Рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ (9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для учащихся 9 класса школы VII вида составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений (под редакцией И.Душиной), М.: Дрофа, 2013г
Авторы:
Филатова Лариса Петровна
Учитель географии
ГБОУ Школа-интернат №2,
г. Жигулёвск, Самарская область
Родионова Анна Алексеевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №10
г. Елец, Липецкая область
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса социально-экономической географии ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности;
описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки;
объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;
прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Содержание тем учебного курса.
РАЗДЕЛ 1. Место России в мире. (10 часов)
Территория и акватория страны. Морские и сухопутные границы. Россия на политической карте. История освоения и заселения территории России.
РАЗДЕЛ 2. Население Российской Федерации. (9 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения. Особенности воспроизводства. Половой и возрастной состав. Народы и религии. Особенности расселения. Миграции. Трудовые ресурсы.
РАЗДЕЛ 3. Географические особенности экономики России. (4 часа)
Особенности развития хозяйства России. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура хозяйства.
РАЗДЕЛ 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. (33 часа)
Отраслевая структура хозяйства. ТЭК. Металлургия. Машиностроение. ВПК. Химическая промышленность. Лесная промышленность. АПК. Пищевая промышленность Легкая промышленность. Транспорт. Непроизводственная сфера.
РАЗДЕЛ 5. Регионы России (28 часов).
Общая экономико-географическая характеристика районов: Центральный район, Северо-Западный район, ЦЧР, Европейский Север, Поволжье, Кавказ, Урал, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальний Восток.
РАЗДЕЛ 6. География Самарской области. (11 часов).
ЭГП. История заселения и освоения территории области. Население. Национальный состав. Коренное население. Естественное и механическое движение населения. Уровень урбанизации, его причины. Развитие отдельных отраслей производства. Отрасли специализации: ТЭК, лесная промышленность, рыбная; проблемы, перспективы развития. Внешние связи. Экология и охрана природы. Экологические проблемы.
Учебно- тематический план
№ раздела |
Наименование разделов |
Количество учебных часов |
Количество зачетов, практических работ |
|
1. |
Место России в мире. |
10 |
Практических работ-2 Контрольных работ-1 |
|
2. |
Население Российской Федерации. |
9 |
Контрольных работ-1, Практических работ -2 |
|
3. |
Географические особенности экономики России. |
4 |
|
|
4. |
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. |
33 |
Контрольных работ-2, Практических работ -5 |
|
5. |
Региональная часть курса |
28 |
Контрольных работ - 1 |
|
6. |
География Самарской области. |
11 |
Практических работ -2 |
|
7 |
Повторение за год |
5 |
Контрольных работ-1 |
|
8 |
Резерв |
3 |
|
|
|
Итого: |
102 |
к/р – 6, практических работ - 11 |
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Кол. часов |
Дата |
Место России в мире |
10 |
|
|
1 |
Что изучает социально-экономическая география России |
1 |
|
2 |
Место России в мире. |
1 |
|
3 |
Политико-государственное устройство Российской Федерации |
1 |
|
4 |
Практическая работа «Административное устройство России» |
1 |
|
5 |
Географическое положение и границы России. |
1 |
|
6 |
Практическая работа «Сравнение ГП РФ с другими странами». |
1 |
|
7 |
Экономико-и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России |
1 |
|
8 |
Государственная территория России. |
1 |
|
9 |
Обобщение по теме «Место России в мире» |
1 |
|
10 |
Контрольная работа по теме «Место России в мире» |
1 |
|
Население Российской Федерации |
9ч |
|
|
11 |
Исторические особенности заселения и освоения территории России |
1 |
|
12 |
Численность и естественный прирост населения |
1 |
|
13 |
Практическая работа «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России» |
1 |
|
14 |
Национальный состав населения России |
1 |
|
15 |
Миграция населения |
1 |
|
16 |
Практическая работа «Характеристика особенностей миграционного движения населения России» |
1 |
|
17 |
Городское и сельское население. Расселение населения. |
1 |
|
18 |
Обобщение по теме «Население Российской Федерации». |
1 |
|
19 |
Контрольная работа (входное тестирование) |
1 |
|
Географические особенности экономики России |
4ч |
|
|
20 |
География основных типов экономики на территории России. |
1 |
|
21 |
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России |
1 |
|
22 |
Россия в современной мировой экономике. |
1 |
|
23 |
Перспективы развития России |
1 |
|
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география |
33ч |
|
|
24 |
Научный комплекс |
1 |
|
25 |
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. |
1 |
|
26 |
Факторы размещения отраслей машиностроения |
1 |
|
27 |
География машиностроения |
1 |
|
28 |
Практическая работа «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» |
1 |
|
29 |
Военно-промышленный комплекс |
1 |
|
30 |
Роль, значение и проблемы ТЭК |
1 |
|
31 |
Топливная промышленность |
1 |
|
32 |
Практическая работа «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам» |
1 |
|
33 |
Электроэнергетика России |
1 |
|
34 |
Единая энергосистема России. |
1 |
|
35 |
Состав и значение комплексов |
1 |
|
36 |
Металлургический комплекс |
1 |
|
37 |
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. |
1 |
|
38 |
Черная металлургия |
1 |
|
39 |
Цветная металлургия |
1 |
|
40 |
Практическая работа «Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия» |
1 |
|
41 |
Химико-лесной комплекс. |
1 |
|
42 |
Химическая промышленность |
1 |
|
43 |
Факторы размещения химических предприятий. |
1 |
|
44 |
Практическая работа «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» |
1 |
|
45 |
Лесная промышленность |
1 |
|
46 |
Контрольная работа (промежуточный мониторинг) |
1 |
|
47 |
Состав и значение АПК |
1 |
|
48 |
Земледелие и животноводство |
1 |
|
49 |
Практическая работа «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» |
1 |
|
50 |
Пищевая и легкая промышленность |
1 |
|
51 |
Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. |
1 |
|
52 |
Железнодорожный и автомобильный транспорт |
1 |
|
53 |
Водный и другие виды транспорта. |
1 |
|
54 |
Связь. Сфера обслуживания. |
1 |
|
55 |
Обобщение по теме «Межотраслевые комплексы» |
1 |
|
56 |
Контрольная работа по теме «Межотраслевые комплексы» |
1 |
|
Региональная часть курса |
28ч |
|
|
57 |
Районирование России |
1 |
|
58 |
Общая характеристика Западного макрорегиона. |
1 |
|
59 |
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы |
1 |
|
60 |
Население и главные черты хозяйства |
1 |
|
61 |
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион |
1 |
|
62 |
Центральная Россия |
1 |
|
63 |
Волго-Вятский |
1 |
|
64 |
Центрально-Черноземный районы |
1 |
|
65 |
Северо-Западный район |
1 |
|
66 |
Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера |
1 |
|
67 |
Население Европейского Севера |
1 |
|
68 |
Хозяйство Европейского Севера |
1 |
|
69 |
Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Юга. |
1 |
|
70 |
Население Европейского Юга. |
1 |
|
71 |
Хозяйство Европейского Юга. |
1 |
|
72 |
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы |
1 |
|
73 |
Население Поволжья |
1 |
|
74 |
Хозяйство Поволжья. |
1 |
|
75 |
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы |
1 |
|
76 |
Население Урала |
1 |
|
77 |
Хозяйство Урала |
1 |
|
78 |
Западный макрорегион |
1 |
|
79 |
Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики |
1 |
|
80 |
Западная Сибирь |
1 |
|
81 |
Восточная Сибирь |
1 |
|
82 |
Дальний Восток |
|
|
83 |
Обобщение по теме «Региональная часть курса» |
1 |
|
84 |
Контрольная работа по теме «Региональная часть курса» |
1 |
|
География Самарской области |
11ч |
|
|
85 |
ЭГП Самарской области. |
1 |
|
86 |
История заселения и освоения территории Самарской области |
1 |
|
87 |
Население Самарской области. |
1 |
|
88 |
Промышленность Самарской области |
1 |
|
89 |
ТЭК Самарской области. |
1 |
|
90 |
Практическая работа |
1 |
|
91 |
АПК Самарской области. |
1 |
|
92 |
Практическая работа «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Самарской области». |
1 |
|
93 |
Химическая промышленность Самарской области |
1 |
|
94 |
Экологические проблемы Самарской области. |
1 |
|
95 |
Внешние связи Самарской области |
1 |
|
96 |
Повторение пройденного «Общая часть курса» |
1 |
|
97 |
Повторение пройденного «Региональная часть курса» |
1 |
|
98 |
Повторение пройденного за год |
1 |
|
99 |
Обобщение и систематизация полученных знаний по курсу «География России. Население и хозяйство» |
1 |
|
100 |
Итоговая контрольная работа за год |
1 |
|
100 |
Резерв |
1 |
|
101 |
Резерв |
1 |
|
102 |
Резерв |
1 |
Рассмотрено на заседании ШМО «Рекомендую к утверждению» «Утверждаю к использованию
«__» ______________2017г. в школе-интернате №2»
Руководитель ШМО _______ Зам.директора по УВР _____ Директор ГБОУ шк.-инт.№2 ______
/Филатова Л.П./ /Сушкова И.П./ /Будинец А.Р./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год
ПРЕДМЕТ география
КЛАСС 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 3 ч в неделю (102 ч в год)
УЧИТЕЛЬ Филатова Л.П.
Программа основного общего образования по географии, география России ( 6- 10 классы) под (под редакцией И.Дишиной), М.: Просвещение, 2011г.
Учебник: В.П.Дронов, В.Я. Ром «География России: население и хозяйство» 9 кл., М.: Дрофа, 2017г.