Рабочая программа по информатике для 5 класса

1
0
Материал опубликован 21 December 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3, примерной программы основного общего образования по информатике//Примерные программы по учебным предметам. Информатика Программы и планирование: Информатика/Программа для основной школы 5-6 класса. 7-9 классы. Методическое пособие ./ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, 3 издание - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Информатика: 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. -184с.

В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника.

Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. В ходе реализации данной рабочей программы предусмотрено:

контрольных работ-3;

практических работ – 18;

проектных работ-5

Планируемые результаты освоения предмета информатика 5 классе.

Личностные результаты:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет

знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

познавательных;

владеть общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владеть информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

уметь строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

уметь «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно

перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

умет выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

регулятивных;

понимать и принимать учебную задачу;

использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания;

прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом;

осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений;

вносить коррективы в свою деятельность;

оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;

вырабатывать способность к волевой саморегуляции

коммуникативных;

  • согласовывать свои действия с партнёром;

    уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

    готовность оказать помощь товарищу;

    создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение);

    выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

Предметные результаты:

формировать информационной и алгоритмической культуры;

формировать представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

развить основные навыки и умения использования компьютерных устройств;

формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развить алгоритмическое мышление, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

развить умения составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

формировать знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Ученик научится:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры древних и современных информационных носителей; классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

создавать круговые и столбиковые диаграммы;

применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков; использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций; осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу); соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

сформировать представление о способах кодирования информации;

преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем; овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора; научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

III Содержание учебного предмета информатика. 5 класс (35 часов)

Раздел 1. Информационные технологии (21 час)

Тема 1. Компьютер (7 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы».

Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».

Тема 2. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №5. «Вводим текст».

Практическая работа №6. «Редактируем текст».

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Тема 3. Компьютерная графика (6 часов)

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Раздел 2. Информация вокруг нас (12 часов)

Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №14 «Создаем списки»

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Резерв учебного времени (2 ч)

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


 

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Элемент содержания

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные/ практические работы

Проектные работы

Тема 1: Информационные технологии. Всего часов 21

1

   

Цели изучения курса информатики. Информация

вокруг нас. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

     

2

   

Компьютер – универсальная машина для работы с

информацией

Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, аппаратное обеспечение компьютера.

Основные элементы компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Периферийные устройства компьютера

1

     

3

   

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1. «Вспоминаем клавиатуру»

Информация, ее виды. Способы введения информации в память компьютера. Клавиатура, группы клавиш.

1

 

1

 

4

   

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

Символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

1

 

1

 

5

   

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем

файлы»

Память человека, оперативная и долговременная память. Носитель информации. Файлы и папки

1

 

1

 

6

   

Передача информации.

Источник информации, приемник информации. Информационный канал.

1

     

7

   

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной

почтой»

Источник информации, приемник информации. Информационный канал. Электронная почта.

1

 

1

 

8

   

В мире кодов. Способы кодирования информации.

Код. Кодирование. Формы представления информации. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования.

1

     

9

   

Метод координат

Графический способ кодирования. Метод координат.

1

     

10

   

Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент подготовки

текстов.

Текст. Текстовая форма представления информации

1

     

11

   

Основные объекты текстового документа. Ввод

текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовый редактор. Текстовой процессор. Документ.

1

 

1

 

12

   

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст».

Обработка текстовой информации: (редактирование текста, вставка, замена, удаление).

1

 

1

 

13

   

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами

текста»

Фрагмент. Буфер. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста (копирование, перемещение, вставка, удаление).

1

 

1

 

14

   

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Форматирование текста. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.

1

 

1

 

15

   

Представление информации в форме таблиц.

Структура таблицы. Контрольная работа (итоговая за II четверть).

Таблица. Графа таблицы. Строка таблицы. Табличная форма представления информации

1

1

   

16

   

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаем простые

таблицы» (задания 1 и 2)

Переход от текстовой формы представления информации к табличной. Логические рассуждения.

1

 

1

 

17

   

Разнообразие наглядных форм представления

Информации. Практическая работа №9 «Создаем простые

таблицы»

Наглядные формы представления информации: рисунки и схемы.

1

 

1

 

18

   

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

Наглядные формы представления информации диаграммы.

1

 

1

 

19

   

Компьютерная графика. Графический редактор

Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты рисования в графическом редакторе

1

 

1

 

20

   

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с

графическими фрагментами»

Обработка графической информации. Компьютерная графика. Сканер. Графический планшет. Палитра. Инструменты рисования в графическом редакторе.

1

 

1

 

21

   

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в

графическом редакторе»

Обработка графической информации. Компьютерная графика. Инструменты рисования в графическом редакторе.

1

 

1

 

Тема 2: Информация вокруг нас. Всего часов 12

22

   

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Сортировка (упорядочение)- по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.

1

     

23

   

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14

Информация. Обработка информации.

Списки – способ упорядочивания информации.

1

 

1

 

24

   

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в

сети Интернет»

Поиск информации.

1

 

1

 

25

   

Кодирование как изменение формы представления

информации.

Обработка информации. Кодирование информации.

       

26

   

Преобразование информации по заданным

правилам.

Проверочная работа (итоговая за III четверть)

Входная информация. Выходная информация. Преобразование (обработка) информации по заданным правилам.

1

1

   

27

   

Преобразование информации путем рассуждений.

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления

с помощью программы Калькулятор»

Входные данные.

Выходные данные.

Логические рассуждения.

Преобразование информации путем рассуждений.

1

 

1

 

28

   

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Информационная задача.

Входные данные.

Выходные данные.

План действий.

1

     

29

   

Табличная форма записи плана действий. Задачи о

Переливаниях.

Входная информация

Выходная информация

Логические рассуждения.

1

     

30

   

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

Мультипликационный фильм. Анимация. Сюжет.

Видеосюжет.

1

   

1

31

   

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

(задание 2).

Анимация. Сюжет.

Создание анимации по собственному замыслу.

1

   

1

32

   

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Анимация. Сюжет.

Создание анимации по собственному замыслу.

1

   

1

33

   

Контрольная работа (годовая за курс 5-го класса).

 

1

1

   

34

   

Резерв учебного времени Итоговое повторение курса «Информатика», 5 класс.

Подготовка и презентация итоговых проектов

1

   

1

35

   

Резерв учебного времени Итоговое повторение курса «Информатика», 5 класс.

Подготовка и презентация итоговых проектов комбинированных документов.

1

   

1

Итого

       

35

3

18

5


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.