12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Чехранова Зоя Васильевна604 Учитель начальных классов первой квалификационной категории. Работаю в школе 39 лет. Россия, Кемеровская обл., д. Курск - Смоленка |
Рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(редакция от 08.06.2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах
образовательных организаций Кемеровской области в 2016-2017 учебном году» Рассмотрено на заседание кафедры Протокол № 9 от 4 апреля 2016 г.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
На основе авторской программы «Математика» авторов Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0000210, регистрационный номер: 14062 от 17.10.2013 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Основная цель курса:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения предмета математика в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развивать пространственное воображение;
- развивать математическую речь;
- формировать систему начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формировать умение вести поиск информации и работать с ней;
- развивать познавательные способности;
- воспитывать стремление к расширению математических знаний;
- формировать критичность мышления;
- развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулиро вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
3. Содержание учебного предмета.
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 час.)
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … »
Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0 (84 час.)
Нумерация (28 час)
Цифры и числа 1–5.Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство».
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание (56 час.)
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 (33 час)
Нумерация (12 час.)
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
Сложение и вычитание (21 час.)
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». (7 час.)
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Тема урока | |||
План. | Факт. | ||||
1 четверть Счёт предметов (8 час.) | |||||
1. | 02.09 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | |||
2. | 05.09 | Счёт предметов | |||
3. | 06.09 | Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. | |||
4. | 07.09 | Временные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом». | |||
5. | 09.09 | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | |||
6. | 12.09 | На сколько «больше» «меньше»? | |||
7. | 13.09 | На сколько «больше» «меньше»? | |||
8. | 14.09 | Повторение изученного. Проверочная работа №1 по теме «Счёт предметов». | |||
Числа от 1 до 10. Число 0. | |||||
Нумерация (25 час.) | |||||
9. | 16.09 | Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1 | |||
10. | 19.09 | Число и цифра 2. | |||
11. | 20.09 | Число и цифра 3. | |||
12. | 21.09 | . Знаки «+», «–», «=». | |||
13. | 23.09 | Число и цифра 4. | |||
14. | 26.09 | Отношения «длиннее», «короче». | |||
15. | 27.09 | Число и цифра 5. | |||
16. | 28.09 | Числа 1—5. Состав числа 5. | |||
17. | 30.09 | «Странички для любознательных» | |||
18. | 03.10 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч | |||
19. | 04.10 | Ломаная линия. | |||
20. | 05.10 | Закрепление изученного. Проверочная работа №2 по теме «Нумерация чисел от1 до 5». | |||
21. | 07.10 | Знаки «>», «<», «=». | |||
22. | 10.10 | Понятия «равенство», «неравенство» | |||
23. | 11.10 | Многоугольник | |||
24. | 12.10 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 | |||
25. | 14.10 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. | |||
26. | 17.10 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 | |||
27. | 18.10 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 | |||
28. | 19.10 | Число 10. | |||
29. | 21.10 | Повторение пройденного. Проверочная работа №3 по теме «Нумерация чисел от 6 до 10» | |||
30. | 24.10 | Проект: «Математика вокруг нас». | |||
31. | 25.10 | Единица длины сантиметр. | |||
32. | 26.10 | Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» | |||
33. | 28.10 | Число 0. | |||
2 четверть Нумерация (3 час.) | |||||
34. | 07.11 | Сложение и вычитание с числом 0. | |||
35. | 08.11 | «Странички для любознательных» | |||
36. | 09.11 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 4 по теме «Нумерация чисел». | |||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (25 час.) | |||||
37. | 11.11 | Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1 | |||
38. | 14.11 | Сложение и вычитание вида □ + 1, □ + 1, □ – 1, □ – 1 | |||
39. | 15.11 | Сложение и вычитание вида □ + 2, □ – 2. | |||
40. | 16.11 | Слагаемые, сумма. | |||
41. | 18.11 | Задача. | |||
42. | 21.11 | Составление задач по рисунку. | |||
43. | 22.11 | Таблицы сложение и вычитание с числом 2. | |||
44. | 23.11 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | |||
45. | 25.11 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | |||
46. | 28.11 | «Странички для любознательных». | |||
47. | 29.11 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). | |||
48. | 30.11 | «Странички для любознательных». | |||
49. | 02.12 | Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3, | |||
50. | 05.12 | Прибавление и вычитание числа 3 | |||
51. | 06.12 | Повторение пройденного. Сравнение длин отрезков. | |||
52. | 07.12 | Таблицы сложение и вычитание с числом 3. | |||
53. | 09.12 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | |||
54. | 12.12 | Решение задач. | |||
55. | 13.12 | Решение задач. | |||
56. | 14.12 | «Странички для любознательных». | |||
57. | 16.12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||
58. | 19.12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||
59. | 20.12 | Закрепление изученного | |||
60. | 21.12 | Закрепление изученного | |||
61. | 23.12 | Проверочная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание» «Проверим себя и оценим свои достижения» | |||
3 четверть Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (31 час.) | |||||
62. | 09.01 | Закрепление изученного. | |||
63. | 10.01 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9. | |||
64. | 11.01 | Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. | |||
65. | 13.01 | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц ( двумя множествами предметов). | |||
66. | 16.01 | Сложение и вычитание вида □ ± 4. | |||
67. | 17.01 | Закрепление изученного. | |||
68. | 18.01 | Сравнение чисел. | |||
69. | 20.01 | Решение задач на сравнение. | |||
70. | 23.01 | Таблицы сложение и вычитание с числом 4. | |||
71. | 24.01 | Решение задач. | |||
72. | 25.01 | Переместительное свойство сложения. | |||
73. | 27.01 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | |||
74. | 30.01 | Таблица для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | |||
75. | 31.01 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | |||
76. | 01.01 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | |||
77. | 03.02 | Закрепление изученного. Решение задач. | |||
78. | 06.02 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||
79. | 07.02 | Проверочная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание» «Проверим себя и оценим свои достижения» | |||
80. | 08.02 | Связь между суммой и слагаемыми. | |||
81. | 10.02 | Связь между суммой и слагаемыми. | |||
82. | 13.02 | Решение задач. | |||
83. | 14.02 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | |||
84. | 15.02 | Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □. | |||
85. | 17.02 | Закрепление приема вычитания в случаях вида 6 – □, 7 – □. Решение задач. | |||
86. | 27.02 | Вычитание в случаях вида 8 – □, 9 – □, | |||
87. | 28.02 | Закрепление приема вычитания в случаях вида 8 – □, 9 – □. Решение задач. | |||
88. | 01.03 | Вычитание в случаях вида 10 – □, | |||
89. | 03.03 | Единица массы — килограмм. | |||
90. | 06.03 | Единица вместимости литр. | |||
91. | 07.03 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||
92. | 10.03 | Проверочная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание». | |||
Числа от 1 до 20. Нумерация (8 час.) | |||||
93. | 13.03 | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. | |||
94. | 14.03 | Образование чисел второго десятка. | |||
95. | 15.03 | Запись и чтение чисел второго десятка. | |||
96. | 17.03 | Единица длины дециметр. | |||
97. | 20.03 | Случаи сложения и вычитания вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | |||
98. | 21.03 | Случаи сложения и вычитания вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | |||
99. | 22.03 | «Странички для любознательных». Проверочная работа № 9 по теме «Нумерация чисел от 1 до 20». | |||
100. | 24.03 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Работа над ошибками. | |||
4 четверть Числа от 1 до 20. Нумерация (4 час.) | |||||
101. | 03.04 | Закрепление изученного. | |||
102. | 04.04 | Закрепление изученного. | |||
103. | 05.04 | Повторение пройденного. Подготовка к решению задач в два действия. | |||
104. | 07.04 | Составная задача. | |||
Сложение и вычитание (21 час.) | |||||
105. | 10.04 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | |||
106. | 11.04 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 2, □ + 3 | |||
107. | 12.04 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 4. | |||
108. | 14.04 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 5. | |||
109. | 17.04 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 6. | |||
110. | 18.04 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 7. | |||
111. | 19.04 | Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 8, □ + 9. | |||
112. | 21.04 | Таблица сложения | |||
113. | 24.04 | Таблица сложения | |||
114. | 25.04 | «Странички для любознательных». | |||
115. | 26.04 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | |||
116. | 28.04 | Общий приём вычитания однозначных чисел с переходом через десяток | |||
117. | 02.05 | Случаи вычитания 11 - [] | |||
118. | 03.05 | Случаи вычитания 12 - [] | |||
119. | 05.05 | Случаи вычитания 13 - [] | |||
120. | 08.05 | Случаи вычитания 14 - [] | |||
121. | 10.05 | Случаи вычитания 15 - [] | |||
122. | 12.05 | Случаи вычитания 16 - [] | |||
123. | 15.05 | Случаи вычитания 17 - [], 18 - [] | |||
124. | 16.05 | Закрепление изученного. | |||
125. | 17.05 | «Странички для любознательных». | |||
Итоговое повторение (7 час.). | |||||
126. | 19.05 | Нумерация чисел от 1 до 10. | |||
127. | 22.05 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 10. | |||
128. | 23.05 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 10. | |||
129. | 24.05 | Нумерация чисел от 1 до 20. | |||
130. | 26.05 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. | |||
131. | 29.05 | Итоговая контрольная работа | |||
132. | 30.05 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. |