Рабочая программа по мини-футболу предназначена для школьной спортивной секции (4–11 классы)
Рабочая программа по мини - футболу предназначена для школьной спортивной секции .
Рассчитана на 4 года для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.Возраст занимающихся: 4-11кл. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Цели и задачиИгра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (мини-футбол). Основными задачами программы являются:
укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (мини-футбол).
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини- футбол), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обученияБольшие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке
проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
методы упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Учебно-тематический план
Темы |
Всего часов |
1 год обучения 4-5кл |
2 год обучения 6-7кл |
3 год обучения 8-9кл |
4 год обучения 10-11кл |
1.Общая физическая подготовка |
60 |
15 |
15 |
15 |
15 |
2.Специальная физическая подготовка |
25 |
5 |
6 |
6 |
8 |
3.Техническая подготовка |
64 |
13 |
18 |
18 |
15 |
4.Тактическая подготовка |
21 |
3 |
6 |
6 |
6 |
5.Теоретическая подготовка |
14 |
6 |
3 |
3 |
2 |
6.Учебные и тренировочные игры |
70 |
22 |
16 |
16 |
16 |
7.Участие в соревнованиях |
18 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Общее количество занятий |
272 |
68 |
68 |
68 |
68 |
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе
«Школьная футбольная лига». Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Нормативыпо физической и технической подготовке игры в футбол
Упражнения |
12 лет |
13 лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
Бег 30м (сек) |
5,3 |
5,1 |
4,9 |
4,7 |
46 |
4,4 |
Бег 400м (сек) |
67,0 |
65,0 |
64,0 |
|||
6-минутный бег (м) |
1400 |
1500 |
||||
Прыжок в длину с/м (см) |
160 |
170 |
180 |
200 |
220 |
225 |
Бег 30м с ведением мяча (сек) |
6,4 |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
5,4 |
5,2 |
Бег 5х30м с ведением мяча (сек) |
30,0 |
28,0 |
27,0 |
|||
Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) |
45 |
55 |
65 |
75 |
||
Удар по мячу ногой на точность (число попаданий) |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) |
10,0 |
9,5 |
9,0 |
|||
Жонглирование мячом (кол-во раз) |
8 |
10 |
12 |
20 |
25 |
|
Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) |
30 |
34 |
38 |
|||
Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см) |
45 |
50 |
55 |
|||
Бросок мяча на дальность (м) |
20 |
24 |
26 |
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивным играм.
Условия реализации программы.
Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD-записи спортивных игр и соревнований с участием ведущих команд мирового футбола, методические разработки в области футбола.
Материально техническое обеспечение: спортивный зал, спортивная площадка с футбольным оборудованием:
- Футбольные ворота - 2 шт;
- футбольные мячи - 10 шт;
- стойки футбольные - 10 шт;
- медицин-болл 1 кг. - 3 шт;
3 кг – 3 шт;
- скакалки - 20 шт;
- мяч волейбольный - 2 шт;
- жгуты, экспандеры - по 4 шт;
- фишки переносные - 20 шт.
- накидки - 20 шт
- мячи мини-футбольные - 10 шт.
Рабочий план спортивной секции по мини-футболу 2 год обучения (68 занятия)
№ п\п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Номер а заняти й |
Элементы содержания |
Требования к уровню под- готовленности обучающихся |
Дата |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
История футбола |
3 |
1-3 |
Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини- футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. |
Знать историю футбола |
|
2 |
Остановка, передача мяча |
4 |
4-7 |
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Остановка и передача мяча на месте. Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|
4 |
8-11 |
Стойка игрока. Перемещение спиной вперёд. Остановка и передача мяча в движении. Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
Ведение мяча |
4 |
12-15 |
Ведение мяча внешней частью и средней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
||
2 |
17-18 |
Ведение мяча носком, внутренней стороной стопы. Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
3 |
19-21 |
Ведение мяча с изменением направления. Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
Остановка мяча |
3 |
22-24 |
Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
||
4 |
25-28 |
Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
3 |
29-31 |
Остановка мяча грудью. Жонглирование. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
Удары по мячу |
4 |
32-35 |
Удары по мячу внешней стороной стопы и внешней частью подъёма. 6-10минутный бег. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
||
3 |
36-38 |
Техника игры вратаря. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
6 |
39-44 |
Удары по катящемуся мячу. «Квадрат». СФП. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
3 |
45-47 |
Удары по прыгающему и летящему мячу. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
||||
3 5 |
48-50 |
Удары по мячу носком, пяткой. Жонглирование. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
||||
51-55 |
Удары по мячу с полулёта. Элементы акробатики. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||||
3 |
56-58 |
Удары по мячу головой. Эстафеты. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
||||
3 |
59-61 |
Обманные движения (финты). Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
||||
4 |
62-65 |
Отбор мяча. Вбрасывание. СФП. Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
||||
2 |
66-68 |
Индивидуальные действия в защите и в нападении. Тактика вратаря. Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
||||
№ п\п |
Тема занятия |
Кол- во часов |
Номер а заняти й |
Элементы содержания |
Требования к уровню под- готовленности обучающихся |
Дата |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
История футбола |
3 |
1-3 |
Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и мини- футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. |
Знать историю футбола |
|
2 |
Остановка , передача мяча |
7 |
4-10 |
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Остановка и передача мяча на месте. Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|
5 |
11-15 |
Стойка игрока. Перемещение спиной вперёд. Остановка и передача мяча в движении. Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
Ведение мяча |
5 |
16-20 |
Ведение мяча внешней частью и средней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
||
5 |
21-25 |
Ведение мяча носком, внутренней стороной стопы. Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
5 |
26-30 |
Ведение мяча с изменением направления. Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
Остановка мяча |
5 |
31-35 |
Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
||
5 |
36-40 |
Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
5 |
41-45 |
Остановка мяча грудью. Жонглирование. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
Удары по мячу |
5 |
46-50 |
Удары по мячу внешней стороной стопы и внешней частью подъёма. 6- 10минутный бег. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
6 |
50-55 |
Техника игры вратаря. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
5 |
56-60 |
Удары по катящемуся мячу. «Квадрат». СФП. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
5 |
61-65 |
Удары по прыгающему и летящему мячу. Развитие двигательных качеств. Учебная игра. |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
2 |
66-68 |
Обманные движения (финты). Игра «Квадрат». Учебная игра |
Уметь выполнять технические приёмы |
|||
Список литературы
Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978.
Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979.
Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС, 1981.
Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС, 1978.
Чанади А. Футбол. Стратегия. – М.: ФиС, 1881.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 1974.
Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008 г.
Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г.
Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006 г.