Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК В.Я. Коровиной

1
0
Материал опубликован 20 October 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия №3»

города Армянска Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель школьного методического объединения

________ С.А.Поважнюк

Протокол № 01

от 27 августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______ С.В.Баталова

30 августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____ М.Н.Харланова

Приказ № 385

от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 8

Количество часов в неделю – 3ч.

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Разработчик программы:

Поважнюк Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Категория: высшая

 

Армянск - 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адресность программы

Рабочая программа по литературе составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования.

Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (ФГОС).

Требований примерной ООП, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15.

Программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – м.: просвещение, 2011.

Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций (авторы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев,В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Объём программы.

Данная программа рассчитана на 102 часов, 3 часа в неделю.

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

8

3 ч. х 34 недель

102 часа

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

 

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художест­венном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

установление требований к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию об­разовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем куль­турном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

обеспечение эффективного сочетания уроч­ных и внеурочных форм организации обра­зовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полез­ной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творче­ства, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (закон­ных представителей), педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сре­ды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы позна­ния и преобразования внешкольной соци­альной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, пси­хологов, социальных педагогов, сотрудни­честве с базовыми предприятиями, учреж­дениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

Цели изучения литературы могут быть достиг­нуты при обращении к художественным произве­дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и миро­вой литературы.

Учебно-методический комплекс

Для учителя:

1.Программа «Литература 6-9 классы» (авторы: В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский); под ред. В. Я. Коровиной.- М.: «Просвещение», 2011 г.

2.Коровина В.Я.Литература.8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2014.-399 с.: ил.

3.Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.– М.:ВАКО, 2016.– 448с.– (в помощь школьному учителю).

4.Литература в схемах и таблицах/Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. – М.: Эксмо, 2017. – 320с.

Для ученика:

1. Коровина В.Я.Литература.8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2014.-399 с.: ил.

2. CD-диск «Фонохрестоматия 8 класс» к учебнику Коровина В.Я. Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (1,2 часть) М.: Просвещение, 2014.

Электронные ресурсы

http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».

http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».

http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.

http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

писать сочинения на литературную тему;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Ученик получит возможность научиться:

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;

ориентироваться в окружающем мире;

вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;

овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

понимать авторской позиции и свое отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.


 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 8 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(3 часа.)

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (4часа)

Денис Иванович Фонвизин.

Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (47 часов)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

Классное контрольное сочинение №1

Развитие речи №1,2

Внеклассное чтение №1

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Развитие речи №3

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Развитие речи №4

Домашнее контрольное сочинение №1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков.

Краткий рассказ о пи­сателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой .

Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.

Развитие речи №5

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе. Рассказы Чехова.«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Внеклассное чтение №2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (33 часа)

Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн.

Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Развитие речи №6

Классное контрольное сочинение №2

Александр Александрович Блок.

Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Внеклассное чтение№3

Сергей Александрович Есенин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Развитие течи №7

Домашнее контрольное сочинение №2

Иван Сергеевич Шмелев.

Краткий рассказ о писа­теле. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники)

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко.

«Всеобщая история, обработанная „Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».

Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе. Творческая работа учащихся. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Внеклассное чтение №4

Развитие течи №8

Домашнее контрольное сочинение №2

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7часа).

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт.Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (4 часа)

Итоговая контрольная работа №1

ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Обязательные

виды работ

Количество работ

Тема контроля

Вид контроля

Классное сочинение

2

Классное контрольное сочинение №1

по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Классное контрольное сочинение№2

"Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна).

Текущий контроль

Домашнее

сочинение

2

Домашнее контрольное сочинение №1

по творчеству Н.В.Гоголя

Домашнее контрольное

сочинение №2

«Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века»

Текущий контроль

Контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа № 1

за курс 8 класса

Текущий контроль

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Контр.

работы

Кл.

сочинения

Дом.

сочине

ние

Вн. чтение

Развитие речи

1

Введение.

1

-

-

-

-

-

2

Устное народное творчество.

3

-

-

-

-

--

3

Из древнерусской литературы.

3

-

-

-

-

-

4

Из русской литературы XVIII века.

4

-

-

-

-

-

5

Из русской литературы XIX века.

47

-

1

1

2

5

6

Из русской литературы XX века.

33

-

1

1

2

3

7

Зарубежная литература

7

-

-

-

 

-

8

Повторение. Обобщение

4

1

       
 

ИТОГО

102

1

2

2

4

8

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Кол-во час

Дата

Дата

Тема урока. Основное содержание

Наизусть

план

факт

план

факт

   

8-А

8-Б

ВВЕДЕНИЕ (1час.)

1

1

       

Русская литература и история.

 
       

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3часа.)

2

1

       

Русские народные песни. Выражение жизни народа в

лирических песнях. Исторические песни.«Пугачёв в темнице», «Пугачёв

казнён».

 

3

1

       

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений

 

4

1

       

Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".

 
       

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа.)

5

1

       

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

 

6

1

       

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века.

 

7

1

       

«Повесть о Шемякином суде». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

 
       

ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (4 часа.)

8

1

       

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии.

 

9

1

       

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

 

10

1

       

Комедия «Недоросль». Комментированное чтение комедии: речь и поступки как средство создания характера в драматическом произведении.

 

11

1

       

Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Чтение по ролям отдельных сцен комедии.

 
   

8-А

8-Б

ЛИТЕРАТУРА19ВЕКА ( 47 часов.)

12

1

       

Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя». «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

 

13

1

       

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

Отражение в баснях таланта Крылова.

 

14

1

       

К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака». Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель.

 

15

1

       

Дума К.Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра.

 

16

1

       

А. С. Пушкин. Слово о поэте. «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень.

 

17

1

       

Пейзажная и любовная лирика А.Пушкина. «Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния. К***(«Я помню чудное мгновенье...»).

На выбор

18

1

       

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву

народа, дворян и автора.

 

19

1

       

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. "Капитанская дочка". История создания произведения.

 

20

1

       

Развитие речи №1 А.С.Пушкин Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

 

21

1

 

     

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

 

22

1

       

Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Отрывок наизусть

23

1

       

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

 

24

1

       

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.

 

25

1

       

Развитие речи №2

Р.р.№2Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

 

26

1

       

Контрольное классное сочинение №1 по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

 

27

1

       

Анализ контрольного сочинения

 

28

1

       

Внеклассное чтение № 1. А. С. Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы.

 

29

1

       

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.

 

30

1

       

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. "Мцыри". История создания, тема и идея произведения.

 

31

1

 

     

М. Ю. Лермонтов. Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме. Смысл человеческой жизни в поэме.

Отрывок из поэмы

32

1

       

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

 

33

1

       

Развитие речи №3 Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (устное сочинение- рассуждение).

 

34

1

       

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

 

35

1

       

Н. В. Гоголь. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".

 

36

1

       

Н. В. Гоголь. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".

 

37

1

       

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

 

38

1

       

Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

 

39

1

       

Особенности и специфика композиционной структуры комедии Н.Гоголя "Ревизор".

 

40

1

       

Н. В. Гоголь "Шинель" Образ «маленького человека» в литературе.

 

41

1

 

     

Н. В. Гоголь "Шинель" Потеря Башмачкиным лица. Духовная

сила героя и его противостояние бездушию общества.

 

42

1

       

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

 

43

1

       

Развитие речи № 4

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя

 

44

1

       

М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).

 

45

1

       

"История одного города".Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии

народа.

 

46

1

       

"История одного города". Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Эзопов язык.

 

47

1

       

Анализ домашнего сочинения.

 

48

1

       

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Защита обездоленных.

 

49

1

       

Рассказ "Старый гений". Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа

 

50

1

       

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".

Отрывок на выбор

51

1

 

     

Л. Н. Толстой. "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее.

 

52

1

       

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности

композиции. Психологизм рассказа.

 

53

1

       

Развитие речи № 5 Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтова «Осень». Идейно-художественный анализ поэзий.

одно

на выбор

54

1

       

Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

А.А.Фета «Первый ландыш».

 

55

1

       

Идейно-художественный анализ поэзии А.Н.Майкова «Поле зыблется цветами…». Повторение двусложных и трёхсложных размеров стиха.

 

56

1

       

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье.

 

57

1

       

Психологизм рассказа "О любви".

 

58

1

 

     

Внеклассное чтение №2

А. П. Чехов. "Крыжовник". "Футляр" примитивного благополучия.

 
   

8-А

8-Б

ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (33 часа)

59

1

       

И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть.

 

60

1

       

Мастерство Бунина – прозаика. Психологизм прозы писателя.

 

61

1

       

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".

 

62

1

       

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

 

63

1

       

Развитие речи №6. Подготовка к классному сочинению по рассказам

И. А. Бунина, А. И. Куприна.

 

64

1

       

Классное контрольное сочинение№2

"Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна).

 

65

1

       

А. А. Блок. Слово о поэте. Тема России в его творчестве. Стихотворение «Россия»

 

66

1

       

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом».

Приёмы создания художественных образов.

 

67

1

       

Обучение выразительному чтению.

 

68

1

 

     

Анализ классных сочинений

 

69

1

       

Внеклассное чтение № 3 А. А. Блок. "Россия ", «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Образ Родины в лирике поэта.

 

70

1

       

С. А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" – поэма на историческую тему.

 

71

1

       

Развитие речи № 7

Р.р. №7 Урок – конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина".

 

72

1

       

И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" – воспоминание о пути к творчеству.

 

73

1

       

М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".

 

74

1

       

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.

 

75

1

       

Сатира и юмор в рассказе А.Аверченко «Новая история».

 

76

1

       

Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Древняя история", «Жизнь и воротник»,

 

77

1

       

М. Зощенко "История болезни".

 

78

1

 

     

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания поэмы "Василий Теркин". Картины фронтовой жизни в поэме.

 

79

1

       

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Отрывок наизусть

80

1

       

А. Т. Твардовский. Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина в главах «Гармонь», «На привале». Обучение устному рассказу.

 

81

1

       

А. Т. Твардовский". Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа".

 

82

1

       

Урок – концерт.Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Лев Ошанин. «Дороги».

 

83

1

       

Урок – концерт. Боевые подвиги и военные будни в творчестве

Е. Винокурова «Москвичи», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», А. Фатьянова «Соловьи».

 

84

1

       

В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет".

 

85

1

       

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».Развитие

представлений о герое-повествователе.

 

86

1

       

Внеклассное чтение № 4. А.Толстой Рассказ «Русский характер»

 

87

1

       

Развитие речи №8Домашнее контрольное сочинение №2

Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века

 

88

1

 

     

Русские поэты о Родине, родной природе.

2- 3

на выбор

89

1

       

Работа над идейно-художественным анализом лирических произведений.

90

1

       

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

91

1

       

Анализ домашнего сочинения.

 
   

8-А

8-Б

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов)

92

1

       

У.Шекспир. Писатель и его время.Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

 

93

1

       

У.Шекспир.

Трагедия "Ромео и Джульетта Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

 

94

1

       

У.Шекспир.

Трагедия "Ромео и Джульетта".Конфликт живого чувства и семейной вражды.

По желанию

95

1

       

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе.

Идейно-эстетические проблемы.

 

96

1

       

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.

 

97

1

       

Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

 

98

1

       

В. Скотт. "Айвенго". Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

 
   

8-А

8-Б

ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

99

1

       

Повторение изученного за курс 8 класса. Подготовка к контрольной работе.

 

100

1

       

Итоговая контрольная работа № 1

за курс 8 класса

 

101

1

       

Анализ итоговой контрольной работы

Повторение. Обобщение.

 

102

1

       

Повторение. Обобщение.

Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений»

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.