СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сюзанна Набиева703
Работаю учителем английского языка в школе, педагогический стаж - 9 лет. Занимаюсь репетиторством.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Информатика

6

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

34





Пояснительная записка

1.Статус документа

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

    федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));

    авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;



2.Общая характеристика учебного предмета

3.Количество учебных часов

Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает  в 6 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часов в год по учебнику Л. Л. Босовой «Информатика», уровень – базовый.

4.Цели и задачи обучения

Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

- пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;

- формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), составляющих основу умения учиться;

- обеспечение доступности качественного образования.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ

5.Учебно-методический комплект

    Общие учебные умения, навыки и способы деятельности



В ходе преподавания информатики в средней школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

    требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

    требования к организации компьютерного рабочего места

    виды прикладных программ, основные операции с файлами.

    виды систем счисления

    виды объектов текстовой информации

    алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот

    связь между единицами измерения информации

    достоинства и недостатки представления информации в виде текста

    способы познания человеком мира через органы чувств

    логические приемы оперирования с понятием

    отличия текстового редактора и процессора

    основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом

    возможности графического редактора Paint

    виды определений, требования к построению родовидового определения.

    требования к классификации, признаки классификации

    виды суждений

    правила получения умозаключений

    пошаговое исполнение алгоритма

    способы описания алгоритмов,

    понятие блок-схемы, обозначения блоков

    правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков

    правила записи разветвленного алгоритма

    понятие цикла, его разновидности



Уметь:

    различать виды информации по способам ее восприятия;

    приводить примеры обработки информации на компьютере;

    определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека

    создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению

    запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,

    сохранять документы

    приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;

    выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word

    переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием

калькулятора

    редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи

    создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу

    создавать нумерованные списки

    переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.

    создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках

    создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы

    получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов

    создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации

    применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов

    различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы

    устанавливать логические отношения

    делать рисунки, используя основные инструменты и палитру

    классифицировать понятия по определенному признаку

    создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора

    встраивать в текст графические объекты из коллекции.

    записывать алгоритм известными способами

    составлять линейные алгоритмы

    записывать алгоритмы различными способами

    разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

    использовать при создании графического объекта циклический алгоритм

    составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами

    создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы

    составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы

    выполнять основные операции с файлами и папками.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

    определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность

    конкретного субъекта к его восприятию;

    уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования кстов, создания списков и таблиц.

    понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,

    приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями

    различать необходимые и достаточные условия,

    уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,

    уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.

Содержание учебного материала

1. Компьютер и информация (12 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.



2. Человек и информация (12 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.



3. Элементы алгоритмизации (9 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

4. Повторение изученного (2 ч)

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).

Формы и средства контроля

Виды контроля

1 чт

2 чт

3 чт

4 чт

Год

Количество плановых контрольных работ

-

1

1

1

3

практических работ

5

6

8

4

23

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

I четверть

Тема1: КОМПЬЮТЕР И ИНФОРМАЦИЯ(12ч)

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»;

презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

2.

Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

§1.2

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки»

3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1)

§1.3 (введение)

Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc

4.

Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2)

§1.3 (1)

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

§1.3 (1)

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

6.

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1)

§1.3 (2)

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2)

7.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)

§1.3 (2)

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 2); файл Заготовка.doc

8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

Практические работы №№1-3.

Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

II четверть

9.

Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp

10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4.

§1.3 (3)

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

11.

Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

§1.4

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

12.

Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2)

§2.1

Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc;

Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc

Тема2: ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ( 12 )

13.

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4)

§2.2

Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

14.

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7

§2.3 (введение)

Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc

15.

Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2)

§2.3 (1)

Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc

16.

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа

Практические работы №№4-8

Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

III четверть

17.

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5)

§2.3 (2)

Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3)

§2.3 (3)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp

19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7)

§2.3 (3)

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp

20.

Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3)

§2.3 (4)

Презентация «Понятие»

21.

Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3)

§2.3 (5)

22.

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3)

§2.4

Презентация «Суждение»; файл Домик.doc

23.

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6)

§2.5

Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc

24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12.

§3.1

Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml;

файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

Тема3: ЭЛЕМЕНТЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ(9ч)

25.

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

§3.2, §3.3

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

26.

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

Практические работы №№8-9.

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2);

файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

IV четверть

27-28.

Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

§3.4 (1)

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 1): образец выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.

29-30.

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

§3.4 (2)

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 2); образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt

31-32.

Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

§3.4 (3)

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Типы алгоритмов» (часть 3); образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt

33.

Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №15.

§1.2

Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml;

файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

34-35.

Резерв учебного времени.

Оставляю за собой право коррекции учебного плана в течение учебного года.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.