Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Методического Совета протокол от «___»________ 2016 г. № _________ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ А.В.Суп « » ________2016 |
УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете протокол от «___»________ 2016 г. № _________ Директор МБОУ «МСОШ» _____________ Т.Б.Богданова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Смысловое чтение»
(Как хорошо уметь читать!)
Направленность программы: Общеинтеллектуальное
Возраст детей:8-9
Срок реализации программы:1год
Автор программы: Пономарева Анна Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Менделеево 2016
1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения», Беденко М. В. 2-е изд. – М.:ВАКО,- 2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению во 2-ом классе общеобразовательной школы, является модифицированной.
Актуальность программы.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Новизна программы.
Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя.
Педагогическая целесообразность программы
Смысловое чтение – это такое чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку найти из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Отличительные особенности программы от других существующих программ.
Отличительными особенностями являются:
1. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
2.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8-10 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 года. Количество часов в неделю – 1 . За год - 34 часа.
Формы и режим занятий
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 45минут во втором классе.
Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в группе - 24 человека.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечное занятие, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра - читательская конференция, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, видеофильмов.
2.Учебно-тематический план
№ пп |
Наименование раздела и тем занятия |
Количество часов |
Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий |
||||
|
теория |
практика |
|||||
1 |
Вводное занятие. Какой ты читатель? |
1 |
Библиотечное занятие |
||||
Раздел 1. «Все мы родом из детства...» - 4ч. |
|||||||
2 |
Незаметные жирафы. Мороженщик (сказка). |
1 |
|||||
3 |
Когда приобретают друзей. Снег в Африке. |
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку |
||||
4 |
Девочка и попугай. Слониха-художница. |
1 |
Занятие - импровизация |
||||
Раздел 2. «Думают ли звери?..» -6ч |
|||||||
5 |
Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир. |
1 |
|||||
6 |
Думают ли звери? |
1 |
Занятие - викторина |
||||
7 |
Слониха-художница (сказка) |
1 |
|||||
8 |
Мы хозяева нашей земли Четвероногий внедорожник. |
1 |
|||||
9 |
Верхом на китовой акуле. Необычная охота. |
1 |
Занятие - практикум |
||||
10 |
Бражник. Ожившие цветы. |
1 |
|||||
Раздел 3. Обыкновенное чудо- 6ч |
|||||||
11 |
Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии. |
1 |
|||||
12 |
Дома на курьих ножках. Краски. |
1 |
|||||
13 |
Птица лирохвост. Летающие костюмы. |
1 |
|||||
14 |
Муравьи – врачи. |
1 |
|||||
15 |
Три новогодних праздника (сказка) |
1 |
Занятие-праздник |
||||
16 |
Андерсен «Снежная королева» |
1 |
Поездка в театр |
||||
Раздел 4. Книгочей — любитель чтения-10ч |
|||||||
17 |
Гномик Книгочей (сказка) |
1 |
Экскурсия в сельскую библиотеку |
||||
18 |
Мудрость гномика Книгочея (сказка) |
1 |
|||||
19 |
Гномик Франт (сказка) |
1 |
|||||
20 |
Гномик Сказочник (сказка) |
1 |
|||||
21 |
Гномик хранитель воды (сказка) |
1 |
Занятие - практикум |
||||
22 |
В путь. Многорукий гномик (сказка) |
1 |
|||||
23 |
Гномик Путешественник (сказка) |
1 |
Просмотр мультфильма |
||||
24 |
Хлебосольный гномик (сказка) |
1 |
|||||
25 |
Гномик Огородник (сказка) |
1 |
|||||
26 |
Гномик Ворчун (сказка) |
1 |
|||||
Раздел 5 .Фразеологизмы и образные выражения-5ч |
|||||||
27 |
«Несолоно хлебавши». Кто утром не бегает-начинает ржаветь! |
1 |
|
||||
28 |
Локоть блинов и мешок пельменей. |
1 |
|||||
29 |
Крашеные тюльпаны. «Вода камень точит» |
1 |
|||||
30 |
«Кто кашу заварил, тому и расхлёбывать» Глаз бури. |
1 |
Занятие - практикум |
||||
31 |
Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру» |
1 |
Проект |
||||
Раздел 6. Как хорошо уметь читать-3ч |
|||||||
32 |
Б.Гримм. Бременские музыканты |
1 |
Поездка в театр |
||||
33 |
Как хорошо уметь читать |
1 |
Тестирование |
||||
34 |
Итоговое занятие |
1 |
Игра «Поле чудес» |
||||
Итого часов: |
34 |
6 |
28 |
3.Содержание изучаемого курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 2-й - Москва,2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся и методическими рекомендациями для учителя.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Раздел 1. «Все мы родом из детства...» - 4ч
Незаметные жирафы. Мороженщик (сказка).
Когда приобретают друзей.
Снег в Африке.
Девочка и попугай.
Слониха-художница.
Раздел 2. «Думают ли звери?..» -6ч
Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир.
Думают ли звери?
Слониха-художница (сказка)
Мы хозяева нашей земли Четвероногий внедорожник.
Верхом на китовой акуле. Необычная охота.
Бражник. Ожившие цветы.
Раздел 3. Обыкновенное чудо- 6ч
Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии.
Дома на курьих ножках. Краски.
Птица лирохвост. Летающие костюмы.
Муравьи – врачи.
Три новогодних праздника (сказка)
Золотая деревенька (сказка)
Раздел 4. Книгочей — любитель чтения-10ч
Гномик Книгочей (сказка)
Мудрость гномика Книгочея (сказка)
Гномик Франт (сказка)
Гномик Сказочник (сказка)
Гномик хранитель воды (сказка)
В путь. Многорукий гномик (сказка)
Гномик Путешественник (сказка)
Хлебосольный гномик (сказка)
Гномик Огородник (сказка)
Гномик Ворчун (сказка)
Раздел 5 .Фразеологизмы и образные выражения-5ч
Локоть блинов и мешок пельменей.
Крашеные тюльпаны. «Вода камень точит»
«Кто кашу заварил, тому и расхлёбывать»
Глаз бури.
Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру»
Раздел 6. Как хорошо уметь читаь-3ч
Б.Гримм «Бременские музыканты»
Как хорошо уметь читать.
Итоговое занятие
4.Планируемые результаты освоения программы по курсу
Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Смысловое чтение»
Личностные УДД:
-Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
-Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
-Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
-формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
-эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, , выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
-ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Метапредметные результаты:
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способы отслеживания ожидаемых результатов: В основу образовательной программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Во 2-м классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый (входной), позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой. О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий (промежуточный):
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ. Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
№ |
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1. |
Печатные пособия |
1.1 |
Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.-Москва,2016 г |
1.2 |
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // |
|
|
1.3 |
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008. |
1.4 |
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. |
1.5 |
Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. |
1.6 |
Детские книги |
2. |
Экранно – звуковые пособия |
2.1 |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений |
2.2 |
Видеофильмы |
3 |
Технические средства обучения |
3.1 |
Классная магнитная доска |
3.2 |
Мультимедийный проектор |
3.3 |
Компьютер |
3.4 |
Экран |
4. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
4.1 |
http:/umk-garmoniya.ru/literat/ |
4.2 |
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru |
4.3 |
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ |
4.4 |
|
4.5 |
|
4.6 |
Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph |
|
|
|
|
Методическая литература для учителя
№ |
Автор, год издания |
Название пособия |
Вид пособия |
1. |
Беденко М.В., Москва: ВАКО, 2010 г |
«Обучение смысловому чтению» |
Методическое пособие для 2 класса |
2. |
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. |
|
|
5. |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
6. |
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
7. |
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
Литература для учащихся
№ |
Автор, год издания |
Название пособия |
Вид пособия |
1. |
Беденко М.В. Москва: ВАКО , 2016 г |
«Смысловое чтение » 2 класс |
Тетрадь - тренажёр. |
6. Список литературы
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Приложение 1
Анкета «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
Приложение 2
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Приложение 3
Диагностика сформированности навыка смыслового чтения в начальной школе.
Фамилия, имя |
Отвечать на сложные вопросы учителя |
Задавать свои вопросы |
Составлять простой план |
Определять круг своего незнания |
|
Приложение 4
Список литературы для 2 класса
Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.
Русская литература 20 века
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»;
Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;
Легоцкая Вера Сергеевна
Пономарева Анна Анатольевна