Рабочая программа по физике для 7 класса

0
0
Материал опубликован 11 February 2017

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

с. Печенкино муниципального района Бирский район Республики Башкортостан


 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО
учителей физики

____________ /Ематина О.И./

Протокол № 1 .
от «___» августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе

_____________/Самойлова Т.С./

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ с.Печенкино
______________ /Бухаров В.И../

Приказ № ____
от
«___» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 7 класса
на 2014-2015 учебный год

cоставила учитель физики
Байдуганова Лилия Ивановна.

 

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей естественно-математического цикла
МКОУ СОШ с.Печенкино

Протокол № 1
от
«27» августа 2014 года

Руководитель ШМО _________/Климина Н.Б./

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МКОУ СОШ с.Печенкино от 30 мая 2014г. № 12-К «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

-Основная образовательная программа основного (среднего) общего образования МКОУ СОШ с.Печенкино;

-Учебный план МКОУ СОШ с. Печенкино на 2014-2015 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ СОШ с. Печенкино на 2014-2015 учебный год;

- Положение о рабочей программе по учебным курсам, предметам и дисциплинам (модулям) педагога Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа

с. Печенкино муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Стандарт основного общего образования по физике (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7 -9 классы: методическое пособие – М.:Дрофа, 2014.

Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- М.: Просвещение, 2010.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК А.В.Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика» для 7 класса общеобразовательных учреждений

Цель и задачи учебного предмета

Цели изучения физики в основной школе следующие:

усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки и в дальнейшем развитии цивилизации;

формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

В признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

В ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

В понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

Уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

Понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

Потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:

Правильного использования физической терминологии и символики;

Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

Способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики VII классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении физики в основной школе, являются:

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении физики в основной школе, являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении физики в основной школе являются:

формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

-знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф.

осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Предпочтительные формы контроля

Формы контроля ЗУН (ов);

наблюдение;

беседа;

фронтальный опрос;

лабораторные работы;

самостоятельные работы;

тестовые задания;

контроьные работы.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современых методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета


 

Тематическое планирование

2 часа в неделю, всего – 70 ч.

Тема

Количество часов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

Физика и физические методы изучения природы

3

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

7

1

1

Взаимодействие тел

20

4

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

1

1

Работа и мощность. Энергия тел

15

2

1

Повторение

2

-

1

Всего

70

9

5


 


 


 

Содержание изучаемого курса

I. Физика и физические методы изучения природы. (3 ч.)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать смысл понятия «вещество». Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (7 ч.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Демонстрации: Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей ИКТ. Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

III. Взаимодействие тел. (20 час.)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема твёрдого тела.

5.Определение плотности твердого вещества.

6.Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать:

явление инерции, физический закон, взаимодействие;

смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:

описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

выражать величины в СИ.

Знать, что мерой взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры.

Знать:

определение массы;

единицы массы.

Уметь воспроизвести или написать формулу.

Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу.

Уметь работать с приборами при нахождении массы тела, с мензуркой и весами.

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества.

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.

Знать определение силы, единицы её измерения и обозначения. Знать определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.

Умение составлять схемы векторов сил, действующих не тело.

Знать определение силы трения. Уметь привести примеры.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса.

Знать смысл физических законов: закон Паскаля.

Уметь:

объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

использовать физические приборы для измерения давления;

выражать величины в СИ.

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Уметь решать задачи на закон Архимеда.

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.

V. Работа и мощность. Энергия. (15 ч.)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

8.Выяснение условия равновесия рычага.

9.Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность.

Знать устройство рычага. Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы.

Уметь:

проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;

работать с физическими приборами.

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах.

Знать определения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

Знать определения физических величин: КПД механизмов.

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную).

Знать:

определение физических величин: энергия, виды энергии;

единицы измерения энергии;

закон сохранения энергии.

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и её превращения.

Уметь решать задачи.

VI. Повторение. (2 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать определения, обозначения, нахождение изученных величин. Знать базовые понятия

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

 

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Количество лабораторных и практических работ

I четверть

8

2

18

1

2

II четверть

8

2

17

1

7

III четверть

10

2

19

1

12

IV четверть

9

2

16

1

8

Итого в год

35

2

70

4

29

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование

2 часа в неделю, всего - 70 ч.

Тема

Количество часов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

Физика и физические методы изучения природы

3

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

7

1

1

Взаимодействие тел

20

5

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

1

1

Работа и мощность. Энергия тел

16

2

1

Повторение

3

-

0

Всего

70

10

4


 

Особенности класса

Общеобразовательный (с наличием учащихся по программе VII-го вида).

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии.

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Вид учебной

деятельности

Критерии оценки

Оценка устных ответов учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показания измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Оценка письменных тестовых работ учащихся.

Оценка письменных тестовых работ учащихся.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

работа выполнена на 95-100% от объема работы

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена на 75-94%, от объема работы.

Отметка «3» ставится, если:

работа выполнена на 51-74% от объема работы.

Отметка «2» ставится, если:

работа выполнена на 25-50%, от объема работы.

Отметка «1» ставится, если:

работа выполнена до 24%, от объема работы.

Календарно-тематическое планирование для 7 класса

п/п

Дата по плану

Фактиче-ская дата

Тема урока

Домашнее задание

Примечание

     

Введение

   
     

Физика и физические методы изучения природы (3)

   

1.1

2.09

 

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и

Опыты. Инструктаж по ТБ

§ 1-3

 

2.1

3.09

 

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

§ 4-6

 

3.1

9.09

 

Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного

прибора». Инструктаж по ТБ

повторить

 
     

Глава I

   

4.1

10.09

 

Первоначальные сведения о строении вещества (7)

   

5.1

16.09

 

Строение вещества. Молекулы

§ 7-8

 

6.1

17.09

 

Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел».

Инструктаж по ТБ.

повторить

 

7.1

23.09

 

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

§ 9

 

8.1

24.09

 

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

§ 10

 

9.1

30.09

 

Три состояния вещества. Различия в молекулярном стро-

ении твердых тел, жидкостей и газов.

§ 11

 

10.1

1.10

 

Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

§ 12

 

11.1

7.10

 

Контрольная работа №2: «Три состояния вещества».

повторить

 
     

Глава II

   
     

Взаимодействие тел (20)

   

12.2

8.10

 

Механическое движение. Равномерное и неравномерное

движение.

§13-14

 

13.2

14.10

 

Скорость. Единица скорости

§ 15

 

14.2

15.10

 

Расчет пути и времени движения. Решение задач на тему «Расчет пути и времени движения»

§ 16 Упр. 5 № 3,4

 

15.2

21.10

 

Инерция.

§ 17

 

16.2

22.10

 

Взаимодействие тел.

§ 18

 

17.2

28.10

 

Масса тела. Единица массы. Измерение массы тела на

весах.

§ 19-20

 

18.2

29.10

 

Лабораторная работа № 3:»Измерение массы тела на рычажных весах" Инструктаж по ТБ.

повторить

 

19.2

5.11

 

Лабораторная работа №4: «Измерение объема тела».

Инструктаж по ТБ.

повторить

 

20.2

11.11

 

Плотность вещества.

§ 21

 

21.2

12.11

 

Лабораторная работа №5: «Определение плотности вещества твердого

тела». Инструктаж по ТБ.

повторить

 

22.2

18.10

 

Расчет массы и объема тела по плотности его вещества.

§ 22

 

23.2

19.10

 

Решение задач на тему «Расчет массы и объема тела по плотности его вещества»

Упр. 7 № 3-4

 

24.2

25.11

 

Контрольная работа №2: «Механическое движение. Масса тела.

Плотность вещества».

повторить

 

25.2

26.11

 

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

§23-24

 

26.2

2.12

 

Сила упругости. Закон Гука.

§ 25

 

27.2

3.12

 

Вес тела.

§ 26

 

28.2

9.12

 

Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.

§ 27-28

 

29.2

10.12

 

Лабораторная работа №6: «Градуирование пружины и измерение силы динамометром». Инструктаж по ТБ.

повторить

 

30.2

16.12

 

Сложение двух сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

§ 29

 

31.2

17.12

 

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

§ 30-32

 
     

Глава III

   
     

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21)

   

32.3

23.12

 

Давление. Единица давления.

§ 33

 

33.3

24.12

 

Способы уменьшения и увеличения давления.

§ 34

 

34.3

30.12

 

Давление газов.

§ 35

 

35.3

20.01

 

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

§ 36

 

36.3

21.01

 

Инструктаж по ТБ. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

§ 37-38

 

37.3

27.01

 

Решение задач на тему «. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

Упр. 15 № 3

 

38.3

28.01

 

Сообщающие сосуды.

§ 39

 

39.3

3.02

 

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует

воздушная оболочка Земли ?

§ 40-41

 

40.3

4.02

 

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричели

§ 42

 

41.3

10.02

 

Барометр анеройд. Атмосферное давление на различных

высотах.

§ 43-44

 

42.3

11.02

 

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

§ 45-46

 

43.3

17.02

 

Гидравлический пресс.

§ 47

 

44.3

18.02

 

Решение задач на тему «Атмосферное давление»

Упр. 23 №2

 

45.3

24.02

 

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

§ 48

 

46.3

25.02

 

Архимедова сила.

§ 49

 

47.3

3.03

 

Лабораторная работа №7: «Определение выталкивающей силы действующей на погруженное в жидкость тело». Инструктаж по ТБ.

повторить

 

48.3

4.03

 

Плавание тел.

§ 50

 

49.3

10.03

 

Решение задач на тему «Архимедова сила»

Упр. 24 № 3,4

 

50.3

11.03

 

Лабораторная работа №8: «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

Инструктаж по ТБ.

повторить

 

51.3

17.03

 

Плавание судов. Воздухоплавание.

§ 51-52

 

52.3

18.03

 

Контрольная работа №3: «Давление в жидкости и газе».

повторить

 
     

Глава IV

   
     

Работа и мощность. Энергия. (16)

   

53.4

1.04

 

Механическая работа. Единицы работы.

§ 53

 

54.4

7.04

 

Мощность. Единицы мощности.

§ 54

 

55.4

8.04

 

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

§ 55-56

 

56.4

14.04

 

Момент силы.

§ 57

 

57.4

15.04

 

Рычаги в технике, быту и природе.

§ 58

 

58.4

21.04

 

Лабораторная работа №9: «Выяснение условия равновесия рычага».

Инструктаж по ТБ.

повторить

 

59.4

22.04

 

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство

Работ при использовании простых механизмов.

Золотое правило механики.

§ 59-60

 

60.4

28.04

 

Решение задач

   

61.4

29.04

 

Коэффициент полезного действия механизма.

§ 61

 

62.4

5.05

 

Лабораторная работа №10: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». Инструктаж по ТБ.

повторить

 

63.4

6.05

 

Энергия.

§ 62

 

64.4

12.05

 

Потенциальная и кинетическая энергии.

§ 63

 

65.4

13.05

 

Превращение одного вида механической энергии в другой.

§ 64

 

66.4

19.05

 

Решение задач на тему «Работа и мощность. Энергия».

Упр. 32 №4

 

67.4

20.05

 

Контрольная работа №4: «Работа и мощность. Энергия».

повторить

 

68.4

26.05

 

Повторение по теме «Давление в жидкости и газе»

повторить

 

69.4

27.05

 

Повторение по теме « Работа, мощность, энергия»

повторить

 

70.4

29.05

 

Итоговый урок.

повторить

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Состав УМК «Физика» для 7-9 классов, автор Перышкин А.В.

Перышкин А.В.Физика 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. -М.: Дрофа, 20010

Перышкин А.В.Физика 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2009

Перышкин А.В.Физика 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. -М.: Дрофа, 20012

Рабочая тетрадь «Физика» 7 класс. Авторы: Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов

Тесты «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова

Дидактические материалы «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: А.Е. Марон, Е.А. Марон

Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 классы. Авторы: А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон

Тематическое и поурочное планирование. 7, 8, 9 классы. Авторы: Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова

Учебно-практические издания

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2010

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Перышкин А.В.Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина идр.-М.:Издательство»Экзамен»,2014

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Дидактические материалы «Физика» 7, 8, 9 классы. Авторы: А.Е. Марон, Е.А. Марон

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.

http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.

http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.

http://www.proshkolu.ru библиотека – всё по предмету «Физика».

Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. (Электронное приложение). Издательство «Планета», 2011.

Электронное учебное издание. Лабораторные работы по физике. 8 класс. Визуальная физическая лаборатория. ООО «Дрофа», ООО «Квазар – Микро», 2006.

http://school-collection.edu.ru

http://www.class-fizika.narod.ru/

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Перышкин А.В.Физика. 7 кл. :Учеб. для общеобразоват. Учреждений.М.: Дрофа,2003, 22 шт.

Компьютерные и ИКТ средства

5 компьютеров учеников

Список литературы

Литература, рекомендованная для учителя

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2010.г

Гутник Е. М. Физика.7,8, 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. ил.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике:7,8,9 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 7,8,9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2010

Перышкин А.В.Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина идр.-М.:Издательство»Экзамен»,2014

Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения/В.Г.Разумовский, В.В.Майер.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Ковтунович М.Г. домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/М.Г.Ковтунович.М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М., 1966.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.

Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока – Учебно- методическое издание. – Новокузнецк: Изд.ИПК, 2001.

Физика в кроссвордах. Дидактические материалы. Авторы-составители М.Г.Токмашев, И.И.Тимченко – Новокузнецк: Изд.ИПК, 1997.

Примерная программа основного общего образования по физике (МО РФ) сборник нормативных документов, физика. М.Дрофа, 2008.

Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – 2-е изд., - М.: Планета, 2011. (Образовательный стандарт).

Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс»,   «Физика. 9 класс»   /   А.В. Пёрышкин;   Сост. Н.В. Филонович. –  М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Дополнительная:

-   Гендешптейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М..  Задачи по физике с примерами решений.  7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

-  Сборник качественных задач по физике: для 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2006.

Литература, рекомендованная для учащихся

 Литература для учащихся (основная):

Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – 14-е изд., М.: Дрофа, 2011.

Сборник    задач    по       физике    для   7 – 9   классов   образовательных     учреждений     /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная:

Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс»,   «Физика. 9 класс»   /   А.В. Пёрышкин;   Сост. Н.В. Филонович. –  М.: Издательство «Экзамен», 2008.

http://school-collection.edu.ru

http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.

http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.

http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.

http://www.proshkolu.ru библиотека – всё по предмету «Физика

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.