Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» по специальности «Механизация сельского хозяйства»
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Сабинский аграрный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
техническая механика
по Специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям)35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Согласована Заместитель директора по ТО ___________________Ч.И.Сунгатова 31 августа 2017 г. |
Утверждаю Директор ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» ________________З.М.Бикмухаметов 31 августа 2017 г. |
Составитель: преподаватель ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» Латыйпов Айзат Магъфирович
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
15 |
|
16 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям)35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения дисциплины техническая механика в учреждениях среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
читать кинематические схемы;
проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
определять напряжения в конструкционных элементах;
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
определять передаточное отношение.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
типы соединений деталей и машин;
основные сборочные единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен показать формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины по учебному плану
Максимальная учебная нагрузка обучающегося — 117 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося — 78 часов;
самостоятельная работа обучающегося — 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе: |
|
практические занятия |
28 |
лабораторные занятия |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
39 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
||||||||||
1 |
Место дисциплины в общеобразовательном процессе. |
2 |
2 |
|||||||||
Раздел 1. Статика |
41 |
|||||||||||
Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Материальная точка. Сила. Система сил. Равнодействующая сила. Аксиомы статики |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Связи и их реакции. |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Основные понятия и аксиомы статики |
2 |
||||||||||
Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Система сходящихся сил. Геометрический и аналитический способы определения равнодействующей силы. |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Условие и уравнение равновесия. Метод проекций. Элементы теории трения. |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Решение задач на равновесие сил в аналитической форме |
2 |
||||||||||
2 |
Решение задач на равновесие сил геометрическим способом |
2 |
||||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемой учебной и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, составление отчета по лабораторному занятию |
3 |
||||||||||
Тема 1.3 Плоская система произвольно расположенных сил |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Пара сил, момент пары сил. Момент силы относительно точки. Момент силы относительно оси. Приведение к точке системы сил. Балочные системы. Классификация нагрузок и опор. Понятие о силе трения. |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Определение главного вектора и главного момента произвольной плоской системы сил |
4 |
||||||||||
2 |
Определение реакции в опорах балочных систем с проверкой правильности решения |
4 |
||||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемой учебной и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, составление отчета по лабораторному занятию |
3 |
||||||||||
Тема 1.4 Центр тяжести |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести стандартных прокатных профилей |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Определение центра тяжести твердого тела |
2 |
||||||||||
2 |
Определение центра тяжести плоских фигур |
2 |
||||||||||
Лабораторная работа |
||||||||||||
1 |
Определение центра тяжести плоских фигур |
2 |
||||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по разделу «Статика»). |
3 |
||||||||||
Раздел 2 Кинематика |
12 |
|||||||||||
Тема 2.1 Основные понятия кинематики, кинематика точки |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Основные понятия кинематики. Способы задания движения. |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Виды движения точки. Средняя скорость, ускорение |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по разделу «Статика»). |
3 |
||||||||||
Тема 2.2 Кинематика тел |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Различные виды движений твердого тела. Мгновенный центр скоростей. Абсолютная скорость |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по основному закону динамики для вращательного движения тел) |
3 |
||||||||||
Раздел 3 Динамика |
10 |
|||||||||||
Тема 3.1 Основные понятия и аксиомы динамики |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики. Понятие о силе инерции. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по основному закону динамики для вращательного движения тел) |
3 |
||||||||||
Тема 3.2 Работа и мощность |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Работа постоянной и переменной сил. Работа и мощность при вращательном движении, КПД. Общие теоремы динамики |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач с помощью метода кинематики) |
3 |
||||||||||
Раздел 4 Сопротивление материалов |
32 |
|||||||||||
Тема 4.1 Основные понятия, гипотезы и допущения сопротивления материалов |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Основные понятия. Основные задачи сопротивления материалов. |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Выполнение расчетов наиболее распространенных элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности и экономичности. |
2 |
||||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач с помощью метода кинематики) |
3 |
||||||||||
Тема 4.2 Растяжение и сжатие |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Характеристика деформации. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений. Испытания материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Выполнение расчетов на прочность при растяжении и сжатии |
2 |
||||||||||
Лабораторная работа |
||||||||||||
1 |
Проведение испытаний на растяжение образца из низкоуглеродистой стали |
2 |
||||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по теме: «Работа и мощность при поступательном и вращательном движении»), подготовка к контрольной работе. |
3 |
||||||||||
Тема 4.3 Срез и смятие |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета формулы, условие прочности. |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по теме: «Работа и мощность при поступательном и вращательном движении»), подготовка к контрольной работе. |
4 |
||||||||||
Тема 4.4 Кручение |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Эпюры крутящих моментов. |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Основные понятия и аксиомы динамики |
2 |
||||||||||
Тема 4.5 Изгиб |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Изгиб, основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Выполнение расчетов на жесткость при изгибе |
2 |
||||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Передачи вращательного движения |
2 |
||||||||||
Раздел 5 Детали машин |
20 |
|||||||||||
Тема 5.1 Основные понятия и определения |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Машина и механизм. Современные направления в развитии машиностроения. Основные задачи научно-технического прогресса в машиностроении. |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. Машиностроительные материалы. Детали вращательного движения. |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа |
||||||||||||
1 |
Валы и оси, опоры |
2 |
||||||||||
Тема 5.2 Соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Общие сведения о соединениях, достоинства, недостатки, область применения. Неразъемные и разъемные соединения, их достоинства и недостатки. Сварные, заклепочные и клеевые соединения. |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Расчет разъемных и неразъемных соединений |
2 |
||||||||||
Тема 5.3 Передачи вращательного движения |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Классификация передач. Фрикционные передачи. Ременные и цепные передачи. Достоинства и недостатки, область применения. Расчет. Зубчатые передачи. |
2 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Выполнение расчета прямозубых передач и определение параметров зубчатых колес |
2 |
||||||||||
Тема 5.4 Валы и оси, опоры |
Содержание учебного материала |
|||||||||||
1 |
Валы и оси, их виды, назначение, конструкция, материал. |
4 |
2 |
|||||||||
Практическое занятие |
||||||||||||
1 |
Подбор подшипников качения по динамической грузоподъемности |
2 |
||||||||||
Всего |
117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличие учебный кабинет технической механики.
Оборудование учебного кабинета:
– рабочее место преподавателя;– столы учебные;
– стулья;
– комплект учебно-наглядных пособий по технической механике; – макеты, модели. Технические средства обучения:- компьютер и интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Сафонова Г.Г. Артюховская Т.Ю. Техническая механика ИНФРА-М 2013 \электронное издание\ [ЭБС ZNANIUM http://znanium.com/catalog/product/164560]
Дополнительная литература:
Техническая механика (Вереина Л.И.) 3 издание 2011
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение; |
Текущий контроль: Практическое занятие Промежуточный контроль: экзамен |
Знания: |
|
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; типы соединений деталей и машин; основные сборочные единицы и детали; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации. |
Текущий контроль: Устный опрос Письменный опрос Устный опрос Промежуточный контроль: экзамен |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Текущий контроль: Практическое занятие Промежуточный контроль: экзамен |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
|
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования. |
|
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины. |
|
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами. |
|
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины. |
|
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик. |
|
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей. |
|
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели. |
|
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат. |
|
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате. |
|
ПК2.4.Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы. |
|
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов. |
|
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов. |
|
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов. |
|
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники. |
|
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия. |
|
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива. |
|
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. |
|
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. |
Войскович Светлана Анатольевна