Рабочая программа по литературе в 8 классе
МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа № 1
имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
__________________________ ____________ Н.Н.Энс
___________________ 2017 г. ________________ 2017г.
Рабочая программа учебного предмета
ЛИТЕРАТУРА
8 класс
Разработана
Абих Татьяной Ивановной,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ Нижнеингашской средней общеобразовательной школы № 1 имени кавалера ордена Славы трех степеней (протокол № от _) и утверждена на заседании методического совета школы (протокол № от )
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций программы МО РФ « Литература. Программы для образовательных учреждений» Москва «Просвещение» 2011г. (под редакцией В.Я.Коровиной), учебника «Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях». (авторы учебника В.П.Коровина, В.П,Журавлев, В.И.Коровин,; (Москва, «Просвещение»,2013г) с учетом требований образовательного стандарта.
Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.Специфика литературы в том, что она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение предмета предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В центре внимания учащихся 8 класса –выдающиеся произведения русских писателей. Школьники получают общие представления о писателях, их жизни и творчестве, о связи изучаемых произведений с историческими условиями, в которых они были созданы и которые так или иначе отразились. Программа под редакцией В.Я.Коровиной имеет свои особенности: осуществляется связь истории и литературы, обращается большое внимание на вечные проблемы – жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни. Произведения, включенные в программу, отличаются богатством нравственной проблематики: вопрос смысла жизни, моральной ответственности человека перед обществом. Можно выделить в программе дые основные идеи курса: любовь к родине как непременная основа и питающие истоки жизни человека; смысл жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит человек.
По базисному учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов ( по 2 часа в неделю). Так как в этом учебном году 34 учебные недели, рабочая программа составлена на 68 часов.
Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков – устный, фронтальный опроса, творческие работы, тесты, сочинения.
Форма промежуточного контроля- ????????
2. Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа |
Учебник |
Методические пособия для учителя |
Пособия для учащихся |
Примерная программа основного общего образования по литературе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, «Просвещение» 2011г. |
Автор-составитель В.П. Полухина. «Учебник-хрестоматия 8 класс. В двух частях для общеобразовательных учреждений» Москва, «Просвещение» 2013г. |
В.Я.Коровина, И.С. Збарский « Литерату-ра.8 кл. Методические советы. « Москва, «Просвещение», 2011г. И.В.Золотарева,Т.А. Крысова «Поурочные разработки по литера-туре. 8 класс» Москва, «ВАКО», 2011г. М.И.Картавцева «Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие для учителя» Воронеж, »Учитель» 2011г. |
В.Я.Коровина, В.П.Жу-равлев, В.И.Коровин «Читаем, думаем, спо-рим… 8 кл»Москва, »Просвещение» 2010г. А.Б. Малюшкин «Тес-товые задания для про-верки знаний учащихся по литературе.8 класс» « Москва, «Творческий центр», 2011г. |
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании учебного года обучающиеся должны
знать(понимать):
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др);
- изученные теоретико-литературные понятия;
- основные факты жизни и творчества писателей, поэтов;
уметь:
- определять род и жанр литературного произведения;
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
-анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-составлять планы и тезисы на литературные темы;
- владеть техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владеть умениями выразительного чтения;
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
- выполнять письменные работы различных жанров.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
4. Содержание тем курса.
Тема |
Количество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
развитие речи |
контрольные работы |
внеклассное чтение |
||
Введение |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Устное народное творчество |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Из древнерусской литературы |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Из литературы 18 века |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
Из литературы 19 века |
33 |
24 |
5 |
2 |
2 |
Из русской литературы 20 века |
22 |
11 |
5 |
1 |
5 |
Из зарубежной литературы |
5 |
5 |
- |
- |
- |
68 |
47 |
11 |
3 |
7 |
Введение. (1 час). Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество. ( 2 часа). В мире русской народной песни ( лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. « В темном лесе»,Уж ты, ночка, ноченька темная..»,» Вдоль по улице метелица метет»,» Пугачев в темнице»,»Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной поэзии. «О Пугачеве»,» О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка, предание.
Из древнерусской литературы. ( 2 часа).
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд» Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои- крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т\л. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Из литературы 18 века. (3 часа).
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Т\л. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении
Из литературы 19 века. ( 33 часа)
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «Общественного договора» Ж.Ж.Руссо. Мораль басни. «Обоз» Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Т\л. Басня.Мораль. Аллегория.
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич- главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева- основа песни о Ермаке.
Т\л. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.«Туча». Разноплановость содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.«Я помню чудное мгновение» Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.«19 октября».Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.«История Пугачева»(отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая « («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.Бунт «бессмысленный и беспощадный»(А.Пушкин) Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. («Береги честь смоло-ду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин-антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фолклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке»и «Истории Пугачева».
Т.\л. Историзм художественной литературы. Роман.Реализм
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно- композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри» Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Т\л. Поэма (развитие представлений).Романтический ге-рой (начальные представления), романтическая поэма(начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» ( В.И. Немирович ) Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Т\л. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор ( развитие представлений).
«Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица ( одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»(отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Т\л. Гипербола, гротеск (развитие представлений).Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Т\л. Рассказ ( развитие представлений).Художественная деталь(развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Т\л. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.(2 часа)
А.С.Пушкин.»Цветы последние милей», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет « Первый ландыш»,А.Н.Майков « Поле зыблется цветами».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. « О любви» (из трилогии). История любви и упущенном счастье.
Т\л. Психологизм художественной литературы(развитие представлений)
Из русской литературы 20 века.( 22 часа)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях ив различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания , любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Т\л. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.«Россия».Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т\л. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.( 8 часов)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.»Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни».Тэффи «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Т\л. Фолклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.«Возвращение» Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.( 3 часа)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. М. Исаковский «Катюша»,»Враги сожгли родную хату».Б.Окуджава « Песенка о пехоте»,Здесь птицы не поют». А.Фатьянов «Со-ловьи».Л.Ошанин»Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Т\л. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русский поэты о Родине, родной природе.( 1 час)
И.Анненский «Снег», Д.Мережковский « Родное»,» Не надо звуков»; Н.Заболоцкий «Вечер на Оке»,» Уступи мне, скворец, уголок»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча»,»Привет,Россия». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро-дине. Н.Оцуп «Мне трудно без России»; З.Гиппиус « Знайте!»,»Так и есть»; Дон- Аминадо «Бабье лето»; И.Бунин « У птицы есть гнездо». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.( 5 часов)
Уильям Шекспир . Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта- символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т\л. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты- « Кто хвалится родством свои со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – « богатейшая соеровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).Т\л. Сонет как форма лирической поэии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век- эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер- великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенноси классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общече-ловеческий смысл комедии.
Т\л. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
5. Календарно-тематическое планирование.
Тема |
Количество часов |
В том числе на: |
||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Введение |
1 |
1 |
- |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чест-во часов |
Дата прове-дения урока по плану |
Дата прове-дения урока по факту |
1 |
1 |
Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. |
Беседа. Тестиро-вание. |
1 |
Тема |
Количество часов |
В том числе на: |
||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Устное народное творчество |
2 |
2 |
- |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чест-во часов |
Дата прове-дения урока по плану |
Дата прове- дения урока по факту |
2 |
1 |
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народной песне. Лиричес-кие песни « В темном лесе»,Уж ты, ночка, ноченька темная..»,» Вдоль по улице ме-телица метет».Исторические песни » Пу-гачев в темнице»,»Пугачев казнен».Час- тушки как малый песенный жанр. Отра-жение различных сторон жизни народа в частушках. Ее тематика и поэтика.Осо-бенности художественной формы фольк-лорных произведений. Т\л. Народная пес- ня, частушка. |
Комбини-рованный урок |
1 |
||
3 |
2 |
Предания как исторический жанр русской народной поэзии. «О Пугачеве»,» О поко-рении Сибири Ермаком». Особенности со-держания и художественной формы на-родных преданий.Т\л. Предание. |
Урок изучения нового |
1 |
Тема |
Количество часов |
В том числе на: |
||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Из древнерусской литературы |
2 |
2 |
- |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чест-во часов |
Дата прове-дения урока по плану |
Дата проведения урока по факту |
4 |
1 |
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Алек-сандра Невского»(фрагменты). Защита рус-ских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содер-жания и формы воинской повести и жития. |
Беседа. Практи-кум |
1 |
||
5 |
2 |
«Шемякин суд» как сатирическое произ-ведение 17 века. Действительные и вы-мышленные события, новые герои, сати-рический пафос произведения. Особен-ности поэтики бытовой сатирической по-вести. |
Комбини-рованный урок |
1 |
Тема |
Количество часов |
В том числе на: |
||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Из литературы 18 века |
3 |
2 |
1 |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чест-во часов |
Дата прове-дения урока по плану |
Дата прове-дения урока по факту |
6 |
1 |
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недо-росль»(сцены). Сатирическая направлен-ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о класси-цизме. Речевые характеристики героев как средство создания комического. |
Комбини-рованный урок |
1 |
||
7 |
2. |
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизо-да комедии. Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. |
Урок-прак-тикум |
1 |
||
8 |
3 |
Урок развития речи. Подготовка к домашне-му сочинению « Человек и история в фольк-лоре, древнерусской литературе и в литера-туре 18 века»(на примере 1-2 произведений). |
Урок сам.рабо-ты |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
|||
Из литературы 19 века. |
31 |
25 |
4 |
2 |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата прове-дения |
9 |
1 |
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя»,»Обоз» , их историческая основа. Мораль басен. Са-тирическое изображение человеческих и общественных пороков. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
10 |
2 |
Урок внеклассного чтения. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова- журналиста, музыканта, писателя, философа. |
Выразительное чтение басен |
1 |
|
11 |
3 |
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. ДумыК.Ф.Ры- леева. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. |
Урок-практикум |
1 |
|
12 |
4 |
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», « К**,»19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. |
Беседа. Выразит.чтение стихов. |
1 |
|
13 |
5 |
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина ( на основе изученного в 6-7 классах) |
Семинар |
1 |
|
14 |
6 |
А.С.Пушкин . «История Пугачева»(отрывки). История пугачевского восстания в художест-венном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян, автора. |
Урок-практи-кум. Анализ эпизодов |
1 |
|
15 |
7 |
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. |
Урок-беседа |
1 |
|
16 |
8 |
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гринев, жизненный путь героя, нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. |
Обучение уст-ному рассказу |
1 |
|
17 |
9 |
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравст-венный идеал Пушкина. |
Урок-беседа. |
1 |
|
18 |
10 |
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Пугачев и народное восстание в романе и в историчес-ком труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. |
Урок-практикум |
1 |
|
19 |
11 |
Урок развития речи. А.С.Пушкин. «Капи-танская дочка». Гуманизм и историзм в рома-не. Историческая правда и художественный вымысел Особенности композиции. Подготовка к сочинению по роману Пушкина. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
20 |
12 |
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема чело-века и судьбы. Система образов персонажей. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. |
Урок изучения нового |
1 |
|
21 |
13 |
Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Пушкина. |
Урок контроля. |
1 |
|
22 |
14 |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю, Лер-монтова ( с обобщением изученного в 6-7 классах). |
Семинар |
1 |
|
23 |
15 |
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монас-тыре. Романтически-условный историзм поэмы. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
24 |
16 |
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Развитие представлений о жанре романтический поэмы. |
Практикум |
1 |
|
25 |
17 |
Урок развития речи. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». |
Урок сам.работы |
1 |
|
26 |
18 |
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художест-венном творчестве. Исторические произве-дения в творчестве Гоголя ( с обобщением изученного в 5-7 классах). |
Семинар |
1 |
|
27 |
19 |
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная коме-дия « со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
28 |
20 |
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатиричес-кого изображения чиновников. Развитие пред-ставлений о комедии, сатире и юморе. |
Урок-практикум |
1 |
|
29 |
21 |
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. |
Урок-практикум |
1 |
|
30 |
22 |
Урок развития речи. Особенности композици-онной структуры комедии.Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»(на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». |
Урок сам.работы |
1 |
|
31 |
23 |
Н.В.Гоголь.»Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. |
Урок-семинар |
1 |
|
32 |
24 |
Н.В.Гоголь »Шинель». Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. |
Урок-практикум |
1 |
|
33 |
25 |
М.Е. Салтыков- Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»(отрывок). Художественно-политичес-кая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников. Средства создания коми-ческого в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. |
Урок изучения нового |
1 |
|
34 |
26 |
Урок развития речи. Обучение анализу эпизода из романа « История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. |
Урок сам.работы |
1 |
|
35 |
27 |
Урок контроля. Контрольная работа по твор-честву М.Ю.Лермонова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. |
Урок контроля |
1 |
|
36 |
28 |
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного обра-за. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
37 |
29 |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
38 |
30 |
Л.Н.Толстой «После бала». Особенности композиции рассказа. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. |
Урок-прак-тикум. |
1 |
|
39 |
31 |
Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отро-чество». |
Урок-семинар |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
|||
Поэзия родной природы. |
2 |
2 |
- |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата прове-дения |
40 |
1 |
Урок развития речи. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, А.Н. Майкова. Анализ лирики поэтов. |
Урок-прак-тикум |
1 |
|
41 |
2 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упу-щенном счастье. Психологизм рассказа. |
Урок-прак-тикум |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
|||
Из русской литературы 20 века. |
7 |
5 |
2 |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата прове-дения |
42 |
1 |
И.А.Бунин. Слово от писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина –прозаика. |
Урок-лекция |
1 |
|
43 |
2 |
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
44 |
3 |
Урок развития речи. Урок-диспут»Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. |
Урок-диспут |
1 |
|
45 |
4 |
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
46 |
5 |
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»-поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. |
Комбини-рованный урок |
||
47 |
6 |
Урок развития речи. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. |
Урок-кон-ференция |
1 |
|
48 |
7 |
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. |
Комбини-рованный урок |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
|||
Писатели улыбаются. |
8 |
5 |
1 |
2 |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата прове-дения |
49 |
1 |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. |
Урок-лекция |
1 |
|
50 |
2 |
Урок внеклассного чтения. Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко « История болезни». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. |
Урок-практикум |
1 |
|
51 |
3 |
Урок внеклассного чтения. М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». |
Урок-беседа |
1 |
|
52 |
4 |
Урок контроля. Контрольная работа по твор-честву Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А..Блока, С.А.Есенина. |
Урок сам.работы |
1 |
|
53 |
5 |
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. |
Урок изучения нового с нового |
1 |
|
54 |
6 |
Урок развития речи.А.Т.Твардовский «Ва-силий Теркин». Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа главного героя. Правда о войне в поэме Твардовского. |
Обучение устному рассказу |
1 |
|
55 |
7 |
А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Ком-позиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме. |
Урок- прак-тикум |
1 |
|
56 |
8 |
А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвраще-ние». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. |
Комбини-рованный урок |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
практичес- кие работы |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. |
4 |
1 |
- |
2 |
1 |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата прове-дения |
57 |
1 |
Урок развития речи. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Иса-ковского , Б.Окуджавы, А.Фатьянова , Л.Ошанина. |
Урок-концерт |
1 |
|
58 |
2 |
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа»Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
59 |
3 |
Урок внеклассного чтения. В.П.Астафьев. «Ангел-хранитель». Проблемы и особенности рассказа. |
Урок-беседа |
1 |
|
60 |
4 |
Урок развития речи. Промежуточная аттеста-ция.Классное сочинение по произведениям, изученным в текущем учебном году |
Урок сам.работы |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
практичес- кие работы |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Русские поэты о Родине, родной природе. |
1 |
- |
1 |
- |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата проведения |
61 |
1 |
Русские поты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов,Н.Оцуп, З.Гиппиус, И.Бунин. |
Урок-прак-тикум |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
практичес- кие работы |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Из зарубежной литературы. |
6 |
4 |
2 |
- |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата прове-дения |
62 |
1 |
У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джуль-етта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Ана-лиз эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». |
Урок-прак-тикум |
1 |
|
63 |
2 |
Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом люб-ви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. |
Урок-прак-тикум |
1 |
|
64 |
3 |
Ж.Ю. Мольер. «Мещанин во дворянстве» ( сцены). Сатира на дворянство и неве-жественных буржуа. |
Урок-прак-тикум. Анализ сцен. |
1 |
|
65 |
4 |
Ж.Ю. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. |
Урок-беседа |
1 |
|
66 |
5 |
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. |
Комбини-рованный урок |
1 |
|
67 |
6 |
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. |
Урок-беседа |
1 |
Тема |
Коли-чество часов |
В том числе на |
|||
изучение программного материала |
практичес- кие работы |
развитие речи |
внеклассное чтение |
||
Подведение итогов за учебный год |
1 |
1 |
- |
- |
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Форма урока |
Коли-чество часов |
Дата проведения |
68 |
1 |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и зада-ние на лето. |
Урок-зачет |
1 |
6. График контрольных мероприятий.
№ |
Тема работы |
Количество часов |
Сроки проведения |
1 |
Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Пушкина. |
1 |
|
2 |
Урок контроля. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. |
1 |
|
3 |
Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А..Блока, С.А.Есенина. |
1 |
|
4 |
Урок развития речи. Подготовка к домаш-нему сочинению « Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»(на примере 1-2 произведений). |
1 |
|
5 |
Урок развития речи. А.С.Пушкин. «Ка-питанская дочка». Гуманизм и историзм в романе. Историческая правда и художест-венный вымысел Особенности композиции. Подготовка к сочинению по роману Пушкина. |
1 |
|
6 |
Урок развития речи. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». |
1 |
|
7 |
Урок развития речи. Особенности ком-позиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»(на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». |
1 |
|
8 |
Урок развития речи. Обучение анализу эпизода из романа « История одного го-рода». Подготовка к домашнему сочи-нению. |
1 |
|
9 |
Урок развития речи. Поэзия родной при-роды в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А.Фета, А.Н. Майкова. Анализ лирики поэтов. |
1 |
|
10 |
Урок развития речи. Урок-диспут»Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. |
1 |
|
11 |
Урок развития речи. Итоговое сочинение по произведениям, изученным в текущем учебном году. |
1 |
7. Итоги за год
Всего уроков |
В том числе на |
|||||
изучение программного материала |
развитие речи |
внеклассное чтение |
контрольные работы |
|||
1 четверть |
||||||
2 четверть |
||||||
3 четверть |
||||||
4 четверть |
||||||
Учебный год |
11 |
5 |
|