Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (1–4 класс)
1.Пояснительная записка
Настоящая программа по литературному чтению для I-IV классов создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с ООП НОО МКОУ лицей № 4 г. Россоши и авторской рабочими программами Л. Ф Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной (приказ от 01.09.2017 года № 200-общ.)
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова;
умения понимать художественное произведение;
воспитание интереса к чтению и книге;
обогащение нравственного опыта младших школьников;
формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств;
уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами предмета являются:
освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста;
воспитать интерес к чтению и книге;
овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе;
сформировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника;
сформировать понимание духовной сущности произведений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
«Литературное чтение» изучается в предметной области «Русский язык и литературное чтение» на уровне начального общего образования.
На изучение литературного чтения в 1-4 классах отводится 464 часа
Из них:
1 класс – 124 часа (84 часа – «Обучение грамоте», 40 часов – «Литературное чтение»).
В 1 классе в 1 четверти на изучение данного предмета отводится 3 часа в неделю.
2 класс – 136 часов (по 4 часа в неделю, 34учебные недели)
3 класс - 136 часов (по 4 часа в неделю, 34 учебные недели)
4 класс – 68 часов (по 2 часа в неделю, 34 учебные недели)
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
тесты- задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го и 4-го классов);
комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодия в 1 классе, в конце первого полугодия во 2классе).
Начиная со второго полугодия во 2-м классе, задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Используемые учебники и учебно-методические пособия:
В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Азбука» 1 класс (в двух частях) Москва «Просвещение»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение» 1 класс 6-е издание Москва «Просвещение»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение» 2 класс (в двух частях) 8-е издание Москва «Просвещение»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение» 3 класс (в двух частях) 6-е издание Москва «Просвещение»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение» 4 класс (в двух частях) 6-е издание Москва «Просвещение»
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты освоения учебного предмета
У ученика будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к оценке своей учебной деятельности;
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
·установка на здоровый образ жизни;
·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
· положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные УУД
У ученика будут сформированы:
·умения принимать и сохранять учебную задачу;
·умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
·умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
·умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса литературного чтения
У ученика будет формироваться:
·потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно- популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Ученик получит возможность:
·познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально- нравственной отзывчивости.
·полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное;
· высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
·получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства;
·соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств;
·познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях;
·научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями;
·будут готовы к дальнейшему обучение систематическому изучению литературы в средней школе;
· достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития;
·будут сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности;
·овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов.
Ученики научатся:
·самостоятельно выбирать интересующую литературу;
·пользоваться словарями и справочниками;
·осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
·вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; ·участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
·составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); ·устно передавать содержание текста по плану;
·составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
·декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.
Ученик получит возможность научиться:
· выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию);
·приобретут первичные умения работы с учебной и научно- популярной литературой, будут находить, и использовать информацию для практической работы;
·овладеют основами коммуникативной деятельности;
·на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Ученик научится:
·осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
·воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; ·понимать цель чтения:
·удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
· прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
·читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
· различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
·читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
·использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое, в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ·ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
·определять главную мысль и героев произведения;
·воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
·этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
·определять основные события и устанавливать их последовательность;
·озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
·находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
·задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
·объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
·для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
·озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; ·находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
·задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
·объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
·использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
· для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; ·для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
·использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
·для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
·составлять характеристику персонажа;
·интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
·устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
·для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; ·устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ·ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); ·различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
· передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
·участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Ученик получит возможность научиться:
·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
·высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
·устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
·составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Ученик научится:
·осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
·вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
·составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Ученик получит возможность научиться:
·работать с тематическим каталогом;
· работать с детской периодикой; самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Ученик научится:
·распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
· отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
·различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
·находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
·воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
·сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
·определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Ученик научится:
·создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
·восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; ·составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
·составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Ученик получит возможность научиться:
· вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
·писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; ·создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
·создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
·работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
1 класс – 124 часа
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (84 часа)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа, наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, измене их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опасных слов.
Блок «Литературное чтение» (40 часов)
Вводный урок
Знакомство с учебником. Система условных обозначений.
Жили-были буквы
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Сказки, загадки, небылицы
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого
Апрель, апрель. 3венит капель!
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».
И в шутку и всерьёз
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
Я и мои друзья
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова,И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
О братьях наших меньших
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.
2 класс
Блок «Литературное чтение» - 136 часов
Вводный урок по курсу литературного чтения
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-справочнике, научно-познавательной книге.
Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя.
Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Осень
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.
Русские писатели
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Басни Л. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.
О братьях наших меньших
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.
Из детских журналов
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение. Проект «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений.
Люблю природу русскую. Зима
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений
Писатели — детям
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.
Я и мои друзья
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа па заданию учителя. Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Весна
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись. Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы».
И в шутку и всерьёз
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов.
Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений.
Литература зарубежных стран
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник». Оценка достижений.
3 класс
Блок «Литературное чтение» - 136 часов
Вводный урок
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём
Самое великое чудо на свете
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
4 класс
Блок «Литературное чтение» - 68 часов
Летописи, былины, жития
Раздел знакомит школьников с прообразом современной литературы. Учащиеся узнают об особенностях летописей как произведений исторических, о подвигах богатырей из былин. Особого понимания требуют жития: произведения нового жанра с одной стороны, а с другой они позволяют продвинуться в направлении постижения христианских заповедей, потому относятся к поучительным (дидактическим) текстам.
Чудесный мир классики
В разделе представлены произведения лучших писателей XIX века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Изучение произведений начинается с чтения статьи о писателе. Произведения писателей, представленные в разделе, дают ответы на вечные человеческие вопросы: что значит любить, что значит верить и быть верным, почему не нужно завидовать, почему добро побеждает зло и др.
Поэтическая тетрадь
Раздел представлен тремя блоками: стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, посвященные красоте природы; произведения В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой о ярких детских чувствах; о временах года С.А. Клычкова, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова. Через поэзию ученики смогут осмыслить выразительные возможности языка, учатся понимать чувства поэтов, их эстетические переживания.
Литературные сказки
Лучшие образцы литературных сказок отечественных авторов: В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова. В них сохраняются традиции русских народных сказок: и вымысел, и волшебство, и победа добра над злом, и либо научные сведения, либо философские знания, либо моральные ценности.
Делу время – потехе час
Произведения Е.Л. Шварца, В.Ю. Драгунского, В.В. Голявкина решают важную задачу современного образования – формирование мотивов и смыслов учебной деятельности, воспитание ответственного отношения к учебе.
Страна детства
Авторы произведений: Б.С. Житков, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко делятся с учениками своими детскими радостями и тревогами, необычными фантазиями.
Природа и мы
Благодаря чтению произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка, А.И. Куприна, Е.И. Чарушина, В.П. Астафьева школьники осмысливают такие важные человеческие качества, как наблюдательность, зоркость, эмоциональная впечатлительность, т.е. все то, что позволяет видеть в обыденном и обыкновенном удивительное, пережить это эмоционально и выразить эти переживания словами на бумаге.
Родина
Стихи И.С. Никитина, С.Д. Дрожжина, А.В. Жигулина объединяет искренняя и трепетная любовь авторов к своей Родине. Они формируют чувство гордости за свою Родину.
Страна Фантазия
Знакомство с новым жанром – фантастикой и реализация возрастной потребности в чтении фантазийной и приключенческой литературы – эти задачи решаются при помощи знакомства с произведениями Е.С. Велтистова и К. Булычёва.
Зарубежная литература
Особенность традиционного для учебников «Литературное чтение» Авторов Л.Ф. Климановой и др. заключается в том, что отрывки из произведений Д. Свифта, М. Твена и Г.-Х. Андерсена способствуют формированию мотивов чтения объёмных произведений. Тема духовности и духовного мира писателя раскрывается в произведениях С. Лагерлёф
Содержание учебного предмета 1 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» |
||
1 |
Добукварный период. Введение основных понятий русского языка. Изучение букв однозвучных гласных звуков [А, У, О, Э, И, Ы ] |
16 часов |
2 |
Букварный период. Согласные звуки. Двузначные гласные буквы. |
57 часов |
3 |
Послебукварный период. |
11 часов |
Блок «Литературное чтение» |
||
4 |
Вводный урок. |
1 час |
5 |
Жили-были буквы. |
4 часа |
6 |
Сказки, загадки, небылицы. |
7 часов |
7 |
Апрель, апрель, звенит капель. |
7 часов |
8 |
И в шутку и всерьез. |
7 часов |
9 |
Я и мои друзья. |
7 часов |
10 |
О братьях наших меньших. |
7 часов |
Итого – 124 часа |
Содержание учебного предмета 2 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Введение. |
1 час |
2 |
Самое великое чудо на земле. |
4 часа |
3 |
Устное народное творчество. |
15 часов |
4 |
Люблю природу русскую. Осень. |
8 часов |
5 |
Русские писатели. |
14 часов |
6 |
О братьях наших меньших. |
12 часов |
7 |
Из детских журналов. |
9 часов |
8 |
Люблю природу русскую. Зима |
9 часов |
9 |
Писатели – детям. |
18 часов |
10 |
Я и мои друзья. |
11 часов |
11 |
Люблю природу русскую. Весна. |
10 часов |
12 |
И в шутку и всерьез. |
14 часов |
13 |
Литература зарубежных стран. |
11 часов |
Итого – 136 часов |
Содержание учебного предмета 3 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Вводный урок. |
1 час |
2 |
Самое великое чудо на свете. |
4 часа |
3 |
Устное народное творчество. |
14 часов |
4 |
Поэтическая тетрадь № 1 (часть 1) |
11 часов |
5 |
Великие русские писатели. |
24 часа |
6 |
Поэтическая тетрадь № 2 (часть 1) |
6 часов |
7 |
Литературные сказки. |
8 часов |
8 |
Были-небылицы. |
10 часов |
9 |
Поэтическая тетрадь № 1 (часть 2) |
6 часов |
10 |
Люби живое. |
15 часов |
11 |
Поэтическая тетрадь № 2 (часть 2) |
7 часов |
12 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок. |
13 часов |
13 |
По страницам детских журналов. |
9 часов |
14 |
Зарубежная литература. |
8 часов |
Итого – 136 часов |
Содержание учебного предмета 4 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 час |
2 |
Былины. Летописи. Жития |
4 часа |
3 |
Чудесной мир классики |
12 часов |
4 |
Поэтическая тетрадь |
16 часов |
5 |
Литературные сказки |
9 часов |
6 |
Делу время – потехе час |
5 часов |
7 |
Страна детства |
4 часа |
8 |
Природа и мы |
5 часов |
9 |
Родина |
4 часа |
10 |
Страна Фантазия |
3 часа |
11 |
Зарубежная литература |
5 часов |
Итого – 68 часов |