Рабочая программа по изобразительному искусству за 1 класс по УМК «Школа России»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(редакция от 08.06.2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах
образовательных организаций Кемеровской области в 2016-2017 учебном году» Рассмотрено на заседание кафедры Протокол № 9 от 4 апреля 2016 г.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
Примерная программа по изобразительному искусству к учебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы: Б.М.Неменский).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0000210, регистрационный номер: 14062 от 17.10.2013 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Для достижения поставленных целей изучения изобразительного искусства в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формировать у учащихся нравственно-этическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формировать художественно-творческую активность школьника;
- овладевать образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;
формирование духовных и эстетических потребностей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Метапредметные результаты:
распознавать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
знать известные центры народных художественных ремесел России;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности;
уметь оценить произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
Предметные результаты:
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
конструировать из бумаги макеты детских книжек;
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
3. Содержание учебного предмета.
Мастер Изображения учит видеть ( 9 час.).
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
Мир полон украшений (8 час.).
Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.
Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Узоры на крыльях Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Красивые рыбы. Украшение рыбки, выполненное цветным пятном в технике монотопия. Украшение птиц. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
Мастер Постройки (11 час.)
Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Строим город. Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе (5 час.)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. «Сказочная страна». Создание панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.
Выразительность размещения элементов коллективного панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
||
План. |
Факт. |
|||
1 ЧЕТВЕРТЬ Мастер Изображения учит видеть ( 9 час.). |
||||
1. |
02.09 |
Изображения всюду вокруг нас. |
||
2. |
9.09 |
Мастер Изображения учит видеть. |
||
3. |
16.09 |
Изображать можно пятном. |
||
4. |
23.09 |
Изображать можно пятном. |
||
5. |
30.09 |
Изображать можно в объеме. |
||
6. |
07.10 |
Изображать можно в объеме. |
||
7. |
14.10 |
Изображать можно линией. |
||
8. |
21.10 |
Разноцветные краски. Знакомство с цветом. |
||
9. |
28.10 |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
||
2 ЧЕТВЕРТЬ Мир полон украшений (7 час.). |
||||
10. |
11.11 |
Мир полон украшений. |
||
11. |
18.11 |
Красоту надо уметь замечать. |
||
12. |
25.11 |
Узоры на крыльях |
||
13. |
02.12 |
Красивые рыбы. |
||
14. |
09.12 |
Украшение птиц. |
||
15. |
16.12 |
Узоры, которые создали люди |
||
16. |
23.12 |
Как украшает себя человек. |
||
3 ЧЕТВЕРТЬ Мир полон украшений (1 час.). |
||||
17. |
13.01 |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) |
||
Мастер Постройки (9 час.) |
||||
18. |
20.01 |
Постройки в нашей жизни |
||
19. |
27.01 |
Домики, которые построила природа. |
||
20. |
03.02 |
Домики, которые построила природа. |
||
21. |
10.02 |
Дом снаружи и внутри. |
||
22. |
17.02 |
Дом снаружи и внутри. |
||
23. |
03.03 |
Строим город |
||
24. |
10.03 |
Строим город |
||
25. |
17.03 |
Все имеет свое строение. |
||
26. |
24.03 |
Строим вещи. Конструирование предметов быта. |
||
4 ЧЕТВЕРТЬ Мастер Постройки (2 час.) |
||||
27. |
07.04 |
Строим вещи. Конструирование предметов быта |
||
28. |
14.04 |
Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
||
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе (5 час.) |
||||
29. |
21.04 |
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе |
||
30. |
28.04 |
«Сказочная страна». |
||
31. |
05.05 |
«Праздник весны». |
||
32. |
12.05 |
Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). |
||
33. |
19.05 |
Здравствуй, лето! (обобщение темы) |