Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» (2 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа
с. АрбузовкаИвантеевского района Саратовской области»
| Утверждаю: директор МОУ ООШ с.Арбузовка ________(Кирилина Л.И.) Приказ №____от «___»__________ 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шмелевой Ольги Николаевны
по учебному курсу «Литературное чтение»
2 класс
2020 год
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
1.Планируемыепредметные результаты изучения учебного предмета, курса
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Содержание учебного предмета, курса
2 класс (136ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
3.Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Вводный урок (1 ч) | |||
1 | 1.Вводный урок | 02.09 | |
Самое великое чудо (4 ч) | |||
2 | 1.Поход в библиотеку | 03.09 | |
3 | 2.Герои любимых книг | 04.09 | |
4 | 3.Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю» | 05.09 | |
5 | 4.Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | 09.09 | |
Устное народное творчество( 12 ч) | |||
6 | 1.Русские народные песни | 10.09 | |
7 | 2.Потешки и прибаутки, считалки и небылицы | 11.09 | |
8 | 3.Загадки, пословицы и поговорки | 12.09 | |
9 | 4.Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет» | 16.09 | |
10 | 5.Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 17.09 | |
11 | 6.Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 18.09 | |
12 | 7.Русская народная сказка «Лиса и тетерев».Проверка техники чтения | 19.09 | |
13 | 8.Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 23.09 | |
14 | 9.Русская народная сказка «Каша из топора» | 24.09 | |
15 | 10.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 25.09 | |
16 | 11.А. Шибаев «Вспомни сказку» | 26.09 | |
17 | 12.Обобщающий урок по теме«Устное народное творчество» | 30.09 | |
Люблю природу русскую Осень(7ч) | |||
18 | 1.Нравится ли вам осень? Осенние загадки | 01.10 | |
19 | 2.Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …», К. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А. Плещеев «Осень» | 02.10 | |
20 | 3.А. Фет «Ласточки пропали…»,А. Толстой «Осень» | 03.10 | |
21 | 4.С. Есенин «Закружилась листва золотая…»,В. Брюсов «Сухие листья»,И. Токмакова «Опустел скворечник» | 07.10 | |
22 | 5.В. Берестов «Хитрые грибы» | 08.10 | |
23 | 6.М. Пришвин «Осеннее утро» | 09.10 | |
24 | 7.Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень» | 10.10 | |
Русские писатели (15 ч) | |||
25 | 1.А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта | 14.10 | |
26 | 2.А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | 15.10 | |
27 | 3.А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | 16.10 | |
28 29 30 | 4,5,6.А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 17.10 21.10 22.10 | |
31 | 7.И. Крылов | 23.10 | |
32 | 8.И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 24.10 | |
33 | 9.И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 28.10 | |
34 | 10.Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 29.10 | |
35 | 11.Л. Н. Толстой «Филипок» | 30.10 | |
36 | 12.Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» | 31.10 | |
37 | 13.Л. Н. Толстой «Котенок» | 09.11 | |
38 | 14.Разноцветные страницы. Проверка техники чтения. | 10.11 | |
39 | 15.Обобщающий урок по теме «Русские писатели» | 11.11 | |
О братьях наших меньших ( 9ч ) | |||
40 | 1.Б. Заходер «Кискино горе», И. Пивоварова «Жила-была собака …» | 12.11 | |
41 | 2.В. Берестов «Кошкин щенок» | 16.11 | |
42 | 3.М. Пришвин «Ребята и утята» | 17.11 | |
43 | 4.Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 18.11 | |
44 | 5.Б. Житков «Храбрый утенок» | 19.11 | |
45 | 6.В. Бианки «Музыкант» | 23.11 | |
46 | 7.В. Бианки «Сова» | 24.11 | |
47 | 8.Разноцветные страницы | 25.11 | |
48 | 9.Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших» | 26.11 | |
Из детских журналов (9ч) | |||
49 | 1.Знакомство с детскими журналами. Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал» | 30.11 | |
50 | 2.Д. Хармс «Игра» | 01.12 | |
51 | 3.Д. Хармс «А вы знаете?..» | 02.12 | |
52 | 4.Д. Хармс «Веселые чижи» | 03.12 | |
53 | 5.Д. Хармс «Что это было?», «Очень- очень вкусный пирог» | 07.12 | |
54 | 6. Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Ученый Петя» | 08.12 | |
55 | 7. А. Введенский «Лошадка», Д. Хармс «Веселый старичок» | 09.12 | |
56 | 8.Обобщающий урок «Из детских журналов» | 10.12 | |
57 | 9.Защита проектов «Мой любимый детский журнал» | 14.12 | |
Люблю природу русскую . Зима ( 10ч) | |||
58 | 1.Нравится ли вам зима? Зимние загадки | 15.12 | |
59 | 2.И. Бунин «Первый снег»,К. Бальмонт «Снежинка» | 16.12 | |
60 | 3.Я. Аким «Утром кот принес на лапах…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою …» | 17.12 | |
61 | 4.С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» | 21.12 | |
62 | 5.Русская народная сказка «Два Мороза» | 22.12 | |
63 | 6.С. Михалков «Новогодняя быль» | 23.12 | |
64 | 7.А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет …» | 24.12 | |
65 | 8.Разноцветные страницы | 28.12 | |
66 | 9.Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима» | 29.12 | |
67 | 10.Проверка техники чтения. | 11.01 | |
Писатели детям (21 ч) | |||
68 | 1.К. Чуковский | 12.01 | |
69 | 2.К. Чуковский «Путаница» | 13.01 | |
70 | 3.К. Чуковский «Радость» | 14.01 | |
71 72 73 74 | 4,5,6,7. К. Чуковский «Федорино горе» | 18.01 19.01 20.01 21.01 | |
75 | 8.С. Маршак | 25.01 | |
76 | 9.С. Маршак «Кот и лодыри» | 26.01 | |
77 | 10.С. Михалков | 27.01 | |
78 | 11.С. Михалков «Мой секрет» | 28.01 | |
79 | 12.С. Михалков «Сила воли» | 01.02 | |
80 | 13.С. Михалков «Мой щенок» | 02.02 | |
81 | 14.А. Барто «Веревочка» | 03.02 | |
82 | 15.А. Барто«Мы не заметили жука», «В школу» | 04.02 | |
83 | 16.А. Барто «Вовка – добрая душа» | 08.02 | |
84 | 17.Н. Носов «Затейники» | 09.02 | |
85 | 18.Н. Носов «Живая шляпа» | 10.02 | |
86 | 19.Н. Носов «На горке» | 11.02 | |
87 | 20. Скороговорки | 15.02 | |
88 | 21.Обобщающий урок по теме «Писатели детям» | 16.02 | |
Я и мои друзья (13 ч) | |||
89 | 1.Я и мои друзья. Развитие речи | 17.02 | |
90 | 2.В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду. | 18.02 | |
91 | 3.В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка» | 22.02 | |
92 93 | 4,5.Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 24.02 25.02 | |
94 | 6.Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 29.02 | |
95 | 7.В. Осеева «Волшебное слово» | 01.03 | |
96 | 8.В. Осеева «Хорошее» | 02.03 | |
97 98 99 | 9,10,11. В. Осеева «Почему?» | 03.03 07.03 09.03 | |
100 | 12.Е. Благинина «Простокваша», В. Орлов «На печи» | 10.03 | |
101 | 13.Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья» | 14.03 | |
Люблю природу русскую. Весна ( 9ч) | |||
102 | 1.Нравится ли вам весна? Весенние загадки | 15.03 | |
103 | 2.Ф. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» | 16.03 | |
104 | 3.А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 17.03 | |
105 | 4.А. Блок «На лугу»,С. Маршак «Снег теперь уже не тот …» | 21.03 | |
106 | 5.И. Бунин «Матери».Проверка техники чтения. | 22.03 | |
107 | 6.А. Плещеев «В бурю» | 23.03 | |
108 | 7.Е. Благинина «Посидим в тишине»,Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | 24.03 | |
109 | 8.И. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна» | 04.04 | |
110 | 9.«Мозговая атака». Развитие речи | 05.04 | |
И в шутку и всерьёз (11 ч) | |||
111 | 1.Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 06.04 | |
112 | 2.Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха | 07.04 | |
113 114 | 3,4. Э. Успенский «Чебурашка» | 11.04 12.04 | |
115 | 5.Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой…», «Память» | 13.04 | |
116 | 6.В. Берестов «Знакомый»,«Путешественники», «Кисточка» | 14.04 | |
117 | 7.И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 18.04 | |
118 | 8.Г. Остер «Будем знакомы» | 19.04 | |
119 120 | 9,10..В. Драгунский «Тайное становится явным» | 20.04 21.04 | |
121 | 11.Викторина. Развитие речи | 25.04 | |
Литература зарубежных стран( 15ч) | |||
122 | 1.Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» | 26.04 | |
123 | 2.Английские народные песенки: «Перчатки», «Храбрецы» | 27.04 | |
124 | 3.Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» | 28.04 | |
125 | 4.Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | 03.05 | |
126 127 | 5,6.Ш. Перро «Кот в сапогах» | 04.05 05.05 | |
128 | 7.Ш. Перро «Красная Шапочка» | 10.05 | |
129 | 8.Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 11.05 | |
130 131 | 9,10. Э. Хогарт «Мафин и паук» | 12.05 16.05 | |
132 | 11.Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран» | 17.05 | |
133 | 12.Проверка техники чтения. | 18.05 | |
134 135 | 13,14.Проект «Мой любимый писатель-сказочник» | 19.05 23.05 | |
136 | 15.Задание на лето | 24.05 | |