Рабочая программа по курсу «Смысловое чтение» (2–3 классы)

0
0
Материал опубликован 5 December

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по курсу «Смысловое чтение»

во 2 - 3 классах


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составители: Якимова В.Ф., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.


 

2024 – 2025 уч.год.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Пояснительная записка……………………………………...……с. 2

 

Структура, содержание курса…………………………………….с. 4

 

Планируемые результаты освоения курса………………...…….с. 6

 

Оценка достижения планируемых результатов…………………с. 7

 

Учебно - методическое обеспечение……………………………с. 8

 

Тематическое планирование…………………………………….с. 8


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Смысловое чтение» разработана на основе рабочей авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М. В. Бойкиной и учебников по литературному чтению для 3 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина). Основным средством для организации занятий является учебно-методическое пособие авторов Бойкиной М.В., Бубновой И.А. «Смысловое чтение 2- 3 класс», издательство «Просвещение» 2024 год и реализует общеинтеллектуальное направление.

Данный курс соответствует основным положениям ФГОС НОО, рассматривается как начальный базовый этап в литературном образовании ученика. Обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, творческих способностей, умения воспринимать полноценно литературное произведение.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например ,«ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

 

Цели и задачи курса

 

Изучение курса «Смысловое чтение» в начальной школе направлено на достижение

следующей цели: формирование читательской компетентности, а именно осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, развитие посредством овладения читательской компетентностью смыслового чтения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание

текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

освоение общекультурных навыков чтения и работы с текстами; воспитание интереса к чтению и к книге;

овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы,

являются:

художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

коммуникативности, реализующий диалоговую форму занятия и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения.

Таким образом, отличительные особенности данного кура являются следующие:

формирование ценностных ориентаций;

Направленность занятий по развитию смыслового чтения ориентировано на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту детей и интересно им.

формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей

точки зрения);

Обучающиеся включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических проблем. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение;

формирование информационной культуры младших школьников, в том числе

библиографической культуры;

Ученик работает не только с художественными текстами, но и с учебными, научно-познавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами.

формирование литературного творчества, в том числе развитие

исследовательского поведения учащихся средствами предмета литературного чтения.

Любое творчество предполагает самостоятельное создание нового продукта, на основе прочитанного или прослушанного текста. Обучающиеся во время занятий узнают художественные особенности произведения, знакомятся со способами выражения эмоций, определяют отдельные структурные элементы текста. Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого занятия.

 

Программа курса «Смысловое чтение» предназначена для реализации во 2 -3 классах начальной школы и рассчитана на 17 часов (1 час в две недели).

 

Формы и методы организации учебного процесса

 

Программа предусматривает проведение занятий в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

моделирующая деятельность,

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

технология обучения в сотрудничестве.

Методы проведения занятий: беседа, дискуссия, обсуждение, самостоятельная

работа, творческая работа, моделирование, рисунок, викторины.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

с уроками русского языка;

с уроками литературного чтения;

с уроками окружающего мира.

 

 

 

 

Структура курса

 

Тема

Количество часов

1

Учимся работать со словом

5

2

Учимся работать с предложением

6

3

Учимся работать с текстом

6

 

Итого:

17 ч.

 

Содержание учебного предмета

В каждом разделе представлены занятия, расширяющие содержание курса

литературного чтения русского языка и ориентированные на достижения тех же самых планируемых результатов.

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных

текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их

с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и

жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно

популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливай. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Работа с текстом художественного или научно – познавательного произведения

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,

выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение

опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:

понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,

места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

Планируемые результаты

Предметные умения:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

находить книгу в открытом библиотечном фонде;

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

книге и героях;

характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

заданную тему;

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

пользоваться аппаратом книги;

овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.


 

Учебно - методическое обеспечение

Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению.

Учебник по литературному чтению 3 класс, Л.Ф.Климанова и др., УМК «Школа

России»

Учебное пособие «Смысловое чтение. 2-3 класс». М. В. Бойкина, И. А. Бубнова. – М.:Издательство «Просвещение» 2024г.

Тетрадь тренажер «Смысловое чтение» М.Буряк.

Задания к изучаемым произведениям «Как я понял текст» Т.А.Круглова.

Методическое пособие «Грамотный читатель» М.К.Антошин


 

Календарно-тематическое планирование 2 класс

урока

Дата изучения

Тема урока

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

 

Учимся работать со словом «Книга».

https://смысловое-чтение.рф/

2

 

Учимся работать с предложением: дополняют предложения по смыслу

С.Михалков «Дом книг»

https://смысловое-чтение.рф/

 

3

 

Учимся работать с предложением. Отвечают на вопросы: «О чём говорится в предложении?», «Что говорится о предмете?» Составляют свой текст на основе предложения.

https://смысловое-чтение.рф/

 

4

 

Учимся работать с текстом. Прогнозируют содержание текста по заголовку. Определяют главную мысль текста.

«Библиотека» научный текст

https://смысловое-чтение.рф/

 

5

 

Учимся работать со словом «Пословица». Выявляют особенности пословицы.

М.Пляцковский «Какие бывают слова».

https://смысловое-чтение.рф/

 

6

 

Учимся работать с предложением. Отвечают на вопросы: «О чём говорится в предложении?», «Что говорится о предмете?». Учатся понимать смысл предложения.

https://смысловое-чтение.рф/

 

7

 

Учимся работать со словом «Сказка». Объясняют значение слова. Подбирают слова на тему. Учатся описывать устно и делать подпись к рисунку.

К.Ушинский «Медведь и бревно».

ttps://смысловое-чтение.рф/

 

8

 

Учимся работать с предложением. Учатся определять употребления слов в предложении для сохранения смысла

. К.Бальмонт «Осень».

https://смысловое-чтение.рф/

 

9

 

Учимся работать с текстом. Учатся понимать прочитанное. Учатся создавать иллюстрацию к стихотворению и подписывать свой рисунок.

Г.Новицкая «Осенняя сказка».

ttps://смысловое-чтение.рф/

 

10

 

Учимся работать со словом «Забота».

Словами передают настроение.

А.Барков «Рысь».

https://смысловое-чтение.рф/

11

 

Учимся работать с предложением. Учатся связывать в тексте предложения между собой по смыслу. Учатся определять основную мысль.

В.Осеева «Просто старушка».

https://смысловое-чтение.рф/

 

12

 

Учимся работать с текстом. Учатся находить в тексте важную информацию. Определяют тему и главную мысль текста.

В.Осеева «Печенье».

https://смысловое-чтение.рф/

 

13

 

Учимся работать с текстом. Учатся находить в тексте важную информацию. Учатся выражать своё мнение о прочитанном.

Э.Шим «Брат и младшая сестра».

https://смысловое-чтение.рф/

 

14

 

Учимся работать с предложением. Учатся анализировать и высказывать собственную точку зрения.

А.Дмитриев «Бездомная кошка».

https://смысловое-чтение.рф/

 

15

 

Учимся работать со словом «Совесть». Учатся работать с предложением: дополняют предложения по смыслу.

А.Барто «Совесть»

https://смысловое-чтение.рф/

 

16

 

Учимся работать с текстом. Формулируют предположение и объясняют своё мнение. Определяют тему и главную мысль текста.

В.Сухомлинский «Стеклянный Человечек».

https://смысловое-чтение.рф/

 

17

 

Учимся работать с текстом. Формулируют предположение и объясняют своё мнение. Определяют тему и главную мысль текста.

А.Гайдар «Совесть».

 

 

https://смысловое-чтение.рф/

 


 


 

Календарно-тематическое планирование 3 класс

урока

Дата изучения

Тема урока

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

 

Учимся работать со словом «Фольклор».

https://смысловое-чтение.рф/

2

 

Учимся работать с предложением.

Работа с толковым словарём. Составление плана рассказа о слове «фольклор».

https://смысловое-чтение.рф/

 

3

 

Учимся работать с предложением.

Определение темы высказываний, главной мысли. Придумывают заголовок к сочинению-рассуждению.

https://смысловое-чтение.рф/

 

4

 

Учимся работать с текстом фольклорных произведений.

Пословицы. Песенки.

https://смысловое-чтение.рф/

 

5

 

Учимся работать со словом «сказка». Значение слова.

«Заяц и черепаха» ингушская сказка

«Как волк вздумал хлеб печь» литовская сказка

Определение темы, главной мысли.

https://смысловое-чтение.рф/

 

6

 

Учимся работать с предложением.

«Как лиса волка судила» белорусская сказка.

Определение темы, главной мысли. Умение делать вывод.

https://смысловое-чтение.рф/

 

7

 

Учимся работать со словом «Поступок».

«Удивительная верёвка» М.Басина,

«Кот – ворюга» К.Паустовский (отрывок).

Объясняют значение слова. Подбирают слова на тему. Выдвигают предположение.

ttps://смысловое-чтение.рф/

 

8

 

Учимся работать с предложением.

Учатся определять употребления слов в предложении для сохранения смысла.

Высказывание В.Сухомлинского.

https://смысловое-чтение.рф/

 

9

 

Учимся работать с текстом.

«Рыцарь Вася» Ю.Яковлев.

Выдвигают предположения. Объясняют слова. Характеризуют поступок героя.

ttps://смысловое-чтение.рф/

 

10

 

Учимся работать со словом.

Подбирают слова по смыслу, объясняют значение. Составляют словосочетания со словами. Озаглавливают текст.

https://смысловое-чтение.рф/

11

 

Учимся работать с предложением.

«Мама» Ю.Яковлев.

Выдвигают предположения. Объясняют слова. Характеризуют поступок героя.

https://смысловое-чтение.рф/

 

12

 

Учимся работать с текстом.

«Легенда о матерях» И.Панькин

Значение слова «легенда»

Учатся находить в тексте важную информацию. Определяют тему и главную мысль текста.

https://смысловое-чтение.рф/

 

13

 

Учимся работать с текстом.

«Легенда о матерях» И.Панькин

Выдвигают предположение.

Учатся находить в тексте важную информацию. Учатся выражать своё мнение о прочитанном.

https://смысловое-чтение.рф/

 

14

 

Учимся работать со словом «быль».

Значение слова.

Подбирают однокоренные слова.

«Как мужик убрал камень» Л.Толстой

Работают с толковым словарём.

https://смысловое-чтение.рф/

 

15

 

Учимся работать с предложением и текстом.

«Случай с Евсейкой» М.Горький.

Пословицы. Подбирают синонимы, антонимы

Учатся работать с предложением: дополняют предложения по смыслу. Учатся анализировать и высказывать собственную точку зрения.

https://смысловое-чтение.рф/

 

16

 

Учимся работать с текстом.

Произведения Х.К.Андерсена

Формулируют предположение и объясняют своё мнение. Определяют тему и главную мысль текста. Восстанавливают последовательность текста.

https://смысловое-чтение.рф/

 

17

 

Учимся работать с текстом.

«В детской» Х.К.Андерсен

Формулируют предположение и объясняют своё мнение. Определяют тему и главную мысль текста.

https://смысловое-чтение.рф/

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.