12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ольга Бородулина40

МОУ «Ломоносовская гимназия»

                                                                     Утверждаю

                                                                                          Директор МОУ

«Ломоносовская гимназия»

                                                                                           Кузнецова М.И.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования учащихся

спортивной секции «Волейбол» (девушки)

8-11 классы

срок реализации программы 3 года

Учитель физической культуры

Бородулина Ольга Геннадьевна

2014-2016

г. Петрозаводск

 

Пояснительная записка

к рабочей программе дополнительного образования

спортивной секции «Волейбол» (девушки)

9-11 классы

Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции «Волейбол» составлена с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН .

Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);

Настоящая рабочая программа направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребенка к социальному и профессиональному самоопределению.

Место и роль физкультуры и спорта в воспитании школьников.

Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.

Спортивные упражнения, подвижные игры с мячом играют особую роль во всестороннем физическом развитии школьников

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.

Занятия с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При работе с мячом ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Место программы в учебно – воспитательном процессе: Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол».

Программа позволяет последовательно решать задачи подготовки юных волейболистов, формирования у учащихся целостного представления о волейболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное- воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Рабочая программа создана на основе курса обучения игре в волейбол, который является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Кроме того, волейбол является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.

Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия баскетболом, формирование и систематизация профессиональных теоретических знаний и практических умений и навыков.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;

помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности;

совершенствование функциональных возможностей организма;

формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;

формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

В осуществлении цели и задач программа ориентирует на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Работа по программе «волейбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.

Наполняемость групп и режим учебно – тренировочной работы:

Рабочая программа по волейболу предназначена для детей 7-9 классов, не имеющих медицинские противопоказания.. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 1 академический час. Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых занятий в неделю. Наполняемость группы – до 15 человек.

Формы организации занятий:

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

Групповые учебно-тренировочные занятия;

Групповые и индивидуальные теоретические занятия;

Восстановительные мероприятия;

Участие в матчевых встречах;

Участие в соревнованиях;

Зачеты, тестирования;

Конкурсы, викторины.

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической и определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2009) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям волейбола.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния волейбола, правил соревнований по волейболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по волейболу для учащихся 7-9-х классов представлено в примерном учебном плане.

Таблица № 1.

Учебный план секционных занятий по волейболу.

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

1

Теоретическая

1

2

Техническая

14

 

2.1. имитационные упражнения без мяча

2

 

2.2. верхняя передача

4

 

2.3. нижний прием

4

 

2.4 подача мяча

4

3

Тактическая

6

 

3.1. расстановка и игра по зонам

2

 

3.2. взаимодействия игроков на площадке

4

4

Физическая

10

 

4.1. Общая подготовка

6

 

4.2. Специальная

4

5

Участие в соревнованиях по волейболу

2

6

Тестирование

2

ИТОГО

35

Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в таблице №2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия .

Таблица №2.
Виды подготовки Время (мин.)
1 Техническая подготовка 20
 
    1. Имитационные упражнения без мяча
5
 
    1. Верхняя передача в парах
15
 
    1. Нижний прием в парах, тройках
15
 
    1. Верхняя и нижняя прямая подача
15
2 Тактическая подготовка 10
  2.1. Действия игроков на площадке 10
  2.2. Действия игроков по зонам 10
3 Физическая подготовка 15
  3.1. Общая 15
  3.2. Специальная 15

Содержательное обеспечение разделов программы. Теоретическая подготовка.

История волейбола

Основные правила волейбола

Техника безопасности при занятиях волейболом

Организация и проведение соревнований по волейболу

Физическая подготовка.

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах ( опорный прыжок, стенка, скамейка,).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения и упражнения на гибкость.

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений волейболиста.
2.2. Упражнения для развития прыгучести .
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств волейболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости волейболиста. 2.5. Упражнения для укрепления пальцев рук, развития силы кистей.

Техническая подготовка.

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

с разной скоростью;

в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Упражнения на гибкость (выпады, полушпагаты)
1.6. Бег с изменением направления и скорости движения.
1.7. Напрыгивания на сетку с разбега
1.8. Имитация нападающего удара.

 

2. Верхняя передача мяча.

2.1. Передача в парах на месте на расстоянии 3-4 метра.
2.2. Передача в парах баскетбольного мяча на расстоянии 2-3 метра.(для укрепления пальцев)
2.3. Передача в парах со сложным направлением.
2.4. Передача в парах с выполнением ОРУ.
2.5. Передача над собой на месте.
2.6. То же в движении.
2.7. Передача в парах в движении.
2.8. Передача в парах через сетку на небольшом расстоянии.
2.9. Тоже с увеличенным расстоянием.
2.10. То же в движении.
2.11. Передача небольших набивных мячей.

 

3. Нижняя передача(прием) мяча.

3.1. На месте в парах.
3.2. С отскоком от стены
3.3. В парах через сетку.
3.4. Прием через сетку после подачи.
3.5. Передача назад за голову в парах, тройках.
3.6. Передача на точность партнеру или в зону.
3.7. Передачи на точность в мишень на стене.

 

4. Верхняя прямая, нижняя прямая подача мяча.

4.1. Многократные подачи с места.
4.2. То же на точность попадания.
4.3. Многократные подачи в прыжке.
4.4. То же на точность попадания.
4.5. Подачи мяча в стенку с нижним приемом.
4.6. Подачи в различные зоны площадки.
4.7. Подачи в парах с нижним или верхним приемом.

 

Тактическая подготовка.

1.Передачи мяча в парах, тройках, группах из различных исходных положений.
2. Передачи мяча в группах с передвижением по площадке.
3. Передачи мяча в тройках на нападающий удар.
4. Розыгрыш мяча после подачи.
5. Передачи мяча в команде с быстрой сменой игроков по зонам.
6. Передачи по кругу двух и более мячей.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в волейбол с заданными тактическими действиями.


 

Ожидаемый результат:


 

Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.

Техническая подготовка:

Занимающийся в секции должен:

Овладеть всеми известными современному волейболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.

Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в

разнообразных условиях перемещения, разнообразить действия, сочетая различные приемы.

Овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.

Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их

выполнения.

Тактическая подготовка:

Для занимающегося в секции должно быть характерно:

Быстрота сложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,

творческая инициатива.

Индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами,

основные системы командных действий в нападении и защите.

Сформированность умений эффективно использовать средства игры и

изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности,

внешние условия и особенности сопротивления противника.

Способность по ходу игры переключаться с одних систем и вариантов

командных действий на другие.

Методическое обеспечение и литература.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.

Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).

120 уроков волейбола. Железняк Ю.Д. 1970 год «Физкультура и спорт»

Волейбол. Ивойлов А.В. Москва, 1981 год


 

 


 

Календарно – тематическое планирование.

35 часов.

Дата

Название темы

Тип

подготовки

Примечание

 

 

История волейбола. Правила техники безопасности на занятиях волейболом

ОФП

Теор.

ОФП

 

 

 

Беговые и прыжковые упражнения. Вехняя передача

Спец.

Техн.

 

 

 

ОФП

Верхняя передача

Физич.

Техн

 

 

 

Тестирование по общей физической подготовке.

Тест.

 

 

 

Беговые и прыжковые упражнения.

Нижний прием.

Спец.

Техн.

 

 

 

Верхняя прямая подача мяча

Техн.

 

 

 

Имитационные упражнения без мяча у сетки.

ОФП

Техн.

Физич.

 

 

 

Нижний прием мяча.

Техн.

 

 

 

Верхняя прямая подача мяча.

Техн.

 

 

 

Специальные упражнения для развития физических качеств волейболиста.

Физич.

 

 

 

Верхняя передача мяча. Совершенствование.

Техн.

 

 

 

Нижний прием и передача мяча.

Техн.

 

 

 

Упражнения на гибкость и координацию.

Подача мяча.

Физич.

Техн.

 

 

 

ОФП

Имитационные упражнения без мяча .

Физич.

Техн.

 

 

 

Специальные беговые и прыжковые упражнения.

Зоны площадки.

Физич.

Такт.

 

 

 

Упражнения для развития силы.

Учебная игра

Физич.

 

 

 

Упражнения для развития быстроты.

Учебная игра.

Физич.

 

 

 

Взаимодействия игроков на площадке

Такт.

 

 

 

Верхняя прямая подача. Совершенствование.

Техн.

 

 

 

Нижняя передача и прием мяча. Совершенствование.

Техн.

 

 

 

Расстановка по площадке по зонам. Учебная игра.

Такт.

 

 

 

Упражнения для развития координации. Учебная игра.

Физич.

 

 

 

Командные действия в защите и нападении.

Такт.

 

 

 

Взаимодействия игроков в команде.

Учебная игра.

Такт.

 

 

 

ОФП

Физич.

 

 

 

Повторение технических приемов.

Техн.

 

 

 

Повторение технических приемов

Техн.

 

 

 

Специальные упражнения для развития физических качеств волейболистов.

Физич.

 

 

 

Учебная игра.

Такт.

 

 

 

ОФП

Физич.

 

 

 

Соревнования по волейболу.

Сорев.

 

 

 

Соревнования по волейболу.

Сорев.

 

 

 

Тестирование по общей физической подготовке

Тест.

 

 

 

Взаимодействия игроков на площадке. Учебная игра.

Такт.

 

 

 

Взаимодействия игроков на площадке. Учебная игра.

Такт.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.