Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК В.Я. Коровиной
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №3»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель школьного методического объединения ________ С.А.Поважнюк Протокол № 01 от 27 августа 2018г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ С.В.Баталова 30 августа 2018 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор _____ М.Н.Харланова Приказ № 385 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 8
Количество часов в неделю – 3ч.
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Поважнюк Светлана Анатольевна –
учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
Армянск - 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адресность программы
Рабочая программа по литературе составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (ФГОС).
Требований примерной ООП, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15.
Программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – м.: просвещение, 2011.
Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций (авторы: В.Я.Коровина, В. П. Журавлев,В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Объём программы.
Данная программа рассчитана на 102 часов, 3 часа в неделю.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
8 |
3 ч. х 34 недель |
102 часа |
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
1.Программа «Литература 6-9 классы» (авторы: В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский); под ред. В. Я. Коровиной.- М.: «Просвещение», 2011 г.
2.Коровина В.Я.Литература.8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2014.-399 с.: ил.
3.Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.– М.:ВАКО, 2016.– 448с.– (в помощь школьному учителю).
4.Литература в схемах и таблицах/Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. – М.: Эксмо, 2017. – 320с.
Для ученика:
1. Коровина В.Я.Литература.8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2014.-399 с.: ил.
2. CD-диск «Фонохрестоматия 8 класс» к учебнику Коровина В.Я. Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (1,2 часть) М.: Просвещение, 2014.
Электронные ресурсы
http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
писать сочинения на литературную тему;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Ученик получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;
ориентироваться в окружающем мире;
вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;
овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимать авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 8 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(3 часа.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (4часа)
Денис Иванович Фонвизин.
Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (47 часов)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Классное контрольное сочинение №1
Развитие речи №1,2
Внеклассное чтение №1
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Развитие речи №3
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Развитие речи №4
Домашнее контрольное сочинение №1
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков.
Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой .
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.
Развитие речи №5
Антон Павлович Чехов.
Краткий рассказ о писателе. Рассказы Чехова.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Внеклассное чтение №2
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (33 часа)
Иван Алексеевич Бунин.
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн.
Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Развитие речи №6
Классное контрольное сочинение №2
Александр Александрович Блок.
Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Внеклассное чтение№3
Сергей Александрович Есенин.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Развитие течи №7
Домашнее контрольное сочинение №2
Иван Сергеевич Шмелев.
Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.
«Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».
Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Внеклассное чтение №4
Развитие течи №8
Домашнее контрольное сочинение №2
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7часа).
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт.Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (4 часа)
Итоговая контрольная работа №1
ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ
Обязательные виды работ |
Количество работ |
Тема контроля |
Вид контроля |
Классное сочинение |
2 |
Классное контрольное сочинение №1 по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Классное контрольное сочинение№2 "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна). |
Текущий контроль |
Домашнее сочинение |
2 |
Домашнее контрольное сочинение №1 по творчеству Н.В.Гоголя Домашнее контрольное сочинение №2 «Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века» |
Текущий контроль |
Контрольная работа |
1 |
Итоговая контрольная работа № 1 за курс 8 класса |
Текущий контроль |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Контр. работы |
Кл. сочинения |
Дом. сочине ние |
Вн. чтение |
Развитие речи |
1 |
Введение. |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Устное народное творчество. |
3 |
- |
- |
- |
- |
-- |
3 |
Из древнерусской литературы. |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Из русской литературы XVIII века. |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Из русской литературы XIX века. |
47 |
- |
1 |
1 |
2 |
5 |
6 |
Из русской литературы XX века. |
33 |
- |
1 |
1 |
2 |
3 |
7 |
Зарубежная литература |
7 |
- |
- |
- |
- |
|
8 |
Повторение. Обобщение |
4 |
1 |
||||
ИТОГО |
102 |
1 |
2 |
2 |
4 |
8 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Кол-во час |
Дата |
Дата |
Тема урока. Основное содержание |
Наизусть |
||
план |
факт |
план |
факт |
||||
8-А |
8-Б |
ВВЕДЕНИЕ (1час.) |
|||||
1 |
1 |
Русская литература и история. |
|||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3часа.) |
|||||||
2 |
1 |
Русские народные песни. Выражение жизни народа в лирических песнях. Исторические песни.«Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». |
|||||
3 |
1 |
Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений |
|||||
4 |
1 |
Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком". |
|||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа.) |
|||||||
5 |
1 |
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. |
|||||
6 |
1 |
«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. |
|||||
7 |
1 |
«Повесть о Шемякином суде». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. |
|||||
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (4 часа.) |
|||||||
8 |
1 |
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии. |
|||||
9 |
1 |
Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. |
|||||
10 |
1 |
Комедия «Недоросль». Комментированное чтение комедии: речь и поступки как средство создания характера в драматическом произведении. |
|||||
11 |
1 |
Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Чтение по ролям отдельных сцен комедии. |
|||||
8-А |
8-Б |
ЛИТЕРАТУРА19ВЕКА ( 47 часов.) |
|||||
12 |
1 |
Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя». «Обоз», их историческая основа. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. |
|||||
13 |
1 |
И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова. |
|||||
14 |
1 |
К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака». Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. |
|||||
15 |
1 |
Дума К.Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. |
|||||
16 |
1 |
А. С. Пушкин. Слово о поэте. «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень. |
|||||
17 |
1 |
Пейзажная и любовная лирика А.Пушкина. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения. К***(«Я помню чудное мгновенье...»). |
На выбор |
||||
18 |
1 |
А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. |
|||||
19 |
1 |
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. "Капитанская дочка". История создания произведения. |
|||||
20 |
1 |
Развитие речи №1 А.С.Пушкин Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. |
|||||
21 |
1 |
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. |
||||
22 |
1 |
Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне. |
Отрывок наизусть |
||||
23 |
1 |
Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. |
|||||
24 |
1 |
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. |
|||||
25 |
1 |
Развитие речи №2 Р.р.№2Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
|||||
26 |
1 |
Контрольное классное сочинение №1 по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка". |
|||||
27 |
1 |
Анализ контрольного сочинения |
|||||
28 |
1 |
Внеклассное чтение № 1. А. С. Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы. |
|||||
29 |
1 |
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта. |
|||||
30 |
1 |
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. |
|||||
31 |
1 |
|
М. Ю. Лермонтов. Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме. Смысл человеческой жизни в поэме. |
Отрывок из поэмы |
|||
32 |
1 |
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. |
|||||
33 |
1 |
Развитие речи №3 Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (устное сочинение- рассуждение). |
|||||
34 |
1 |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя. |
|||||
35 |
1 |
Н. В. Гоголь. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор". |
|||||
36 |
1 |
Н. В. Гоголь. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор". |
|||||
37 |
1 |
Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. |
|||||
38 |
1 |
Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение. |
|||||
39 |
1 |
Особенности и специфика композиционной структуры комедии Н.Гоголя "Ревизор". |
|||||
40 |
1 |
Н. В. Гоголь "Шинель" Образ «маленького человека» в литературе. |
|||||
41 |
1 |
|
Н. В. Гоголь "Шинель" Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. |
||||
42 |
1 |
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. |
|||||
43 |
1 |
Развитие речи № 4 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя |
|||||
44 |
1 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок). |
|||||
45 |
1 |
"История одного города".Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. |
|||||
46 |
1 |
"История одного города". Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Эзопов язык. |
|||||
47 |
1 |
Анализ домашнего сочинения. |
|||||
48 |
1 |
Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Защита обездоленных. |
|||||
49 |
1 |
Рассказ "Старый гений". Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа |
|||||
50 |
1 |
Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала". |
Отрывок на выбор |
||||
51 |
1 |
|
Л. Н. Толстой. "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее. |
||||
52 |
1 |
Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. |
|||||
53 |
1 |
Развитие речи № 5 Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтова «Осень». Идейно-художественный анализ поэзий. |
одно на выбор |
||||
54 |
1 |
Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» А.А.Фета «Первый ландыш». |
|||||
55 |
1 |
Идейно-художественный анализ поэзии А.Н.Майкова «Поле зыблется цветами…». Повторение двусложных и трёхсложных размеров стиха. |
|||||
56 |
1 |
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье. |
|||||
57 |
1 |
Психологизм рассказа "О любви". |
|||||
58 |
1 |
|
Внеклассное чтение №2 А. П. Чехов. "Крыжовник". "Футляр" примитивного благополучия. |
||||
8-А |
8-Б |
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (33 часа) |
|||||
59 |
1 |
И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть. |
|||||
60 |
1 |
Мастерство Бунина – прозаика. Психологизм прозы писателя. |
|||||
61 |
1 |
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". |
|||||
62 |
1 |
Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» |
|||||
63 |
1 |
Развитие речи №6. Подготовка к классному сочинению по рассказам И. А. Бунина, А. И. Куприна. |
|||||
64 |
1 |
Классное контрольное сочинение№2 "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна). |
|||||
65 |
1 |
А. А. Блок. Слово о поэте. Тема России в его творчестве. Стихотворение «Россия» |
|||||
66 |
1 |
Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. |
|||||
67 |
1 |
Обучение выразительному чтению. |
|||||
68 |
1 |
|
Анализ классных сочинений |
||||
69 |
1 |
Внеклассное чтение № 3 А. А. Блок. "Россия ", «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Образ Родины в лирике поэта. |
|||||
70 |
1 |
С. А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" – поэма на историческую тему. |
|||||
71 |
1 |
Развитие речи № 7 Р.р. №7 Урок – конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина". |
|||||
72 |
1 |
И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" – воспоминание о пути к творчеству. |
|||||
73 |
1 |
М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне". |
|||||
74 |
1 |
Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. |
|||||
75 |
1 |
Сатира и юмор в рассказе А.Аверченко «Новая история». |
|||||
76 |
1 |
Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Древняя история", «Жизнь и воротник», |
|||||
77 |
1 |
М. Зощенко "История болезни". |
|||||
78 |
1 |
|
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания поэмы "Василий Теркин". Картины фронтовой жизни в поэме. |
||||
79 |
1 |
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками |
Отрывок наизусть |
||||
80 |
1 |
А. Т. Твардовский. Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина в главах «Гармонь», «На привале». Обучение устному рассказу. |
|||||
81 |
1 |
А. Т. Твардовский". Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа". |
|||||
82 |
1 |
Урок – концерт.Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Лев Ошанин. «Дороги». |
|||||
83 |
1 |
Урок – концерт. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова «Москвичи», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», А. Фатьянова «Соловьи». |
|||||
84 |
1 |
В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет". |
|||||
85 |
1 |
Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».Развитие представлений о герое-повествователе. |
|||||
86 |
1 |
Внеклассное чтение № 4. А.Толстой Рассказ «Русский характер» |
|||||
87 |
1 |
Развитие речи №8Домашнее контрольное сочинение №2 Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века |
|||||
88 |
1 |
|
Русские поэты о Родине, родной природе. |
2- 3 на выбор |
|||
89 |
1 |
Работа над идейно-художественным анализом лирических произведений. |
|||||
90 |
1 |
Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. |
|||||
91 |
1 |
Анализ домашнего сочинения. |
|||||
8-А |
8-Б |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов) |
|||||
92 |
1 |
У.Шекспир. Писатель и его время.Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». |
|||||
93 |
1 |
У.Шекспир. Трагедия "Ромео и Джульетта Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. |
|||||
94 |
1 |
У.Шекспир. Трагедия "Ромео и Джульетта".Конфликт живого чувства и семейной вражды. |
По желанию |
||||
95 |
1 |
Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. |
|||||
96 |
1 |
Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. |
|||||
97 |
1 |
Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. |
|||||
98 |
1 |
В. Скотт. "Айвенго". Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. |
|||||
8-А |
8-Б |
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа) |
|||||
99 |
1 |
Повторение изученного за курс 8 класса. Подготовка к контрольной работе. |
|||||
100 |
1 |
Итоговая контрольная работа № 1 за курс 8 класса |
|||||
101 |
1 |
Анализ итоговой контрольной работы Повторение. Обобщение. |
|||||
102 |
1 |
Повторение. Обобщение. Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений» |