Рабочая программа по математике за 1 класс по УМК «Школа России»
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(редакция от 08.06.2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах
образовательных организаций Кемеровской области в 2016-2017 учебном году» Рассмотрено на заседание кафедры Протокол № 9 от 4 апреля 2016 г.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
На основе авторской программы «Математика» авторов Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0000210, регистрационный номер: 14062 от 17.10.2013 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Основная цель курса:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения предмета математика в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развивать пространственное воображение;
- развивать математическую речь;
- формировать систему начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формировать умение вести поиск информации и работать с ней;
- развивать познавательные способности;
- воспитывать стремление к расширению математических знаний;
- формировать критичность мышления;
- развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулиро вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
3. Содержание учебного предмета.
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 час.)
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … »
Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0 (84 час.)
Нумерация (28 час)
Цифры и числа 1–5.Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство».
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание (56 час.)
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 (33 час)
Нумерация (12 час.)
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
Сложение и вычитание (21 час.)
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». (7 час.)
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|||
План. |
Факт. |
||||
1 четверть Счёт предметов (8 час.) |
|||||
1. |
02.09 |
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. |
|||
2. |
05.09 |
Счёт предметов |
|||
3. |
06.09 |
Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. |
|||
4. |
07.09 |
Временные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом». |
|||
5. |
09.09 |
Отношения «столько же», «больше», «меньше». |
|||
6. |
12.09 |
На сколько «больше» «меньше»? |
|||
7. |
13.09 |
На сколько «больше» «меньше»? |
|||
8. |
14.09 |
Повторение изученного. Проверочная работа №1 по теме «Счёт предметов». |
|||
Числа от 1 до 10. Число 0. |
|||||
Нумерация (25 час.) |
|||||
9. |
16.09 |
Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1 |
|||
10. |
19.09 |
Число и цифра 2. |
|||
11. |
20.09 |
Число и цифра 3. |
|||
12. |
21.09 |
. Знаки «+», «–», «=». |
|||
13. |
23.09 |
Число и цифра 4. |
|||
14. |
26.09 |
Отношения «длиннее», «короче». |
|||
15. |
27.09 |
Число и цифра 5. |
|||
16. |
28.09 |
Числа 1—5. Состав числа 5. |
|||
17. |
30.09 |
«Странички для любознательных» |
|||
18. |
03.10 |
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч |
|||
19. |
04.10 |
Ломаная линия. |
|||
20. |
05.10 |
Закрепление изученного. Проверочная работа №2 по теме «Нумерация чисел от1 до 5». |
|||
21. |
07.10 |
Знаки «>», «<», «=». |
|||
22. |
10.10 |
Понятия «равенство», «неравенство» |
|||
23. |
11.10 |
Многоугольник |
|||
24. |
12.10 |
Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 |
|||
25. |
14.10 |
Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. |
|||
26. |
17.10 |
Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 |
|||
27. |
18.10 |
Числа 8 и 9. Письмо цифры 9 |
|||
28. |
19.10 |
Число 10. |
|||
29. |
21.10 |
Повторение пройденного. Проверочная работа №3 по теме «Нумерация чисел от 6 до 10» |
|||
30. |
24.10 |
Проект: «Математика вокруг нас». |
|||
31. |
25.10 |
Единица длины сантиметр. |
|||
32. |
26.10 |
Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» |
|||
33. |
28.10 |
Число 0. |
|||
2 четверть Нумерация (3 час.) |
|||||
34. |
07.11 |
Сложение и вычитание с числом 0. |
|||
35. |
08.11 |
«Странички для любознательных» |
|||
36. |
09.11 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 4 по теме «Нумерация чисел». |
|||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (25 час.) |
|||||
37. |
11.11 |
Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1 |
|||
38. |
14.11 |
Сложение и вычитание вида □ + 1, □ + 1, □ – 1, □ – 1 |
|||
39. |
15.11 |
Сложение и вычитание вида □ + 2, □ – 2. |
|||
40. |
16.11 |
Слагаемые, сумма. |
|||
41. |
18.11 |
Задача. |
|||
42. |
21.11 |
Составление задач по рисунку. |
|||
43. |
22.11 |
Таблицы сложение и вычитание с числом 2. |
|||
44. |
23.11 |
Присчитывание и отсчитывание по 2. |
|||
45. |
25.11 |
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц |
|||
46. |
28.11 |
«Странички для любознательных». |
|||
47. |
29.11 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). |
|||
48. |
30.11 |
«Странички для любознательных». |
|||
49. |
02.12 |
Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3, |
|||
50. |
05.12 |
Прибавление и вычитание числа 3 |
|||
51. |
06.12 |
Повторение пройденного. Сравнение длин отрезков. |
|||
52. |
07.12 |
Таблицы сложение и вычитание с числом 3. |
|||
53. |
09.12 |
Присчитывание и отсчитывание по 3. |
|||
54. |
12.12 |
Решение задач. |
|||
55. |
13.12 |
Решение задач. |
|||
56. |
14.12 |
«Странички для любознательных». |
|||
57. |
16.12 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
|||
58. |
19.12 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
|||
59. |
20.12 |
Закрепление изученного |
|||
60. |
21.12 |
Закрепление изученного |
|||
61. |
23.12 |
Проверочная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание» «Проверим себя и оценим свои достижения» |
|||
3 четверть Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (31 час.) |
|||||
62. |
09.01 |
Закрепление изученного. |
|||
63. |
10.01 |
Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9. |
|||
64. |
11.01 |
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. |
|||
65. |
13.01 |
Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц ( двумя множествами предметов). |
|||
66. |
16.01 |
Сложение и вычитание вида □ ± 4. |
|||
67. |
17.01 |
Закрепление изученного. |
|||
68. |
18.01 |
Сравнение чисел. |
|||
69. |
20.01 |
Решение задач на сравнение. |
|||
70. |
23.01 |
Таблицы сложение и вычитание с числом 4. |
|||
71. |
24.01 |
Решение задач. |
|||
72. |
25.01 |
Переместительное свойство сложения. |
|||
73. |
27.01 |
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. |
|||
74. |
30.01 |
Таблица для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. |
|||
75. |
31.01 |
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
|||
76. |
01.01 |
Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
|||
77. |
03.02 |
Закрепление изученного. Решение задач. |
|||
78. |
06.02 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
|||
79. |
07.02 |
Проверочная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание» «Проверим себя и оценим свои достижения» |
|||
80. |
08.02 |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|||
81. |
10.02 |
Связь между суммой и слагаемыми. |
|||
82. |
13.02 |
Решение задач. |
|||
83. |
14.02 |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
|||
84. |
15.02 |
Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □. |
|||
85. |
17.02 |
Закрепление приема вычитания в случаях вида 6 – □, 7 – □. Решение задач. |
|||
86. |
27.02 |
Вычитание в случаях вида 8 – □, 9 – □, |
|||
87. |
28.02 |
Закрепление приема вычитания в случаях вида 8 – □, 9 – □. Решение задач. |
|||
88. |
01.03 |
Вычитание в случаях вида 10 – □, |
|||
89. |
03.03 |
Единица массы — килограмм. |
|||
90. |
06.03 |
Единица вместимости литр. |
|||
91. |
07.03 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
|||
92. |
10.03 |
Проверочная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание». |
|||
Числа от 1 до 20. Нумерация (8 час.) |
|||||
93. |
13.03 |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. |
|||
94. |
14.03 |
Образование чисел второго десятка. |
|||
95. |
15.03 |
Запись и чтение чисел второго десятка. |
|||
96. |
17.03 |
Единица длины дециметр. |
|||
97. |
20.03 |
Случаи сложения и вычитания вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 |
|||
98. |
21.03 |
Случаи сложения и вычитания вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 |
|||
99. |
22.03 |
«Странички для любознательных». Проверочная работа № 9 по теме «Нумерация чисел от 1 до 20». |
|||
100. |
24.03 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Работа над ошибками. |
|||
4 четверть Числа от 1 до 20. Нумерация (4 час.) |
|||||
101. |
03.04 |
Закрепление изученного. |
|||
102. |
04.04 |
Закрепление изученного. |
|||
103. |
05.04 |
Повторение пройденного. Подготовка к решению задач в два действия. |
|||
104. |
07.04 |
Составная задача. |
|||
Сложение и вычитание (21 час.) |
|||||
105. |
10.04 |
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
|||
106. |
11.04 |
Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 2, □ + 3 |
|||
107. |
12.04 |
Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 4. |
|||
108. |
14.04 |
Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 5. |
|||
109. |
17.04 |
Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 6. |
|||
110. |
18.04 |
Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 7. |
|||
111. |
19.04 |
Сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 8, □ + 9. |
|||
112. |
21.04 |
Таблица сложения |
|||
113. |
24.04 |
Таблица сложения |
|||
114. |
25.04 |
«Странички для любознательных». |
|||
115. |
26.04 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
|||
116. |
28.04 |
Общий приём вычитания однозначных чисел с переходом через десяток |
|||
117. |
02.05 |
Случаи вычитания 11 - [] |
|||
118. |
03.05 |
Случаи вычитания 12 - [] |
|||
119. |
05.05 |
Случаи вычитания 13 - [] |
|||
120. |
08.05 |
Случаи вычитания 14 - [] |
|||
121. |
10.05 |
Случаи вычитания 15 - [] |
|||
122. |
12.05 |
Случаи вычитания 16 - [] |
|||
123. |
15.05 |
Случаи вычитания 17 - [], 18 - [] |
|||
124. |
16.05 |
Закрепление изученного. |
|||
125. |
17.05 |
«Странички для любознательных». |
|||
Итоговое повторение (7 час.). |
|||||
126. |
19.05 |
Нумерация чисел от 1 до 10. |
|||
127. |
22.05 |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 10. |
|||
128. |
23.05 |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 10. |
|||
129. |
24.05 |
Нумерация чисел от 1 до 20. |
|||
130. |
26.05 |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. |
|||
131. |
29.05 |
Итоговая контрольная работа |
|||
132. |
30.05 |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. |