Рабочая программа курса «Технология» во 2 классе по УМК «Школа России»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы». Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в действующей редакции от 31.01.2012 г. №2);
3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (в действующей редакции от 01.02.2012 г.№ 5) ;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 №5);
5. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189 (в действующей редакции от25.12.2013 №3);
6. Учебного плана МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы на 2017-2018 учебный год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях от 31 марта 2014 г. № 253, а также приказы Министерства образования и науки Российской Федерации № 699 от 09.06.2016 г., №629 от 05.07.2017 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»;
8. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
9. Образовательной программы МБОУ Захаровскойсредней общеобразовательной школы;
10. Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программам учебных предметов»;
11. Положения о рабочей программе педагога МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы;
12. Письма Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №2929 от 21.07.2017 г. «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района в 2017-2018 учебном году по триместровой системе обучения».
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном плане на изучение предмета «Технологии» во втором классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа. Согласно учебному плану МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы на изучение предмета «Технологии» во втором классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Для учителя:
1) Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс. - Просвещение, 2016.
2) Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология. 2 класс. - М.: Просвещение, 2016.
3) «Технология. Технологические карты» для 1 и 2 классов - на сайте издательства «Просвещение».
4) Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии. Человек. Природа. Техника. 2 класс. - М.: Просвещение, 2010.
5) CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Роговце-
ва Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс. - М,: Экзамен, 2011.
Для учащихся:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс. - Просвещение, 2016.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология. 2 класс. - М.: Просвещение, 2016.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научится: |
· называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; · понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; · анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. |
· уважительно относиться к труду людей; · понимать культурно-историческую _ценность традиций, отраженных в npeдметном мире, и уважать их; понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руковод- ством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его peaлизации, воплощать его в продукте; -демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
· на основе полученных представлении о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно- художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; · отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; · применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла): - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. |
· отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложением учителем замысла; · прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей.
|
Конструирование и моделирование
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научится: |
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; - решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); - изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). |
- соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
Практика работы на компьютере
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических за- дач; - использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; - создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. |
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации:
- формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека;
- осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии;
- понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению;
- формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет:
- выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы;
- соотнесения своих действий с поставленной целью;
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- прогнозирование действий, необходимых для получения планируемых результатов;
- материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- самостоятельная организация своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой методических приемов, предлагаемой автором учебника.
- необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно).
- формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Метапредметными результатами изучения технологии во втором классе являются:
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии во втором классе являются:
· доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда;
· приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
· элементарные умения предметно-преобразовательной области;
· знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий;
· элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
·
Формирование ИКТ-компетентности.
Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
1. Как работать с учебником (1 час).
Введение. Материалы и инструменты.
2. Человек и земля. (23 часов)
Земледелие.
Посуда. Проект «Праздничный стол».
Народные промыслы.
Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор».
Новый год.
Строительство.
В доме. Проект «Убранство избы»
Народный костюм
3. Человек и вода ( 3 часа).
Рыболовство. Проект «Аквариум».
4. Человек и воздух ( 3 часа)
Птица счастья.
Использование ветра.
5. Человек и информация (3 часа)
Книгопечатание.
Поиск информации в интернете.
6. Заключение (1 час)
Подведение итогов за год.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов по программе |
Количество часов по учебному плану |
1 |
Как работать с учебником |
1 |
1 |
2 |
Человек и земля |
23 |
23 |
3 |
Человек и вода |
3 |
3 |
4 |
Человек и воздух |
3 |
3 |
5 |
Человек и информация |
3 |
3 |
|
Итого |
34 |
34 |
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки про- хождения темы
|
Фактические сроки (и/или коррекция |
Примечание |
|
Как работать с учебником (1 ч) |
|
|
|
1 |
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. |
|
|
|
|
Человек и земля ( 23 ч) |
|
|
|
2 |
Деятельность человека на земле. Практическая работа «Выращивание лука». |
|
|
|
3 |
Виды посуды. Изделие: «Корзина с цветами». |
|
|
|
4 |
Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие: «Семейка грибов на поляне». |
|
|
|
5 |
Знакомство с техникой изготовления изделий-тестопластикой. Изделие: «Игрушка из теста». |
|
|
|
6 |
Проект «Праздничный стол». |
|
|
|
7 |
Хохломская роспись как народный промысел, ее особенности. Изделие: «Золотая хохлома». |
|
|
|
8 |
Городецкая роспись как народный промысел, ее особенности. Изделие: «Городецкая роспись». |
|
|
|
9 |
Дымковская игрушка как народный промысел, ее особенности. Изделие: «Дымковская игрушка» |
|
|
|
10 |
История матрёшки. Разные способы росписи матрёшек: (семёновская, вятская, загорская,(сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская). Изделие: «Матрёшка» |
|
|
|
11 |
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие-пейзаж: «Деревня» |
|
|
|
12 |
Создание движущейся конструкции. Изделие: «Лошадка». |
|
|
|
13 |
Аппликация из природного материала. Изделие: «Курочка из крупы» |
|
|
|
14 |
Проект «Деревенский двор». |
|
|
|
15 |
Изготовление изделий из яичной скорлупы. Изделие: «Новогодняя маска». |
|
|
|
16 |
Выполнение работы в технике полуобъёмной пластики. Изделие: «Изба». |
|
|
|
17 |
Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие: «Домовой». |
|
|
|
18 |
Проект «Убранство избы». Изделие: «Русская печь». |
|
|
|
19 |
Изготовление модели ковра. Изделие: «Коврик» |
|
|
|
20 |
Конструирование мебели из картона. Изделие: «Стол и скамья». |
|
|
|
21 |
Работа с нитками и картоном. Освоение приёма плетения в три нити. Изделия: «Русская красавица». |
|
|
|
22 |
Создание национального костюма (женского и мужского). Элементы мужского и женского костюмов. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани». |
|
|
|
23 |
Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелёк». |
|
|
|
24 |
Виды швов и стежков для вышивания. Изделие: «Салфетка». |
|
|
|
|
Человек и вода. Рыболовство (3 ч) |
|
|
|
25 |
Изготовление изделия в технике –изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка». |
|
|
|
26 |
Проект «Аквариум». Изделие: «Аквариум». |
|
|
|
27 |
Полуобъёмная аппликация. Изделие: «Русалка» |
|
|
|
|
Человек и воздух (3 ч) |
|
|
|
28 |
Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья» |
|
|
|
29 |
Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Изделие: «Ветряная мельница». |
|
|
|
30 |
Изготовление изделия из фольги. Изделие: «Флюгер». |
|
|
|
|
Человек и информация (3 ч) |
|
|
|
31 |
Книгопечатание. История книгопечатания. Изделие: «Книжка-ширма» |
|
|
|
32 |
Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации. |
|
|
|
33 |
Правила набора текста.
|
|
|
|
|
Заключение (1 ч) |
|
|
|
34 |
Подведение итогов. Выставка изделий. |
|
|
|