Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке для 1-4 класса

4
1
Материал опубликован 17 December 2019 в группе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ


Пояснительная записка

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению на русском родном языке создана на основе основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ№6 г.Сердобска


Структура документа

Рабочая программа содержит:

1)планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

заинтересованное отношение к литературному чтению на русском родном языке , внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;

основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

основы для принятия культурных традиций своей страны;

основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

осознание нравственно - эстетической проблематики литературного произведения;

умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

Обучающийся получит возможность для формирования:

потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;

осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;

ориентации в системе личностных смыслов;

ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;

способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;

понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осознавать этапы организации учебной работы;

принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);

осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;

находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);

соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

сотрудничать с учителем и сверстниками;

грамотно формулировать вопросы;

используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

Предметные результаты

Литературное слушание

Обучающийся научится:

эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;

кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

находить известные средства художественной выразительности;

отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;

вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;

самостоятельно читать тексты большого объема;

выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

воспринимать юмор, иронию в литературе;

воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования


Круг детского чтения

Обучающийся научится:

ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;

отличать сборник произведений от книги одного автора;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

писать отзывы и аннотации на прочитанные книги; вести читательский дневник;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;

участвовать в чтении по ролям литературных произведений;

пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;

передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;

описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;

писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

писать небольшие по объему сочинения по картине.

Обучающийся получит возможность научиться:

пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;

самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения, участвовать в конкурсах чтецов;

участвовать в инсценировках литературных произведений;


2. Содержание учебного предмета.

1 класс-17ч.

ТЕМА 1. Литературное чтение и слушание

Круг чтения:

произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XIX века- начала XX века, произведения детских поэтов и писателей второй половины ХХ в

Примерная тематика:

произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.

ТЕМА 2. Круг детского чтения

Мир сказок

Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В. Сутеева

Мир Родной природы.

Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто.

О наших друзьях-животных

Стихи, рассказы, сказки: М. Михайлов, В. Сутеев, А. Блок, Е. Чарушин, А. Барто, Н. Сладков, С. Михалков, И. Мазнин, Ю. Коваль

О тебе, моя Родина-1ч.

Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серова, С. Романовский, А. Плещеев.

ТЕМА 3. Творческая деятельность

проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй;

разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх;

сочинение историй с литературными героями;

рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.


2 класс-17ч.

ТЕМА 1. Литературное чтение и слушание

Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран , произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

ТЕМА 2. Круг детского чтения

Народные песни, сказки, пословицы

Песни: Русские народные песни «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был побывал…», шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни .Русские сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик

Авторские сказки

К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; А. Толстой «Золотой ключик» (главы

Писатели о детях и для детей

Н. Носов «Фантазеры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»;

ТЕМА 3. Творческая деятельность

проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй;

рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей;

придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения;

коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.);

подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.


3 класс-17ч.

ТЕМА 1. Литературное чтение и слушание

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

ТЕМА 2. Круг детского чтения

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения русских писателей

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок)

Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Ванька

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш».

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом

Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

ТЕМА 3 Творческая деятельность

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время

4 класс-17ч.

ТЕМА 1. Литературное чтение и слушание

Примерная тематика:

Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

ТЕМА 2. Круг детского чтения

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Произведения русских писателей

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» (отдельные главы).

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

Книги Древней Руси

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Произведения о детях войны

В.П. Катаев «Сын полка»;

К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Н.М. Рубцов «Берёзы», «Тихая моя родина».

С.В. Михалков «Школа».

ТЕМА 3.Творческая деятельность

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


НАЗВАНИЕ ТЕМ

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

иТОГО

1.Литературное чтение и слушание

4

3

2

2

11

2 Круг детского чтения

11

10

11

12

44

3.Творческая деятельность

2

4

4

3

13

Итого:

17

17

17

17

68







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная работа, спасибо!

18 December 2019