Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 класса

3
0
Материал опубликован 17 December 2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 класса начальной общеобразовательной школы создана на основе основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению. Программа детализирует и раскрывает содержание образовательной программы школы по литературному чтению для 1-4 класса. Данной программе соответствуют учебники: для 1 класса – Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой «Букварь», Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение»; для 2-4 класса – Л.А.Ефросининой, «Литературное чтение», рабочая тетрадь «Литературное чтение» (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Структура документа

Рабочая программа содержит:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


I.Планируемые результаты освоения учебного:

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;

эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;

кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

находить известные средства художественной выразительности;

отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;

самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;

вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;

самостоятельно читать тексты большого объема;

выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

воспринимать юмор, иронию в литературе;

воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;

отличать сборник произведений от книги одного автора;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

писать отзывы и аннотации на прочитанные книги; вести читательский дневник;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);

находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;

практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя;

различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);

видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении;

видеть развитие настроения;

создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями;

знать о существовании «бродячих сюжетов» в мировой литературе;

понимать особенности жанра басни, былинного повествования;

эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;

называть основных героев русских былин.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;

участвовать в чтении по ролям литературных произведений;

пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;

передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;

описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;

писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

писать небольшие по объему сочинения по картине.

Обучающийся получит возможность научиться:

пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;

самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения, участвовать в конкурсах чтецов;

участвовать в инсценировках литературных произведений;

писать сочинения - рассуждения на свободную тему, сочинения – описания природы.


II.Содержание учебного предмета.

1 КЛАСС – 132 ч.

Обучение грамоте (Букварь. 1 - 52 ч.)

ТЕМА 1. Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Составление рассказа по сюжетной картинке.

ТЕМА 2. Фонетика

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Звуковой анализ слов. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Сопоставление звуков по звонкости-глухости, мягкости –твердости.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

ТЕМА 3. Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Разделительная функция мягкого знака. Особенности твердого знака.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

ТЕМА 4. Чтение. Литературные произведения (Букварь. 2- 22ч)

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

Систематический курс («Литературное чтение» -58 ч):

ТЕМА 5. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Т.5.1.Читаем о родной природе

Т.5.2.Читаем о наших друзьях-животных

Т.5.3.Рассказы о детях

Т.5.4.Читаем сказки

2 КЛАСС – 102ч.


ТЕМА 1. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, семье, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Т.1.1. Читаем о нашей Родине

Т.1.2. Устное народное творчество

Т.1.3. Произведения о детях и для детей

Т.1.4.Читаем сказки

Т.1.5.Читаем о родной природе

Т.1.6.Произведения о волшебнице-зиме

Т.1.7.Читаем о животных

Т.1.8. Зарубежные сказки

Т.1.9. Читаем произведения о семье

Т.1.10. Читаем волшебные сказки

3 КЛАСС – 102ч.

ТЕМА 1. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества, героические сказки и былины. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, юмористическая, справочно-энциклопедическая литература; эпические, лирические, драматические произведения, басни.

Основные темы детского чтения: фольклор, народны праздники, произведения о Родине, природе, детях и детстве, дружбе, о детях войны, братьях наших меньших, добре и зле, сказочные приключения.

Т.1.1. О книгах и книголюбах

Т.1.2. Дети и детство

Т.1.3.Произведения о Родине

Т.1.4.Сказочные приключения

Т.1.5.Эпические произведения

Т.1.6. Лирические произведения

Т.1.7.Басни

Т.1.8. Драматические произведения

4 КЛАСС – 102ч.

ТЕМА 1. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Т.1.1. Произведения фольклора

Т.1.2. Басни

Т.1.3.Произведения русских поэтов

Т.1.4.Книги писателей о детях и для детей

Т.1.5.Произведения зарубежных писателей

Т.1.6.В мире книг

Т.1.7. Юмористические произведения

Т.1.8.Очерки

Т.1.9. Книги о путешествиях и приключениях

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


НАЗВАНИЕ ТЕМ

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

иТОГО

Обучение грамоте

74

-

-

-

74

Систематический курс:

Круг детского чтения


58


102


102


102


364

Итого

132

102

102

102

438














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.