Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса с учётом УМК «Школа России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Школа России»,авторской программы «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5(е изд. — М. : Просвещение, 2015.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе начальной школы в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится по 1 ч в неделю, всего 34 часов в год, на 34 учебные недели.
В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета во 2 классе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе
Искусство и ты (34ч)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Как и чем работает художник (8 ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги.Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки
О чем говорит искусство (11 ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство (8 ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.
Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
2 класс 1 час в неделю, 34 уч. недели.
№ урока |
Раздел Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
||
план |
факт |
||||
Искусство и ты (34ч) Как и чем работает художник (8 часов) |
|||||
|
Три основных цвета — желтый, красный, синий. «Цветочная поляна». |
1ч |
|||
|
Белая и черная краски «Радуга на грозовом небе» |
1ч |
|||
|
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.«Осенний лес». |
1ч |
|||
|
Выразительные возможности аппликации «Осенний листопад - коврик аппликаций |
1ч |
|||
|
Выразительные возможности графических материалов «Графика зимнего леса». |
1ч |
|||
|
Выразительность материалов для работы в объеме «Звери в лесу». |
1ч |
|||
|
Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка» для вылепленных зверей.
|
1ч |
|||
|
Неожиданные материалы (обобщение темы) Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Изображение ночного праздничного города. |
1ч |
|||
Реальность и фантазия (7ч) |
|||||
|
Изображение и реальность «Наши друзья: птицы». |
1ч |
|||
|
Изображение и фантазия. «Сказочная птица». |
1ч |
|||
|
Украшение и реальность «Обитатели подводного мира» |
1ч |
|||
|
Украшение и фантазия. «Кружевные узоры» |
1ч |
|||
|
Постройка и реальность. «Подводный мир» «Узоры и паутины» |
1ч |
|||
|
Постройка и фантазия. |
1ч |
|||
|
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) |
1ч |
|||
О чем говорит искусство (11ч) |
|||||
|
Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. |
1ч |
|||
|
Изображение характера животных. Выражение животного с ярко выраженным характером.«Четвероногий герой». |
1ч |
|||
|
Изображение характера человека: женский образ. Женский образ русских сказок. |
1ч |
|||
|
Изображение характера человека: мужской образ. «Весёлый и грустный клоуны» |
1ч |
|||
|
Образ человека в скульптуре. Образ сказочного героя в объёме. |
1ч |
|||
|
Образ человека в скульптуре. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. |
1ч |
|||
|
Образ человека в скульптуре. Образ человека и его характер, выраженный в объеме |
1ч |
|||
|
Человек и его украшения. |
1ч |
|||
|
О чем говорят украшения. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. |
1ч |
|||
|
О чем говорят украшения. Образ здания.
|
1ч |
|||
|
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).«Замок Снежной Королевы» |
1ч |
|||
Как говорит искусство (8ч) |
|||||
|
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. |
1ч |
|||
|
Тихие и звонкие цвета |
1ч |
|||
|
Что такое ритм линий. |
1ч |
|||
|
Характер линий. |
1ч |
|||
|
Ритм пятен. |
1ч |
|||
|
Пропорции выражают характер. |
1ч |
|||
|
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности |
1ч |
|||
|
Обобщающий урок года.Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник. |
1ч |