Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса по УМК «Школа России»

2
0
Материал опубликован 5 June 2019 в группе
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 21»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______ А.А. Постникова

Протокол №_____

от «_01_»__09_2018г.

 

 

«Утверждаю»

Директор  МБОУ

«Школа № 21»

________  Н.Ю. Ерохина

Приказ №_____ 

от «__01__»__09__2018г.

        

Рабочая программа

по предмету «Окружающему миру»

в 1 _ классе

на 2018-2019 учебный год

( 66 часов, 2 часа в неделю)

 Составила Постникова Анжела Александровна,учитель высшей квалификационной категории                                                                               

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»  для 1_  класса МБОУ «Школа № 21» г. Рязани  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1—4 классы»

Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

 Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных  учреждений.  В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:

•  Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»с изменениями и дополнениями..

•  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

•  Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требова­ниям Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, поэтому в  рабочую программу по окружающему миру в 1  классе  МБОУ «Школа №21»   не внесено изменений.

      Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение  следующих целей:

·        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

·        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

·        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

·        формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

     Основными задачами реализации содержания курса являются:

·        Изучить различные процессы и явления окружающего мира;

·        Развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;

·        Развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;

·        Развить представление о пространстве и времени.

·        Сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;

          В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:

·        Сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

·        Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·        Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей);

·        Развивать навыки установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1.      Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений е. В 2 частях. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2.      Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова: 1 класс

Место курса в учебном плане

     На изучение предмета  «Окружающий мир» в 1   классе  в соответствии со школьным учебным планом МБОУ «Школа  №21» отводится 66 часов (1 час в неделю, 33 учебные недели).

Учебно - тематический план по курсу «Окружающий мир» 1 класс

Раздел

Кол-во               часов

1

Введение

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

 

Итого

66

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

         Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

         Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

         Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

         В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальныхучебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

         Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

         Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

         Учиться работать по предложенному учителем плану.

         Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

         Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.      

Познавательные УУД:

         Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

         Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

         Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

         Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.       

Коммуникативные УУД:

         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

         Слушать и понимать речь других.

         Выразительно читать и пересказывать текст.

         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

         Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

         Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

         называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

         объяснять, как люди помогают друг другу жить;

         называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

         называть основные особенности каждого времени года.

         оценивать правильность поведения людей в природе;

         оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса по окружающему миру

Ученик научится:

         различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;

         выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

         выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными;

         использовать основные формы приветствия, просьбы и прочего в отношениях с другими людьми;

         выполнять правила поведения в общественных местах;

         составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать?»;

         различать овощи и фрукты.

         находить безопасную дорогу от дома до школы;

знать:

         важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;

         название страны, в которой они живут, её столицу;

         символы России: флаг, герб, гимн;

         простейшие правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;

         название дней недели, времен года;

         имена и отчества родителей;

         основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

         культуру поведения в общественных местах;

         цвета радуги;

         назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

Ученик получит возможность научиться:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

         установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

         оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

         удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

            Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

 Критериями оценивания являются:

·        соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

·        динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления  первоклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся  в форме тестов и практических работ

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме и в форме проектов.

·        Моя малая Родина

·        Моя семья

·        Мой класс и моя школа

·        Мои домашние питомцы

Основанием для   итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой  комплексной работы и портфолио ученика.

ПЕРЕЧЕНЬ учебно-методического и Материально-технического  обеспечения  образовательного процесса

Информационные источники

Нормативные

1.      Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты нового поколения / Научный  руководитель учебно-методического комплекса, кандидат педагогических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.

2.      Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 120 с. – (Стандарты второго поколения)

Учебно-методическая литература для педагога:

1.      Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2014. – 384 с.

2.      Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2014. -63 с.

Учебные пособия для обучающихся

1.      Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014 -143 с.

2.      Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для обучающихся образовательных учреждений / А.А. Плешаков.  - М.: Просвещение, 2014

3.      Плешаков А.А. Зелёные страницы.  Книга для обучающихся начальных классов / А.А. Плешаков.  - М.: Просвещение, 2014.

4.      Плешаков А.А, Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для обучающихся образовательных учреждений  / А.А. Плешаков, А.А.Румянцев. - М.: Просвещение, 2014.

Электронные ресурсы

·        Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

·        Учительский портал: http://www.uchportal.ru/     и      http://www.zavuch.info/

·        официальный сайт образовательной программы «Школа России»:school-russia.prosv.ru

·        Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/

·        Окружающий мир. 1класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.

·        В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

Материально-техническое оснащение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.      Научно-популярные, художественные книги для чтения;

2.      Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Печатные пособия

1.      Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;

2.      Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.);

3.      Географические и исторические настенные карты;

4.      Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.      Термометры для измерения температуры воздуха, воды;

2.      Лупа;

3.      Компас;

4.      Часы с синхронизированными стрелками;

5.      Модели дорожных знаков;

6.      Муляжи фруктов.

Игры

1.      Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр);

2.      Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Электронно-звуковые пособия

1.      Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения;

2.      Презентации( архив),  соответствующие содержанию обучения .

Оборудование класса

1.      Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев;

2.      Стол учительский;

3.      Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр;

4.      Настенные доски

5.      Компьютер

6.      Проектор


Рабочая программа
DOCX / 41.53 Кб

КТП
DOC / 224.5 Кб

Комментарии
Комментариев пока нет.