12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Ольга Бородулина40 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа дополнительного образования. Секция «Волейбол»
МОУ «Ломоносовская гимназия»
Утверждаю
Директор МОУ
«Ломоносовская гимназия»
Кузнецова М.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования учащихся
спортивной секции «Волейбол» (девушки)
8-11 классы
срок реализации программы 3 года
Учитель физической культуры
Бородулина Ольга Геннадьевна
2014-2016
г. Петрозаводск
Пояснительная записка
к рабочей программе дополнительного образования
спортивной секции «Волейбол» (девушки)
9-11 классы
Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции «Волейбол» составлена с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН .
Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
Настоящая рабочая программа направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребенка к социальному и профессиональному самоопределению.
Место и роль физкультуры и спорта в воспитании школьников.
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.
Спортивные упражнения, подвижные игры с мячом играют особую роль во всестороннем физическом развитии школьников
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
Занятия с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При работе с мячом ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Место программы в учебно – воспитательном процессе: Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол».
Программа позволяет последовательно решать задачи подготовки юных волейболистов, формирования у учащихся целостного представления о волейболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное- воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Рабочая программа создана на основе курса обучения игре в волейбол, который является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Кроме того, волейбол является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательном учреждении.
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия баскетболом, формирование и систематизация профессиональных теоретических знаний и практических умений и навыков.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
обучение способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
В осуществлении цели и задач программа ориентирует на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Работа по программе «волейбол» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Наполняемость групп и режим учебно – тренировочной работы:
Рабочая программа по волейболу предназначена для детей 7-9 классов, не имеющих медицинские противопоказания.. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 1 академический час. Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых занятий в неделю. Наполняемость группы – до 15 человек.
Формы организации занятий:
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
Групповые учебно-тренировочные занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
Восстановительные мероприятия;
Участие в матчевых встречах;
Участие в соревнованиях;
Зачеты, тестирования;
Конкурсы, викторины.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической и определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2009) и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2011). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям волейбола.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния волейбола, правил соревнований по волейболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по волейболу для учащихся 7-9-х классов представлено в примерном учебном плане.
Таблица № 1.Учебный план секционных занятий по волейболу.
№ | Виды спортивной подготовки | Кол-во часов | |
1 | Теоретическая | 1 | |
2 | Техническая | 14 | |
2.1. имитационные упражнения без мяча | 2 | ||
2.2. верхняя передача | 4 | ||
2.3. нижний прием | 4 | ||
2.4 подача мяча | 4 | ||
3 | Тактическая | 6 | |
3.1. расстановка и игра по зонам | 2 | ||
3.2. взаимодействия игроков на площадке | 4 | ||
4 | Физическая | 10 | |
4.1. Общая подготовка | 6 | ||
4.2. Специальная | 4 | ||
5 | Участие в соревнованиях по волейболу | 2 | |
6 | Тестирование | 2 | |
ИТОГО | 35 |
Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в таблице №2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия .
Таблица №2.№ | Виды подготовки | Время (мин.) |
1 | Техническая подготовка | 20 |
| 5 | |
| 15 | |
| 15 | |
| 15 | |
2 | Тактическая подготовка | 10 |
2.1. Действия игроков на площадке | 10 | |
2.2. Действия игроков по зонам | 10 | |
3 | Физическая подготовка | 15 |
3.1. Общая | 15 | |
3.2. Специальная | 15 |
Содержательное обеспечение разделов программы. Теоретическая подготовка.
История волейбола
Основные правила волейбола
Техника безопасности при занятиях волейболом
Организация и проведение соревнований по волейболу
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах ( опорный прыжок, стенка, скамейка,).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения и упражнения на гибкость.
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений волейболиста.
2.2. Упражнения для развития прыгучести .
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств волейболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости волейболиста. 2.5. Упражнения для укрепления пальцев рук, развития силы кистей.
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Упражнения на гибкость (выпады, полушпагаты)
1.6. Бег с изменением направления и скорости движения.
1.7. Напрыгивания на сетку с разбега
1.8. Имитация нападающего удара.
2. Верхняя передача мяча.
2.1. Передача в парах на месте на расстоянии 3-4 метра.
2.2. Передача в парах баскетбольного мяча на расстоянии 2-3 метра.(для укрепления пальцев)
2.3. Передача в парах со сложным направлением.
2.4. Передача в парах с выполнением ОРУ.
2.5. Передача над собой на месте.
2.6. То же в движении.
2.7. Передача в парах в движении.
2.8. Передача в парах через сетку на небольшом расстоянии.
2.9. Тоже с увеличенным расстоянием.
2.10. То же в движении.
2.11. Передача небольших набивных мячей.
3. Нижняя передача(прием) мяча.
3.1. На месте в парах.
3.2. С отскоком от стены
3.3. В парах через сетку.
3.4. Прием через сетку после подачи.
3.5. Передача назад за голову в парах, тройках.
3.6. Передача на точность партнеру или в зону.
3.7. Передачи на точность в мишень на стене.
4. Верхняя прямая, нижняя прямая подача мяча.
4.1. Многократные подачи с места.
4.2. То же на точность попадания.
4.3. Многократные подачи в прыжке.
4.4. То же на точность попадания.
4.5. Подачи мяча в стенку с нижним приемом.
4.6. Подачи в различные зоны площадки.
4.7. Подачи в парах с нижним или верхним приемом.
1.Передачи мяча в парах, тройках, группах из различных исходных положений.
2. Передачи мяча в группах с передвижением по площадке.
3. Передачи мяча в тройках на нападающий удар.
4. Розыгрыш мяча после подачи.
5. Передачи мяча в команде с быстрой сменой игроков по зонам.
6. Передачи по кругу двух и более мячей.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в волейбол с заданными тактическими действиями.
Ожидаемый результат:
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.
Техническая подготовка:
Занимающийся в секции должен:
Овладеть всеми известными современному волейболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в
разнообразных условиях перемещения, разнообразить действия, сочетая различные приемы.
Овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.
Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их
выполнения.
Тактическая подготовка:
Для занимающегося в секции должно быть характерно:
Быстрота сложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,
творческая инициатива.
Индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами,
основные системы командных действий в нападении и защите.
Сформированность умений эффективно использовать средства игры и
изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности,
внешние условия и особенности сопротивления противника.
Способность по ходу игры переключаться с одних систем и вариантов
командных действий на другие.
Методическое обеспечение и литература.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
120 уроков волейбола. Железняк Ю.Д. 1970 год «Физкультура и спорт»
Волейбол. Ивойлов А.В. Москва, 1981 год
Календарно – тематическое планирование.
35 часов.
№ | Дата | Название темы | Тип подготовки | Примечание |
| История волейбола. Правила техники безопасности на занятиях волейболом ОФП | Теор. ОФП | ||
| Беговые и прыжковые упражнения. Вехняя передача | Спец. Техн. | ||
| ОФП Верхняя передача | Физич. Техн | ||
| Тестирование по общей физической подготовке. | Тест. | ||
| Беговые и прыжковые упражнения. Нижний прием. | Спец. Техн. | ||
| Верхняя прямая подача мяча | Техн. | ||
| Имитационные упражнения без мяча у сетки. ОФП | Техн. Физич. | ||
| Нижний прием мяча. | Техн. | ||
| Верхняя прямая подача мяча. | Техн. | ||
| Специальные упражнения для развития физических качеств волейболиста. | Физич. | ||
| Верхняя передача мяча. Совершенствование. | Техн. | ||
| Нижний прием и передача мяча. | Техн. | ||
| Упражнения на гибкость и координацию. Подача мяча. | Физич. Техн. | ||
| ОФП Имитационные упражнения без мяча . | Физич. Техн. | ||
| Специальные беговые и прыжковые упражнения. Зоны площадки. | Физич. Такт. | ||
| Упражнения для развития силы. Учебная игра | Физич. | ||
| Упражнения для развития быстроты. Учебная игра. | Физич. | ||
| Взаимодействия игроков на площадке | Такт. | ||
| Верхняя прямая подача. Совершенствование. | Техн. | ||
| Нижняя передача и прием мяча. Совершенствование. | Техн. | ||
| Расстановка по площадке по зонам. Учебная игра. | Такт. | ||
| Упражнения для развития координации. Учебная игра. | Физич. | ||
| Командные действия в защите и нападении. | Такт. | ||
| Взаимодействия игроков в команде. Учебная игра. | Такт. | ||
| ОФП | Физич. | ||
| Повторение технических приемов. | Техн. | ||
| Повторение технических приемов | Техн. | ||
| Специальные упражнения для развития физических качеств волейболистов. | Физич. | ||
| Учебная игра. | Такт. | ||
| ОФП | Физич. | ||
| Соревнования по волейболу. | Сорев. | ||
| Соревнования по волейболу. | Сорев. | ||
| Тестирование по общей физической подготовке | Тест. | ||
| Взаимодействия игроков на площадке. Учебная игра. | Такт. | ||
| Взаимодействия игроков на площадке. Учебная игра. | Такт. |