Рабочая программа по обучению детей 5–7 лет в группе предшкольной подготовки
Рабочая программа по
обучению детей 5-7лет
в группе предшкольной подготовки
« Школа развития»
2017-2018 уч. год.
Программу составила: Швыдкая М.В.
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа «Школа развития» по подготовке детей 5,5-7 лет к обучению в школе разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста, (издательство: Москва «Просвещение», 2010 г.) и программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой .
Пояснительная записка
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, а именно ступени дошкольного образования. В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования еще одной ступени объясняется необходимостью построения дошкольного образования как полноценной ступени целостной системы образования, обеспечивающей равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в группе строится на основе комплексной программы "Предшкольная пора”, созданная авторским коллективом проекта "Начальная школа XXI века" и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н. Ф. Виноградовой. Данная программа прошла экспертизу, имеет гриф МОиН РФ и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
В комплект входят программы: «Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений», «Программа по обучению грамоте и речи», « Программа по окружающему миру».
Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально. Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе.
Цель программы:
Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
4. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Программа «Школа развития» разработана с учетом всех этих требований и опирается на следующие принципы:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Программа «Школа развития» построена не по областям знаний и не по предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации детей должен, прежде всего, определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
Принципиальные положения комплекта программ
«Школа развития»
Комплект программ:
ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую культуру и соответствуют российским культурным традициям;
построен на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки .
Содержание комплекта программ « Школа развития»
Содержание УМК адекватно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и предусматривает разные виды деятельности ребенка. Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовки детей к школе. УМК создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах с детьми.
Комплект включает взаимосвязанные и интегрированные области знаний:
развитие речи (начальные представления о языке, литература, математика, социальные отношения);
окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение);
Обучение происходит посредством создания художественной и коммуникативно-игровой среды. УМК «Школа развития»
способствует формированию:
направленного внимания;
интереса к чтению;
познавательного и коммуникативного мотива;
воспитывает:
любовь и уважение к родителям;
интерес к изучению окружающей среды;
наблюдательность;
доброжелательное отношение к окружающим;
желание помогать другим;
обучает:
правилам личной гигиены;
приёмам самообслуживания;
работе с простейшими инструментами;
приёмам проведения опытов и экспериментов;
укрепляет:
чувство уверенности в своих силах;
чувство собственного достоинства.
В структуре данной программы выделяется 4 раздела, отражающие основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
1. Раздел «За три месяца до школы» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение. У ребенка воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения. Раздел направлен расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развиваются интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной), усваиваются правила поведения в природе и обществе.
2. Раздел «Раз-ступенька,два-ступенька…» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Происходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности, как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления.
3. Раздел «Абвгдейка.» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется фантазии, воображению, словесному творчеству. Изучение букв, слоговое чтение.
4. Раздел «Учимся рисовать».Содержание этого раздела и раздела «Абвгдейка» переплетается и направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
- пространственная ориентировка;
- умение анализировать форму предмета и изображения;
Программа даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование.
Сроки освоения программы «Школа развития»:
занятия ведутся 6 месяцев или 20 учебных недель ,
три раза в неделю по 3 занятия.
Учебный план
№ п/п |
Разделы |
кол-во занятий в неделю |
1. |
Познаем мир.«За три месяца до школы.» |
3 |
2. |
Математика. «Раз-ступенька, два -ступенька…» |
3 |
3. |
«Абвгдейка». «Учимся рисовать» |
3 |
|
||
Итого 9 |
||
Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области- знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных учебных действий, обеспечивающих ребёнку возможность обучения в начальной школе.
В «Окружающем мире» заложена содержательная основа для широкой реализации взаимосвязей таких образовательных областей, как развитие связанной речи, художественная литература, основы математических представлений, природоведение, технология, физическая культура, изобразительное искусство, музыка и др.
Взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательных областей при знакомстве детей с окружающим миром создают условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.
Содержание курса
Источники получения знаний об окружающем мире.
Органы чувств. Исследование предметов с помощью органов чувств.
Изучение свойств воды и воздуха.
Определение свойств воды. Определение свойств воздуха. Эксперименты, опыты, наблюдения.
ОБЖ
Обучение детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи. Правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила безопасного поведения при обращении с острыми предметами. Правила безопасного поведения на улице. Правила гигиены. Правила поведения при обнаружении запаха дыма и газа.
Учимся работать с бумагой.
Учимся сгибать, склеивать, сминать, складывать, резать и обрывать бумагу.
Практические работы:
Делаем и оформляем книжку-малышку. Делаем и оформляем вертушку для определения наличия ветра.
Дошкольник и его семья.
Домашний адрес, телефон, имя ребёнка, имя и отчество родителей. Труд взрослых. Семейный альбом. Традиции семьи. Профессии родителей.
Живая природа Земли.
Растения. Знакомство с разнообразием растительного мира. Различие деревьев. Различие листьев. Знакомство с организацией коллекций живых растений (ботанический сад) и сухих растений (гербарий).
Животные - часть живой природы.
Животные. Дикие и домашние животные. Признаки, отличающие животных. Уход за домашними животными.
Наша Родина - Россия. Родной край как часть великой Родины- России.
Наша Родина-Россия. Москва- столица России. Достопримечательности столицы. Родной край. Родной город. Времена года.
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения
УУД
ребёнок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию;
обучен отвечать на вопросы, может обсуждать со взрослыми возникшую проблему или известное ему правило, способен поддержать разговор на интересующую его тему, сформулировать вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений(как? зачем? почему?);
отвечает на вопросы( о себе, о своей семье и т.д.)
по указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка;
способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор;
участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых ситуациях;
действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.
Предметные результаты
Ребёнок должен знать (уметь назвать, использовать знания в практической деятельности или соблюдать изученные правила):
своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;
название своего города, название своей улицы, номер своего дома и квартиры;
название своего государства, столицы;
основные государственные праздники;
знавать государственную символику России(герб, флаг, гимн);
называть органы чувств и их функции;
знать свойства воды и воздуха;
знать правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в ванной комнате, правила поведения при появлении задымлённости или запаха газа;
знать правила гигиены;
приводить примеры некоторых растений;
приводить примеры домашних и диких животных, знать основные признаки, отличающие диких животных от домашних;
чувствовать ответственность за домашних животных, если они имеются в доме;
узнавать время по часам, если минутная стрелка на двенадцати;
называть времена года.
Календарно-тематический план
«За три месяца до школы.»
№ пп |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Давайте познакомимся. |
1 |
|
2. |
Что такое общение? Для чего люди общаются? |
1 |
|
3. |
Кто ты такой? |
1 |
|
4. |
Зачем человеку имя? |
1 |
|
5. |
Расскажи мне о себе. Автопортрет |
1 |
|
6. |
Моя улица. Мой дом. Назови адрес |
1 |
|
7. |
Кто они такие? |
1 |
|
8. |
Я и моя семья. Мама, папа, брат, сестра |
1 |
|
9. |
Генеалогическое древо. |
1 |
|
10. |
Я - помощник. |
1 |
|
11. |
Семейные традиции |
1 |
|
12. |
Что на праздник подарить? |
1 |
|
13. |
Дом, где я живу. Родные места |
1 |
|
14. |
Моя любимая игрушка |
1 |
|
15. |
Мое любимое животное |
1 |
|
16. |
Я и моя семья |
1 |
|
17. |
Что такое дружба? Я и мои друзья |
1 |
|
18. |
С кем мне хочется дружить? |
1 |
|
19. |
Во что с другом можно поиграть? |
1 |
|
20. |
Друзья - товарищи. Учим вместе |
1 |
|
21. |
Новый друг . |
1 |
|
22. |
У куклы Зины скоро день рождения |
1 |
|
23. |
Подарок для друга. |
1 |
|
24. |
Выучи песню для друзей |
1 |
|
25. |
Чтобы день рождения был интересным |
1 |
26. |
Праздничное угощения для друзей |
1 |
|
27. |
Пригласим друзей на праздник |
1 |
|
28. |
Готовимся к приходу друзей |
1 |
|
29. |
День рождения |
1 |
|
30. |
Что можно, а что нельзя |
1 |
|
31. |
Что такое хорошо? И что такое плохо? |
1 |
|
32. |
Опасности улицы |
1 |
|
33. |
Правила общения |
1 |
|
34. |
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь |
1 |
|
35. |
"От улыбки станет всем светлей" |
1 |
|
36. |
Вместе тесно, а врозь - скучно |
1 |
|
37. |
Сила не право |
1 |
|
38. |
Играем вместе дружно |
1 |
|
39. |
Мой друг - взрослый |
1 |
|
40. |
Мой друг - животное |
1 |
|
41. |
Как поступают настоящие друзья |
1 |
|
42. |
Праздник друзей |
1 |
|
43. |
Если б не было школ… |
1 |
|
44. |
Я хочу в школу |
1 |
|
45. |
Что такое школа? |
1 |
|
46. |
Чему учат в школе? Школьные правила |
1 |
|
47. |
Школьные принадлежности. Зачем нужен дневник? |
1 |
|
48. |
Школьный друг - учебник |
1 |
|
49. |
Кто нас учит? Что такое урок? |
1 |
|
50. |
Мы и математика |
1 |
|
51. |
Буквы, строчки и крючочки |
1 |
|
52. |
Урок, на котором учат читать |
1 |
|
53. |
Урок, на котором можно петь |
1 |
|
54. |
Весь урок играю - здоровье сохраняю |
1 |
|
55. |
На уроке я сижу и с компьютером дружу |
1 |
|
56. |
Уроки, на которых путешествуют |
1 |
|
57. |
Я умею, я могу |
2 |
|
58. |
Я готов идти в школу |
2 |
|
Итого |
60ч. |
.
Рабочая программа по математике
Основные цели программы
Формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций (классификация и сериация); формирование представлений о количестве предметов; развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов; развитие представлений о непрерывных величинах; развитие представлений о положении предметов в пространстве; формирование представлений о содержании числового периода обучения математике; формирование представлений о числах (от 1 до 5), о ряде чисел в пределах 10; ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка.
Содержание курса
Программа дочислового периода обучения математике
1.Формирование представлений о количестве.
Классификация множеств объектов по кол-ву объектов(один, много, ни одного).
2.Виды преобразований основных объектов.
Инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции. Преобразование количества: инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве); неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).
3.Способы сравнения.
На глаз, наложение, перенос. Взаимно однозначное соответствие.
4.Способы описания результатов сравнения.
Равенство; неравенство; установление последовательности. Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов. Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного). Сравнение двух множеств предметов по количеству различными способами. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.
5.Развитие представлений о форме.
Сравнение предметов по форме различными способами. Выделение геометрических форм (пространственные, плоские, линейные). Знакомство с объёмными геометрическими фигурами. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами. Знакомство с линейными геометрическими фигурами, построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки. Преобразования геометрических фигур. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.
6.Развитие представлений о непрерывных величинах.
Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.
Программа числового периода обучения математике
Представление о числах.
Количественное описание равноэлементных множеств. Способы записи числа, число как результат измерения. Число как результат сложения единиц. Аддитивный состав числа.
Представление о ряде чисел.
Упорядоченность числового ряда. Положение числа в ряду. Порядковые числительные.
Действия над числами ( от 1 до 5)
Понятие арифметического действия. Действие сложение как объединение множеств. Действие вычитание как изъятие подмножества из множества. Числа от 1 до 5. Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества. Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.
Действия над числами.
Понятие арифметического действия. Действие сложения. Действие вычитания. Получение последующего и предыдущего числа.
Аддитивный состав чисел от 1 до 5.
Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа. Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3. Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения
Формирование познавательных УУД:
классификация — объединение по группам;
анализ — выделение признака из целого объекта;
сравнение — выделение признака из ряда предметов;
обобщение — выделение общего признака из ряда объектов;
синтез — объединение в группы по одному-двум признакам;
сериация — умение видеть и называть соседний объект;
умение распределить объекты по убыванию или возрастанию степени проявления признака.
Формирование сенсорного опыта:
ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;
ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;
определение временных отношений;
определение цвета;
умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в то же время».
Предметные результаты
Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения
Дети могут:
оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;
вести счёт в пределах от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке;
показывать знание способов записи числа (точкой, цифрой);
раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;
производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;
осуществлять размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.
сравнивать предметы по форме разными способами;
узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.
Представления о форме
Дети умеют:
сравнивать предметы по форме разными способами (на глаз и наложением);
узнавать и называть объёмные геометрические фигуры (куб, шар), плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, овал, круг), линейные геометрические фигуры (прямая, отрезок, дуга, точка).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.), работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Календарно-тематический план
«Раз- ступенька,два ступенька…»
№ пп |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. |
1 |
|
2 |
Сравнение групп предметов. Равенство - неравенство. |
1 |
|
3 |
Сравнение групп предметов. Больше - меньше… |
1 |
|
4 |
Пространственные отношения: на, над, под. |
1 |
|
5 |
Пространственные отношения: слева, справа. |
1 |
|
6 |
Пространственные отношения: внутри, снаружи. |
1 |
|
7 |
Пространственные отношения: раньше, позже. |
1 |
|
8 |
Круг. |
1 |
|
9 |
Овал. |
1 |
|
10 |
Треугольник. |
1 |
|
11 |
Прямоугольник. Квадрат. |
1 |
|
12 |
Много и один. |
1 |
|
13 |
Число и цифра 1. |
1 |
|
14 |
Числа от 1 до 10. Количественные отношения: столько же, сколько. |
1 |
|
15 |
Понятие "большой - маленький". Образование числа 2. |
1 |
|
16 |
Цифра и число 2. Количество предметов в пределах 10. |
1 |
|
17 |
Цифра и число 3. Геометрические фигуры. |
1 |
|
18 |
Количество и счет. Состав чисел 2 и 3. |
1 |
|
19 |
Повторение. Математическая викторина. |
1 |
|
20 |
Цифра и число 4. |
1 |
|
21 |
Образование числа 5. |
1 |
|
22 |
Сложение. Знак "+". |
1 |
|
23 |
Состав числа 4. |
1 |
|
24 |
Состав числа 5. |
1 |
|
25 |
Количество и счет. Образование числа 6. |
1 |
|
26 |
Число и цифра 6. |
1 |
|
27 |
Количество и счет. Образование числа 7. |
1 |
|
28 |
Количество и счет. Образование числа 8. |
1 |
|
29 |
Число и цифра 8. |
1 |
|
30 |
Состав числа 8. |
1 |
|
31 |
Количество и счет. Образование числа 9. |
1 |
|
32 |
Повторение пройденного материала. Порядковый счет. |
1 |
|
33 |
Сложение. Знак "+". |
1 |
|
34 |
Количество и счет. Образование числа 10. |
1 |
|
35 |
Состав числа 10. |
1 |
|
36 |
Состав чисел второго пятка. |
1 |
|
37 |
Повторение пройденного материала. Счет до 10. |
1 |
|
38 |
Вычитание. Знак "-". |
1 |
|
39 |
Получение числа 3 |
1 |
|
40 |
Получение числа 4 |
1 |
|
41 |
Получение числа 5 |
1 |
|
42 |
Повторение. Состав чисел 3-5. |
1 |
|
43 |
Получение числа 6 |
1 |
|
44 |
Получение числа 7 |
1 |
|
45 |
Получение числа 8 |
1 |
|
46 |
Получение числа 9 |
1 |
|
47 |
Повторение. Состав чисел 6-9. |
1 |
|
48 |
Числовой отрезок. |
1 |
|
49 |
Измерение длины |
1 |
|
50 |
Длиннее, короче |
1 |
|
51 |
Угол |
1 |
|
52 |
Замкнутые и незамкнутые линии |
1 |
|
53 |
Многоугольник. |
1 |
|
54 |
Повторение. Линия. |
1 |
|
55 |
Арифметическая задача |
1 |
|
56 |
Условие задачи |
1 |
|
57 |
Вопрос задачи. |
1 |
|
58 |
Решение логических задач. |
1 |
|
59 |
Решение конструктивных задач. |
1 |
|
60 |
Решение задач на сложение и вычитание |
1 |
|
Итого 60ч. |
Рабочая программа по началам обучения грамоте
Основные цели программы:
Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных — слогов и более мелких — отдельных звуков).
Развитие фонематического слуха:
а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;
б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;
в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих ([с], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], сонорных [р], [л].)
Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и элементов указательным пальцем и пишущим средством).
Формирование первичного навыка чтения:
а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;
б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;
в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными (с синхронным повторением первой модели);
г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;
д) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание).
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения
УУД
С помощью системы пособий дошкольник научится:
удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;
ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);
пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);
правильно держать орудие письма;
выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);
обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.)
Предметные знания и умения
Ребёнок будет способен:
слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества;
улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;
понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв;
понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);
узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;
ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста;
пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;
менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;
различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;
различать предмет и слово-название предмета;
членить слова на части (понимать, что слово делиться на отдельные слоги);
различать звуки разного качества.
Календарно- тематический план
«Абвгдейка»
№ пп |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Экскурсия. Малые фольклорные жанры. Песенки, потешки. |
1 |
|
2 |
Игра «Пары слов», «Закончи предложение» |
1 |
|
3 |
Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить? Звуки и буквы. |
1 |
|
4 |
Русские народные сказки. "Царевна-лягушка" |
1 |
|
5 |
Слова. Звуки. Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом. |
1 |
|
6 |
Русские народные сказки. "Иван-царевич и серый волк" |
1 |
|
7 |
Формирование грамматического строя речи. Овощи. |
1 |
|
8 |
Гласный звук [а]. Буква А, а. |
1 |
|
9 |
Подготовка руки к письму. Русские народные сказки. "Сивка-Бурка" |
1 |
|
10 |
Обучение рассказыванию. Фрукты. |
1 |
|
11 |
Гласный звук [у]. Буква У, у. |
1 |
|
12 |
Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. |
1 |
|
13 |
Русские народные сказки. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" |
1 |
|
14 |
Формирование грамматического строя речи. Осень. |
1 |
|
15 |
Гласный звук [о]. Буква О, о. |
1 |
|
Подготовка руки к письму. |
1 |
||
16 |
Чтение рассказов об осени. Обучение рассказыванию. Осень. |
1 |
|
17 |
Гласный звук [и]. Буква И, и. |
1 |
|
18 |
Подготовка руки к письму. |
1 |
|
19 |
Заучивание стихотворения Е. Трутневой "Осень" |
1 |
|
20 |
Формирование грамматического строя речи. Игрушки. |
1 |
|
21 |
Гласный звук [ы]. Буква ы. |
1 |
|
22 |
Подготовка руки к письму. Туркменская народная сказка "Падчерица" |
1 |
|
23 |
Обучение рассказыванию. Игрушки. |
1 |
|
24 |
Гласный звук [э]. Буква Э, э. |
1 |
|
25 |
Подготовка руки к письму. |
1 |
|
26 |
Д. Мамин - Сибиряк. Про зайца длинные уши…" |
1 |
|
27 |
Гласные звуки и их дифференциация. Повторение звуков и букв. |
1 |
|
28 |
Заучивание стихотворения А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало..." |
1 |
|
29 |
Формирование грамматического строя речи. Одежда, обувь, головные уборы. |
1 |
|
30 |
Согласный звук [н]. Буква Н, н. |
1 |
|
31 |
Согласный звук [н’]. Буква Н, н. |
1 |
|
32 |
Подготовка руки к письму. Сказка " Украинская народная Хроменькая уточка" |
1 |
|
33 |
Обучение рассказыванию. Одежда, обувь, головные уборы. |
1 |
|
34 |
Согласный звук [м]. Буква М, м. |
1 |
|
35 |
Согласный звук [л]. Буква Л, л. |
1 |
|
36 |
Согласный звук [р’]. Буква Р, р. |
1 |
|
37 |
Согласный звук [й’]. Буква Й, й. |
1 |
|
38 |
Согласный звук [б]. Буквы Б, б. |
1 |
|
39 |
Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В, в. |
1 |
|
40 |
Согласный звук [г]. Буква Г, г. |
1 |
|
41 |
Согласный звук [д]. Буква Д, д. |
1 |
|
42 |
Согласный звук [ж]. Буква Ж, ж. |
1 |
|
43 |
Согласный звук [з]. Буква З, з. |
1 |
|
44 |
Согласный звук [т]. Буква Т,т. |
1 |
|
45 |
Согласный звук [к]. Буква К, к. |
1 |
|
46 |
Согласный звук [с]. Буквы С, с. |
1 |
|
47 |
Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш. |
1 |
|
48 |
Буква Ё, ё. |
1 |
|
49 |
Согласный звук [п]. Буква П, п. |
1 |
|
50 |
Согласный звук [ф]. Буква Ф, ф. |
1 |
|
52 |
Буква Я, Я. |
1 |
|
53 |
Буква Ю., Ю. |
1 |
|
54 |
Согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч. |
1 |
|
55 |
Согласный звук [щ’]. Буква Щ, щ. |
1 |
|
56 |
Согласный звук [ц]. Буква Ц, ц. |
1 |
|
57 |
Согласный звук [х]. Буква Х, х. |
1 |
|
59 |
Ь и Ъ знаки |
1 |
|
60 |
Путешествие в АБВГДейку. |
1 |
|
итого |
60ч |
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
решать логические задачи;
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
7