Рабочая программа по географии для учащихся 6–9 коррекционных классов

0
0
Материал опубликован 21 December 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по географии разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. (Программы География - автор Т.М. Лифанова), на основании Учебного плана МБОУ «Хвощевская школа », с учетом рекомендаций ИПР обучающихся.

Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

Основной целью рабочей программы является создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Реализовать данную цель помогут следующие задачи:

Формирование элементарных географических представлений о Вселенной, Земле, России, Иркутской области;

Развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, информационных, кооперативных и др.);

Развитие любознательности, научного мировоззрения;

Формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;

Привитие любви к Родине, её природе; умения бережного отношения к природе своего края – Нижегородской области;

Привитие гражданских и патриотических чувств.

География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего разви­тия обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и соци­ально-экономические процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о при­роде, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, позна­комить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить пра­вила поведения в природе. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, помогает знакомить их с миром профессий, распростра­ненных в своем регионе.

Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Географичес­кий материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятель­ности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учат­ся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, пони­мать причинно-следственные зависимости. Работа с символически­ми пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематичес­кая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

По сравнению с общеобразовательной, в коррекционной школе VIII вида обучающиеся должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений. Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья, (в дальнейшем – ОВЗ). Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента обучающихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления. Исследования дефектологов позволяют утверждать, что именно это – главное направление корригирующего обучения.

Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера.

Учитывая, что без достаточного запаса правильных и четких представлений невозможно осуществить адекватные мыслительные операции, следует выделить как специальную коррекционную задачу уроков географии работу по формированию, упорядочиванию и систематизации представлений о географических объектах и явлениях.

Исследования дефектологов говорят о том, что на основе личного чувственного опыта в большинстве случаев элементарные географические представления у детей с нарушением интеллекта либо вовсе не формируются, либо слишком ограничены, а иногда и вовсе искаженно отражают действительность.

Воспроизводя представления, обучающиеся, в основном, называют второстепенные, несущественные признаки, которые чаще всего связаны с действиями людей, с какими-то движущимися предметами. Ограниченность представлений и неумение словесно оформить реальные впечатления приводят к тому, что высказывания обучающихся схематичны, в них отражается только один какой-нибудь признак заданного объекта.

Обучающимся с нарушениями интеллекта очень трудно словесно оформлять свои географические представления. Способность к правильному распознаванию изученных объектов и явления намного превышает у них развитие умения рассказать о них.

Начальное осмысление географического материала происходит уже в процессе его восприятия, в единстве с образованием географических представлений. Но для формирования географических понятий нужна специальная активная работа мышления, осуществление таких умственных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей.

Овладение географическими понятиями – объективно сложный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется известными особенностями познавательной деятельности обучающихся коррекционной школы: недостаточной дифференцированностью восприятий, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, инертностью, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднением в абстрагировании, обобщении и т.д.

Специфические особенности памяти обучающихся с ОВЗ – отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для запоминания материала – конечно, существенно влияют на качество усвоения материала, в первую очередь, важного с социальной точки зрения. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений обучающимися для подготовки их к жизни и пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с людьми.

Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекци­онной) школы VIII вида, программа и методика преподавания гео­графии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элемен­тарных географических знаний обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

В программе выделены практические работы и экскурсии, ука­зана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Проведению практических работ в 6-9 классах помогут рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный про­цесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым обучающимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания.

Значительную помощь обучающимся окажут атласы (иллюстриро­ванные приложения к учебникам), которые специально адаптиро­ваны к психофизическим и возрастным особенностям детей с ин­теллектуальными нарушениями. Используя их, обучающиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).

В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с форма­ми земной поверхности, водоемами, планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофиль­мов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.

Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осу­ществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К обучающимся с нарушенным пространс­твенным анализом при оценке знаний можно снизить уровень тре­бований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, призна­кам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными обучающимися под руководством учителя.

Такая последовательность изучения тем отличается от ранее принятой (в соответствии с более старой программой географии) позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономи­ческими, что создаст наиболее полное представление о планете Зем­ля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обу­чения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Аме­рик. Учитель должен познакомить обучающихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяй­ственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными госу­дарствами.

С IV четверти 8 класса обучающиеся начинают более подробно изу­чать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очер­таниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.

Изучение своего материка продолжается в 9 классе. Такое распо­ложение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Тема­тика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруп­пированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усили­вает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств дают­ся в скобках. При объяснении материала целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным ас­пектам. Следует обратить внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).

Бывшие союзные республики изучаются во II четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства и обратить внимание обучающихся на налаживающиеся экономические и культур­ные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе, культурных и исторических достоп­римечательностях изучаемой страны, традициях и быте ее народа.

Заканчивается курс географии региональным обзором. В пред­лагаемой программе изучению своей местности отводится IV чет­верть 9 класса. На этих уроках обучающиеся не только систематизируют свои знания о природе Иркутской области, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

Общее количество часов по плану, количество часов в неделю:

п/п

Класс

Название курса

Количество часов

в год:

в неделю:

1

6 класс

Начальный курс физической географии

67 час.

2 час.

2

8 класс

География материков и океанов, 1часть

67 час.

2 час.

3

9 класс

География материков и океанов, 2часть. География Нижегородской области

67 час.

2 час.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

6 класс «Начальный курс физической географии» (67 час., 2 час. в неделю)

Введение (4 час.)

Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.

Ориентирование на местности (5 час.)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»;

Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»;

Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам».

Формы поверхности Земли (4 час.)

Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе».

Вода на Земле (10 час.)

Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)»

План и карта (10 час.)

Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и деятельности людей.

Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»;

Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка»;

Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана».

Земной шар (15 час.)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены времен года»;

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов»;

Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре».

Карта России (19 час.)

Географическое положение России на карте. Столица России – Москва. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана. Мотя Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера России. Крупные города России (по выбору учителя). Иркутская область на карте России.

Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств»;

Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических объектов».

8 класс «География материков и океанов, 1 часть» (67 час., 2 час. в неделю)

Введение (1 час.)

Материки и части света на глобусе и карте.

Мировой океан (5 час.)

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана.

Практическая работа № 1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий».

Африка (16 час.)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет. Эфиопия. Танзания. Демократическая республика Конго (ДР Конго). Нигерия. Южно-Африканская республика (ЮАР).

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, рек (Нил, Конго), гор (Атласс, Капские, Драконовы), Суэцкого канала»;

Практическая работа № 3 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»;

Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»;

Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»;

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц».

Австралия (8 час.)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.

Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра»;

Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка».

Антарктида (5 час.)

Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.

Практическая работа № 9 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка».

Северная Америка (9 час.)

Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки (США). Канада. Мексика, Куба.

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска, Флорида, Калифорния»;

Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор Кордильер и Аппалачей»;

Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек Миссисипи и Миссури, Великих озер»;

Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц».

Южная Америка (11 час.)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия. Аргентина. Перу.

Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Магелланова пролива»;

Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте Амазонской низменности, гор Анды, реки Амазонки»;

Практическая работа № 16 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка»;

Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц».

Евразия (12 час.)

Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии.

Практическая работа № 18 «проведение на контурной карте границы между Европой и Азией»;

Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное), заливов (Финский), островов (Великобритания), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия);

Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте морей (Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское), заливов (Бенгальский, Персидский), островов (Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея);

Практическая работа № 21 «Обозначение на контурной карте гор: Альпы, Пиренеи, Апеннины»;

Практическая работа № 22 «Обозначение на контурной карте гор: Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ»;

Практическая работа № 23 «Обозначение на контурной карте рек: Висла, Дунай, Эльба, Днепр, Дон, Волга»;

Практическая работа № 24 «Обозначение на контурной карте рек: Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья», озер: Байкал, Балхаш»;

Практическая работа № 25 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Европы»;

Практическая работа № 26 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Азии».

9 класс «География материков и океанов, 2 часть.

География Нижегородской области» (67 час., 2 час. в неделю)

Европа (28 час.)

Западная Европа (7 час.)

Великобритания: географическое положение, природа, экономика. Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. Франция (Французская республика): географическое положение, природа, экономика. Франция: население, культура, обычаи и традиции. Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Южная Европа (5час.)

Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика. Италия: население, культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая Республика).

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Северная Европа (3 час.)

Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика).

Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Восточная Европа (13 час.)

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Республика Беларусь. Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Азия (24 час.)

Центральная Азия (5 час.)

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркменистан. Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан).

Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Юго-Западная Азия (7 час.)

Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан).

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Южная Азия (2 час.)

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. Индия: население, культура, обычаи и традиции.

Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Восточная Азия (7 час.)

Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика. Китай: население, культура, обычаи и традиции. Монголия. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. Япония: географическое положение, природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи и традиции.

Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Юго-Восточная Азия (3 час.)

Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия).

Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Россия (4 час.)

Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Административное деление России.

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте границ России, соседей»;

Практическая работа № 11 «Составление таблицы административного деления России»;

Практическая работа № 12 «Нанесение на контурную карту столицы, крупных городов».

География Нижегородской области (11 час.)

Географическое положение, границы, величина территории Нижегородской области. Рельеф, полезные ископаемые. Климат. Реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Экология и охрана природы. Население: история формирования, численность и размещение населения. Население: национальный состав, городское и сельское население. Города области. Промышленность. Сельское хозяйство.

Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте границ области и её соседей»;

Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте рек»;

Практическая работа № 15 «Составление таблицы по городам Нижегородской области (по заданию учителя)».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Класс

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

6 класс

Обучающиеся должны знать:

что изучает география;

горизонт, линию и стороны горизонта;

основные формы земной поверхности;

виды водоемов, их различия;

меры по охране воды от загрязнения;

правила поведения в природе;

отличие плана от рисунка и географической карты;

основные направления на плане, географической карте;

условные цвета и основные знаки географической карты;

распределение суши и воды на Земле;

материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полу­шарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

географическое положение нашей страны на физической кар­те России и карте полушарий;

названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанно­му для коррекционных школ VIII вида).

Обучающиеся должны уметь:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

делать схематические зарисовки изучаемых форм земной по­верхности;

читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

показывать на карте объекты, указанные в программе, обозна­чать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;

выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физи­ческой географии» для 6 класса (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей обучающихся).

8 класс

Обучающиеся должны знать:

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особеннос­ти размещения;

названия изученных географических объектов (по атласу, спе­циально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

Обучающиеся должны уметь:

показывать на географической карте из приложения к учебни­ку океаны, давать им характеристику;

определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;

давать элементарное описание природных условий всех мате­риков, опираясь на карту и картины;

находить в периодической печати сведения об изученных го­сударствах и показывать их на политической карте;

выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

9 класс

Обучающиеся должны знать:

географическое положение, столицы и характерные особеннос­ти изучаемых государств Евразии;

границы, государственный строй и символику России;

особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихий­ных бедствиях;

медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

находить на политической карте Евразии изучаемые государс­тва и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.

показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

находить свою местность на карте России (политико-админи­стративной, физической и карте природных зон);

давать несложную характеристику природных условий и хо­зяйственных ресурсов своей местности, давать краткую исто­рическую справку о прошлом своего края;

называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

правильно вести себя в природе;

выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требова­ний к отдельным обучающимся по темам, связанным с географической картой.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. География. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 184 с. : ил. + Прил. (16 с. : ил., карт.). – ISBN 978-5-09-025956-9.

На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№ 01-708/5/7д от 29.10.2007 г.), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (№ 4306/30 от 26.10.2007 г.).

3. География. 8 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2013. – 208 с. : ил., карты + Прил. (40 отд.с.). – ISBN 978-5-09-026753-3.

На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№ 01-710/5/7д от 29.10.2007 г.), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (№ 4316/30 от 26.10.2007 г.).

4. География. 9 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2013. – 208 с. : ил., карты + Прил. (31 отд.с.). – ISBN 978-5-09-027419-7.

На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№ 01-711/5/7д от 29.10.2007 г.), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (№ 4311/30 от 26.10.2007 г.).

5. Государственная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII видов (сборник №1) – М.: Владос, 2010 год. – под редакцией Воронковой В.В.

6. Нижний Новгород и Нижегородская область. Атлас географический

7. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс «Начальный курс физической географии» (67 час., 2 час. в неделю)

Практических оценочных работ – 13

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Дата

Корре-ктиро-вка

 

ВВЕДЕНИЕ

4

   

1

Что изучает география

1

5.09

 

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды

2

7.09

 

3

Явления природы

3

12.05

 

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.

4

14.09

 
 

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

5

   

5

Горизонт. Линия горизонта

1

19.09

 

6

Стороны горизонта.

Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»

2

21.09

 

7

Компас и правила пользования им.

Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»

3

26.06

 

8

Ориентирование по местным признакам природы

4

28.09

 

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам»

5

3.10

 
 

ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

4

   

10

Равнины (плоские и холмистые), холмы

1

5.10

 

11

Овраги, их образование

2

10.10

 

12

Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе»

3

12.10

 

13

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

4

17.10

 
 

ВОДА НА ЗЕМЛЕ

10

   

14

Вода в природе

1

19.10

 

15

Родник, его образование

2

24.10

 

16

Колодец, водопровод

3

26.10

 

17

Части реки. Равнинные и горные реки

4

7.11

 

18

Как люди используют реки

5

9.11

 

19

Озера. Водохранилища. Пруды

6

14.11

 

20

Болота, их осушение

7

16.11

 

21

Океаны и моря

8

21.11

 

22

Острова и полуострова.

Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)»

9

23.11

 

23

Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения

10

28.11

 
 

ПЛАН И КАРТА

10

   

24

Рисунок и план предмета

1

30.11

 

25

План и масштаб

2

5.12

 

26

План класса.

Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»

3

7.12

 

27

План школьного участка.

Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка»

4

12.12

 

28

Условные знаки плана местности.

Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана»

5

14.12

 

29

План и географическая карта

6

19.12

 

30

Условные цвета физической карты

7

21.12

 

31

Условные знаки физической карты

8

26.12

 

32

Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и деятельности людей

9

11.01

 

33

Обобщающее повторение темы «План и карта»

10

16.01

 
 

ЗЕМНОЙ ШАР

15

   

34

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

1

18.01

 

35

Планеты.

Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены времен года»

2

23.01

 

36

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса

3

25.01

 

37

Глобус – модель земного шара

4

30.01

 

38

Физическая карта полушарий.

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов»

5

1.02

 

39

Распределение воды и суши на Земле

6

6.02

 

40

Океаны на глобусе и карте полушарий

7

8.02

 

41

Материки на глобусе и карте полушарий

8

13.02

 

42

Первые кругосветные путешествия

9

15.02

 

43

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

10

20.02

 

44

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

11

22.02

 

45

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные.

Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре»

12

27.02

 

46

Природа тропического пояса

13

1.03

 

47

Природа умеренных и полярных поясов

14

6.03

 

48

Обобщающее повторение темы «Земной шар»

15

13.03

 
 

КАРТА РОССИИ

19

   

49

Географическое положение России на карте

1

15.03

 

50

Столица России – Москва

2

20.03

 

51

Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.

Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств»

3

22.03

 

52

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана

4

3.04

 

53

Моря Тихого и Атлантического океанов

5

5.04

 

54

Острова и полуострова России

6

10.04

 

55

Острова и полуострова России

7

12.04

 

56

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических объектов»

8

17.04

 

57

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

9

19.04

 

58

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

10

24.04

 

59

Реки: Волга с Окой и Камой

11

26.04

 

60

Реки: Дон, Днепр, Урал

12

3.05

 

61

Реки Сибири: Обь, Енисей

13

8.05

 

62

Реки: Лена и Амур

14

10.05

 

63

Озера России

15

15.05

 

64

Крупные города России (по выбору учителя)

16

17.05

 

65

Крупные города России (по выбору учителя)

17

22.05

 

66

Нижегородская область на карте России

18

24.05

 

67

Обобщающее повторение темы «Карта России»

19

29.05

 


 

8 класс «География материков и океанов, 1 часть» (67 час., 2 час. в неделю)

Практических оценочных работ – 26

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Дата

Корре-ктиро-вка

 

ЧТО ИЗУЧАЮТ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

1

   

1

Материки и части света на глобусе и карте

1

5.09

 
 

МИРОВОЙ ОКЕАН

5

   

2

Атлантический океан

1

7.09

 

3

Северный Ледовитый океан

2

12.09

 

4

Тихий океан

3

14.09

 

5

Индийский океан

4

19.09

 

6

Современное изучение Мирового океана.Практическая работа № 1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий»

5

21.09

 
 

АФРИКА

16

   

7

Географическое положение

1

26.09

 

8

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, рек (Нил, Конго), гор (Атласс, Капские, Драконовы), Суэцкого канала»

2

28.09

 

9

Природные зоны

3

3.10

 

10

Растительность тропических лесов

4

5.10

 

11

Животные тропических лесовПрактическая работа № 3 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»

5

10.10

 

12

Растительность саванн

6

12.10

 

13

Животные саваннПрактическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»

7

17.10

 

14

Растительность и животные пустынь.Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»

8

19.10

 

15

Население и государства

9

24.10

 

16

Египет

10

26.10

 

17

Эфиопия

11

7.11

 

18

Танзания

12

9.11

 

19

Демократическая республика Конго (ДР Конго)

13

14.11

 

20

Нигерия

14

16.11

 

21

Южно-Африканская республика (ЮАР)

15

21.11

 

22

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц»

16

23.11

 
 

АВСТРАЛИЯ

8

   

23

Географическое положение.Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра»

1

28.11

 

24

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

2

30.11

 

25

Растительный мир

3

5.12

 

26

Животный мирПрактическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка»

4

7.12

 

27

Население

5

12.12

 

28

Австралийский Союз

6

14.12

 

29

Океания

7

19.12

 

30

Остров Новая Гвинея

8

21.12

 
 

АНТАРКТИДА

5

   

31

Географическое положение. Антарктика

1

26.12

 

32

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

2

11.01

 

33

Разнообразие рельефа, климат

3

16.01

 

34

Растительный и животный мир. Охрана природы.Практическая работа № 9 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка»

4

18.01

 

35

Современные исследования Антарктиды

5

23.01

 
 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

9

   

36

Открытие Америки

1

25.01

 

37

Географическое положение.Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска, Флорида, Калифорния»

2

30.01

 

38

Разнообразие рельефа, климат.Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор Кордильер и Аппалачей»

3

01.02

 

39

Реки и озераПрактическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек Миссисипи и Миссури, Великих озер»

4

6.02

 

40

Растительный и животный мир

5

8.02

 

41

Население и государства

6

13.02

 

42

Соединенные Штаты Америки (США)

7

15.02

 

43

Канада

8

20.02

 

44

Мексика, Куба.Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц»

9

22.02

 
 

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

11

   

45

Географическое положение.Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Магелланова пролива»

1

27.02

 

46

Разнообразие рельефа, климат.Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте Амазонской низменности, гор Анды, реки Амазонки»

2

1.03

 

47

Реки и озера

3

6.03

 

48

Растительность тропических лесов

4

13.03

 

49

Животные тропического леса

5

15.03

 

50

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов

6

20.03

 

51

Животные саванн, степей, полупустынь, гор.Практическая работа № 16 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка»

7

22.03

 

52

Население и государства

8

3.04

 

53

Бразилия

9

5.04

 

54

Аргентина

10

10.04

 

55

Перу.Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц»

11

12.04

 
 

ЕВРАЗИЯ

12

   

56

Географическое положение.Практическая работа № 18 «проведение на контурной карте границы между Европой и Азией»

1

17.04

 

57

Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное), заливов (Финский), островов (Великобритания), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия)

2

19.04

 

58

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте морей (Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское), заливов (Бенгальский, Персидский), островов (Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея)

3

24.04

 

59

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.Практическая работа № 21 «Обозначение на контурной карте гор: Альпы, Пиренеи, Апеннины»

4

26.04

 

60

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.Практическая работа № 22 «Обозначение на контурной карте гор: Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ»

5

3.05

 

61

Климат Евразии

6

8.05

 

62

Реки и озера Европы.Практическая работа № 23 «Обозначение на контурной карте рек: Висла, Дунай, Эльба, Днепр, Дон, Волга»

7

10.05

 

63

Реки и озера Азии.Практическая работа № 24 «Обозначение на контурной карте рек: Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья», озер: Байкал, Балхаш»

8

15.05

 

64

Растительный и животный мир Европы.Практическая работа № 25 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Европы»

9

17.05

 

65

Растительный и животный мир Азии.Практическая работа № 26 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Азии»

10

22.05

 

66

Население Евразии. Культура и быт народов Евразии

11

24.05

 

67

Обобщающий урок

12

29.05

 
 

ВСЕГО: 67 час.

     


 

9 класс «География материков и океанов, 2 часть. География Нижегородской области»

(67 час., 2 час. в неделю)

Практических оценочных работ – 15

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Дата

Корре-ктиро-вка

 

ЕВРОПА

28

   
 

Западная Европа

7

   

1

Великобритания: географическое положение, природа, экономика

1

5.09

 

2

Великобритания: население, культура, обычаи и традиции

2

7.09

 

3

Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика

3

12.09

 

4

Франция: население, культура, обычаи и традиции

4

14.09

 

5

Германия (Федеративная Республика Германия)

5

19.09

 

6

Австрия (Австрийская Республика)

6

21.09

 

7

Швейцария (Швейцарская Конфедерация).Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

7

26.09

 
 

Южная Европа

5

   

8

Испания (Королевство Испания)

1

28.09

 

9

Португалия (Португальская Республика)

2

3.10

 

10

Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика

3

5.10

 

11

Италия: население, культура, обычаи и традиции

4

10.10

 

12

Греция (Греческая Республика).Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

5

12.10

 
 

Северная Европа

3

   

13

Норвегия (Королевство Норвегия)

1

17.10

 

14

Швеция (Королевство Швеция)

2

19.10

 

15

Финляндия (Финляндская Республика).Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

3

24.10

 
 

Восточная Европа

13

   

16

Польша (Республика Польша)

1

26.10

 

17

Чехия (Чешская Республика)

2

7.11

 

18

Словакия (Словацкая Республика)

3

9.11

 

19

Венгрия (Венгерская Республика)

4

14.11

 

20

Румыния (Республика Румыния)

5

16.11

 

21

Болгария (Республика Болгария)

6

21.11

 

22

Сербия и Черногория

7

23.11

 

23

Эстония (Эстонская Республика)

8

28.11

 

24

Латвия (Латвийская Республика)

9

30.11

 

25

Литва (Литовская Республика)

10

5.12

 

26

Республика Беларусь

11

7.12

 

27

Украина

12

12.12

 

28

Молдавия (Республика Молдова).Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

13

14.12

 
 

АЗИЯ

24

   
 

Центральная Азия

5

   

29

Казахстан (Республика Казахстан)

1

19.12

 

30

Узбекистан (Республика Узбекистан)

2

21.12

 

31

Туркменистан

3

26.12

 

32

Киргизия (Кыргызская Республика)

4

11.01

 

33

Таджикистан (Республика Таджикистан).Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

5

16.01

 
 

Юго-Западная Азия

7

   

34

Грузия

1

18.01

 

35

Азербайджан (Азербайджанская Республика)

2

23.01

 

36

Армения (Республика Армения)

3

25.01

 

37

Турция (Турецкая Республика)

4

30.01

 

38

Ирак (Республика Ирак)

5

01.02

 

39

Иран (Исламская Республика Иран)

6

6.02

 

40

Афганистан (Исламская Республика Афганистан).Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

7

8.02

 
 

Южная Азия

2

   

41

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика

1

13.02

 

42

Индия: население, культура, обычаи и традиции.Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

2

15.02

 
 

Восточная Азия

7

   

43

Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика

1

20.02

 

44

Китай: население, культура, обычаи и традиции

2

22.02

 

45

Монголия

3

27.02

 

46

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

4

1.03

 

47

Республика Корея

5

6.03

 

48

Япония: географическое положение, природа, экономика

6

13.03

 

49

Япония: население, культура, обычаи и традиции.Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

7

15.03

 
 

Юго-Восточная Азия

3

   

50

Таиланд (Королевство Таиланд)

1

20.03

 

51

Вьетнам (Социалистическая республика Вьетнам)

2

22.03

 

52

Индонезия (Республика Индонезия).Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц»

3

3.04

 
 

РОССИЯ

4

   

53

Границы России.Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте границ России, соседей»

1

5.04

 

54

Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии

2

10.04

 

55

Административное деление России.Практическая работа № 11 «Составление таблицы административного деления России»

3

12.04

 

56

Столица и крупные города России.Практическая работа № 12 «Нанесение на контурную карту столицы, крупных городов»

4

17.04

 
 

ГЕОГРАФИЯ Нижегородской ОБЛАСТИ

11

   

57

Географическое положение, границы, величина территории Нижегородской области.Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте границ области и её соседей»

1

19.04

 

58

Рельеф, полезные ископаемые

2

24.04

 

59

Климат

3

26.04

 

60

Реки и озера.Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте рек.»

4

3.05

 

61

Растительный мир

5

8.05

 

62

Животный мир

6

10.05

 

63

Экология и охрана природы

7

15.05

 

64

Население: история формирования, численность и размещение населения

8

17.05

 

65

Население: национальный состав, городское и сельское население

9

22.05

 

66

Города области.Практическая работа № 15 «Составление таблицы по городам Нижегородской области (по заданию учителя)»

10

24.05

 

67

Промышленность. Сельское хозяйство

11

29.05

 
 

ВСЕГО: 67 час.

     


 

VII. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Америго Веспуччи. Фернан Магеллан. – М. : Дрофа, 2007. – 526, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

2.

Головин В.М. Путешествие вокруг света / В.М. Головин М. : Дрофа, 2007. – 893, [3] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

3.

Жюль Верн. Пять недель на воздушном шаре. Вокруг света в восемьдесят дней: романы / Жюль Верн; пер с франц. А.А. Бекетовой, Н.С. Габинского. – М. : Дрофа, 2007. – 543, [1] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

4.

Загоскин Л.А. Путешествия к американским берегам / Л.А. Загоскин, Г.И. Шелихов. – М. : Дрофа, 2007. – 526, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

5.

Крузенштерн И.Ф. Первое российское плавание вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева». – М. : Дрофа, 2007. – 589, [3] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

6.

Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» / Ю.Ф. Лисянский. – М. : Дрофа, 2007. – 350, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

7.

Миклухо-Маклай Н.М. Путешествие на берег Маклая / Н.М. Миклухо-Маклай. – М. : Дрофа, 2007. – 638, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

8.

Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае. Монголия и страна тангутов / Н.М. Пржевальский. – М. : Дрофа, 2007. – 766, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

9.

Пржевальский Н.М. Путешествие к Лобнору и на Тибет. / Н.М. Пржевальский. – М. : Дрофа, 2007. – 1262, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

10.

Рид Майн. Охотники за растениями или Приключения в Гималайских горах; Ползуны по скалам или Хижина, затерянная в Гималаях: романы / Майн Рид; пер. с англ. Е.Н. Бируковой, З.А. Бобырь. – М. : Дрофа, 2007. – 429, [3] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

11.

Роберт Пири. Северный полюс. Руаль Амундсен. Южный полюс / Роберт Пири; пер.с англ. В.А. Смирнова. Руаль Амундсен; пер. с норв. Л.Л. Жданова. – М. : Дрофа, 2007. – 750, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

12.

Роберт Фолкон Скотт. Экспедиция к южному полюсу. 1910-1912 г.г. Прощальные письма / Роберт Фолкон Скотт; пер. с англ. В.А. Островского. – М. : Дрофа, 2007. – 559, [1] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

13.

Семенов Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах / П.П. Семенов Тян-Шанский. – М. : Дрофа, 2007. – 381, [3] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

14.

Фритьоф Нансен. «Фрам» в полярном мире / Ф. Нансен; пер с норв. З.И. Лопухиной, пропуски и сокращения восстановлены по переводам А.М. Филлипова и А.А. Крубера. – М. : Дрофа, 2007. – 750, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

15.

Юнкер В.В. Путешествие по Африке / В.В. Юнкер; пер. с нем. М.А. Райт-Кангун. –М. : Дрофа, 2007. – 766, [2] с. : ил. – (Библиотека путешествий)

16.

Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. – М.: Аванта+

17.

Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. /Автор В.А. Маркин.-М.: ООО Фирма издательство  АСТ, 1998 г.

18.

Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994 г.

19.

Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.


 

VIII. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926 (данные ссылки помогу   подготовить доклад, реферат по географии, а также   просто   полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)

География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)

Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps 

Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

История географии http://traditio.ru/wiki/География 

Географические карты http://www.planetolog.ru/ 

Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml 

Путешествия и открытия http://pyty.ru/ 

http://www.geo2000.nm.ru/   Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.