Рабочая программа по физкультуре в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2010 год), авторской программы Т.В.Петрова, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской и др. «Физическая культура 5-9 классы». – Москва издательский центр « Вентана-Граф», 2014г.,учебного плана ОУ на 2017-2018 учебный год.
Цель школьного образования по физической культуре – формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В стремлении к этой цели учебный процесс в основной школе направлен на углубление знаний в области физической культуры, развитие физических и психических качеств, формирование устойчивых мотивов и потребностей к знаниям физической культуры и спортом, бережное отношение к своему здоровью, формирование навыков организации здорового образа жизни.
Объектом физической культуры как учебного предмета, подлежащего изучению в сфере общего образования, является физическая деятельность, которая включает информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные ориентиры) компоненты. Информационный компонент объединяет знания о физической, психической и социальной природе человека, представления о возможностях ее преобразования в процессе физкультурной деятельности, о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Операционный компонент охватывает средства и методы организации физкультурной деятельности, планирования и регулирования физических нагрузок, контроля за физическим развитием и двигательной подготовленностью. Мотивационный компонент представлен примерами движений, двигательных действий, физических упражнений и форм физкультурной деятельности. В ходе изучения учебного предмета « Физическая культура» обучающиеся также приобретают потребность в бережном отношении к своему здоровью, в организации здорового образа жизни для себя и окружающих.
Общая цель изучения предмета « Физическая культура» в основной звене ИУ реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки в области физической культуры. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенций обучающихся в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета « Физическая культура» формулируются его задачи:
* формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
* формирование знаний о терминологии, средствах и методах физической культуры;
* Формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, их вариативное использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий;
* расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
* расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития социально значимых качеств личности, основных физических качеств и способностей;
* формирование навыков и умений, необходимых для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
* формирование умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;
* воспитание положительных черт характера и поведения в процессе занятий физическими упражнениями и соревновательной деятельности.
Сформированные цели и задачи базируются на требованиях к освоению содержания образования, изложенных в федеральном государственном образовательном стандарте, и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности в процессе теоретической, практической и физической подготовки обучающихся
Все разделы и учебный материал авторской программы в основном сохранены. В связи с тем, что в спортивном зале отсутствует гимнастическая стенка, то упражнения на ней не включены в рабочую программу. Исходя из базисного плана ОУ на изучение курса « физическая культура» в 5 классе отведено 105 часов, авторская программа предполагает 102 часа, поэтому 3 резервных часа отдано на подвижные игры и эстафеты
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
Программа общего образования учебного предмета « Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( 2010 г.) и входит в состав комплекта учебной литературы совместно с учебниками для 5-7 классов и 8-9 классов. Комплект создан научным коллективом ИВФ РАО и ИСМО РАО. Программа рассчитана на пять лет обучения.
Материал программы направлен на реализацию приоритетной цели школьного обучения физической культуре – формирование всесторонне гармонично развитой личности, на реализацию творческих способностей и физическое совершенствование учащихся, а также на развитие их основных двигательных качеств. Учебный материал, отобранный в соответствии с предлагаемой программой, помогает сформировать у обучающихся научно обоснованное объективное отношение к окружающему миру с опорой на предметные и метапредметные связи. Особое значение в программе отведено обучению навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа создавалась с учетом того, что в основном звене ОУ образовательный процесс в области физической культуры ориентирован:
* на дальнейшее развитие основных двигательных ( физических ) качеств и повышение функциональных возможностей организма;
* расширение двигательного опыта за счет физических упражнений с общеразвивающей и коррегирующей направленностью, технических действий в базовых видах спорта;
* освоение знаний о физической культуре и спорте, их роли и сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни;
* обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
*формирование социально значимых качеств личности ( коллективизма, трудолюбия, уважения к окружающим, творческой активности, целеустремленности), навыкам межличностного общения в процессе занятий физической культурой и спортом.
Принципы, на которых основана программа, включают:
* личностно-ориентированные принципы – двигательного развития, творческой активности, целеустремленности;
* культурно-ориентированные принципы – целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности овладения базовыми ценностями физической культуры;
* деятельностно-ориентированные принципы – двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности;
* принцип достаточности и целесообразности, определяющий распределение учебного материала в соответствии с основными компонентами двигательной ( физкультурной) деятельности, особенностями формирования познавательной и предметной активности обучающихся;
* принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с особенностями физического развития, медицинских показаний, возрастно-половыми особенностями, индивидуальных предпочтений и интересов обучающихся, материально-технической оснащенности учебного процесса ( спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и типом, видом учебного учреждения ( городские, малокомплектные и сельские школы);
* принцип оздоровительной направленности физического воспитания, реализуемый в ходе использования освоенных знаний, навыков, способов физкультурной деятельности в режиме учебного дня и в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
* принцип связи физической культуры с жизнью, ориентированный на формирование целостного мировоззрения обучающихся.
Содержание программы отобрано в соответствии: 1)с бюджетом учебного времени, выделяемым в базисном учебном плане на изучение обязательного учебного предмета – 2 ч в неделю и 1 ч дополнительного времени по интересам; 2) с учебным планом ОУ; 3)с приказом Министерства образования и науки РФ, в котором указано увеличение учебного времени, отводимого на изучение физической культуры а ОУ, до 3 часов в неделю.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается в 5 классе из расчёта 3 ч в неделю. По базисному плану ОУ всего —105 часов в год.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Раздел программы |
Количество часов |
Знания о физической культуре |
3 |
Организация здорового образа жизни |
3 |
Планирование занятий физической культурой. Наблюдение и контроль за состоянием организма |
2 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
4 |
Спортивно-оздоровительная деятельность: |
90 |
Гимнастика с основами акробатики |
25 |
Легкая атлетика |
25 |
Лыжные гонки |
20 |
Спортивные игры: футбол |
20 |
Резерв |
3 |
Итого |
105 |
четверть |
Раздел программы |
Количество часов |
1 |
Легкая атлетика |
15 |
Футбол |
8 |
|
Знания о физической культуре |
3 |
|
Организация здорового образа жизни |
1 |
|
итого |
27 |
|
2 |
Гимнастика с основами акробатики |
19 |
Планирование занятий физической культурой. Наблюдение и контроль за состоянием организма |
2 |
|
итого |
21 |
|
3 |
Лыжные гонки |
20 |
Гимнастика с основами акробатики |
6 |
|
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
4 |
|
итого |
30 |
|
4 |
Легкая атлетика |
10 |
Футбол |
12 |
|
Организация здорового образа жизни |
2 |
|
Итого |
24 |
|
Резерв |
3 |
|
Учебный год |
Итого |
105 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Программа и учебники для обучающихся 5 класса разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, предъявляющим следующие требования к основным образовательным программам основного общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языке, культуры, своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
* формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
* освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и обществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в ученическом самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
* формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
* формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* умение самостоятельно планировать пути достижение целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
* умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
* умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
* смысловое чтение;
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
* формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
* формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
* понимания роли о значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
* овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
* приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
* расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умений вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
* формирование умений выполнять комплексы общеразвивающтх, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. Задачи физического воспитания. Основные направления физического воспитания в современном обществе.
Древние Олимпийские игры ( 5 класс). Современные Олимпийские игры. Принципы олимпизма. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийское движение в России. Виды спорта зимних и летних Олимпийских игр. Олимпийские виды спорта, изучаемые в школе.
Раздел 2. Организация здорового образа жизни.
Показатели здоровья человека (5класс).
Правильный режим дня школьника. Здоровый образ жизни.
Утренняя гигиеническая гимнастика. Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе и оздоровительные прогулки. Правильный режим питания школьника. Домашние задания и отдых в режиме дня.
Показатели физического развития человека. Осанка человека. Профилактика нарушений осанки. Закаливание организма. Интенсивные и традиционные методы закаливания. Банные процедуры. Массаж.
Доврачебная помощь.
Физическая культура и качества личности человека. Отношения между людьми противоположного пола. Допинг и честная конкуренция в спорте. Вещества, вызывающие привыкание.
Раздел 3. Планирование занятий физической культурой. Наблюдение и контроль за состоянием организма.
Виды физической подготовки (5 класс).
Методика планирования занятий физической культурой (5 класс). Составление комплекса физических упражнений для самостоятельных занятий физической культурой. Выбор одежды и обуви для спортивных занятий.
Показатели состояния организма, способы их измерения и оценки. Оценка функциональных резервов организма. Оценка двигательных качеств. Ведение дневника самонаблюдений. Выявление и устранение технических ошибок.
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики (5 класс). Физические упражнения для физкультминуток (5 класс). Физические упражнения дыхательной гимнастики. Упражнения для занятий адаптивной и корригирующей физической культурой. Упражнения для развития двигательных качеств. Упражнения для психорегуляции и тренировки умения концентрировать внимание.
Досуг и физическая культура. Занятия в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Оздоровительный бег. Пешие туристические походы.
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики ( организующие команды и приемы (5 класс); акробатические упражнения(5 класс); ритмическая гимнастика; упражнения и комбинации на гимнастическом коне, на гимнастическом козле, гимнастическом бревне, гимнастической скамейке(5 класс), гимнастической перекладине
(5 класс), брусьях; лазание по канату ).
Легкая атлетика ( беговые упражнения, прыжковые упражнения, метания малого мяча).
Лыжные гонки ( лыжные ходы (5 класс), переходы с хода на ход, преодоление подъемов и спусков ( 5ласс), повороты, торможения, преодоление препятствий).
Спортивные игры: футбол(5 класс), волейбол, баскетбол. Правила и техника игры. Организация школьных соревнований по футболу, волейболу, баскетболу.
Физическая подготовка с прикладной направленностью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ пп |
Тема урока |
Характеристика деятельности обучающихся |
||
1 четверть – 27 часов |
||||
Легкая атлетика – 15 часов |
||||
1 |
Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Обучение технике высокого старта |
Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых и прыжковых упражнений; Называть и соблюдать правила техники безопасности при метаниях малого мяча; Описывать технику высокого и низкого старта; Выполнять беговые и прыжковые упражнения, метания малого мяча; Бегать на дистанцию 60 м с максимальной скоростью и 1 км на время; Метать малый мяч на дальность и на точность |
||
2 |
Закрепление технике высокого старта. Обучение техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км) |
|||
3 |
Обучение техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км). Закрепление технике высокого старта. |
|||
4 |
Обучение технике низкого старта. Обучение технике бега на короткие дистанции 10-60 м. |
|||
5 |
Закрепление техники бега на короткие дистанции 10-60 м. Закрепление техники низкого старта. |
|||
6 |
Обучение технике бега с ускорением на 30 м. Эстафеты. |
|||
7 |
Обучение технике метания малого мяча в горизонтальную мишень. Закрепление техники бега с ускорением 30 м. |
|||
8 |
Обучение технике прыжка в длину способом « согнув ноги». Эстафеты. |
|||
9 |
Обучение технике метания малого мяча на дальность. Обучение технике прыжка в длину способом « согнув ноги». |
|||
10 |
Закрепление технике метания малого мяча на дальность. Закрепление технике прыжка в длину способом « согнув ноги». |
|||
11 |
Закрепление технике прыжка в длину способом « согнув ноги». Эстафеты. |
|||
12 |
Совершенствование техники бега 1 км на время (зачет). Закрепление техники метания малого мяча в горизонтальную, вертикальную цель |
|||
13 |
Совершенствование техники бега 60 м с максимальной скоростью (зачет). Закрепление техники метания малого мяча на дальность. |
|||
14 |
Совершенствование техники метания малого мяча на дальность (зачет). Эстафеты. |
|||
15 |
Эстафеты |
|||
Футбол – 8 часов |
||||
16 |
Техника безопасности при занятиях спортивными играми ( футбол). Обучение технике ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы. |
Соблюдать правила техники безопасности во время игры в футбол; знать и объяснять другим школьникам правила игры в футбол; называть виды ударов по мячу, способы остановки и ведения мяча; развивать знания, навыки и умения игры в футбол; организовывать игры в футбол со сверстниками и участвовать в этих играх |
||
17 |
Обучение технике ведения мяча носком ноги. Закрепление техники ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы. |
|||
18 |
Обучение технике ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы. Закрепление техники ведения мяча носком ноги. |
|||
19 |
Обучение технике остановки мяча внутренней стороной стопы. Закрепление техники ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы. |
|||
20 |
Обучение технике остановки мяча передней частью подъема стопы. Обучение правилам игры в футбол. |
|||
21 |
Закрепление правил игры в футбол. Закрепление техники ведения мяча носком ноги |
|||
22 |
Обучение технике остановки мяча подошвой. Учебная игра в футбол |
|||
23 |
Обучение тактике игры в футбол. |
|||
Знания о физической культуре – 3 часа Древние Олимпийские игры: |
||||
24 |
Мифы о появлении древних Олимпийских игр. |
Пересказывать тексты из учебника о мифологии Олимпийских иго; объяснять миротворческое значение Олимпийских игр в Древнем мире |
||
25 |
Легенды о появлении древних Олимпийских игр. |
|||
26 |
Виды состязаний в древности. |
|||
Организация здорового образа жизни – 1 час Показатели здоровья человека: |
||||
27 |
Понятие « здоровье». Признаки крепкого здоровья. |
Раскрывать понятия «здоровье», « резервы здоровья» |
||
2 четверть – 21 час |
||||
Гимнастика с основами акробатики – 19 часов |
||||
28/1 |
Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой. Обучение технике построения в одну, две колонны. Обучение технике переката вперед в упор присев. |
Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах; Описывать технику перекатов вперед и назад, кувырка вперед в группировке; Выполнять строевые приемы и команды, акробатические упражнения, упражнения и комбинации на гимнастической скамейке, гимнастической перекладине |
||
29/2 |
Закрепление техники переката вперед в упор присев. Обучение технике построения в три шеренги. |
|||
30/3 |
Обучение технике переката назад. Закрепление техники переката вперед в упор присев. Обучение технике построения в одну, две, колонны. |
|||
31/4 |
Обучение технике кувырка вперед в группировке. Обучение технике перестроения из одной шеренги в две. Закрепление техники переката назад. |
|||
32/5 |
Обучение технике стойки на лопатках. Обучение технике перестроения из одной шеренги в три. Закрепление техники кувырка вперед в группировке. |
|||
33/6 |
Обучение технике ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Обучение строевым командам. Закрепление техники стойки на лопатках. |
|||
34/7 |
Обучение технике расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Обучение технике передвижения строем. Закрепление технике переката вперед в упор присев. |
|||
35/8 |
Обучение технике виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине. Закрепление техники передвижения строем. Закрепление техники переката назад. |
|||
36/9 |
Обучение технике размыкания и смыкания строем. Закрепление техники виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине. Закрепление технике кувырка вперед в группировке. |
|||
37/10 |
Обучение технике сгибания и разгибания рук в висе на гимнастической перекладине. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в две. Закрепление техники ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. |
|||
38/11 |
Закрепление техники сгибания и разгибания рук в висе на гимнастической перекладине. Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в три. |
|||
39/12 |
Закрепление техники переката назад. Закрепление техники переката вперед в упор присев. Обучение технике построения в одну, две, колонны. |
|||
40/13 |
Закрепление техники стойки на лопатках. Обучение технике перестроения из одной шеренги в три. Закрепление техники кувырка вперед в группировке. |
|||
41/14 |
Закрепление техники ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Обучение строевым командам. Закрепление техники стойки на лопатках. |
|||
42/15 |
Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Обучение технике передвижения строем. Закрепление технике переката вперед в упор присев. |
|||
43/16 |
Совершенствование техники кувырка вперед в группировке (зачет). Закрепление техники комбинации упражнений на гимнастическом бревне |
|||
44/17 |
Совершенствование техники стойки на лопатках (зачет). Закрепление техники виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине. |
|||
45/18 |
Совершенствование техники переката назад (зачет). Закрепление техники комбинации упражнений на гимнастическом бревне. |
|||
46/19 |
Совершенствование техники комбинации упражнений на гимнастической скамье (зачет). |
|||
Планирование занятий физической культурой- 2 часа |
||||
47/20 |
Виды физической подготовки: понятие « физическая подготовка». Общая физическая, специальная физическая и спортивная подготовка |
Определять понятие « физическая подготовка»; Раскрывать назначение общей, специальной и спортивной подготовки. |
||
48/21 |
Методика планирования занятий физической культурой: постановка целей самостоятельных занятий физической культурой. Оценка индивидуальных особенностей организма. Ведение дневника занятий. |
Описывать общий план занятия физической культурой; объяснять зависимость между целями самостоятельных занятий физической культурой и индивидуальными особенностями и потребностями организма; определять собственные цели занятий физической культурой; объяснять назначение дневника занятий и описывать его содержание; составлять индивидуальный график самостоятельных занятий физической культурой с помощью педагога. |
||
3 четверть- 30 часов |
||||
Лыжные гонки-20 часов |
||||
49/1 |
Правила техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Обучение технике попеременного двухшажного хода. |
Называть и соблюдать правила техники безопасности при переноске лыжного оборудования и пользовании им; описывать технику передвижений на лыжах по ровной местности ( попеременным двухшажным, одновременным одношажным ходом), подъем на пологий склон способом « полуелочке»; Преодолевать дистанцию 1 км на время на лыжах. |
||
50/2 |
Закрепление техники попеременного двухшажного хода. |
|||
51/3 |
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности попеременным двухшажным ходом. |
|||
52/4 |
Обучение технике одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода. |
|||
53/5 |
Закрепление техники одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода. |
|||
54/6 |
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности одновременным одношажным ходом. |
|||
55/7 |
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности попеременным двухшажным и одновременным одношажным ходом. |
|||
56/8 |
Обучение технике прохождения дистанции 1 км |
|||
57/9 |
Закрепление техники прохождения дистанции 1 км |
|||
58/10 |
Обучение технике подъема способом « полуелочка». |
|||
59/11 |
Закрепление техники подъема способом « полуелочка». |
|||
60/12 |
Закрепление техники передвижения на лыжах по ровной местности изученными способами. Закрепление техники подъема способом « полуелочка». |
|||
61/13 |
Закрепление техники прохождения дистанции 1 км на время |
|||
62/14 |
Закрепление техники одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода. |
|||
63/15 |
Закрепление техники подъема способом « полуелочка». |
|||
64/16 |
Закрепление техники передвижения на лыжах по ровной местности изученными способами. Закрепление техники подъема способом « полуелочка». |
|||
65/17 |
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода (зачет). |
|||
66/18 |
Совершенствовани техники одновременного одношажного хода( зачет). |
|||
67/19 |
Совершенствование техники прохождения дистанции 1 км на время ( зачет) |
|||
68/20 |
Совершенствование техники подъема способом « полуелочка»(зачет). |
|||
Гимнастика с основами акробатики – 6 часов |
||||
69/21 |
Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой. Закрепление техники ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Обучение строевым командам. Закрепление техники стойки на лопатках. |
Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах; Описывать технику перекатов вперед и назад, кувырка вперед в группировке; Выполнять строевые приемы и команды, акробатические упражнения, упражнения и комбинации на гимнастической скамейке, гимнастической перекладине |
||
70/22 |
Закрепление техники сгибания и разгибания рук в висе на гимнастической перекладине. Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в три. |
|||
71/23 |
Закрепление техники виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине. Закрепление техники передвижения строем. Закрепление техники переката назад. |
|||
72/24 |
Закрепление техники кувырка вперед в группировке. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в две. Закрепление техники переката назад. |
|||
73/25 |
Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Закрепление техники передвижения строем. Закрепление технике переката вперед в упор присев. |
|||
74/26 |
Совершенствование техники комбинации акробатических упражнений и на гимнастической скамье. |
|||
Физкультурно-оздоровительная деятельность- 4 часа |
||||
75/27 |
Утренняя гигиеническая гимнастика: цель утренней гигиенической гимнастики. Физическая нагрузка для утренней гигиенической гимнастики. |
Раскрывать зависимость между объемом физической нагрузки и целями утренней гигиенической гимнастики; составлять комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики, определять их последовательность в составе комплекса и нагрузку; включать упражнения, предложенные в учебнике, в состав собственного комплекса упражнений. |
||
76/28 |
Правила выполнения утренней гигиенической гимнастики. Комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики. |
|||
77/29 |
Физкультминутки: цель выполнения физкульминуток. Комплекс упражнений для физкульминуток |
Раскрывать цели и значение физкульминуток; Выполнять физкульминутки в режиме учебного дня и при выполнении домашних заданий |
||
78/30 |
Упражнения для снятия утомления мышц рук, глаз, общего мышечного утомления, нервного напряжения. |
|||
4 четверть – 24 часа |
||||
Легкая атлетика – 10 часов |
||||
79/1 |
Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Закрепление техники высокого старта. Закрепление техники метания малого мяча в вертикальную цель |
Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых и прыжковых упражнений; Называть и соблюдать правила техники безопасности при метаниях малого мяча; Описывать технику высокого и низкого старта; Выполнять беговые и прыжковые упражнения, метания малого мяча; Бегать на дистанцию 60 м с максимальной скоростью и 1 км на время; Метать малый мяч на дальность и на точность |
||
80/2 |
Закрепление технике высокого старта. Закрепление техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км) |
|||
81/3 |
Закрепление техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км). Закрепление технике высокого старта. Закрепление техники метания малого мяча в горизонтальную цель |
|||
82/4 |
Закрепление техники метания малого мяча в горизонтальную мишень. Закрепление техники бега с ускорением 30 м. |
|||
83/5 |
Закрепление техники низкого старта. Закрепление техники бега на короткие дистанции 10-60 м. |
|||
84/6 |
Закрепление техники бега на короткие дистанции 10-60 м. Закрепление техники низкого старта. |
|||
85/7 |
Закрепление техники бега с ускорением на 30 м. Эстафеты. |
|||
86/8 |
Закрепление техники бега 60м с максимальной скоростью. Закрепление техники метания малого мяча на дальность. |
|||
87/9 |
Закрепление техники прыжка в длину способом « согнув ноги». Эстафеты. |
|||
88/10 |
Закрепление техники метания малого мяча на дальность. Закрепление техники прыжка в длину способом « согнув ноги». |
|||
Футбол – 12 часов |
||||
89/11 |
Техника безопасности при занятиях спортивными играми ( футбол). Обучение технике ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы. |
Соблюдать правила техники безопасности во время игры в футбол; знать и объяснять другим школьникам правила игры в футбол; называть виды ударов по мячу, способы остановки и ведения мяча; развивать знания, навыки и умения игры в футбол; организовывать игры в футбол со сверстниками и участвовать в этих играх |
||
90/12 |
Обучение технике ведения мяча носком ноги. Закрепление техники ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы. |
|||
91/13 |
Обучение технике ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы. Закрепление техники ведения мяча носком ноги. |
|||
92/14 |
Обучение технике остановки мяча внутренней стороной стопы. Закрепление техники ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы. |
|||
93/15 |
Обучение технике остановки мяча передней частью подъема стопы. Обучение правилам игры в футбол. |
|||
94/16 |
Закрепление правил игры в футбол. Закрепление техники ведения мяча носком ноги |
|||
95/17 |
Обучение технике остановки мяча подошвой. Учебная игра в футбол |
|||
96/18 |
Совершенствование техники ведения мяча носком ноги ( зачет). |
|||
97/19 |
Совершенствование техники изученных элементов ударов по мячу (зачет) |
|||
98/20 |
Совершенствование техники изученных элементов остановки мяча ( зачет) |
|||
99/21 |
Закрепление тактики учебной игры в футбол |
|||
100/22 |
Совершенствование техники игры в футбол |
|||
Организация здорового образа жизни – 2 часа |
||||
101/23 |
Показатели здоровья: частота сердечных сокращений, частота дыхания; масса и длина тела, их соотношение. Резервы здоровья |
Раскрывать понятия « здоровья», « резервы здоровья»; называть основные признаки крепкого здоровья; называть и описывать способы измерения простейших показателей здоровья – частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, соотношения массы и длины тела; Оценивать собственные резервы здоровья с помощью теста, предложенного в учебнике |
||
102/24 |
Понятие «здоровья. Признаки крепкого здоровья. |
|||
103,104,105 |
Резерв – 3 часа – подвижные игры |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К физкультурному оборудованию предъявляются специальные гигиенические, педагогические и эстетические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания обучающихся.
Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Его количество определяется из расчета активного участия всех обучающихся в процессе занятий. Оборудование должно соответствовать требованиям ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Важнейшее требование – безопасность спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Для выполнения требований безопасности необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов. Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Все спортивные снаряды и инвентарь проверяются учителем физической культуры перед уроком.
Оъекты и средства материально-технического обеспечения: музыкальный центр, мегафон, аудиозаписи, бревно напольное (3м), козел гимнастический, перекладина гимнастическая, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические жесткие (4м, 2м), комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты), мячи ( набивные 1 кг, 2 кг, малые теннисные, малые мягкие, баскетбольные, волейбольные, футбольные), палки гимнастические, скакалки детские, маты гимнастические, акробатическая дорожка, коврики (гимнастические, массажные) , кегли, обручи пластиковые детские, планка для прыжков в высоту, сойки для прыжков в высоту, флажки _ разметочные с опорой, стартовые), лента финишная, дорожка разметочная резиновая для прыжков, рулетка измерительная, набор инструментов для подготовки прыжковых ям, лыжи детские ( с креплением и палками), щит баскетбольный тренировочный, сетка для переноса и хранения мячей, жилетки игровые с номерами, волейбольные сетки универсальные, сетка волейбольная, оборудование для игры в настольный теннис, шахматы, шашки, контейнер с комплектом игрового инвентаря, станок хореографический, палатки туристические, рюкзаки туристические, вещевые мешки, коврики туристические, фонарь, компас, нож, посуда ( металлическая или пластиковая), аптечка.
Мебель и оборудование кабинета физической культуры: компьютер, лазерные диски или флеш-накопители, оборудование для показа видеоматериалов, видеоматериалы для различных носителей (кинопленке, лазерных дисках), дидактические карточки, образовательные программы, учебно-методические пособия, периодические издания по предмету «Физическая культура», настенные таблицы ( соответствующие программе обучения).
Также необходимо вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.