Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по УМК «Школа 2100»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 "
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Лакиза Н.В. _______ «___» _________2015г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Горбунова А.В. ________ «___» _________2015г. |
«Утверждено» Директор МКОУ «СОШ № 7» Фаттахова Н.И._________ «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО
3а класс
(2015 – 2016 учебный год)
Шимон Светлана Владимировна,
1 квалификационная категория
Составлена на основе авторской программы
по изобразительному искусству
(авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство», Образовательная система «Школа2100»)
Рабочая программа по изобразительному искусству
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ № 7, Планируемых результатов начального общего образования, и авторской программы по изобразительному искусству (авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство», Образовательная система «Школа2100», 2011г.)
При организации образовательного процесса используется учебно– методический комплекс:
*О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская, «Разноцветный мир». Учебник для 3 класса; Баласс, 2012
*О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебникам «Изобразительное искусство» для 3 класса; Баласс, 2014
Методическое пособие для учителя:
Изобразительное искусство. Методические рекомендации для учителя. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская – М.: Баласс, 2012
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора.
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры.
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов.
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
Общая характеристика учебного процесса
Методы обучения ИЗО сводятся к обучению умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки.
Наглядный метод обучения ИЗО деятельности.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Специальные методы обучения ИЗО.
Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате.
Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.
Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы.
Механизмы формирования универсальных учебных действий.
Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Концепция программы по изобразительной деятельности предполагает формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
II. Общая характеристика учебного предмета
Актуальность изучения предмета.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Специфика предмета «Изобразительное искусство»
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство».
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается по одному часу в неделю, 34 часа в год. По программе в 3 классе на изучение предмета отводится 34 часа в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
*эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
*способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
*навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Работать по предложенному учителем плану.
• Отличать верно выполненное задание от неверного.
• Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Согласованно работать в группе:
а) планировать работу в группе;
б) распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся :
*Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
*Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
*Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшения человека;
*Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
*Использовать декоративные элементы, геометрические растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России ( с учётом местных условий)
*Осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
*Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
*Решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
*Передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления ит.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, художественного конструирования в собственной творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
*моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства.
VI. Содержание учебного предмета. 3-й класс (34 ч)
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27). Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью
(стр. 32–33 в рабочей тетради).
Занятие 19,20. (2 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 21,22 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради. Совмещение нескольких техник при работе акварельными краска- ми. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 23–25 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради. Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно
«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 26–27 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 28–31 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 32 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине.
Занятия 33–34 (2 ч). Выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
VII. Тематическое планирование.
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. |
Жанры живописи |
2 |
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Научиться определять особенности зимнего колорита. |
2 |
Портрет |
2 |
Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него. |
3 |
Цветовая гамма |
3 |
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения Знать, что такое цветовой круг. Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета. Отработать приёмы штриховки цветными карандашами. |
4 |
Декоративное панно |
3 |
Иметь представление о декоративном панно. Коллективное панно «Весёлые попугайчики». Изучить материалы на стр. 21 учебника и на стр. 6–7 рабочей тетради и выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленного летом. |
5 |
Форма. Светотень |
3 |
Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях. Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел. Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры. |
6 |
Люди и их лица |
3 |
Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица и уметь ими пользоваться. Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения. |
7 |
Народные промыслы. Золотая Хохлома |
2 |
Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промыслов. Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров. |
8 |
Плетёные орнаменты |
2 |
Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля. Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов. |
9 |
Волшебство акварели |
2 |
Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать эту технику в своей работе акварелью |
10 |
Мастер иллюстрации |
3 |
Иметь представление о творчестве И. Билибина. Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника |
11 |
Из истории искусства Древнерусская книга. |
2 |
Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси. Коллективный проект «Кириллица». |
12 |
Художник и театр. |
4 |
Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников. Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». |
13 |
Русский музей |
1 |
Знать историю основания Русского музея в Петербурге. Уметь рассказывать о картинах Русского музея. |
14 |
Проекты |
2 |
Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам |
ИТОГО |
34 ч. |
VIII. Планируемые результаты изучения предмета
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук вица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
IХ. Список используемой литературы:
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Автор Асмолов А.Г. «Просвещение», 2012
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. (Электронный документ)
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Электронный документ).
5. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» в 3 частях. Авторы М.Ю. Демидова, С.В. Иванов. Москва, Просвещение, 2011
.«Планируемые результаты начального общего образования». Авторы Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова. Москва, Просвещение, 2011
.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( СанПин 2.4.2.2621-10).
.Примерная образовательная программа «Школа 2100», Москва, Баласс, 2011
.Программа по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской, Москва, Баласс, 2011
10. Приоритетный национальный проект «Образование» :(Электронный документ)
11.«Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения»
Автор Асмолов А.Г . М. Педагогика, 2009
12.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг(Электронный документ)
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под редакцией В.В. Козлова. М.:Просвещение, 2011
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 34 часа (1 час х 34недели)
1четверть – 9 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
|
План |
Факт |
||||
Раздел 1. Жанры живописи (2часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
|||||
1 |
1 нед. |
Жанры живописи. Натюрморт. |
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи. Изучить натюрморт В.Хеды Стр. 4-7 |
Знать: Что такое натюрморт. Уметь рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. |
|
2 |
2 нед. |
Жанры живописи. Пейзаж. |
Особенности импрессионизма. Стр. 8-13 |
Знать в чем особенности метода живописи и импрессионистов. Уметь: писать пейзаж по своим воспоминаниям. |
|
Раздел 2. Портрет (2 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
|||||
3 |
3 нед. |
Исторический и батальный жанр живописи. Портрет. |
Понятие портрет, какие бывают портреты. Рисование портрета кого-то их своих друзей или близких в старинном костюме. Стр. 14 - 19 |
Знать: разновидности портретов; Особенности портретного жанра в живописи. Уметь: рисовать портрет. |
|
4 |
4 нед. |
Бытовой и анималистический жанры. |
Рисование животного в характерном для него движении. Стр. 20-25 |
Знать: особенности батального, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Уметь: делать наброски животных |
|
Раздел 3. Цветовая гамма (3 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
|||||
5 |
5 нед. |
Цветовая гамма. Цветик-семицветик |
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Стр. 26-27 |
Знать что такое цветовой круг живописного произведения. Уметь: смешивать основные цвета. |
|
6 |
6 нед. |
Штриховка и цветной тон. |
Работа цветными карандашами. Штриховка. Стр. 28 |
Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения; использовать прием штриховки цветными карандашами. |
|
7 |
7 нед. |
Рисунок цветными карандашами. |
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике Стр. 29 |
Знать: О цветовой гамме живописного произведения. Уметь: использовать приёмы штриховки цветными карандашами; анализировать изучаемое произведение изобразительного искусства. |
|
Раздел 4. Декоративное панно ( 3часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
|||||
8 |
8 нед. |
Панно из природного материала. |
Выполнение заданий на стр. 4-5 в тетради |
Знать: вид изобразительного искусства- декоративное панно выполненное в смешанной технике. Уметь: Изготавливать декоративное панно из природного материала. |
|
9 |
9 нед. |
Панно из природного материала. |
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Стр.30-31 |
Уметь: Изготавливать декоративное панно из природного материала, реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей. |
2 четверть – 7 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
|
План |
Факт |
||||
10 |
10 нед. |
Панно из природного материала. |
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала. |
Уметь: выполнять декоративное панно. |
|
Раздел 5. Форма. Светотень. ( 3 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
|||||
11 |
11 нед. |
Тон, форма, светотень. |
Выявление объема и формы граненых и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндры).Стр. 32 |
Объяснять, как распределяется светотень на различных поверхностях; выполнять различные виды штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки); передавать объем с помощью штриховки. |
|
12 |
12 нед. |
Натюрморт из геометрических фигур. |
Распределение светотени на различных поверхностях. Стр. 33 |
Знать: алгоритм рисования натюрморта. Уметь: рисовать натюрморт из геометрических тел; распределять светотень на различных поверхностях. |
|
13 |
13 нед. |
Натюрморт из геометрических фигур. |
Рисование натюрморта из геометрических фигур с натуры. Стр. 12,13 в тетради |
Знать: плоские и объемные предметы, находящиеся рядом. Уметь: передавать объем с помощью штриховки. |
|
Раздел 6. Люди и их лица. ( 3 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
|||||
14 |
14 нед. |
Люди и их лица. Пропорции. |
Изучение основных пропорций человеческого лица. Стр. 34,35 |
Знать: Что такое пропорции и соразмерность. Уметь: пользоваться представлениями о пропорциях; делать наброски простым карандашом; прорисовывать детали. |
|
15 |
15 нед. |
Люди и их лица. Приметы. возраста. |
Тренировка наблюдательности: изменение лица человека с возрастом. Стр. 36 |
Знать: как изменяется лицо человека с возрастом . Уметь: делать наброски простым карандашом, прорисовывать детали. |
|
16 |
16 нед. |
Люди и их лица. Мимика. |
Зарисовки разных эмоций человека. Стр. 37 |
Знать: как изменяется лицо человека со сменой настроения . Уметь: делать наброски простым карандашом, прорисовывать детали. |
3 четверть – 10 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
||
План |
Факт |
|||||
Раздел 7. Народные промыслы. Золотая Хохлома. ( 2 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
||||||
17 |
17 нед. |
Народные промыслы. Золотая Хохлома. |
Изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи. Стр. 38 |
Знать: историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать ее от других народных промыслов. Уметь: реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей. |
||
18 |
18 нед. |
Изделия русских мастеров. Хохломские сувениры. |
Расписывание тарелки или шкатулки в технике хохломской росписи. Стр. 39 |
Знать историю и особенности хохломской росписи и уметь отличать ее от других народных промыслов; реализовать творческий замысел на основе жанровых закономерностей. |
||
Раздел 8. Плетёные орнаменты (2 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
||||||
19 |
19 нед. |
Плетёные орнаменты. Звериный стиль. |
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Стр. 40-41 |
Знать: о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля. Уметь: понимать, какие изображения являются элементами таких орнаментов. |
||
20 |
20 нед. |
Плетёные орнаменты. Звериный стиль. |
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Стр. 40-41 |
Знать: о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля. Уметь: понимать, какие изображения являются элементами таких орнаментов. |
||
Раздел 9. Волшебство акварели. ( 2 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
||||||
21 |
21 нед. |
Совмещение нескольких техник в работе акварелью. |
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Стр. 42 |
Уметь: Работать акварелью, совмещая различные техники. |
||
22 |
22 нед. |
Техника отпечатка. |
Техника отпечатка. Стр. 43 |
Уметь: использовать технику отпечатка в своей работе акварелью; реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей. |
||
Раздел 10. Мастер иллюстрации. ( 3 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
||||||
23 |
23 нед. |
Мастер иллюстрации И. Билибин. Иллюстрации к сказкам. |
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 44 |
Знать: о творчестве И. Билибина; объяснять, в чём состоят особенности билибинского стиля. |
||
24 |
24 нед. |
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» |
Рисование в любой технике иллюстрации. Стр. 45 |
Уметь: выполнять рисование в любой технике иллюстраций к сказке. |
||
25 |
25 нед. |
Иллюстрация к русской народной сказке «Древнерусский витязь и девица-красавица». |
Рисование в любой технике иллюстрации. Стр. 44, 45 в тетради |
Уметь: выполнять рисование в любой технике иллюстраций к сказке. |
||
Раздел 11. Из истории искусства. Древнерусская книга. ( 2 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
||||||
26 |
26 нед. |
Из истории искусства. Древнерусская книга. |
Знакомство с древнерусской книгой. Стр. 50 |
Знать: что такое буквица, лицевая рукописи |
||
4 четверть – 8 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
||||
план |
факт |
|||||||
27 |
27нед. |
Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. |
Знакомство с историей искусства. Как украшали рукописные книги. Стр. 51 |
Уметь: Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали. |
||||
Раздел 12. Художник и театр. (4 часа) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
||||||||
28 |
28 нед. |
Знакомство с театральной живописью. |
Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Стр. 52 - 53 |
Знать: Как создаётся театральный спектакль. Уметь: выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов. |
||||
29 |
29 нед. |
Изготовление декораций к кукольному спектаклю по сказке П.Бажова «Серебряное Копытце». |
Рабочая тетрадь стр. 14 - 19 |
Уметь: выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов. |
||||
30 |
30 нед. |
Изготовление декораций к кукольному спектаклю по сказке П.Бажова «Серебряное Копытце». |
Рабочая тетрадь стр. 14 - 19 |
Уметь: выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов. |
||||
31 |
31 нед. |
Изготовление фигурок персонажей кукольному спектаклю по сказке П.Бажова «Серебряное Копытце». |
Рабочая тетрадь стр. 14 - 19 |
Уметь: выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов. |
||||
Раздел 13. Русский музей. (1 час) Метапредметные универсальные учебные действия Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) |
||||||||
32 |
32 нед |
Русский музей Санкт -Петербурга. |
Изучение истории Русского музея. Стр. 54 - 55 |
Знать: историю основания Русского музея в Петербурге. Уметь: рассказывать о картинах Русского музея; понимать значение музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства. |
||||
Раздел 14. Проекты.(2 часа) |
||||||||
33 |
33 нед |
Изготовление открыток к праздникам. |
Выполнение проектных заданий Стр.60 - 61 |
Уметь: Выполнять подарки к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. |
||||
34 |
34 нед |
Изготовление открыток к праздникам. |