Рабочая программа по литературе в 8 классе

1
0
Материал опубликован 2 November 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Руководитель  МО учителей гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.

 

Протокол № _____ от

«____»____________2017г

«УТВЕРЖДАЮ»

 

      Директор

______________ Школьник А.А..

 

      Приказ № _____ от

«____»____________2017г.

 

 

Рабочая программа

основного общего образования

по литературе

 8 класс

 

 

 

 

Составитель

Степанова Марина Юрьевна.

учитель русского языка и литературы , первая категория.

 

 

с. Воздвиженка 2017

 

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

Рабочая программа составлена  на  основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427и от 10 ноября 2011 г. N 2643.

В соответствии с :

- примерными программами по отдельным учебным предметам общего образования;

-  федеральным  перечнем учебников на 2014 – 2015 г., утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

 - основной образовательной программой основногообщего образования, утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 21 ;

- годовым календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2016-2017 учебный год,

- учебным планом МБОУ Воздвиженская СОШ на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 29.08.2015 г. № _42_ ;

-  положением  о рабочей программе, утверждённым  приказом директора школы от 27.05.15 г. № 25;

-Программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2010 ) .

 

 

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

 

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

 

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко – литературных сведений и теоретико – литературных  понятий;

 

 

 

 

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно – эстетическую  ценность; освоить идейно – эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

·               использование элементов причинно-следственного и структурно – функционального анализа,

·               определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

·               самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

·               поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

·               умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного);

·               объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

·               выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

·               владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

·               определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

·               осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

·               рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

·               репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико – стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

·               продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

·               поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

·               исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.

Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико – литературных  понятий:

·               осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

·               выразительное чтение художественного текста;

·               различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

·               ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

·               заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

·               анализ и интерпретация произведения;

·               составление планов и написание отзывов о произведениях;

·               написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

·               целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 

 

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

На  изучение  курса отводится  102 часа  из  расчёта  3 часа в неделю. Примерная программа основного общего образования по литературе  рассчитана на 105 ч в год ( при 35 учебных неделях), авторская программа рассчитана на 102 ч. в год.

По базисному плану -2 часа в неделю, 1 час взят из школьного компонента. В связи с этим в рабочей программе по литературе 8 класса  и программа реализуется за 102  ч.

Учебный календарный график рассчитан на 34 учебных недель, что позволит выполнитьавторскую  программу (102)полностью.

Уроков развития речи- 8, контрольных работ-3.

Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с методическими рекомендациями автора Программы курса литературы  в 8 классе Коровиной В. Я.

  Изменений нет. Работаю согласно программе.

Срок реализации - 1год.

 

Технологии, методики:

Ø  уровневая дифференциация;

Ø  проблемное обучение;

Ø  информационно-коммуникационные технологии;

Ø  модульное обучение;

Ø  здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения  (работа в парах  постоянного   и  сменного состава)

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

v  урок изучения и первичного закрепления знаний ;

v  урок закрепления новых знаний и выработки умений;

v  урок обобщения и систематизации знаний;

v  урок проверки, оценки и контроля знаний;

v  урок коррекции знаний;

v  комбинированный урок;

v  урок применения знаний;

v  урок развития речи.

 

 

 

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

 

 

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

 

Формы контроля достижений учащихся:

*                    - пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),

*                    - выразительное чтение, в том числе и наизусть,

*                    - развернутый ответ на вопрос,

*                    - выполнение заданий в тестовой форме,

*                    - викторина,

*                    - анализ эпизода,

*                    - анализ стихотворения,

*                    - комментирование художественного текста,

*                    - характеристика литературного героя,

*                    - конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),

*                     - сочинение на литературную тему,

*                    -  сообщение на литературную и историко-литературную темы,

             *          - презентации проектов. тестовые задания;

*         -работа с раздаточным материалом;  зачёты, контрольные работы, тестирование;

                  ВИД КОНТРОЛЯ: текущий, промежуточный, итоговый. самоконтроль; взаимоконтроль; контроль учителя.

Система оценивания конечных результатов обучения:   рейтинговая система оценки знаний (балловая).

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

          Оценка устных ответов

 

 

 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

 

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.


При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
 Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
 Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
 Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
 Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
 

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

 

 

 Оценка сочинений
 
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
 
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
 
 Отметка “5” ставится за сочинение:  
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
 
 Отметка “4” ставится за сочинение:  
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
 
 Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
 
 Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
 
 Отметка “1” ставится за сочинение:  
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
 
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
 
 Оценка тестовых работ
 При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
 Оценка творческих работ
 
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  
При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  
правильное оформление сносок;  
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  
целесообразность использования тех или иных источников.  
 
 Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  
 
 Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
 
 Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
 
 Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  
  
 Оценка дополнительных заданий 
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:  
— “5” – если все задания выполнены;  
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
 
 Критерии оценивания презентаций  

 

  Критерии
 оценивания
 

  Параметры
 

  Оценка
 

  Дизайн презентации
 

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
 

  
 

  — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
 

  
 

  — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
 

  
 

  — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
 

  
 

  — ссылки – все ссылки работают
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по дизайну
 

  
 

  Содержание
 

  — раскрыты все аспекты темы;
 

  
 

  
 

  — материал изложен в доступной форме;
 

  
 

  
 

  — систематизированный набор оригинальных рисунков;
 

  
 

  
 

  — слайды расположены в логической последовательности;
 

  
 

  
 

  — заключительный слайд с выводами;
 

  
 

  
 

  — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по содержанию
 

  
 

  Защита проекта
 

  — речь учащегося чёткая и логичная;
 

  
 

  
 

  — ученик владеет материалом своей темы;
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по защите проекта
 

  
 

  
 

  Итоговая оценка
 

  
 
 

 
 
 Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

 

 

Выведение итоговых оценок.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень читательской грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того, чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок следует учитывать результаты их текущей успеваемости.

при выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающимстепень владения умениями и навыками по литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Содержание программы

Введение (1 час)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы

Устное народное творчество (3 час)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «В доль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка(развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 час)

Из «Жития Александра Невского».Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития 

«Шемякин суд».Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы ХVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (3 час)

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Х1Х ВЕКА (34 час)

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.  «Лягушки, просящие царя». Критика «общественнного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль  басни

Басня «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). 

 

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака» Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума(начальное представление).

 

А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***»

(«Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных

«История Пугачёва».Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Пугачев и народное восстание. Отношение народа,  дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин)

А.С.Пушкин«Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

Маша Миронова – нравственная красота героини

Особенности композиции романа. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман  (начальные представления) .Реализм (начальные представления)

 

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов – персонажей  сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно – композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из природной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Образ монастыря и образ природы, их роль в Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.Образ монастыря и образ природы, их роль в  произведении. Романтически – условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений) Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма  (начальные представления).

 

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России»

Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович - Данченко)

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление

Разоблачение пороков чиновничества. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений) Сатира и юмор (развитие представлений).

 

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, костноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.

Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении

М.Е.Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно – политическая сатира на современные писателю порядки

Ирония писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений).Художественная деталь (развитие представлений).

 

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Психологизм рассказа. Особенности композиции: антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

 

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…».

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (19 час)

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

 

А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл

С.А.Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина. С.А.Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)

Журнал  «Сатирикон». Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М.Зощенко «История болезни», Теффи, «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых поворотах и переломах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями – фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь не поют соловьи…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др..

Лирические и героические песни в годы Вов. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Русские поэты о Родине, родной природе. И.Аненский «Снег»,Д.Мережковский «Родное».Н.Заболоцкий «Вечер на Оке».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 час)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты. – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы мой стих не блещет новизной…».В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

 

Жан – Батист  Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве». Х\/11 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. « Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в поэзии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии .

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие представлений)

 

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

8 КЛАСС

 

1.                  Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор)

2.                  А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок)

3.                  М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся)

4.                  Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор)

5.                  Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор)

6.                  А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор)

7.                  О Родине и родной природе (2 – 3 стихотворения на выбор)

 

 

Произведения для самостоятельного чтения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...». «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буй­ные...». Авдотья Рязаночка.

Из русской литературы XVIII века Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.

К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Суса­нин.

П. А. В я з е м с к и й. Тройка.

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.

А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина.

М. Ю. Л е р м о н т о в. Маскарад.

Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты все­гда хороша несравненно...».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечер­нем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».

И. С. Ту р г е н е в. Певцы.

А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.

Из русской литературы XX века

В. Г. Короленко. Мгновение.

М. Горький. Старуха Изергиль.

И. Ф. Ан ненский. Снег.

Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Крот­кий вечер тихо угасает...».

К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеб­лей...».

А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).

А. Белый. Заброшенный дом.

М. А. Волошин. Коктебель.

А. А. Ахматова.  Вечером. «Вечерние часы  перед сто­лом...». «Проводила друга до передней...». С. А. Есенин. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке. А. Т. Твардовский. Теркин на том свете. В. П.Астафьев. Ангел-хранитель. А. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В. Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

В. Скотт. Айвенго.

П. М е р и м е. Таманго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Тематический план учебного курса

 

 

 

            Содержание

Кол-во часов

 
 

Введение

1

 

Устное народное творчество

3

 

Древнерусская литература

4

 

Из литературы 18 века

5

 

Из литературы 19 века

47

 

Из литературы 20 века

29

 

Из зарубежной литературы

11

 

Итоговые уроки

2

 

Итого

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

Номер п\п

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

урока

Контрольно-оценочная деятельность

(виды и

формы)

Информационные ресурсы/оборудование

Дата

 

Введение

1

 

 

 

 

1\1

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы

 

Текущий контроль

Беседа по вопросам

 

 

 

Устное народное творчество

3

 

 

 

 

2\1

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

1

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «В доль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

 

Текущий контроль

Анализ песен

Выразительное чтение

Презентация

 

3\2

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.

1

Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.

Текущий контроль

Составление собственных частушек

 

 

4\3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий.

1

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка(развитие представлений). Предание (развитие представлений).

 

Текущий контроль

Выразительное чтение

пересказ

 

 

 

 

Из древнерусской литературы

4

 

 

 

 

5\1

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  

1

Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития 

 

Текущий контроль

Беседа по вопросам

 

 

6/2

Особенности содержания и формы воинской повести и жития

1

Житие как жанр древнерусской литературы и формы воинской повести и жития.

Текущий контроль

Анализ

жития

 

 

 

7\3

«Шемякин суд» .Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы Х\/II века.

1

«Шемякин суд».Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы Х\/11 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).

 

Текущий контроль

Пересказ текста

 

 

8/4

Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

Особенности поэтики бытовой сатирической повести 17 века

Текущий контроль

Беседа по вопросам

 

 

 

Из литературы ХVIII века

3+2

 

 

 

 

9-10\

1-2

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

 

Проблема воспитания истинного гражданина.

 

2

Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы.

 

Текущий контроль

Чтение по ролям

 

Презентация

 

11\3

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма

 

1

Анализ эпизода

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. 

Текущий контроль Анализ эпизода

 

 

12-13\

4-5

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе  ХVIII   века» (на примере 1 – 2 произведений).

 

2

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе  ХVIII   века» (на примере 1 – 2 произведений).

Текущий контроль

Пересказ

Эпизодов

Составление плана

 

 

 

Из литературы XIX века

 

 

 

 

 

14\1.

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Слово  о писателе.  «Лягушки, просящие царя».  Мораль  басни.

1

Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.  «Лягушки, просящие царя». Критика «общественнного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль  басни

 

Текущий контроль

Анализ басни

Презентация

 

15\2

Басня «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни.

1

Басня «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы.

 

Текущий контроль

Анализ басни, выразительное чтение

 

 

16/3

И.А. Крылов-поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа

1

чтение (инсценирование) басен

Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). 

Текущий контроль

Анализ басни, выразительное чтение

 

 

17-18\

4-5

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир.  «Смерть Ермака» Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы. Текст думы К.Ф. Рылеева-основа песни о Ермаке.

2

Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака» Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

 

 

Текущий контроль

Выразительное чтение думы

Презентация

 

19-20\

6-7

А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча», («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

2

. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***»(«Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

«19октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных

 

Текущий контроль

Анализ стихотворений

Презентация

 

21\8

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

1

 Причины обращения Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

Текущий

Контроль

Беседа по вопросам

 

 

22/9

 А.С. Пушкин «История Пугачёва»(отрывки). Пугачев и народное восстание. 

1

«История Пугачёва»Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Пугачев и народное восстание. Отношение народа,  дворян и автора.  Бунт«бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин)

 

Текущий контроль

Сопоставительный анализ

 

 

23\

10

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

 

Текущий контроль

Беседа по вопросам

 

 

24\

11

Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

1

 Этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выделять смысловые части текста

Текущий контроль

Сравнительная характеристика героев,

Анализ эпизодов

 

 

25\

12.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

Создать условия для раскрытия смысла названия повести, отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа героини; умение владеть различными видами пересказа

Текущий контроль

Характеристика героев,

Аналитическое чтение глав

 

 

26\

13

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

Раскрытие образа главного героя – Пугачева; формирование представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева.

Текущий контроль

Сравнительный анализ

 

 

27\

14

Особенности композиции романа. Гуманизм и историзм Пушкина

1

Особенности сюжета композиции выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Текущий контроль

Беседа по вопросам

 

 

28/

15

Р/р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Поиск нужнойинформации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения.  Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать своюточку зрения; редактировать написанное

Текущий контроль

Подготовка к сочинению

 

 

29-30\

16-17

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека  и судьбы.Система образов персонажей в повести.

2

Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов – персонажей  сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно – композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской

Текущий контроль

Характеристика персонажей

 

 

31\18

Контрольная работа по творчеству А.С.    Пушкина

1

Выполнение контрольной работы

Тематический контроль по творчеству А.С. Пушкина

 

 

32\19

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

1

Основные факты биографии поэта и особенности его поэтической манеры, познакомить с лирикой поэт , символическими образами, познакомить с поэмой «Мцыри»; учить определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть

Текущий контроль

Работа с книгой

Презентация

 

33-34\.

20-21

 М.Ю. Лермонтов.«Мцыри».Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

2

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из природной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Образ монастыря и образ природы, их роль в Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

 

 

 

Текущий контроль

Аналитическая беседа, выразительное чтение, работа с книгой, демонстрация, цитатный план

 

 

35-36\

22-23

  Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода из поэмы.Роль описаний природы в поэме.

2

Образ монастыря и образ природы, их роль в  произведении. Романтически – условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений) Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма  (начальные представления).

 

 

Текущий контроль

Совместная деятельность учащихся

Анализ эпизода

 

 

37\

24

 Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения.  Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме;

Текущий контроль

Сочинение

по поэме

 

 

38\

25

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

 

Текущий контроль

Беседа,

Работа с книгой

Презентация

 

39\

26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.

1

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».

 

Текущий контроль

Совместная деятельность учащихся, пересказ, чтение по ролям

 

 

40-41\

27-28

  Разоблачение пороков чиновничества. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

2

Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» Разоблачение пороков чиновничества. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений) Сатира и юмор (развитие представлений).

.

Текущий контроль

Характеристика персонажей комедии

 

 

42\

29

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

1

Хлестаковщина как общественное явление

 

Текущий контроль

Характеристика персонажей комедии

 

 

43\

30

Особенности композиционной структуры комедии. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы..

1

Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович - Данченко)

Текущий контроль

Аналитическая беседа

 

 

44/

31.

Р/р Подготовка к домашнему сочинению

1

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения.  Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме;

Составление плана сочинения

 

 

45-46/

32-33

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

2

«Шинель».Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, костноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.

 

Текущий контроль

Аналитическое чтение

Беседа по вопросам

 

 

47\

34

 Мечты и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.

1

Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении

 

Текущий контроль

Анализ эпизода

 

 

48-49\

35-36

М.Е.Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Образы градоначальников.

2

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно – политическая сатира на современные писателю порядки.

Ирония писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения .

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

 

Текущий контроль

Сообщения учащихся

Характеристика персонажей

Презентация

 

50\

37

Р/р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

1

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения .

Текущий контроль

Анализ эпизода

 

 

51\

38

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова - Щедрина

1

Выполнение контрольной работы

Итоговыйконтроль

Контрольная работа

 

 

52-53\

39-40

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений».  Нравственные проблемы рассказа. Сатира на чиновничество.

2

Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений).Художественная деталь (развитие представлений).

 

Текущий контроль

Аналитическое чтение рассказа

 

 

54-55\

41-42

Л.Н.Толстой. Слово  о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

2

Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа

и произведений.

 

 

 

Текущий контроль

Сообщения

Учащихся

Аналитическое чтение рассказа

Презентация

 

56\

43

 Особенности композиции: антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

1

Психологизм рассказа. Особенности композиции: антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции.

Текущий контроль

Аналитическая беседа,

Ответы на проблемные вопросы

 

 

57\

44

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

Работа над  пониманием главной мысли повести о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Текущий контроль

беседа

 

 

 

58\

45

Поэзия родной природы в произведениях А.С.Пушкина. М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

1

 Выразительное  чтение стихотворений,  роль выразительных средств в раскрытии идеи стихотворения, строить письменное высказывание

Текущий контроль

Анализ поэтического текста,

выразительное чтение

 

 

59-60\

46-47

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Психологизм рассказа.

2

 Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

 

Текущий контроль Аналитическая беседа, чтение монолога, работа с текстом, словарная работа

 

Презентация

 

 

Из русской литературы XX века

 

 

 

 

 

61-62\

1-2

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».  Мастерство Бунина – рассказчика.

2

Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя

 

Текущий контроль Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой

 

Презентация

 

63-64\

3-4

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

2

Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

 

 

Текущий контроль

Анализ рассказа

Презентация

 

65\5

 Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

1

Высказывание учащихся по теме «Что значит быть счастливым

Текущий контроль

Ответы на проблемные вопросы

 

 

66/6

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по рассказам  Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина,

А.И.Куприна

1

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. 

Текущий контроль

Анализ тем сочинений

Составление плана

 

 

67/7

А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

1

Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл

 

Текущий контроль

Сообщения учащихся, работа над стихотворением, анализ стихотворения, аналитическая беседа

Презентация

 

68\8

С.А.Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему.

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина. С.А.Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

 

Текущий контроль Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа

 

Презентация

 

69\9

Урок – конференция. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина. С.А.Есенина.

1

Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина. С.А.Есенина

Текущий контроль

Сопоставительный анализ образа Пугачева

 

 

70/

10

Р/р Подготовка к домашнему сочинению.

1

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. 

Текущий контроль

Анализ тем сочинений

Составление плана

 

 

71-72/

11-12

И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

2

Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)

 

Текущий контроль

Беседа по вопросам

 

 

 

Писатели улыбаются

 

 

 

 

 

73\

13

Журнал  «Сатирикон». М.Зощенко «История болезни»

1

Журнал  «Сатирикон». Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М.Зощенко «История болезни»,

 

Текущий контроль

Анализ рассказа

 

 

74/

14

Теффи, «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

1

Теффи, «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Текущий контроль

Беседа по вопросам,

пересказ эпизода

 

 

75-76/

15-16

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

2

Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание

 

 

Текущий контроль

Аналитическая беседа

 

 

77\

17

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина,

1

Выполнение контрольной работы

Итоговый контроль

Контрольная работа

 

 

78\

18

А.Т.Твардовский. Слово  о писателе.

Поэма «Василий Теркин. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

1

 Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых поворотах и переломах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

 

Текущий контроль

Чтение по ролям

Беседа

Презентация

 

79\

19

Василий Теркин-защитник родной страны. Новаторский характер Василия Теркина.

1

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

 

Текущий контроль

Инсценирование, выразительное чтение, аналитическая беседа, конспектирование

 

 

80\

20

Композиция и язык поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы..

1

Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями – фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

 

Текущий контроль

Беседа по вопросам

 

 

81\

21

А.П.Платонов. Слово о жизни писателя. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

1

Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа .

Текущий контроль

Анализ рассказа

 

 

82-83\

22-23

Урок – концерт.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.

2

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь не поют соловьи…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др..

Лирические и героические песни в годы Вов. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Текущий контроль

Анализ стихотворений

Выразительное чтение

 

 

84-85\

24-25

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

2

Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Текущий контроль

Анализ рассказа,

Ответы на проблемные вопросы,

пересказ эпизодов

Презентация

 

86-87\

26-27

Р/р Классное сочинение  «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» (произведение по выбору учащегося)

2

Работа над сочинением

Текущий контроль

Работа над сочинением

 

 

88\

28

Русские поэты о Родине, родной природе. И.Аненский «Снег», Д.Мережковский «Родное», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке».

1

Русские поэты о Родине, родной природе. И.Аненский «Снег»,Д.Мережковский «Родное».Н.Заболоцкий «Вечер на Оке».

 

Текущий контроль

Анализ стихотворений

 

 

89\

29

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

1

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

 

 

Текущий контроль

Анализ стихотворений

 

 

 

Из зарубежной литературы

11

 

 

 

 

90\1

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

1

Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

 

Текущий контроль

Беседа

 

 

91/2

Вечные проблемы в трагедии Шекспира

1

Вечные проблемы в трагедии Шекспира

Текущий контроль

Ответы на проблемные вопросы

 

 

92\3

Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Анализ эпизода. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

 

Текущий контроль

Анализ эпизода

 

 

93/4

У.Шекспир. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

Сонеты. – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы мой стих не блещет новизной…».В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

 

 

Текуийконтрол

Анализ эпизода

 

 

94\5

Жан – Батист  Мольер. Слово о Мольере.

« Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве». Х\/11 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. « Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в поэзии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии .

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие представлений)

 

Текущий контроль

Сообщения учащихся

 

 

95/6

Черты классицизма в комедии Мольера

1

Черты классицизма в комедии Мольера

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие представлений)

 

 

Текущий контроль

беседа

 

 

96/7

Общечеловеческий смысл комедии

1

Общечеловеческий смысл комедии

Текущий контроль

Ответы на проблемные вопросы

 

 

97-98/

8-9

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

2

Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения

Текущий контроль

Беседа,

пересказ эпизода

 

 

99-100\

10-11

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман.

2

Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений

 

Текущий контроль

Беседа, пересказ эпизода

 

 

101

Урок – зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1

Знать основные литературоведческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания

Текущий контроль

Анализ произведений

 

 

102

Итоги года и  задание на лето. Заключительный урок

1

Задание на лето

 

 

 

 

 

 

6.Учебно-методическое обеспечение

 

1.«Программы общеобразовательных учреждений. по  литературе  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2010

2 . УчебникЛитература 8 класс учебник для  общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной в 2-х частях /  изд.-М.: Просвещение 2004

3.Н.Е.Кутейкина Уроки литературы в 8 классе. М «Просвещение» (электронный вариант)

4.Коровина В.Я.,Збарский И.С. Коровин В.И.Литература 8 класс Методические советы. М. «Просвещение» (электронный вариант) 5.Н.В.Беляева. Проверочные работы 5-9 классыМ.«Просвещение» 2010. (электронный вариант)

 

 

 

 

Утверждаю

директор МБОУ

 «Воздвиженская СОШ»

_____________А.А. Школьник

Приказ №___от

«____» _____________2017г

Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе

№ п/п

Исходная программа

Внесение изменений в программу

 

Подпись лица, внёсшего запись

 

дата

тема

дата

тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.