Рабочая программа по химии для технических специальностей СПО
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Воткинский машиностроительный техникум
имени В. Г. Садовникова»
Утверждаю:
директор БПОУ УР «ВМТ»
_____________О.И. Чеснокова
Приказ № от « » _______ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 «Химия»
Воткинск
2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО):
Специальность: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Квалификация: «Специалист по информационным системам»
«Разработчик веб и мультимедийных приложений»
Организация-разработчик: БПОУ УР «ВМТ»
Разработчик: Перевозчикова Т.А., преподаватель
Рассмотрена на ПК гуманитарного цикла
Протокол №1 от 29 августа 2018г.
Рекомендована Методическим советом БПОУ УР «ВМТ»
Протокол №_______ от __________ 20___ г.
Содержание
|
|
|
3 |
|
7 |
|
19 |
|
21 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
химия
1.1. Область применения программы
Базовая рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре общей основной профессиональной образовательной программы: базовая общеобразовательная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1.3.1. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием разных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убеждённости позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать/понимать:
роль химии в естествознании, её связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды, изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объём газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И.Менделеева закон Гесса, закон Авогадро;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решётки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И.Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
1.3.3. В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются универсальные учебные действия:
Универсальные учебные действия |
Содержание |
Личностные |
1. Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимать значение и смысл учения. |
Регулятивные |
1. Ставить учебную задачу, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ему еще неизвестно; 2. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий |
Познавательные |
1.Общеучебные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. 2.Логические УУД: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных) синтезировать объект из частей в целое; обобщать анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, доказывать. |
Коммуникативные |
1.Планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, выявлять проблему, искать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
1.3.4. В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:
Компетенции |
Содержание программы, формирующее компетенции |
Коммуникативная |
Компетенция формируется при изучении законов химии, периодической таблицы Д.И.Менделеева. |
Учебно-познавательная |
Компетенция формируется в процессе изучения тем по дисциплине; определяются умения отличать факты от домысла, владением измерительными навыками, использованием вероятностных, статистических методов познания. |
Компетенции личностного самосовершенствования |
К данной компетенции относят непрерывное самопознание, формирование психологической грамотности, экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
8 |
практические занятия |
25 |
контрольные работы |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
39 |
в том числе: |
|
- рефераты |
8 |
-кроссворды |
2 |
-моделирование |
2 |
-решение задач |
16 |
- доклады |
3 |
- работа над материалом учебника |
8 |
Итоговая аттестация в форме зачёта
|
- 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов. |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Общая и неорганическая химия |
45 |
|||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Основные понятия химии. Атомно-молекулярное учение. |
2 |
||
Практическое занятие №1,2. Создание моделей атомов химических элементов, моделей молекул простых и сложных веществ. |
||||
Самостоятельная работа№1. Реферат:.1.Аллотропные модификации углерода, кислорода, олова. 2. Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии. |
||||
Содержание учебного материала. |
3 |
|||
2 |
Законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. Закон Авогадро. |
2 |
||
Практическое занятие №3,4. Расчётные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. |
||||
Самостоятельная работа№2. Решение задач. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. |
||||
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева |
Содержание учебного материала. |
2 |
||
3 |
История создания периодической системы Д.И.Менделеева. Периодический закон Д.И.Менделеева. |
2 |
||
Практическая работа №5,6. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. |
||||
Самостоятельная работа№3. Выполнение упражнений по структуре периодической таблицы. |
||||
Содержание учебного материала. |
2 |
|||
4 |
Периодическая система Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). |
2 |
||
Практическая работа №7,8. Создание моделей веществ хлорида натрия, алмаза. |
||||
Самостоятельная работа№4. Выполнение упражнений по структуре периодической таблицы. |
|
|||
Содержание учебного материала. |
2 |
|||
5 |
Строение атома. Понятие об орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания химической картины мира. |
2 |
||
Практическая работа №9. Решение задач. Определение структуры облаков у натрия, радия, полония, стронция. |
||||
Самостоятельная работа №5. Рефераты: 1. Радиоактивность. 2. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. 3. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. |
||||
Контрольная работа№1. Тестирование. Свойства неорганических веществ. Строение атомов химических элементов. |
1 |
3 |
||
Тема 1.3. Строение вещества. |
Содержание учебного материала |
3 |
||
6 |
Виды и характеристики химической связи. Ионная, металлическая, водородная, ковалентно-полярная и ковалентно-неполярная связи. Механизм образования ковалентной связи. |
2 |
||
Практическая работа № 10. Определение типа связи хлорида натрия, аммиака, нитрата натрия, воды, азота. |
||||
Самостоятельная работа№6. Доклад: полярность связи и полярность молекулы. |
||||
Самостоятельная работа №7. Доклад : строение веществ. |
||||
. |
Содержание учебного материала. |
2 |
||
7 |
Пространственное строение молекул веществ. Типы кристаллических решёток, степень окисления. |
2 |
||
Практическая работа № 11,12. Модели кристаллических решёток «сухого льда», алмаза, графита. Кристаллическая решётка хлорида натрия. |
||||
Самостоятельная работа№9. Рефераты: Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. |
||||
Лабораторная работа №1 |
Содержание учебного материала. |
2 |
||
8 |
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде |
2 |
||
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. |
Содержание учебного материала. |
2 |
||
9 |
Растворы. Концентрация растворов. Понятие о смеси веществ. Состав смесей: объёмная и массовая доля компонентов смеси, массовая доля примесей. |
2 |
||
Самостоятельная работа№10. Составление кроссворда: Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи и гели. Коагуляция. Синеразис. |
||||
Содержание учебного материала. |
2 |
|||
10 |
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Кислоты, соли, основания как электролиты. |
1 |
||
Практическая работа №13,14. Приготовление раствора заданной концентрации. |
||||
Самостоятельная работа№11. Доклад: Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение крашенных ионов в электрическом поле. |
||||
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства |
Содержание учебного материала. |
4 |
||
11 |
Классификация неорганических соединений. Оксиды, основания, кислоты и соли и их химические свойства. |
2 |
||
Лабораторная работа №2 |
Содержание учебного материала. |
2 |
||
12 |
Взаимодействие металлов с кислотами |
2 |
||
Лабораторная работа №3 |
Содержание учебного материала. |
2 |
||
13 |
Гидролиз солей различного типа |
2 |
||
Тема 1.6. Химические реакции |
14 |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Типы химических реакций. |
||||
Практическая работа №15. Составление уравнений реакций. |
||||
Самостоятельная работа №12. Расстановка степеней окисления в ОВР. |
||||
Лабораторная работа №4 |
Содержание учебного материала |
2 |
||
15 |
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. |
2 |
||
Тема 1.7. Химия металлов и неметаллов |
Содержание учебного материала |
4 |
||
16 |
Положение неметаллов в периодической системе. Особенности строения их атомов. Общие свойства неметаллов. Положение металлов в периодической таблице. Общие свойства металлов. |
2 |
||
Лабораторная работа №5. Закалка и отпуск металла |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа №13. Выполнение упражнений. |
||||
Самостоятельная работа №14. Решение задач. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов. |
||||
Контрольная работа №2. Решение задач по изученной теме |
1 |
3 |
||
Раздел 2. Органическая химия. |
32 |
|||
Тема 2.1 Основные понятия и законы органической химии и теория строения органических соединений |
Содержание учебного материала. |
2 |
||
1 |
Предмет органической химии. Классы органических веществ. Валентность. |
2 |
||
Содержание учебного материала. |
3 |
|||
2 |
Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. виды химической связи в органических соединениях. Номенклатура и изомерия органических веществ. Классификация органических соединений. |
2 |
||
Практическая работа №16. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. |
||||
Самостоятельная работа №15.решение задач. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации реакций в неорганической и органической химии. |
||||
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники. |
Содержание учебного материала. |
5 |
||
3 |
Алканы. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Химические свойства. Применение. |
2 |
||
Практическое занятие 17. Решение задач по определению улеводородов. |
||||
Лабораторная работа №6. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов его переработки |
2 |
2 |
||
Контрольная работа №3. Химический диктант |
1 |
3 |
||
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения. |
Содержание учебного материала. |
5 |
||
4 |
Спирты и фенолы. Химические свойства, получение, применение. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Химические свойства фенола, получение и применение. |
2 |
||
Практическое занятие 18,19. Решение задач на объёмную долю вещества. |
||||
Лабораторная работа №7. Качественные реакции на крахмал |
2 |
2 |
||
Контрольная работа №4. Решение задач |
1 |
3 |
||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. |
Содержание учебного материала. |
5 |
||
5 |
Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты. Химические свойства, получение, применение. |
2 |
||
Практическая работа №20,21.Демонстрация коллекция эфирных масел, их применение в промышленности и в быту. |
||||
Практическая работа №22,23. Решение задач на определение массовой доли эфира и жира. |
||||
Лабораторная работа №8. Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне |
2 |
2 |
||
Тема 2.5. Обобщение знаний по органической и неорганической химии. |
Содержание учебного материала |
1 |
||
6 |
Обобщение знаний. Контрольная работа №5. Решение заданий с карточек |
3 |
||
Всего: |
117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, лаборатории химии.
Оборудование учебного кабинета:
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
ряд напряжений металлов;
ряд электроотрицательности металлов,
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
плакаты с биографиями учёных.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- парты для опытов,
- вытяжной шкаф,
- химическая посуда,
- химические реактивы.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М.:Дрофа, 2012г.
Кузьменко Н.Е., Ерёмин С.С. и др. Сборник конкурсных задач по химии. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г., 576с.
Рябов М.А. Тесты по химии. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г., 125с.
Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия. – М.: ВАКО, 2011г., 112с.
Хомченко И.Г. Общая химия. Сборник задач и упражнений: учебное пособие. – М.: Издательство «новая волна», 2011г., 256с.
Дополнительные источники:
Гришин Г.М. Экзаменационные вопросы и ответы. Химия 9 и 11 классы. Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002г., 384с.
Габриелян О.С. Химия, 8 кл. – М.: Дрофа, 2007г., 267с.
Габриелян О.С. Химия, 9кл. – М.: Дрофа, 2003г., 224с.
Ерохин Ю.М. Химия. Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г., 384с.
Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Издательский центр «Академия», 2007г., 304с.
Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Основы общей химии. - М.: Просвещение, 1989г., 96с.
Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. - М.: Просвещение, 1987г., 240с.
Цветков Л.А. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1987г., 230с.
Интернет - источники
Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Российский образовательный портал www.edu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Результаты обучения (усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
роль химии в естествознании, её связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды, изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объём газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; основные законы химии сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И.Менделеева закон Гесса, закон Авогадро; основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; природные источники углеводородов и способы их переработки; вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства. |
Входной контроль. Тестирование, диктант. Текущий контроль. Оценка практических работ, рефератов, докладов, оценка работы с материалами учебника, таблиц и схем, внеаудиторной работы. Тематический контроль. Оценка контрольных работ, тестирование. Промежуточный (рубежный) контроль. Оценка тестовых работ. Итоговый контроль. Итоговая аттестация в форме зачёта. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Результаты обучения (освоенные умения) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решётки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И.Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций; осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. |
Входной контроль. Тестирование, химический диктант. Текущий контроль. Оценка практических работ, рефератов, оценка работы с материалами учебника, таблиц и схем, внеаудиторной работы. Тематический контроль. Оценка контрольных работ, тестирование. Промежуточный (рубежный) контроль. Оценка тестовых работ. Итоговый контроль. Итоговая аттестация в форме зачёта. |
2