Рабочая программа по обучению детей 5–7 лет в группе предшкольной подготовки

1
0
Материал опубликован 9 February 2019

Рабочая программа по

обучению детей 5-7лет

в группе предшкольной подготовки

« Школа развития»

2017-2018 уч. год.

Программу составила: Швыдкая М.В.

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа «Школа развития» по подготовке детей 5,5-7 лет к обучению в школе разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста, (издательство: Москва «Просвещение», 2010 г.) и программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой .

 

 

Пояснительная записка

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

 

Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, а именно ступени дошкольного образования. В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования еще одной ступени объясняется необходимостью построения дошкольного образования как полноценной ступени целостной системы образования, обеспечивающей равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в группе строится на основе комплексной программы "Предшкольная пора”, созданная авторским коллективом проекта "Начальная школа XXI века" и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н. Ф. Виноградовой. Данная программа прошла экспертизу, имеет гриф МОиН РФ и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.

В комплект входят программы: «Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений», «Программа по обучению грамоте и речи», « Программа по окружающему миру».

Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально. Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе.

Цель программы:

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Задачи:

1.​ Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

2. Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

4. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Программа «Школа развития» разработана с учетом всех этих требований и опирается на следующие принципы:

- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Программа «Школа развития» построена не по областям знаний и не по предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации детей должен, прежде всего, определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

Принципиальные положения комплекта программ

«Школа развития»

Комплект программ:

ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую культуру и соответствуют российским культурным традициям;

построен на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;

обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;

учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;

предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки .

Содержание комплекта программ « Школа развития»

Содержание УМК адекватно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и предусматривает разные виды деятельности ребенка. Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовки детей к школе. УМК создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах с детьми.

Комплект включает взаимосвязанные и интегрированные области знаний:

развитие речи (начальные представления о языке, литература, математика, социальные отношения);

окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение);

Обучение происходит посредством создания художественной и коммуникативно-игровой среды. УМК «Школа развития»

способствует формированию:

направленного внимания;

интереса к чтению;

познавательного и коммуникативного мотива;

воспитывает:

любовь и уважение к родителям;

интерес к изучению окружающей среды;

наблюдательность;

доброжелательное отношение к окружающим;

желание помогать другим;

обучает:

правилам личной гигиены;

приёмам самообслуживания;

работе с простейшими инструментами;

приёмам проведения опытов и экспериментов;

укрепляет:

чувство уверенности в своих силах;

чувство собственного достоинства.

В структуре данной программы выделяется 4 раздела, отражающие основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:

1. Раздел «За три месяца до школы» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. У ребенка воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения. Раздел направлен расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развиваются интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной), усваиваются правила поведения в природе и обществе.

2. Раздел «Раз-ступенька,два-ступенька…» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Происходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности, как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления.

3. Раздел «Абвгдейка.» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется фантазии, воображению, словесному творчеству. Изучение букв, слоговое чтение.

4. Раздел «Учимся рисовать».Содержание этого раздела и раздела «Абвгдейка» переплетается и направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:

- пространственная ориентировка;

- умение анализировать форму предмета и изображения;


 

Программа даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование.

Сроки освоения программы «Школа развития»:

занятия ведутся 6 месяцев или 20 учебных недель ,

три раза в неделю по 3 занятия.

Учебный план

п/п

Разделы

кол-во занятий в неделю

1.

Познаем мир.«За три месяца до школы.»

3

   

2.

Математика. «Раз-ступенька, два -ступенька…»

3

   

3.

«Абвгдейка». «Учимся рисовать»

3

 

 

Итого 9

 
 
 

Рабочая программа по окружающему миру

 

Пояснительная записка

Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области- знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных учебных действий, обеспечивающих ребёнку возможность обучения в начальной школе.

В «Окружающем мире» заложена содержательная основа для широкой реализации взаимосвязей таких образовательных областей, как развитие связанной речи, художественная литература, основы математических представлений, природоведение, технология, физическая культура, изобразительное искусство, музыка и др.

Взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательных областей при знакомстве детей с окружающим миром создают условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

Содержание курса

 

Источники получения знаний об окружающем мире.

Органы чувств. Исследование предметов с помощью органов чувств.

Изучение свойств воды и воздуха.

Определение свойств воды. Определение свойств воздуха. Эксперименты, опыты, наблюдения.

ОБЖ

Обучение детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи. Правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила безопасного поведения при обращении с острыми предметами. Правила безопасного поведения на улице. Правила гигиены. Правила поведения при обнаружении запаха дыма и газа.

Учимся работать с бумагой.

Учимся сгибать, склеивать, сминать, складывать, резать и обрывать бумагу.

Практические работы:

Делаем и оформляем книжку-малышку. Делаем и оформляем вертушку для определения наличия ветра.

Дошкольник и его семья.

Домашний адрес, телефон, имя ребёнка, имя и отчество родителей. Труд взрослых. Семейный альбом. Традиции семьи. Профессии родителей.

Живая природа Земли.

Растения. Знакомство с разнообразием растительного мира. Различие деревьев. Различие листьев. Знакомство с организацией коллекций живых растений (ботанический сад) и сухих растений (гербарий).

Животные - часть живой природы.

Животные. Дикие и домашние животные. Признаки, отличающие животных. Уход за домашними животными.

Наша Родина - Россия. Родной край как часть великой Родины- России.

Наша Родина-Россия. Москва- столица России. Достопримечательности столицы. Родной край. Родной город. Времена года.

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения

УУД

ребёнок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию;

обучен отвечать на вопросы, может обсуждать со взрослыми возникшую проблему или известное ему правило, способен поддержать разговор на интересующую его тему, сформулировать вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений(как? зачем? почему?);

отвечает на вопросы( о себе, о своей семье и т.д.)

по указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка;

способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор;

участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых ситуациях;

действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.

Предметные результаты

Ребёнок должен знать (уметь назвать, использовать знания в практической деятельности или соблюдать изученные правила):

своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;

название своего города, название своей улицы, номер своего дома и квартиры;

название своего государства, столицы;

основные государственные праздники;

знавать государственную символику России(герб, флаг, гимн);

называть органы чувств и их функции;

знать свойства воды и воздуха;

знать правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в ванной комнате, правила поведения при появлении задымлённости или запаха газа;

знать правила гигиены;

приводить примеры некоторых растений;

приводить примеры домашних и диких животных, знать основные признаки, отличающие диких животных от домашних;

чувствовать ответственность за домашних животных, если они имеются в доме;

узнавать время по часам, если минутная стрелка на двенадцати;

называть времена года.


 


 


 

Календарно-тематический план


 

«За три месяца до школы.»

пп

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Давайте познакомимся.

1

 

2.

Что такое общение? Для чего люди общаются?

1

 

3.

Кто ты такой?

1

 

4.

Зачем человеку имя?

1

 

5.

Расскажи мне о себе. Автопортрет

1

 

6.

Моя улица. Мой дом. Назови адрес

1

 

7.

Кто они такие?

1

 

8.

Я и моя семья. Мама, папа, брат, сестра

1

 

9.

Генеалогическое древо.

1

 

10.

Я - помощник.

1

 

11.

Семейные традиции

1

 
       

12.

Что на праздник подарить?

1

 

13.

Дом, где я живу. Родные места

1

 

14.

Моя любимая игрушка

1

 

15.

Мое любимое животное

1

 

16.

Я и моя семья

1

 

17.

Что такое дружба? Я и мои друзья

1

 

18.

С кем мне хочется дружить?

1

 

19.

Во что с другом можно поиграть?

1

 

20.

Друзья - товарищи. Учим вместе

1

 

21.

Новый друг .

1

 

22.

У куклы Зины скоро день рождения

1

 

23.

Подарок для друга.

1

 

24.

Выучи песню для друзей

1

 

25.

Чтобы день рождения был интересным

1

 

 

26.

Праздничное угощения для друзей

1

 

27.

Пригласим друзей на праздник

1

 

28.

Готовимся к приходу друзей

1

 

29.

День рождения

1

 

30.

Что можно, а что нельзя

1

 

31.

Что такое хорошо? И что такое плохо?

1

 

32.

Опасности улицы

1

 

33.

Правила общения

1

 

34.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

1

 

35.

"От улыбки станет всем светлей"

1

 

36.

Вместе тесно, а врозь - скучно

1

 

37.

Сила не право

1

 

38.

Играем вместе дружно

1

 

39.

Мой друг - взрослый

1

 

40.

Мой друг - животное

1

 

41.

Как поступают настоящие друзья

1

 

42.

Праздник друзей

1

 

43.

Если б не было школ…

1

 

44.

Я хочу в школу

1

 

45.

Что такое школа?

1

 

46.

Чему учат в школе? Школьные правила

1

 

47.

Школьные принадлежности. Зачем нужен дневник?

1

 

48.

Школьный друг - учебник

1

 

49.

Кто нас учит? Что такое урок?

1

 

50.

Мы и математика

1

 

51.

Буквы, строчки и крючочки

1

 

52.

Урок, на котором учат читать

1

 

53.

Урок, на котором можно петь

1

 

54.

Весь урок играю - здоровье сохраняю

1

 

55.

На уроке я сижу и с компьютером дружу

1

 

56.

Уроки, на которых путешествуют

1

 

57.

Я умею, я могу

2

 

58.

Я готов идти в школу

2

 
 

Итого

60ч.

 
 

 

.

Рабочая программа по математике

 

Основные цели программы

Формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций (классификация и сериация); формирование представлений о количестве предметов; развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов; развитие представлений о непрерывных величинах; развитие представлений о положении предметов в пространстве; формирование представлений о содержании числового периода обучения математике; формирование представлений о числах (от 1 до 5), о ряде чисел в пределах 10; ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка.

 

Содержание курса

Программа дочислового периода обучения математике

1.Формирование представлений о количестве.

Классификация множеств объектов по кол-ву объектов(один, много, ни одного).

2.Виды преобразований основных объектов.

Инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции. Преобразование количества: инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве); неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).

3.Способы сравнения.

На глаз, наложение, перенос. Взаимно однозначное соответствие.

4.Способы описания результатов сравнения.

Равенство; неравенство; установление последовательности. Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов. Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного). Сравнение двух множеств предметов по количеству различными способами. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.

5.Развитие представлений о форме.

Сравнение предметов по форме различными способами. Выделение геометрических форм (пространственные, плоские, линейные). Знакомство с объёмными геометрическими фигурами. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами. Знакомство с линейными геометрическими фигурами, построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки. Преобразования геометрических фигур. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.

6.Развитие представлений о непрерывных величинах.

Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.

Программа числового периода обучения математике

Представление о числах.

Количественное описание равноэлементных множеств. Способы записи числа, число как результат измерения. Число как результат сложения единиц. Аддитивный состав числа.

Представление о ряде чисел.

Упорядоченность числового ряда. Положение числа в ряду. Порядковые числительные.

Действия над числами ( от 1 до 5)

Понятие арифметического действия. Действие сложение как объединение множеств. Действие вычитание как изъятие подмножества из множества. Числа от 1 до 5. Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества. Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.

Действия над числами.

Понятие арифметического действия. Действие сложения. Действие вычитания. Получение последующего и предыдущего числа.

Аддитивный состав чисел от 1 до 5.

Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа. Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3. Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения

Формирование познавательных УУД:

классификация — объединение по группам;

анализ — выделение признака из целого объекта;

сравнение — выделение признака из ряда предметов;

обобщение — выделение общего признака из ряда объектов;

синтез — объединение в группы по одному-двум признакам;

сериация — умение видеть и называть соседний объект;

умение распределить объекты по убыванию или возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;

ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

определение временных отношений;

определение цвета;

умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в то же время».

Предметные результаты

Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения

Дети могут:

оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

вести счёт в пределах от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке;

показывать знание способов записи числа (точкой, цифрой);

раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;

производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

осуществлять размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.

сравнивать предметы по форме разными способами;

узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.

Представления о форме

Дети умеют:

сравнивать предметы по форме разными способами (на глаз и наложением);

узнавать и называть объёмные геометрические фигуры (куб, шар), плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, овал, круг), линейные геометрические фигуры (прямая, отрезок, дуга, точка).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.), работы со словарем (алфавит);

соблюдения орфоэпических норм;

создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Календарно-тематический план

«Раз- ступенька,два ступенька…»

пп

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

1

 

2

Сравнение групп предметов. Равенство - неравенство.

1

 

3

Сравнение групп предметов. Больше - меньше…

1

 

4

Пространственные отношения: на, над, под.

1

 

5

Пространственные отношения: слева, справа.

1

 

6

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

 

7

Пространственные отношения: раньше, позже.

1

 

8

Круг.

1

 

9

Овал.

1

 

10

Треугольник.

1

 

11

Прямоугольник. Квадрат.

1

 

12

Много и один.

1

 

13

Число и цифра 1.

1

 

14

Числа от 1 до 10. Количественные отношения: столько же, сколько.

1

 

15

Понятие "большой - маленький". Образование числа 2.

1

 

16

Цифра и число 2. Количество предметов в пределах 10.

1

 

17

Цифра и число 3. Геометрические фигуры.

1

 

18

Количество и счет. Состав чисел 2 и 3.

1

 

19

Повторение. Математическая викторина.

1

 

20

Цифра и число 4.

1

 

21

Образование числа 5.

1

 

22

Сложение. Знак "+".

1

 

23

Состав числа 4.

1

 

24

Состав числа 5.

1

 

25

Количество и счет. Образование числа 6.

1

 

26

Число и цифра 6.

1

 

27

Количество и счет. Образование числа 7.

1

 

28

Количество и счет. Образование числа 8.

1

 

29

Число и цифра 8.

1

 

30

Состав числа 8.

1

 

31

Количество и счет. Образование числа 9.

1

 

32

Повторение пройденного материала. Порядковый счет.

1

 

33

Сложение. Знак "+".

1

 

34

Количество и счет. Образование числа 10.

1

 

35

Состав числа 10.

1

 

36

Состав чисел второго пятка.

1

 

37

Повторение пройденного материала. Счет до 10.

1

 

38

Вычитание. Знак "-".

1

 

39

Получение числа 3

1

 

40

Получение числа 4

1

 

41

Получение числа 5

1

 

42

Повторение. Состав чисел 3-5.

1

 

43

Получение числа 6

1

 

44

Получение числа 7

1

 

45

Получение числа 8

1

 

46

Получение числа 9

1

 

47

Повторение. Состав чисел 6-9.

1

 

48

Числовой отрезок.

1

 

49

Измерение длины

1

 

50

Длиннее, короче

1

 

51

Угол

1

 

52

Замкнутые и незамкнутые линии

1

 

53

Многоугольник.

1

 

54

Повторение. Линия.

1

 

55

Арифметическая задача

1

 

56

Условие задачи

1

 

57

Вопрос задачи.

1

 

58

Решение логических задач.

1

 

59

Решение конструктивных задач.

1

 

60

Решение задач на сложение и вычитание

1

 
       
   

Итого 60ч.


 

Рабочая программа по началам обучения грамоте

 

Основные цели программы:

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных — слогов и более мелких — отдельных звуков).

Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], сонорных [р], [л].)

Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и элементов указательным пальцем и пишущим средством).

Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;

в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными (с синхронным повторением первой модели);

г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

д) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание).

 

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения

УУД

С помощью системы пособий дошкольник научится:

удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;

ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);

правильно держать орудие письма;

выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.)

Предметные знания и умения

Ребёнок будет способен:

слышать, различать и произносить изучаемые звуки;

иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества;

улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;

понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;

сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв;

понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);

узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;

ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста;

пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;

менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;

различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;

различать предмет и слово-название предмета;

членить слова на части (понимать, что слово делиться на отдельные слоги);

различать звуки разного качества.

 


 


 

Календарно- тематический план

«Абвгдейка»

 

пп

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Экскурсия. Малые фольклорные жанры. Песенки, потешки.

1

 

2

Игра «Пары слов», «Закончи предложение»

1

 

3

Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Звуки и буквы.

1

 

4

Русские народные сказки. "Царевна-лягушка"

1

 

5

Слова. Звуки. Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом.

1

 

6

Русские народные сказки. "Иван-царевич и серый волк"

1

 

7

Формирование грамматического строя речи. Овощи.

1

 

8

Гласный звук [а]. Буква А, а.

1

 

9

Подготовка руки к письму. Русские народные сказки. "Сивка-Бурка"

1

 

10

Обучение рассказыванию. Фрукты.

1

 

11

Гласный звук [у]. Буква У, у.

1

 

12

Подготовка руки к письму. Написание простых элементов.

1

 

13

Русские народные сказки. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

1

 

14

Формирование грамматического строя речи. Осень.

1

 

15

Гласный звук [о]. Буква О, о.

1

 
 

Подготовка руки к письму.

1

 

16

Чтение рассказов об осени. Обучение рассказыванию. Осень.

1

 

17

Гласный звук [и]. Буква И, и.

1

 

18

Подготовка руки к письму.

1

 

19

Заучивание стихотворения Е. Трутневой "Осень"

1

 

20

Формирование грамматического строя речи. Игрушки.

1

 

21

Гласный звук [ы]. Буква ы.

1

 

22

Подготовка руки к письму. Туркменская народная сказка "Падчерица"

1

 

23

Обучение рассказыванию. Игрушки.

1

 

24

Гласный звук [э]. Буква Э, э.

1

 

25

Подготовка руки к письму.

1

 

26

Д. Мамин - Сибиряк. Про зайца длинные уши…"

1

 

27

Гласные звуки и их дифференциация. Повторение звуков и букв.

1

 

28

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало..."

1

 

29

Формирование грамматического строя речи. Одежда, обувь, головные уборы.

1

 

30

Согласный звук [н]. Буква Н, н.

1

 

31

Согласный звук [н’]. Буква Н, н.

1

 

32

Подготовка руки к письму. Сказка " Украинская народная Хроменькая уточка"

1

 

33

Обучение рассказыванию. Одежда, обувь, головные уборы.

1

 

34

Согласный звук [м]. Буква М, м.

1

 

35

Согласный звук [л]. Буква Л, л.

1

 

36

Согласный звук [р’]. Буква Р, р.

1

 
       
       

37

Согласный звук [й’]. Буква Й, й.

1

 

38

Согласный звук [б]. Буквы Б, б.

1

 

39

Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В, в.

1

 

40

Согласный звук [г]. Буква Г, г.

1

 

41

Согласный звук [д]. Буква Д, д.

1

 

42

Согласный звук [ж]. Буква Ж, ж.

1

 

43

Согласный звук [з]. Буква З, з.

1

 

44

Согласный звук [т]. Буква Т,т.

1

 

45

Согласный звук [к]. Буква К, к.

1

 

46

Согласный звук [с]. Буквы С, с.

1

 

47

Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш.

1

 

48

Буква Ё, ё.

1

 

49

Согласный звук [п]. Буква П, п.

1

 

50

Согласный звук [ф]. Буква Ф, ф.

1

 

52

Буква Я, Я.

1

 

53

Буква Ю., Ю.

1

 

54

Согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч.

1

 

55

Согласный звук [щ’]. Буква Щ, щ.

1

 

56

Согласный звук [ц]. Буква Ц, ц.

1

 

57

Согласный звук [х]. Буква Х, х.

1

 

59

Ь и Ъ знаки

1

 

60

Путешествие в АБВГДейку.

1

 
 

итого

60ч

 
 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Прогнозируемые результаты программы.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

​ соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

​ свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;

​ знать «соседей» числа;

​ решать простые задачи (в одно действие);

​ на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

​ составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

​ пересказывать небольшие тексты;

​ правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

​ выполнять на слух инструкции для обучающегося;

​ ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,

​ решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,

​ решать логические задачи;

​ самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.

 

 

7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.