по длине тормозного пути. |
2 |
Механические колебания и волны. Звук. Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука. |
11час. |
Объяснение процесса колебаний маятника. Исследование зависимости периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Исследование закономерности колебаний груза на пружине. Вычисление длины волны и скорости распространения звуковых волн. Экспериментальное определение границы частоты слышимых звуковых колебаний. |
3 |
Электромагнитное поле. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле постоянных магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Свет - электромагнитные волна. Скорость света. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. |
13час. |
Экспериментальное изучение явления электромагнитной индукции. Изучение работы генератора постоянного тока. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле. Наблюдение явления дисперсии. |
4 |
Строение атома и атомного ядра. Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа- излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. |
13час. |
Измерение элементарного электрического заряда. Наблюдение линейчатых спектров излучения. Наблюдение треков альфа- частиц в камере Вильсона. Обсуждение проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы. |
5 |
Строение и эволюция Вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва. |
3час. |
Ознакомление с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд. |
6 |
Обобщающее повторение |
2час. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Программно-методическое обеспечение рабочей программы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
УМК «Физика. 7 класс»
Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
Физика. 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ.
Электронное приложение к учебнику.
УМК «Физика. 8 класс»
Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
Электронное приложение к учебнику.
УМК «Физика. 9 класс»
Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник).
Физика. Тесты. 9 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
Электронное приложение к учебнику.
Электронные учебные издания:
Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы
Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория).
Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая лаборатория).
Список наглядных пособий:
Таблицы общего назначения
Международная система единиц (СИ).
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
Физические постоянные.
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
Порядок решения количественных задач.
Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс (68ч, 2ч в неделю)
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание |
Введение (4 часа) |
|||
1/1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Некоторые физические величины. Наблюдения и опыты. |
§1,2,3, сборник №1,2,5 |
|
2/2 |
Стартовый мониторинг |
||
3/3 |
Физические величины, их измерение. Точность и погрешность измерений. Л.р. № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». Инструктаж по ТБ. |
§4,5, упр.1 (2) Задание 2 |
|
4/4 |
Физика и техника. Проект «Нобелевские лауреаты в области физики» |
§6, проект, стр. 20 |
|
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов) |
|||
5/1 |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение |
§7,8,9, вопросы |
|
6/2 |
Л.р. № 2 «Измерение размеров малых тел». Инструктаж по ТБ. |
||
7/3 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. |
§10, вопросы |
|
8/4 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
§11, вопросы |
|
9/5 |
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
§12, 13, стр. 38-39 |
|
10/6 |
Повторение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
||
Взаимодействие тел. (21 часа) |
|||
11/1 |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
§14, 15, упр. 2 (3) |
|
12/2 |
Скорость. Единицы скорости. |
§16, упр.3 (2) |
|
13/3 |
Расчет пути и времени движения. Решение задач. |
§17, упр.4 (2) |
|
14/4 |
Л.р. № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». Инструктаж по ТБ. |
Задание стр. 51 |
|
15/5 |
Инерция. Взаимодействие тел. |
§18,19, упр.5 |
|
16/6 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. |
§20, 21, упр.6 (3) |
|
17/7 |
Л.р. № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах». Инструктаж по ТБ. |
Упр.6(1) §21 |
|
18/8 |
Л.р. № 5 «Измерение объема твердого тела». Инструктаж по ТБ. |
||
19/9 |
Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. |
§22, 23, упр.7 (4) |
|
20/10 |
Л.р. № 6 «Измерение плотности твердого тела». Инструктаж по ТБ. |
Упр.7 (5), упр.8 (4) |
|
21/11 |
Решение задач. Подготовка к к/р. |
Повторить §§14-23 |
|
22/12 |
Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». |
||
23/13 |
Анализ контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. |
§24, 25, вопросы |
|
24/14 |
Сила упругости. Закон Гука. |
§26, вопросы |
|
25/15 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. |
§27, 28, упр.10 (3) |
|
26/16 |
Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Решение задач на расчёт силы. |
§29, вопросы |
|
27/17 |
Динамометр. Л.р. № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». Инструктаж по ТБ. |
§30, упр.11 (3) |
|
28/18 |
Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. |
§31, упр.12 (2) |
|
29/19 |
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. |
§32, 33, 34, вопросы |
|
30/20 |
Л.р. № 9 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». Инструктаж по ТБ. |
Стр.97-100, П. §24-34 |
|
31/21 |
Контрольная работа по теме «Силы» |
||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часов) |
|||
32/1 |
Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления. |
§35, упр. 14 (2) |
|
332 |
Способы уменьшения и увеличения давления. |
§36, упр.15 (3) |
|
34/3 |
Л.р. № 10 «Измерение давления твердого тела на опору». Инструктаж по ТБ. |
Задание 1, стр.106 |
|
35/4 |
Давление газа. |
§37, вопросы |
|
36/5 |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. |
§38, упр.16(3) |
|
37/6 |
Давление в жидкости и газе. |
§39, вопросы |
|
38/7 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
§40, упр.17(2) |
|
39/8 |
Сообщающиеся сосуды. |
§41, упр.18(2) |
|
40/9 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. |
§42, 43, упр.19 |
|
41/10 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
§44, упр.21(2) |
|
42/11 |
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
§45, 46, упр.23(3) |
|
43/12 |
Манометры. Поршневой жидкостный насос. |
§47, 48, вопросы |
|
44/13 |
Гидравлический пресс. |
§49, упр.25(2) |
|
45/14 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
§50, вопросы |
|
46/15 |
Архимедова сила. |
§51, упр.26(3,4) |
|
47/16 |
Решение задач |
Стр. 151-152 |
|
48/17 |
Л.р. № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Инструктаж по ТБ. |
||
49/18 |
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. |
§52, 53, 54, вопросы |
|
50/19 |
Решение задач |
Упр., 27(4), упр.28(3) |
|
51/20 |
Л.р. № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Инструктаж по ТБ. |
||
52/21 |
Повторение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Стр. 161-163 |
|
53/22 |
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов ». |
||
Работа и мощность. Энергия. |
|||
54/1 |
Анализ контрольной работы. Механическая работа. Единицы работы. |
§55, упр.30(3) |
|
55/2 |
Мощность. Единицы мощности. |
§56, упр.31 (1,2) |
|
56/3 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на ры- чаге. |
§57, 58, вопросы |
|
57/4 |
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. |
§59,60,упр.32 (4) |
|
58/5 |
Л.р. № 13 «Выяснение условия равновесия рычага». Инструктаж по ТБ. |
Упр.32(4), задание стр.181 |
|
59/6 |
Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. |
§61, 62, упр.33(2) |
|
60/7 |
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Л.р. № 8 «Определение центра тяжести плоской пластины». Инструктаж по ТБ. |
§63,64,задание 1, стр. 188 |
|
61/8 |
Решение задач. |
||
62/9 |
КПД. Л.р. № 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». Инструктаж по ТБ. |
§65, вопросы |
|
63/10 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращения одного вида механической энергии в другой. |
§66, 67, 68, упр.34 (4) |
|
64/11 |
Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия» |
Стр. 200-202 |
|
65/12 |
Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» |
||
66/13 |
Анализ контрольной работы. Повторение |
||
67/14 |
Итоговый мониторинг |
||
68/15 |
Итоговое повторение и обобщение |
Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс (68ч, 2ч в неделю)
№ урока |
Дата |
№ урока, тема |
Домашнее задание |
Тепловые явления (22 ч) |
|||
1/1. |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия |
§ 1, 2, вопросы, упр.12 |
|
2/2. |
Стартовый мониторинг |
||
3/3. |
Способы изменения внутренней энергии |
§ 3, упр.2, задание |
|
4/4. |
Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение |
§ 4, 5, 6упр.3, 4, 5 задание §4 |
|
5/5. |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. |
§ 7, упр. 6 |
|
6/6. |
Удельная теплоемкость |
§ 8, упр.7, задание §7 |
|
7/7. |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении |
§ 9, упр.8 |
|
8/8. |
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
Повторить §8 |
|
9/9. |
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». |
Сборник №715, 716, 720, 730 |
|
10/10. |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива |
§ 10, упр.9 задание §10 |
|
11/11. |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах |
§ 11, упр. 10, карточки |
|
12/12. |
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
||
13/13. |
Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. |
§ 12, 13, упр.11, задание §13 |
|
14/14. |
График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. |
§ 14, 15, упр.12 (1-3), З. §14, З.1 §15 |
|
15/15. |
Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа « Нагревание и плавление тел» |
§15, задание 2 §15 |
|
16/16. |
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара |
§ 16, 17, упр.13 |
|
17/17. |
Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации |
§ 18, 20, упр.14(2,3); 16(4,5), з.1 §20 |
|
18/18. |
Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного полученного телом при конденсации парообразовании. |
§18, 20, сборник №779, 787, 795, 827 |
|
19/19. |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» |
§ 19, Сборник №800, 803, 839, 864, 867 |
|
20/20. |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания |
§ 21, 22 |
|
21/21. |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя |
§ 23, 24, сборник №783, 794, 824, 838 |
|
22/22. |
Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества» |
||
Электрические явления 28 ч |
|||
23/1. |
Анализ контрольной работы. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел |
§ 25, задания §25, С. №892, 894, 895, 897 |
|
24/2. |
Электроскоп. Электрическое поле |
§ 26, 27, упр.19, сборник №907 |
|
25/3. |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома |
§ 28, 29, упр.20 |
|
26/4. |
Объяснение электрических явлений |
§ 30, упр.21 |
|
27/5. |
Проводники, полупроводники и непроводники электричества |
§ 31, упр.22 |
|
28/6. |
Электрический ток. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома» |
§ 32, задания §32 |
|
29/7. |
Анализ контрольной работы. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. |
§33, 34, упр.23(1,3,4) |
|
30/8. |
Действия электрического тока. Направление электрического тока |
§35, 36, задание §36 |
|
31/9. |
Сила тока. Единицы силы тока |
§ 37, упр.24 |
|
32/10. |
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» |
§ 38, упр.25 |
|
33/11 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения |
§ 39,40, сборник №998-1000 |
|
34/12. |
Вольтметр, Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения |
§ 41, 42, упр.26, 27 |
|
35/13. |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
§ 43, упр. 28 |
|
36/14. |
Закон Ома для участка цепи |
§ 44, упр.29(4-7) |
|
37/15. |
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление |
§ 45, №1055, 1056, 1066 |
|
38/16 |
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения |
§ 46, упр.30 (1, 2, 4) |
|
39/17. |
Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» |
§ 47, упр.31 |
|
40/18. |
Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
Повторить §42, 44, 47 |
|
41/19. |
Последовательное соединение проводников |
§ 48, упр.32 (1,3,4) |
|
42/20. |
Параллельное соединение проводников |
§ 49, упр.33 (4,5) |
|
43/21. |
Решение задач по теме Соединение проводников. Закон Ома. |
Повторить §32, 34, 37, 38, 42, 43, №1057 |
|
44/22. |
Контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление Соединение проводников». |
|
|
45/23. |
Анализ контрольной работы. Работа и мощность электрического тока |
§ 50, 51, упр.34(1,2), 35 |
|
46/24. |
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» |
§ 52, задание §35, Сборник №1150, 1152, 1156 |
|
47/25. |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца |
§ 53, упр.37 (1-3) |
|
48/26. |
Конденсатор |
§ 54, упр.38, задание §54 |
|
49/27. |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители |
§ 55,56, задание §55, Сб. №1947-1949 |
|
50/28. |
Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор» |
||
Электромагнитные явления 5 ч |
|||
51/1. |
Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии |
§ 57, 58, упр.40 |
|
52/2. |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели» |
§ 59, упр.41, задание §59 |
|
53/3. |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли |
§ 60, 61, задания §60,61 |
|
54/4. |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель |
§ 62, задание 2 §62 «Итоги главы» |
|
55/5. |
Зачет по теме «Электромагнитные явления» |
«Итоги главы» |
|
Световые явления 13 ч |
|||
56/1. |
Источники света. Распространение света |
§ 63, упр. 44, задание 1 §63 |
|
57/2. |
Видимое движение светил |
§ 64, задание §64 |
|
58/3. |
Отражение света. Закон отражения света |
§65, №1305 |
|
59/4. |
Плоское зеркало |
§ 66, упр. 46(1,3,4) |
|
60/5. |
Преломление света. Закон преломления света |
§ 67, упр.47(1-3) |
|
61/6. |
Линзы. Оптическая сила линзы |
§ 68, упр.48 |
|
62/7. |
Изображения, даваемые линзой |
§ 69, упр.49 |
|
63/8. |
Лабораторная работа № 10 «Получение изображений при помощи линзы» |
Повторить §68,69 |
|
64/9. |
Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз |
Повторить §67-69 |
|
65/10. |
Глаз и зрение |
§ 70 |
|
66/11. |
Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления» |
||
67/12. |
Итоговый мониторинг |
||
68/13. |
Повторение пройденного материала |
Календарно-тематическое планирование, 9 класс, 68 часов 2 ч в неделю
№ урока |
Дата |
№ урока, тема |
|
Законы движения и взаимодействия тел 23 ч. |
|||
1/1. |
Материальная точка. Система отсчета. |
§ 1, упр.1-уст. |
|
2/2. |
Стартовый мониторинг |
||
3/3 |
Перемещение. Определение координаты движущегося тела. |
§ 2, 3, упр2.-устно, упр.3(1) |
|
4/4. |
Перемещение при прямолинейном и равномерном движении |
§ 4, упр.4 |
|
5/5. |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение |
§ 5, упр.5(2, 3) |
|
6/6. |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости |
§ 6, упр.6(2, 3) |
|
7/7. |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении |
§ 7, упр.7(1, 2) |
|
8/8. |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости |
§ 8, упр.8(1) |
|
9/9. |
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
§ 8 повт. Решить задачи №1446, 1451 из СБ. |
|
10/10. |
Относительность движения |
§ 9, упр.9 (1-4) |
|
11/11. |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона |
§ 10, упр.10 |
|
12/12. |
Второй закон Ньютона |
§ 11, упр.11(2, 3) |
|
13/13. |
Третий закон Ньютона |
§ 12, упр.12(3) |
|
14/14. |
Свободное падение тел |
§ 13, упр.13(2, 3) |
|
15/15. |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного паления» |
§ 14, упр.14 |
|
16/16. |
Закон всемирного тяготения |
§ 15, упр.15 |
|
17/17. |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах |
§ 16, упр.16(1-4) |
|
18/18 |
Прямо - и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью |
§ 17, 18, упр.17(1),18(1,4*) |
|
19/19. |
Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью |
§19*, упр.17(2), 18(5*), 19*(1) |
|
20/20. |
Импульс тела. Закон сохранения импульса |
§ 20, упр.20(2, 4) |
|
21/21. |
Реактивное движение. Ракеты |
§ 21, упр.21(2, 4) |
|
22/22. |
Вывод закона сохранения механической энергии |
§ 22, упр.22 |
|
23/23 |
Контрольная работа №1 по теме «Законы движения и взаимодействия тел» |
Повторить §1-22 |
|
Механические колебания и волны. Звук 12 ч. |
|||
24/1. |
Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания |
§ 23, упр.23 |
|
25/2. |
Величины, характеризующие. Колебательное движение |
§ 24, 25, упр.24(2-5) |
|
26/3 |
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити» |
Решить задачи №1777, 1780 из Сборника |
|
27/4. |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания |
§ 26, упр.25, подготовить презентацию «Механические колебания в природе, быту и технике» (по желанию) |
|
28/5. |
Резонанс |
§ 27, упр. 26, Презентация «Механический резонанс» (по желанию |
|
29/6. |
Распространение колебаний в среде. Волны |
§ 28 |
|
30/7. |
Длина волны. Скорость распространения волн |
§ 29, упр.27 |
|
31/8. |
Источники звука. Звуковые колебания |
§ 30, упр.28, подготовить презентации «Ультразвук» и «Инфразвук» |
|
32/9. |
Высота, тембр и громкость звука |
§ 31, упр.29 |
|
33/10. |
Распространение звука. Звуковые волны |
§ 32, упр.30(3,4,6) |
|
34/11. |
Отражение звука. Звуковой резонанс |
§ 33, раздел «Итоги главы» |
|
35/12. |
Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук» |
||
Электромагнитное поле 16 ч. |
|||
36/1. |
Анализ контрольной работы. Магнитное поле |
§ 34, упр.31 |
|
37/2. |
Направление тока и направление линий его магнитного поля |
§ 35, упр.32(1-3) |
|
38/3. |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки |
§ 36, упр.33 |
|
39/4. |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции |
§ 37, 38, 39, упр.34(1) |
|
40/5. |
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
Повторить §39 |
|
41/6. |
Направление индукционного тока. Правило Ленца |
§ 40, упр.37 |
|
42/7. |
Явление самоиндукции |
§ 41, упр.38 |
|
43/8. |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
§ 42, упр.39 |
|
44/9. |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны |
§ 43, 44, упр41(1) |
|
45/10. |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний |
§ 45, упр.42 |
|
46/11. |
Принципы радиосвязи и телевидения |
§46, упр.43, доклад «Развитие средств и способов передачи информации на далёкие расстояния с древних времён и до наших дней» |
|
47/12. |
Электромагнитная природа света |
§ 47 |
|
48/13. |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел |
§ 48, 49, упр. 44(2,3), 45(1,3) |
|
49/14. |
Типы оптических спектров. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» виртуальная |
§ 50, заполнить таблицу «Типы оптических спектров испускания» |
|
50/15. |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров |
§ 51, раздел «Итоги главы» |
|
51/16. |
Контрольная работа № 3 по теме «Электромагнитное поле» |
||
Строение атома и атомного ядра 10 ч. |
|||
52/1. |
Анализ контрольной работы. Радиоактивность. Модели атомов |
§ 52 |
|
53/2. |
Радиоактивные превращения атомных ядер |
§ 53, упр.46 |
|
54/3. |
Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» |
§ 54 |
|
55/4. |
Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы |
§55, 56, упр.47, 48(4-6) |
|
56/5. |
Энергия связи. Дефект масс |
§ 57, вопросы после § 57(устно) |
|
57/6. |
Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
§ 58. |
|
58/7. |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика |
§ 59, 60 |
|
59/8. |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. |
§ 61, 62 |
|
60/9. |
Решение задач. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» выполняется дома |
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» выполняется дома. Раздел «Итоги главы» |
|
61/10. |
Контрольная работа № 4 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» |
||
Строение и эволюция Вселенной 5 час. |
|||
62/1 |
Анализ контрольной работы. Состав, строение и происхождение Солнечной системы |
§ 63 |
|
63/2 |
Большие тела Солнечной системы |
§ 64 |
|
64/3 |
Малые тела Солнечной системы |
§ 65 |
|
65/4 |
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд |
§ 66 |
|
66/5 |
Строение и эволюция Вселенной |
§ 67, задания после § 67, раздел «Итоги главы» |
|
67/6 |
Итоговый мониторинг |
||
68/7 |
Повторение |