Рабочая программа факультативного курса для 8 класса «Смысловое чтение и работа с текстом»
Рабочая программа
«Смысловое чтение и работа с текстом»
Объем 17 часов
8 класс
Пояснительная записка.
Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образовании.; на основе междисциплинарной программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделяет отдельным умением «смысловое чтение».
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Международные эксперты выделили и описали пять уровней грамотности чтения, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т.е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения (Г.С.Ковалева, Э.А.Красновский, 2004). Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения).
Цель: формирование навыков смыслового чтение и работы с содержащейся в текстах информацией; вызов интереса к языковым средствам, которыми пользуются авторы для усиления действенности высказывания, для помощи ученикам в овладении ими на практике.
Задачи:
Научить осознанному чтению литературных, учебных, научно-познавательных текстов и инструкций, соответствующих возрасту
Сформировать элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно символической форме.
Обучить навыкам работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Создать условия для овладения системой познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий.
Общая характеристика курса
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.
Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.
Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).
К несплошным текста можно отнести:
формы (анкеты и др.);
информационные листы (расписание и др.);
таблицы и графики;
диаграммы;
таблицы;
списки;
карты.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса. Ученика необходимо научить вести диалог с текстом (автором) задавая вопросы.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится.
Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.
Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Приемы стратегии смыслового чтения
Стратегии смыслового чтения | Н. Сметанникова | Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко |
Стратегии предтекстовой деятельности(нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению) | 1. Мозговой штурм. 2. Глоссарий. 3.Ориентиры предвосхищения содержания текста. 4. Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы. 5. Рассечение вопроса | 1. Учить видеть слово (поиск в тексте непонятных слов, выражений и выяснение их смысла, слов в переносном значении и т. п). 2. Анализ заголовка текста до начала чтения (ответы на вопросы: Что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? 0 чём можно судить по характеру заголовка?). 3. Работа с эпиграфом |
Стратегии развития словаря | 1. Обзор словаря. 2. Аналогия. 3. Постепенная догадка по контексту | |
Стратегии текстовой деятельности | 1. Чтение вслух (попеременное чтение). 2. Чтение про себя с вопросами. 3. Чтение с остановками. 4. Чтение про себя с пометками | 1. Диалог с текстом (перецентровка). 2. Прогнозирование: восстановление пропущенных слов, строк, дописывание текстов, собирание рассыпанных текстов, выдвижение и проверка гипотез. 3. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. 4. Ответы на вопросы по тексту(вопросы на выявление смысловых связей в тексте, на объяснение фактов и явлений, на выяснение позиции автора, на критическую оценку описанных в тексте фактов). 5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту |
Стратегии послетекстовой деятельности | 1. Отношения между вопросом и ответом. 2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»), 3.Тайм-аут. 4. Проверочный лист | 1.План. 2. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам. 3. Пересказ. 4. Конспект |
Стратегии компрессии текста | Аннотация - краткий пересказ - пересказ | |
Общеучебные стратегии | 1. Знаю - хочу узнать - узнал. 2. Граф-схемы «Кольца Венна» |
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. «Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счѐт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Данная программа относится к метапредметной образовательной области, изучается 1 раз в 2 недели – 17 часов в год.
Технологии реализации программы
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Технология критического мышления
Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи: активизации познавательной деятельности обучающегося; развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент самообразования человека. Учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений учащихся между собой, а также между учителем и учениками. Учебное занятие, разработанное учителем по технологии развития критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных: «вызов» - «осмысление»-«рефлексия».
«Вызов» Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы.
«Осмысление» На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно: восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик работает самостоятельно; осознание нового осуществляется только в активной деятельности, поэтому учителю следует создать специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации; любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.
«Рефлексия» Именно на этом этапе происходит осознание школьниками нового знания. Рефлексия включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю?» « Как я это делаю?» « Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт, а, значит, это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту.
Особенности технологии: Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения. Она дает учащимся инструмент, научает их способам самостоятельной работы с новой информацией. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю — пишу - проговариваю) и поочередно - в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работе в команде.
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
Приемы работы с текстом по технологии РКМЧП
SMS – сообщение
- Напишите SMS – сообщение учителю, передающее основную мысль текста.
- Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр.
Досье на слово
В досье кратко излагается самый разнообразный, он занимает немного места на листе. Получается некий конспект, но помимо текстовой информации на эту страницу необходимо поместить или схему, или табличку, или рисунок.
- использование различных видов информации (историческая, культурная, научная) по теме, проблеме, вопросу.
- Применение различных форма подачи информации ( текст, схема, графики, иллюстрации, таблицы…).
- Полнота подачи информации для раскрытия темы, проблемы, вопроса.
- Наличие логики в расположении информации (чтение информации сверху вниз).
- Вывод в виде суждения, обобщения.
Псевдотекст
Псевдотекст должен быть у каждого учащегося. В ходе обсуждения из «разноголосицы» ученики выбирают предложения, принадлежащие лишь одному конкретному автору и имеющие отношение к одному конкретному тексту. Разбирая текст в соответствии с его лингвистическими особенностями, конструируя из «кусочков» текст-оригинал, школьник тренирует умение занимать позиции читателя и критика.
- Можно ли понять основную мысль?
- Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Какие законы нарушены?
- Сколько авторов в лжетексте?
- Как вы определили авторов?
Таблица-синтез
Для работы с художественным текстом:
Ключевые слова (словосочетания) | Выписки из текста (связанные с ключевыми словами) | Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения) |
До прочтения 1… 2… 3… Во время чтения 1… 2… 3… | | |
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание темы. Учащимся предлагается подобрать ключевые, опорные слова или фразы в тексте – по их прогнозу, который будет изучаться впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
Для работы с информационным текстом:
Ключевые слова | Толкование | Выписки из текста |
До прочтения 1… 2… 3… Во время чтения 1… 2… 3… | | |
Учитель предлагает тему. На стадии вызова учащиеся заполняют первую часть первой и второй граф, на стадии рефлексии – вторую часть первой и третьей граф.
«Цветная шляпа»
Составьте к тексту вопросы, которые начинались бы следующим образом.
Шляпа | Вопросы |
Белая | «В чем заслуга…?», «Чем необычно…?», «Что самое интересное и важное…?», «За что можно благодарить…?» |
Черная | «За что можно осудить…?», «Какое испытание можно считать самым тяжелым…?» |
Красная | «В какой последовательности…?», «Чем для той эпохи верны открытия…?», «Почему именно тогда они значимы…?» |
Желтая | «Как подавали сигналы…?», «Что спасло…?», «Какие следы…?» |
Зеленая | «Почему…?», «Как объяснить причины…?», «Что стало причиной того, что…?», «Какие последствия определялись…?» |
Синяя | «Что было бы, если…?», «Как могли развиваться события, если…?» |
Оранжевая | «Какие сведения… мы используем сейчас?» |
Двухчастный дневник
В первый столбик запишите ту часть (фрагмент) текста, которая произвела наибольшее впечатление, вызвала воспоминания, протест или ассоциации, а может, просто озадачила. То есть запишите все то, что заставило задуматься. Писать нужно кратко: короткими фразами, отрывками фраз, словосочетаниями, отдельными словами. Второй столбик заполняем комментариями – мыслями по поводу прочитанного. Когда текст будет прочитан, а первый столбик заполнен, внимательно посмотрите на записи и попробуйте объяснить себе:
- Что заставило записать именно эту цитату?
- Какие мысли она вызвала?
- Какой вопрос возник в связи с ней?
Фрагмент текста | Комментарий |
| |
«Телеграмма» или «Кто короче?»
Необходимо передать содержание текста, вычленив самую главную информацию, тем самым сжав его.
Алгоритмы по работе с текстом
1. Алгоритм извлечения информации.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Вычлените из текста фактуальную информацию (лица, события, время, место и т. д.)
3. Найдите в тексте информацию, которая вызывает вопрос, которую необходимо уточнить, прокомментировать.
4. Для осмысления этой информации сформулируйте вопрос к себе. Он будет вашей учебной задачей.
5. Выберете способ решения учебной задачи (обратитесь к дополнительным источникам, обсудите с кем-либо и т. д.)
6. Запишите или озвучьте решение вашей учебной.
2. Алгоритм определения проблемы текста.
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Найдите в тексте ключевые слова или словосочетания.
3. Соотнесите ключевые слова или словосочетания. Подумайте, как они могут быть связаны.
4. Сформулируйте проблему, используя слова-связки «роль», «отношение», «влияние» и т. д.
3. Алгоритм составления комментария к тексту.
1. Прочитать внимательно текст.
2. Определить тему и подтемы текста.
3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста.
4. Классифицировать элементы в группы согласно видам комментариев.
5. Найти в соответствующей справочной и энциклопедической литературе сведения, поясняющие смысл отмеченных в тексте элементов.
6. Собрав все сведения, выбрать способ комментирования и составить текст-комментарий:
1) комментировать слово за словом и в конце сделать обобщение: о чем говорится в тексте (фрагменте, эпизоде);
2) рассказывать об информации, содержащейся в тексте (фрагменте, эпизоде) и попутно комментировать необходимое.
Требование к комментарию
1. Указать границы комментируемого фрагмента.
2. Делать ссылки на используемые словари, энциклопедии и другие источники.
3. Цитировать исходный текст.
4. Логически структурировать текст – комментарий, завершив пояснения обобщением.
5. Соблюдать нормы устной и письменной речи.
5. Тезирование
Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста. В них логично и кратко излагается тема текста. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Отличительной чертой тезисов является отсутствие цитат, примеров, обоснований, доказательств тех положений, которые приводятся в тезисах.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
Известно, что…
Следует отметить, что…
Однако…
При этом важно, что…
Предполагается, что…
Специалисты ставят своей задачей…
Основная информация в тезисах может объединятся с помощью следующих лексических средств:
Ставит вопрос…
Считает…
Сравнивает…
Приводит пример…
Перечисляет…
Характеризует…
Подчеркивает…
Алгоритм составления тезисов
1. Прочтите текст источника, следя за развитием главной мысли в нем.
2. Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного текста.
3. Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающие изложенные в тексте факты.
4. Проверьте, все ли основные положения источника раскрыты в тезисе, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.
5. Расположите тезисы в соответствии с логикой вашего ответа.
5. Алгоритм построения доказательств
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Найдите в тексте ключевые слова и фразы.
3. Сформулируйте проблему и основную мысль текста.
4. Найдите в тексте дополнительную информацию, раскрывающую данную проблему и основную мысль.
5. Опираясь на данную информацию, сформулируйте основной тезис, который будете доказывать.
6. Подберите к тезису не менее трех аргументов или доказательств (факты, цифры, цитаты).
7. Обратите внимание на то, чтобы доказательства не противоречили друг другу и были логичны.
8. Сделайте вывод, вытекающий из аргументов и доказательств.
Инсерт – в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:
«V» - помечается то, что уже известно.
«-» - помечается то, что противоречит представлению учащихся.
«+» - помечается то, что является для него интересным.
«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше. А затем учащиеся систематизирует материал в таблице.
Мозговая атака – используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии ВЫЗОВ.
1 этап. Уч-ся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
2 этап – Обмен информацией.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Групповая дискуссия – исследование, коллективный разбор, обсуждение. Главное: совместный поиск конструктивного решения вопроса. Понятие конфликта (противоречия) воспринимается как отправная точка решения проблемы.
Форма работы: групповая.
Чтение с остановками и вопросы Блума. Текст делится учителем на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления:
- на «перевод» и интерпретацию
– перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями.
- на развитие памяти
- узнавание и вызов полученной информации;
- на развитие оценочных навыков
- личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- на аналитическую деятельность;
- на применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.
Кластеры Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Синквейн Используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Форма работы: индивидуальная, парная.
«Продвинутая лекция» Организация лекции по модели: вызов – осмысление – рефлексия.
Эссе Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Пятиминутное эссе в конце занятия:
1) написать, что узнали по новой теме;
2) задать вопрос, на который они так и не получили ответа;
Основные методические приемы:
Пять вопросов сюжетной таблицы: данный приём рекомендуется использовать при работе с текстами. Речь идѐт о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, учащийся делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая скелет текста. Учащийся овладевает сюжетным мышлением.
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
Толстые и тонкие вопросы: По данной методике, считается, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы называем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определѐнно не представляется возможным (их мы называем «толстыми»).
Вопросы тонкие | Вопросы толстые |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | Почему вы считаете… |
Может… | В чѐм разница… |
Будет… | Предположите, что будет, если… |
Мог ли… | |
Что… | |
Как звали… | |
Было ли… | |
Согласны ли вы… | |
Верно… | |
Сводная таблица. Чем старше становятся дети, тем больше информации им приходится усваивать на уроках. Приѐм «Сводная таблица», помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнить какие-то явления или события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линии сравнения», заносится информация, которую, собственно, и предстоит сравнивать.
«Ромашка вопросов» Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов: простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос интерпретация, практический вопрос.
Таблица Донны Огл ЗХУ (Знаю - Хочу знать - Узнал). Для того чтобы помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, строить некоторые относительно получения новых сведений, обосновывать их и систематизировать поступающие данные. Технология проблемного диалога
Технология проблемного диалога направлена на формирование навыков решения проблем (регулятивные УУД), ведения диалога (коммуникативные УУД), умения извлекать требуемую информацию, делать выводы (познавательные УУД), осуществлять нравственную оценку ситуации (личностные УУД). Формы работы: парная. В основе этой образовательной технологии лежит обсуждение проблемной ситуации, принимая во внимание неоднозначность еще решения. Учитель создает проблемную ситуацию, организует учебный диалог, предлагая заранее подобранные вопросы для обсуждения, помогает учащимся определить пути решения проблемы, поиска необходимой информации, подбирает задания по применению новых знаний.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.
Работа с текстом представлена в трех разделах:
поиск информации и понимание прочитанного
преобразование и интерпретация информации
оценка информации
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Личностными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
воспитание чувства любви , уважительного отношения к русскому языку, слову;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных текстов(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Умении делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный планы,
Сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков,
Представлять материал в виде таблицы или схемы тексте, выделяя несколько существенных признаков,
Представлять материал в виде таблицы или схемы
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | | Введение в специальный учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом». | 1 |
2. | | Текст. Виды текста. Назначение текста | 1 |
3. | | Основная тема и микротемы. Композиция текста. | 1 |
4. | | Проблемы, их формулировка. Поиск информации в тексте. | 1 |
5. | | Сюжет текста. Фабула. Избыточная информация в тексте и ее интерпретация. | 1 |
6. | | Последовательность изложения в тексте авторских идей. Авторская мысль и точка зрения читателя. | 1 |
7. | | Критические статьи. Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм. | 1 |
8. | | Оглавление. Ссылки и сноски в тексте. Нумерация страниц. Главы и параграфы. | 1 |
9. | | Преобразование текста в таблицы и схемы. Иллюстрирование текста. | 1 |
10. | | Обобщение информации, данной в тексте. Рецензия. Особенности жанра. | 1 |
11. | | Отзыв. Эссе. Буктрейлер. | 1 |
12. | | Литературоведческий анализ текста. Лингвистический анализ текста. | 1 |
13. | | Форма и содержание текста. Читатель и его жизненный опыт. | 1 |
14. | | Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте. Герои и персонажи в тексте. | 1 |
15. | | Критерии оценки текста. Логические связи в тексте. | 1 |
16. | | Особенности авторской лексики. Авторские ремарки, их назначение. | 1 |
17. | | Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа. | 1 |
Формы контроля и диагностики
На занятиях педагог организует контроль (входной, текущий, итоговый). Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий. Входной и итоговый контроль проводятся в форме контрольной работы. Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.
Лист достижений ученика (цы) ___класса
Ф.И. ученика--------------
Коммуникативно – речевые умения | Входной контроль | Текущий контроль | Итоговый контроль |
1. Определять тему текста. Озаглавливать текст | | | |
2. Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам | | | |
3. Ориентироваться в структуре текста | | | |
4. Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства | | | |
5. Составлять план (простой и сложный) | | | |
6. Определять: а) тип речи б) стиль речи | | | |
7. Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа) | | | |
8. Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи | | | |
9. Извлекать нужную информацию из текста | | | |
10. Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте | | | |
11. Выразительно читать | | | |
12. Пользоваться разными видами чтения | | | |
13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя еѐ. | | | |
14. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | | | |
15. а) Понимать вопросы учителя; б) давать на них ответы; в) самим задавать вопросы | | | |
16. Распределять роли в группе, договариваться друг с другом | | | |
17. Осуществлять информационную переработку текста | | | |
17