Рабочая программа учебного курса по русскому языку (2 класс)
Черкинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована МО Утверждена
учителей начальных классов приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
Протокол № 1 от 27. 08. 2018 от 30. 08. 2018 г. № 400
Рабочая программа
учебного курса по русскому языку
для 2 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов,
писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел «Мир общения» (17 часов)
Мир общения. Собеседники (5 ч)
Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результаты общения. Язык – самое удобное и основное средство общения. Различие устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.
Характеристика деятельности учащихся Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Активизировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый – ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационно-звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебных задач: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально-эстетические нормы в процессе общения. Составлять диалоги на заданные темы.
Слово, предложение и текст в речевом общении (8 ч)
Различия функции слова и предложения. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы тексов: текст-описание, текст-рассуждение.
Характеристика деятельности учащихся: Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мыслив каждой смысловой части текста ( с помощью учителя). Практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40-55 слов ( с использованием вопросов).
Главный помощник в общении – родной язык (4 ч)
Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно образные модели слов и предложений.
Характеристика деятельности учащихся: Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст, определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам.
Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (71 час)
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7 ч)
Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звуки и глухие, твёрдые и мягкие. Алфавит. Название букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов. Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. Понятие орфограммы.
Характеристика деятельности учащихся: Рассказывать о главных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знание алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела, рисунков.
Звук Й и буква й ( 4 ч)
Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.
Характеристика деятельности учащегося: Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й.
Звук э и буква э ( 2ч)
Слова с буквой э в начале и в середине слова.
Характеристика деятельности учащихся: Орфографически верно писать слова с буквой э.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме ( 8 ч)
Парные и непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, обозначают два звука.
Характеристика деятельности учащихся: Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, я, ю, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью е, ё, ю, я, и
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн-щн (8 ч)
Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм с данными буквосочетаниями.
Характеристика деятельности учащихся: писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу и т.д. Объяснять, почему эти написания являются традиционными.
Слог. Перенос слов (4ч)
Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса.
Характеристика деятельности учащихся: Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.
Ударение. Ударный слог. (3 ч)
Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарём.
Характеристика деятельности учащихся: Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный гласный слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы.
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Правописание слов с непроверяемыми написаниями (11 ч).
Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове. Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. Развивать навыки работы с орфографическим словарём.
Характеристика деятельности учащихся: Подбирать проверочные слова. Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, искажений, пропусков. Работать с орфографическим словарём.
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (9 ч).
Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов.
Характеристика деятельности учащихся: объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму. Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфограмически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова.
Слова с удвоенными согласными (3 ч)
Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными.
Характеристика деятельности учащихся: Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.
Непроизносимые согласные (3 ч)
Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.
Характеристика деятельности учащихся: Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфограмически правильно слова с непроизносимыми согласными.
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь и, Ъ) (9 ч)
Употребление разделительного мягкого после согласных перед буквами е,ё, ю, я, и. первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака.
Характеристика деятельности учащихся: наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в школе и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.
Раздел «Слово и его значение» (20 часов).
Что рассказало слово (4 ч)
Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения ( с помощью простейших структурно-семантических моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения).
Характеристика деятельности учащихся: составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в соответствии учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового).
Имена собственные и нарицательные (3 ч)
Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичные предмет (имена собственные).
Слова с несколькими значениями (2 ч)
Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).
Характеристика деятельности учащихся: Объяснять принцип возникновения нескольких значений одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1 ч)
Характеристика деятельности учащихся: различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.
Слова, близкие по значению (синонимы) (3 ч)
Синонимы, их роль в речи.
Характеристика деятельности учащихся: объяснять роль в речи синонимов как средств обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях.
Слова, противоположные по значению (анонимы) 2 ч.
Роль антонимов в речи.
Характеристика деятельности учащихся: Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснил их роль.
Устойчивые сочетания слов (1 ч)
Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.
Характеристика деятельности учащихся: объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи.
Тематические группы слов (4 ч)
Распределение слов по тематическим группам.
Характеристика деятельности учащихся: распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение)как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.
Раздел «Состав слова» (18 часов)
Как собрать и разобрать слово (1 ч)
Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдение за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
Характеристика деятельности учащихся: наблюдать за строением слова на наглядно-образные модели состава слова называть части слова.
Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (7 ч)
закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание коня в родственных словах. Правописание безуданых гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.
Характеристика деятельности учащихся: находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова , образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение коня. Различать корни с омонимичным значением. Примерять алгоритм проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в коне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в коне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.
Приставка (3 ч)
Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову. Правописание разделительного твёрдого знака.
Характеристика деятельности учащихся: выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставку (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков.
Суффикс (2 ч)
Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т.п)
Характеристика деятельности учащихся: выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи)
Окончание (3 ч)
Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.
Характеристика деятельности учащихся: правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.
Раздел «Части речи» (36 часа)
Что такое части речи (3 ч)
Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.
Характеристика деятельности учащихся: определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполения заданий и усвоения грамматических понятий приёма наглядно-образного и логического мышления.
Имя существительное ( 10 ч)
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов – грамм).
Характеристика деятельности учащихся: осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных.
Глагол (7 ч)
Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, использовать глаголы.без введения термина). Роль глаголов в речи.
Характеристика деятельности учащихся: находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число
Имена прилагательные ( 8 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по числам. Роль имён прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи.
Характеристика деятельности учащихся: находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя имена прилагательные, подбирая имена прилагательные с синонимическим и антонимическим значении.
Предлог ( 8 ч)
Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.
Характеристика деятельности учащихся: применять алгоритм определения различия между предлогами и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.
Раздел «Предложение. Текст» (13 часов)
Предложение. Текст (13 часов)
Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Текст, определение текста, типы текстов. Записка как вид текста, её особенности. Письмо как вид текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности.
Характеристика деятельности учащихся: оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения тексты с изученными орфограммами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
развивать внимание к устной и письменной речи;
формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов
писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
обучающиеся должны знать:
— названия и порядок букв русского алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
— правила переноса слов;
— признаки предложения и текста;
— правила речевого этикета.
обучающиеся должны уметь:
— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
— различать устные и письменные формы общения;
— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
— проверять написанное, сравнивая с образцом;
— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
— писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
— правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
— находить в предложении главные члены;
— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
— письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;
— писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.
Тематическое планирование
п\н |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Форма контроля |
1. |
Мир общения |
17 |
Вступление в диалог: рассуждение о том, зачем человеку общение. Определение недостатков древних способов передачи информации. Повторение изученных в 1 классе орфограммы. Определение, что такое слово, предложение и текст в речевом общении Поиск выхода из проблемной ситуации. Работа со словами тематической группы . Выяснение различий между словом и предложением. Работа в паре: чтение текста и определение границ предложений. Наблюдение за разными по цели высказывания предложениями. Знакомство с терминами: повествовательное, побудительное и вопросительное предложения. Определение типов предложения по цели высказывания и по интонации. Анализ разных групп предложений, выяснение, какая группа является текстом Определение логической последовательности предложений в тексте. Составление текстов различных типов по рисункам. Наглядное представление структуру языка. |
Словарный диктант, списывание, тестовые задания. Текущий |
2. |
Звуки и буквы. Слог. Ударение. |
71 |
Нахождение буквы парных и непарных согласных. Выполнение сопоставительной характеристики гласных и согласных звуков. Повторение алфавита. Вступление в диалог по теме образования гласных и согласных звуков в окружающем мире. Сравнение написания и произношения слов. Определение слов с проверяемым и непроверяемым написанием. изменение слова так, чтобы в них появился звук [й]. Составление текста по рисунку со словами, содержащими букву Й. Выделение звука и буквы Э в словах. Работа над парными и непарными по твёрдости-мягкости звуками. Уточнение роли мягкого знака. Объяснение, почему количество звуков одинаковое и какие звуки обозначает одна и та же буква. Распределение слов на две группы в зависимости от роли йотированных букв. объяснение способов обозначения мягкости согласных звуков в словах, записанных на доске. Отработка написания правил ЖИ – Ши с помощью упражнений учебника. Разграничение ударного и безударного написания буквосочетаний ЧА-ЩА. Изучение правил написания ЧК, ЧН, ЩН. Деление слов на слоги и сравнение с делением слов для переноса с одной строки на другую. Наблюдение за ролью ударения при различении одинаково написанных слов. Определение, как нужно проверять буквы безударных гласных звуков. Поиск ответа на вопрос: «Что такое родственные слова?». Определение слов, в которых не совпадает количество звуков и букв. Знакомство ещё с одним видом таких слов – слова с удвоенными согласными. Определения правила переноса слов с удвоенной согласной, закрепление правила с помощью упражнений учебника. Нахождение непроизносимых согласных в словах. Выяснение функций мягкого знака в словах. Рассуждение на тему «Умеют ли дети писать письма?». Чтение образца поздравительного письма. Составление своего объявления |
Словарный диктант, списывание, тестовые задания, контрольный диктант, изложение, сочинение. Текущий, индивидуальный, итоговый. |
3. |
Слово и его значение. |
20 |
Рассуждение, должен ли человек стремиться узнать как можно больше слов. Чтение образцов словарных статей из толкового словаря. Определение и написание имен собственных и нарицательных. Определение заглавной буквы в именах собственных и нарицательных. Ответ на вопрос: «Может ли одно и тоже слово называть два разных предмета?» Изучение слов омонимов. Выделение роли омонимов в речи. Подбор синонимов к данным словам. Нарождение слов с противоположным значением. Наблюдение за особенностями значения фразеологического оборота. |
Словарный диктант, списывание, тестовые задания, контрольный диктант, изложение. Текущий, индивидуальный, итоговый |
4. |
Состав слова |
18 |
Вступление в диалог, ответы на вопрос: «Из чего состоят слова?». Нахождение однокоренных слов, выделение корня в заданных словах. Знакомство с этимологией слова приставка. Наблюдение за написанием разделительного твёрдого знака, определение вывода о случаях употребления разделительного твердого знака. Нахождение суффиксов в словах и определение их значения. Наблюдение за текстом, в котором слова употреблены с неверными окончаниями. Определение функции окончания. |
Словарный диктант, списывание, тестовые задания, контрольный диктант, изложение Текущий, индивидуальный, итоговый. |
5. |
Части речи. |
36 |
Нахождение слов разных частей речи, распределение их по группам. Определение общих свойств, которые имеют слова одной части речи. Нахождение в тексте имен существительных нужного числа. Наблюдение за тем, как глаголы изменяются по числам. Определение, к какому предложению можно добавить слово сейчас, а к какому – вчера. Нахождение имен прилагательных в связном тексте. Нахождение тематических групп имен прилагательных. Определение значения предлога в предложении. Употребление предлогов в соответствии с речевыми нормами. |
Словарный диктант, списывание, тестовые задания, контрольный диктант, изложение, сочинение. Текущий, индивидуальный, итоговый. |
6 |
Предложение. Текст. |
13 |
Нахождение слов разных частей речи, распределение их по группам. Определение общих свойств, которые имеют слова одной части речи. Нахождение в тексте имен существительных нужного числа. Наблюдение за тем, как глаголы изменяются по числам. Определение, к какому предложению можно добавить слово сейчас, а к какому – вчера. Нахождение имен прилагательных в связном тексте. Нахождение тематических групп имен прилагательных. Определение значения предлога в предложении. Употребление предлогов в соответствии с речевыми нормами. |
Словарный диктант, списывание, тестовые задания, контрольный диктант, изложение, сочинение. Текущий, индивидуальный, итоговый. |
Итого: |
175 |
Утверждено приказом
МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30. 08. 2018 г. № 400
Календарно – тематическое планирование по русскому языку на 2 класс
№ п/п |
Темы разделов и уроков |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Мир общения. Собеседники. |
1 |
3.09 |
|
2 |
История письма. |
1 |
4 |
|
3 |
Письменная речь. |
1 |
5 |
|
4 |
Условия письменного сообщения. |
1 |
6 |
|
5 |
Учимся писать письма. |
1 |
7 |
|
6 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
10 |
|
7 |
Слова с непроверяемым написанием. |
1 |
11 |
|
8 |
Слово и предложение. |
1 |
12 |
|
9 |
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. |
1 |
13 |
|
10 |
Восклицательные и невосклицательные предложения. |
1 |
14 |
|
11 |
Основные свойства текста. |
1 |
17 |
|
12 |
Последовательность предложений в тексте. |
1 |
18 |
|
13 |
Типы текстов. |
1 |
19 |
|
14 |
Главный помощник в общении – родной язык. |
1 |
20 |
|
15 |
Богатства языка. |
1 |
21 |
|
16 |
Контрольная работа по разделу «Мир общения» |
1 |
24 |
|
17 |
Работа над ошибками |
1 |
25 |
|
Раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». (71 час) |
||||
18 |
Гласные и согласные звуки и буквы |
1 |
26 |
|
19 |
Алфавит. Роль алфавита. |
1 |
27 |
|
20 |
Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи |
1 |
28 |
|
21 |
Соотношения «звук-буква» в словах |
1 |
1.10 |
|
22 |
Правописание безударных гласных, парных согласных |
1 |
2.10 |
|
23 |
Общение людей. Виды речи. |
1 |
||
24 |
Звук [й’] и буква Й |
1 |
||
25 |
Перенос слов с буквой Й в середине слова |
1 |
||
26 |
Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи» |
1 |
15.10 |
|
27 |
Звук [э] и буква Э |
1 |
||
28 |
Написание слов с буквой Э |
1 |
||
29 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
1 |
||
30 |
Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме. |
1 |
||
31 |
Волшебный мягкий знак. |
1 |
||
32 |
Перенос слов с мягким знаком |
1 |
||
33 |
Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И |
1 |
||
34 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки |
1 |
||
35 |
Обозначение мягких согласных звуков на письме. |
1 |
||
36 |
Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И |
1 |
||
37 |
Способы обозначения мягких согласных звуков на письме. |
1 |
||
38 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Повторение изученных орфограмм. |
1 |
||
39 |
Шипящие согласные звуки. |
1 |
||
40 |
Правописание слов с сочетаниями Жи-Ши |
1 |
||
41 |
Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ |
1 |
||
42 |
Правописание буквосоче- таний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ |
1 |
||
43 |
Правописание буквосочета ний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ |
1 |
||
44 |
Повторение изученных орфограмм: буквосочетания с шипящими согласными звуками |
1 |
||
45 |
Шипящие согласные звуки |
1 |
||
46 |
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН |
1 |
||
47 |
Учимся писать изложение |
1 |
||
48 |
Контрольный диктант по теме: «Правописа-ние букво-сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН» |
1 |
||
49 |
Работа над ошибками |
1 |
||
50 |
Правила деления слов на слоги |
1 |
||
51 |
Слог. Перенос слов. |
1 |
||
52 |
Закрепление изученного материала. |
1 |
||
53 |
Ударение. |
1 |
||
54 |
Ударение. Ударный слог. |
1 |
||
55 |
Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. |
1 |
||
56 |
Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е |
1 |
||
57 |
Родственные слова. |
1 |
||
58 |
Смысловая связь в родственных словах |
1 |
||
59 |
Правописание безударных гласных. |
1 |
||
60 |
Урок – игра «Знатоки русского языка» |
1 |
||
61 |
Безударные гласные, непроверяемые ударением |
1 |
||
62 |
Написание непроверяемых безударных гласных |
1 |
||
63 |
Правописание слов с двумя безударными гласными |
1 |
||
64 |
Слова с двумя безударными гласными. |
1 |
||
65 |
Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме» |
1 |
||
66 |
Работа над ошибками |
1 |
||
67 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. |
1 |
||
68 |
Парные согласные |
1 |
||
69 |
Звонкие и глухие парные согласные в конце слова |
1 |
||
70 |
Непарные по звонкости-глухости согласные |
1 |
||
71 |
Звонкие и глухие парные согласные в середине слова |
1 |
||
72 |
Способы проверки парных согласных в середине слова |
1 |
||
73 |
Закрепление пройденного материала |
1 |
||
74 |
Проверочная работа по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.» |
1 |
||
75 |
Слова с удвоенными согласными |
1 |
||
76 |
Правила переноса слов с удвоенными согласными |
1 |
||
77 |
Правописание слов с удвоенными согласными |
1 |
||
78 |
Непроизносимые согласные |
1 |
||
79 |
Причины появления непроизносимых согласных в словах |
1 |
||
80 |
Правописание слов с непроизносимой согласной |
1 |
||
81 |
Разделительный мягкий знак |
1 |
||
82 |
Две функции мягкого знака в словах |
1 |
||
83 |
Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного |
1 |
||
84 |
Написание поздравительного письма |
1 |
||
85 |
Разделительный мягкий и твёрдый знаки |
1 |
||
86 |
Написание объявления |
1 |
||
87 |
Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». |
1 |
||
88 |
Работа над ошибками |
1 |
||
Раздел «Слово и его значение». (20 часов) |
||||
89 |
Что рассказало слово |
1 |
||
90 |
Понятийное (обобща- ющее) значение слова |
1 |
||
91 |
Разновидности толковых словарей |
1 |
||
92 |
Имена собственные и нарицательные |
1 |
||
93 |
Правописание имён собственных |
1 |
||
94 |
Имена собственные и нарицательные |
1 |
||
95 |
Слова с несколькими значениями |
1 |
||
96 |
Многозначные слова |
1 |
||
97 |
Роль слов с переносным значением |
1 |
||
98 |
Слова похожие, но разные (омонимы) |
1 |
||
99 |
Слова, близкие по значению (синонимы) |
1 |
||
100 |
Использование синонимов в речи. |
1 |
||
101 |
Роль слов-синонимов в речи. |
1 |
||
102 |
Слова, противоположные по значению (антонимы) |
1 |
||
103 |
Закрепление изученного материала |
1 |
||
104 |
Устойчивые сочетания слов |
1 |
||
105 |
Тематические группы слов |
1 |
||
106 |
Обобщение изученного материала |
1 |
||
107 |
Повторение раздела «Слово и его значение» |
1 |
||
108 |
Контрольный тест |
1 |
||
Раздел «Состав слова». (18 часов) |
||||
109 |
Как собрать и разобрать слово |
1 |
||
110 |
Морфемный состав слова |
1 |
||
111 |
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. |
1 |
||
112 |
Правописание однокоренных слов |
1 |
||
113 |
Правописание безударных гласных звуков в корне слова |
1 |
||
114 |
Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова» |
1 |
||
115 |
Работа над ошибками |
1 |
||
116 |
Повторение изученного |
1 |
||
117 |
Правописание слов с изученными орфограммами |
1 |
||
118 |
Приставка |
1 |
||
119 |
Употребление разделительного твёрдого знака |
1 |
||
120 |
Разделительные твёрдый и мягкий знаки |
1 |
||
121 |
Суффикс |
1 |
||
122 |
Роль суффиксов в речи |
1 |
||
123 |
Окончание |
1 |
||
124 |
Состав слова (обобщение знаний) |
1 |
||
125 |
Контрольная работа по разделу «Состав слова» |
1 |
||
126 |
Работа над ошибками |
1 |
||
Раздел «Части речи». (36 часов) |
||||
127 |
Что такое части речи |
1 |
||
128 |
Части речи |
1 |
||
129 |
Общие признаки слов |
1 |
||
130 |
Имя существительное |
1 |
||
131 |
Имя существительное |
1 |
||
132 |
Составление словосочетаний с именами существи-тельными |
1 |
||
133 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
1 |
||
134 |
Правописание собственных имён существительных |
1 |
||
135 |
Употребление заглавной буквы в именах собственных |
1 |
||
136 |
Категория числа имени существительного |
1 |
||
137 |
Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа |
1 |
||
138 |
Проверочная работа по теме: «Имя существительное» |
1 |
||
139 |
Глагол |
1 |
||
140 |
Глагол |
1 |
||
141 |
Тематические группы глаголов |
1 |
||
142 |
Изменение глаголов по числам |
1 |
||
143 |
Глаголы и нормы речевого этикета |
1 |
||
144 |
Изменение глаголов по временам |
1 |
||
145 |
Роль глагола в образовании предложения |
1 |
||
146 |
Проверочная работа по теме «Глагол» |
1 |
||
147 |
Работа над ошибками |
1 |
||
148 |
Имя прилагательное |
1 |
||
149 |
Роль имён прилагательных в речи |
1 |
||
150 |
Роль имён прилагательных в речи |
1 |
||
151 |
Число имени прилагатель- ного |
1 |
||
152 |
Имена прилагательные тематических групп |
1 |
||
153 |
Сочинение-миниатюра |
1 |
||
154 |
Части речи (обобщение знаний) |
1 |
||
155 |
Словесные средства создания художественного образа |
1 |
||
156 |
Предлог |
1 |
||
157 |
Правописание предлогов |
1 |
||
158 |
Правописание предлогов |
1 |
||
159 |
Способы разграничения предлога и приставки |
1 |
||
160 |
Литературные нормы употребления предлогов в речи |
1 |
||
161 |
Контрольная работа по разделу «Части речи» |
1 |
||
162 |
Работа над ошибками |
1 |
||
Раздел «Предложение. Текст». (13 часов) |
||||
163 |
Предложение |
1 |
||
164 |
Главные члены предложения |
1 |
||
165 |
Главные члены предложения |
1 |
||
166 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
||
167 |
Распространённое и нераспростра-нённое предложения |
1 |
||
168 |
Связь предложений в тексте |
1 |
||
169 |
Связь и оформление предложений в тексте. |
1 |
||
170 |
Типы текстов |
1 |
||
171 |
Записка |
1 |
||
172 |
Письмо |
1 |
||
173 |
Приглашение |
1 |
||
174 |
Проверочная работа по теме: «Предложение. Текст» |
1 |
||
175 |
Общение человека с природой |
1 |