Рабочая программа по футболу для группы начальной подготовки первого года обучения. Рабочая программа по футболу для группы начальной подготовки первого года обучения.
I. Пояснительная записка
I.1 Общие положения
Футбол – самая популярная и самая распространенная командная игра с мячом. Ее истоки доходят до нас из далекой древности. Древние египтяне, древние греки, древние римляне использовали подобие футбола для физических упражнений, тренировки военных навыков. Римские легионеры принесли элементы игры в Европу, Англию. Прошли столетия, давно исчезли римские легионы, а игра с мячом осталась и в середине 19 века трансформировалась в командную игру под английским названием – футбол.
Первые правила организованного футбола были разработаны в 1847-1849 годах. А в 1857 году в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб. Шли года, совершенствовались правила игры, стремительно росло число футбольных команд и вместе с ними росло число болельщиков футбола.
Организовались национальные чемпионаты, потом пришло время выяснять лучшую команду Европы, мира. Появились чемпионаты Европы, мира, были организованы Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) и мировой союз (ФИФА). В 50-х годах 20 столетия футбол был включен в состав Олимпийских игр. В конце 50-х начались проводиться чемпионаты Европы среди клубных команд, в которых принимали участие чемпионы стран, призеры чемпионатов, обладатели Кубков национальных чемпионатов. Футбол развивался и в начале нашего 21 столетия представляет мощную индустрию игры, спорта, развлечений.
Детские секции футбола – самые посещаемые спортивные секции. Отчасти потому, что это самый популярный вид спорта в мире. Занятия футболом укрепляют здоровье и повышают иммунную систему организма. Азарт, появляющийся во время игры, поднимает настроение. Систематические тренировки развивают ловкость, быстроту, силу и выносливость – качества, которые важно и нужно формировать и воспитывать с малых лет. Футбол также учит уважать соперников, прививает взаимовыручку и чувство ответственности.
I.2 Цели и задачи
Цель: Сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, улучшение физической подготовленности и физического развития посредством занятий футболом.
Образовательные задачи:
Ø изучение истории и терминологии футбола;
Ø изучение основ анатомии и физиологии;
Ø изучение правил соревнований футбола;
Ø изучение правил гигиены и питания, витаминизации и закаливания.
Развивающие задачи:
Ø развитие общефизической подготовленности, дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного и костно-связочного аппарата;
Ø развитие двигательных качеств: силы, силовой выносливости, скоростно-силовых, общей выносливости, координации, гибкости;
Ø формирование правильной осанки;
Ø обучение основным приемам техники футбола.
Воспитательные задачи:
Ø воспитание у подростков желания самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, сознательно применять полученные знания в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Ø расширение сферы спортивно-культурных контактов детей, занимающихся в объединении.
I.3 Реализация программы
Данная программа носит физкультурно-спортивную направленность. Программа составлена на основе поурочной программы для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР.
Срок реализации дополнительной образовательной программы по футболу до девяти лет, который состоит из этапов:
Ø спортивно-оздоровительный этап – до 2-х лет обучения;
Ø начальной подготовки – 2 года обучения;
Ø учебно-тренировочный этап - 5 лет обучения;
Ø этап спортивного совершенствования – 2 года обучения.
Группы комплектуются по желанию обучающихся на основании письменного заявления родителей (законных представителей) в возрасте от 6 лет, имеющих медицинский допуск для занятий футболом. На второй год обучения на этапе начальной подготовки обучающиеся переводятся на основании приказа директора при условии полного освоения программы первого года обучения на этапе начальной подготовки и сдачи переводных контрольных нормативов по общей физической, технической и специальной подготовке.
Работа по программе ведется круглогодично. На этапе начальной подготовки первого года обучения годовая нагрузка составляет 276 часов (46 учебных недель). Недельный тренировочный цикл предусматривает нагрузку – 6 академических часов.
Учебное занятие состоит из двух часов. Продолжительность одного учебного занятия – 45 мин. с перерывом 5 мин. для отдыха спортсменов.
Структура занятия состоит из трех частей:
Ø подготовительной (разминочный комплекс, ОРУ);
Ø основной (ОФП, постановка индивидуальной техники, подвижные и спортивные игры);
Ø заключительная (упражнения на расслабление и растяжку, упражнения в парах, подтягивания, висы).
Форма занятий – групповая.
Материальное обеспечение программы.
Для эффективного обеспечения образовательной программы необходимо:
Ø футбольное поле, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям к данному виду деятельности и техники безопасности;
Ø спортивный зал;
Ø футбольные мячи;
Ø малые мячи;
Ø скакалки;
Ø скамейка;
Ø турник.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Критерии и формы отслеживания качества знаний, умений и навыков обучающихся в течении 1-го года на этапе начальной подготовки.
№ п/п | Наименование | Формы оценки результатов |
Должны знать: | ||
1. | Правила поведения и технику безопасности на занятия, оказание первой медицинской помощи | Опрос, самоконтроль, практическое занятие |
2. | Основные санитарно-гигиенические требования на занятиях Профилактику травматизма и заболеваний при занятиях спортом | Наблюдение
Опрос |
3. | Историю развития футбола в России и за рубежом, спортсменов популяризирующих футбол | Опрос, теоретическое занятие |
4. | Строение и функции организма | Тест на знание основных частей тела, теоретическое занятие |
5. | Режим дня, гигиены, питания юного спортсмена, основные способы закаливания | Практические занятия, опрос |
6. | Способы контроля ЧСС и дыхания во время физических нагрузок | Практические занятия, опрос |
7. | Приемы аутотренинга | Теоретическое занятие, практическое занятие |
8. | Правила соревнований по футболу | Тест на знание правил соревнований, опрос |
9. | Командные действия в защите, атаке | Теоретическое занятие, опрос |
Должны уметь: | ||
1. | Соблюдать правила гигиены, режима дня | Наблюдение |
2. | Развивать физические качества самостоятельно и под руководством тренера-преподавателя | Практические занятия, наблюдение, выполнение контрольных нормативов |
3. | Контролировать ЧСС и дыхание во время физических нагрузок | Практические занятия, наблюдение, измерение ЧСС |
4. | Оказывать первую помощь при ушибах, ссадинах | Практические занятия, опрос |
5. | Выполнять основные технические приемы игры в футбол (ведение мяча, удары по мячу ногой и головой, останову мяча, передачу мяча, финты, вбрасывание мяча) | Практические занятия, сдача контрольных нормативов |
Ожидаемый конечный результат по итогам реализации программы первого года обучения на этапе начальной подготовки:
Ø освоение всех разделов программы первого года обучения на этапе начальной подготовки;
Ø успешная сдача промежуточных и итоговых контрольных нормативов;
Ø овладение техникой выполнения ведения, остановки, передачи мяча, финтов, вбрасывания мяча, ударов по мячу ногой и головой;
Ø овладения знаниями взаимодействия игроков в линиях защиты, нападения, персональной опеки;
Ø повышение уровня физической подготовленности обучающихся.
Диагностика эффективности и реализации программы:
Данная программа носит системный характер. Она включает в себя проверку теоретических знаний и контроль уровня развития физических качеств обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы первого года обучения на этапе начальной подготовки
Промежуточный контроль:
Ø теоретические знания (тесты, викторины, устный опрос);
Ø практические навыки, умения (наблюдение, сдача контрольных нормативов по ОФП на развитие физических качеств).
Итоговый контроль:
Ø теоретические знания (тесты, устный опрос);
Ø практические навыки, умения (наблюдение, сдача контрольных нормативов по ОФП на развитие физических качеств, технической и специальной подготовке, участие в учебно-тренировочных соревнованиях).
Контрольные нормативы
по общей и специальной физической подготовке
юных футболистов
Возраст – 8 лет
№ п/п | Упражнения | Оценка | ||
Удовлетворит. | Хорошо | Отлично | ||
Общая физическая подготовка | ||||
1. | Бег 10 м (с) | 2,5 | 2,4 | 2,3 |
2. | Бег 30 м (с) | 5,8 | 5,7 | 5,5 |
3. | Бег 50 м (с) | 9,0 | 8,9 | 8,8 |
4. | Прыжок в длину с места (см) | 150 | 155 | 160 |
|
|
|
|
|
Специальная физическая подготовка | ||||
1. | Бег 30 м с ведением мяча (с) | 8,0 | 7,5 | 7,0 |
2. | Вбрасывание мяча руками на дальность (м) | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
Возраст – 9 лет
№ п/п | Упражнения | Оценка | ||
Удовлетворит. | Хорошо | Отлично | ||
Общая физическая подготовка | ||||
1. | Бег 10 м (с) | 2,4 | 2,3 | 2,2 |
2. | Бег 30 м (с) | 5,7 | 5,5 | 5,3 |
3. | Бег 50 м (с) | 8,9 | 8,8 | 8,7 |
4. | Прыжок в длину с места (см) | 156 | 162 | 168 |
|
|
|
|
|
Специальная физическая подготовка | ||||
1. | Бег 30 м с ведением мяча (с) | 7,5 | 7,0 | 6,5 |
2. | Вбрасывание мяча руками на дальность (м) | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
II. Учебно-тематический план
II.1. Учебно-тематический план на этапе начальной подготовки первого года обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
|
Теоретическая подготовка |
20 |
|
1. | Инвентарь, оборудование, места занятий. Правила поведения и техника безопасности на занятиях | 1 |
|
2. | Санитарно-гигиенические требования при проведении занятий. Профилактика травматизма и заболеваний при занятиях спортом | 1 |
|
3. | История развития футбола в России и за рубежом, спортсмены популяризирующие футбол | 2 |
|
4. | Строения и функции организма | 1 |
|
5. | Влияние физических упражнений на организм занимающихся | 1 |
|
6. | Гигиена, закаливание, режим и питание юного спортсмена | 3 |
|
7. | Врачебный контроль, самоконтроль | 1 |
|
8. | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. Приемы самомассажа | 3 |
|
9. | Способы контроля ЧСС и дыхания во время физических нагрузок | 1 |
|
10. | Психологическая подготовка. Аутотренинг | 1 |
|
11. | Правила соревнований. Их организация и проведение | 1 |
|
12. | Тактическая подготовка | 1 |
|
13. | Просмотр видеозаписей, учебных фильмов | 3 |
|
|
Общая физическая подготовка |
|
90 |
14. | Общеразвивающие упражнения |
| 16 |
15. | Строевые упражнения |
| 12 |
16. | Бег. Спортивная ходьба |
| 22 |
17. | Упражнения на формирование правильной осанки, с удержанием груза на голове |
| 14 |
18. | Упражнения для мышц стоп |
| 8 |
19. | Акробатические упражнения |
| 8 |
20. | Подвижные игры |
| 10 |
|
Тактическая подготовка |
|
64 |
21. | Выбор свободного места |
| 7 |
22. | «Открывание», «закрывание» |
| 6 |
23. | Угловые удары |
| 6 |
24. | Штрафные и свободные удары |
| 7 |
25. | Персональная опека |
| 8 |
26. | Двигательная защита |
| 8 |
27. | Взаимодействие игроков в линии защиты, атаки, в середине поля |
| 12 |
28. | Командные действия в защите и атаке |
| 10 |
|
Техническая подготовка |
|
70 |
29. | Техника передвижения |
| 8 |
30. | Удары по мячу ногой |
| 9 |
31. | Удары по мячу головой |
| 9 |
32. | Ведение мяча |
| 10 |
33. | Остановка мяча |
| 8 |
34. | Передачи мяча |
| 10 |
35. | Обманные движения (финты) |
| 8 |
36. | Вбрасывание мяча |
| 8 |
37. | Прием контрольных нормативов |
| 12 |
38. | Учебно-тренировочные игры |
| 20 |
| Итого за год: | 20 | 256 |
Всего: 276часов |
III. Организация тренировок на этапе начальной подготовки
На этапе начальной подготовки организация тренировочной работы с обучающимися направлена на:
Ø укрепление здоровья и закаливание организма;
Ø привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
Ø обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости, координации движений;
Ø овладение техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре;
Ø овладение основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол;
Ø освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;
Ø проведение учебно-тренировочных соревнований;
Ø изучение теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, привил игры в футбол.
IV. Содержание учебного курса
IV.1. Содержание учебного курса на этапе начальной подготовки первого года обучения
I. Теоретическая подготовка
Инвентарь, оборудование, места занятий. Правила поведения на занятиях, дисциплина. Техника безопасности на занятиях.
Санитарно-гигиенические требования к местам занятий футболом. Расписание занятий, спортивная форма, подготовка инвентаря и оборудования. Профилактика травм и заболеваний при занятиях футболом.
История развития футбола в России и за рубежом, спортсмены, популяризирующие футбол.
Строение человека, типы телосложения. Основные функции организма: дыхания, кровообращения, выделения.
Влияние физических упражнений на организм юных спортсменов.
Уход за телом, правильное питание, режим во время тренировочного процесса, способы закаливания организма.
Врачебный контроль, диспансеризация. Самоконтроль, дневник спортсмена.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. Основы самомассажа.
Техника правильного дыхания при выполнении упражнений на расслабление.
Способы контроля ЧСС и дыхания во время физических нагрузок.
Психологическая подготовка. Аутотренинг. Взаимодействие с соперником во время игры.
Правила соревнований по футболу. Организация соревнований, проведение соревнований.
Просмотр видеозаписей, учебных фильмов.
II. Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов (упражнения для рук и плечевого пояса, для мышц шеи, для туловища, для ног, с сопротивлением). Упражнения с предметами: с набивным мячом, с гантелями, со скакалкой, с малыми мячами).
Строевые упражнения: понятие о строе, шеренге, колонне и т.д., перестроения, повороты, изменения скорости движения.
Бег 30, 60, 100 м., кроссы, 6 и 12-минутный бег, спортивная ходьба.
Упражнения на формирование правильной осанки, с удержанием груза на голове.
Упражнения для мышц стоп.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, перекаты и перевороты.
Подвижные игры и эстафеты: с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
III. Тактическая подготовка
Выбор свободного места на поле во время игры.
«Открывание», «закрывание».
Штрафные и свободные удары.
Персональная опека.
Двигательная защита.
Тактика атаки:- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия,
Тактика защиты:- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия,
IV. Техническая подготовка
Техника передвижения. Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Ведение мяча.
Остановка мяча.
Передача мяча.
Обманные движения (финты).
Вбрасывание мяча.
Прием контрольных нормативов по теоретической, тактической и общефизической подготовке.
Учебно-тренировочные игры. Применение в играх изученного программного материала по технической и тактической подготовке.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Наполняемость групп начальной подготовки,
учебных групп и режим учебно-тренировочной работы
и требования по физической, технической и спортивной подготовке
Год обучения | Возраст учащихся | Минимальное количество учащихся в группе | Максимальное количество учебных часов в неделю | Требования по спортивной подготовке |
1. ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СОГ | 8-17 | 15 | 6 | Выполнить контрольно-нормативные требования программы |
1-ый | 8-9 | 15 | 6 | |
2-ой | 9-10 | 12 | 9 | |
3-ий | 10-11 | 12 | 9 |
2. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ
1-ый | 11-12 | 10 | 12 | Выполнить контрольно-нормативные требования программы |
2-ой | 12-13 | 10 | 12 | 3 юн. разряд |
3-ий | 13-14 | 10 | 15 | 3 юн. разряд |
4-ый | 14-15 | 8 | 15 | 2 юн. разряд |
5-ый | 15-17 | 8 | 18 | 2 юн. разряд |
V. Библиографический список
1. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го года
обучения ДЮСШ и СДЮШОР. Под редакцией Швыкова И.А. М., «Тера- Спорт», 2000.
2. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983.
3. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
4. Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов. – М.: ФиС, 1984.
5. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 1971.
6. Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС, 1971.
7. Филин В.П., Фомин Р.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980.