12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коротких Надежда Анатольевна737
Россия, Курганская обл., Курган

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский (подростковый) центр «Мостовик»»

Утверждено:

Директор МБОУ ДОДД(П)Ц «Мостовик»

_______________Л.В.Евдокимова

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

спортивной секции «Лёгкая атлетика»

Составитель: Коротких Н.А.

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

г.Курган

2013

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Лёгкая атлетика»

Детское объединение

МБОУ «СОШ№56»

Тип программы

модифицированная

Направленность программы

физкультурно- спортивная

Возраст учащихся

10-15 лет

Срок обучения

 

Область реализации программы

общеразвивающая

Уровни реализации программы

основное общее образование

Цель программы

развитие основных физических качеств и способно­стей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей орга­низма

Задачи программы

1. Оздоровительные задачи:

охрана и укрепление здоровья учащихся;

достижение полноценного физического развития, гармоничного телосло­жения;

повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи:

формирование двигательных умений и навыков;

развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи:

формирование интереса и потребности в занятиях легкой атлетикой;

воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых ка­честв.

Методы освоения содержания программы

словесные методы,

наглядные методы,

практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.

Форма организации деятельности учащихся

теоретические и практические учебно-тренировочные занятия, контрольные испытания и соревнования разного уровня.

С какого года реализуется программа

2013

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка 3--10

Планируемые результаты 10-11

Формы промежуточной и итоговой аттестации 11-13

Учебный план занятий начальной подготовки 14

Основы знаний 15-16

Инструкторская и судейская практика 17

Общая и специальная физическая подготовка 18-30

Технико-тактическая подготовка 31-34

Методическое обеспечение программы 34-35

Воспитательная работа и психологическая подготовка 36-38

Литература и средства обучения 39-40

Материально-техническое обеспечение 40-41

Тематическое планирование 42-52

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по легкой атлетике соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта по группе видов спорта «циклические, скоростно-силовые виды спорта и многоборья» и к срокам обучения по этим программам, учитывает требования федерального государственного стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (утв. приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013 г. № 220 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика") с учетом изменений (Приказ Минспорта России от 16.02.2015 N 133 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.04.2013 N 220 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика") .

Программа разработана в соответствии с законами, нормативно правовыми актами:

СанПиН 2.4.4.3172-14.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».

Устав МБОУ ДОДД(П)Ц «Мостовик».

Программа рассчитана на школьников 10-11лет. Она носит физкультурно-спортивную направленность и предусматрива­ет проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях. Хотя на на­чальных этапах подготовки программа дает представление обо всех основных направлениях легкой атлетики, преимущество все же отдается подготовке к бегу на короткие, средние и длинные дистанции.

Цель программы - развитие основных физических качеств и способно­стей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей орга­низма.

Задачи обучения в рамках спортивной тренировки заключаются в физи­ческой, технической, тактической, психологической подготовке спортсмена.

1. Оздоровительные задачи:

охрана и укрепление здоровья учащихся;

достижение полноценного физического развития, гармоничного телосло­жения;

повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи:

формирование двигательных умений и навыков;

развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи:

формирование интереса и потребности в занятиях легкой атлетикой;

воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых ка­честв.

Особенности данной программы заключаются в следующем:

направленность на реализацию принципа вариативности, включающего воз­можность подбирать содержание программного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями, биологическим возрастом, регионально-климатическими условиями;

объемность и многообразие средств и форм спортивной деятельности ориен­тировано на достижение результата каждым занимающимся.

На этапе начальной подготовки первого года обучения (10-11 лет) необходимо решить следующие задачи:

- содействовать гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укреплению здоровья;

- приучить детей к регулярному тренировочному режиму, трехразовым занятиям в неделю;

- освоить основные беговые средства тренировки при невысоких скоростях и объемах бега;

- освоить основные технические элементы и простейшие тактические приемы бега на контролируемых скоростях.

На начальных этапах подготовки построение тренировки юных бегунов должно способствовать выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду соревновательной деятельности и исключать возможность антагонизма между специальным и естественным физическим развитием.

Необходима разносторонняя подготовка начинающих спортсменов с большим количеством соревнований в самых разных дисциплинах. Высокие спортивные результаты в одной дисциплине базируются на разносторонней физической и психической основе, которых можно достичь с помощью разнообразной тренировочной программы. Разносторонняя подготовка исключает форсированное специфическое воздействие на какую-то одну систему, не нарушает естественных процессов физического развития. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее гармоничное развитие ребенка. При проведении тренировок необходимо учитывать биологический возраст занимающихся. Рекомендуется снизить интенсивность тренировок во время максимального роста. Кроме того, следует принимать во внимание особенности каждого занимающегося.

На этапе начальной подготовки специализация легкоатлетов еще не определена, поэтому процесс подготовки юных бегунов для всех одинаков.

Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки, основными задачами являются:

- укрепление здоровья,

- улучшение физического развития,

- овладение основами техники выполнения упражнений

- разносторонняя физическая подготовленность,

- выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям,

- воспитание черт характера.

На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастические упражнения на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений. В зависимости от задачи занятий, которую ставит тренер, спортсмен выполняет ту или иную работу.

Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры.

Актуальность данной программы в том, что она позволяет восполнить дефицит движений современных школьников доступными средствами легкой атлетики. Совершенствование качества двигательной деятельности, прогрес­сивный рост спортивных результатов возможны только при высоком уровне двигательной активности. Максимальная реализация индивидуальных возмож­ностей и сохранения достижений в значительной степени характеризуются личностно-ориентированным подходом к тренировке. Юным спортсменам не следует копировать тренировку сильнейших спортсменов, оставляя резерв адаптации для оптимальной возрастной зоны высших достижений.

Современная тренировка должна строиться как планомерный процесс на основе новейших достижений спортивной науки; при этом следует постоянно обобщать положительный практический опыт и творчески использовать его в соответствие со спецификой дистанции.

Формы занятий: теоретические и практические учебно-тренировочные занятия, контрольные испытания и соревнования разного уровня.

Режим занятий: учебно-тренировочные занятия проводятся три раза в неделю, продолжительность 90 минут. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, непосредственно в учебно-тренировочном занятии. Контрольные испытания проводятся в конце года, помимо этого в течение года проводятся контрольные тренировки с целью проверки усвоения программного материала. Соревнования включаются в те­матический план согласно календарному плану департамента социальной поли­тики по делам спорта и молодежи.

В результате освоения программного материала совершенствуется большинство систем организма занимающихся. В первую очередь, сердечно­сосудистая, дыхательная, нервная и опорно-двигательный аппарат. Учащиеся осваивают основные виды легкой атлетики и выбирают дальнейшую специали­зацию. Проверкой правильности выбора специализации и эффективности тре­нировочного процесса на этапе начальной подготовки будет выполнение мас­совых разрядов в одной или нескольких дисциплинах.

Основными критериями выполнения программных требований является:

- состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;

- повышение уровня подготовленности в соответствие с индивидуальными особенностями занимающихся;

- выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями;

- освоение теоретического раздела программы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

к моменту завершения программы обучающиеся должны :

характеризовать:

- значение физической культуры и спорта, в частности легкой атлетики, в укреплении здоровья;

-виды легкой атлетики, их историю и современное развитие;

- формы организации и планирования занятия,

-закономерности индивидуального развития человека в процессе онтогенеза, гигиенические нормы и требования к условиям занятий,

-основы здорового образа жизни, формы сохранения и укрепления здоровья,

-врачебно-педагогический контроль,

-основы организации и проведения соревнований,

-формы и средства организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

уметь:

-наблюдать фиксировать и анализировать педагогические ситуации;

-владеть техникой движений;

-самостоятельно проводить занятия;

-разрабатывать необходимый двигательный режим, вести дневник занятий, дневник самоконтроля;

-разрабатывать положения о соревнованиях, владеть навыками судейства по легкой атлетике;

-выполнять правила техники безопасности на занятиях, оказывать первую медицинскую помощь.

-демонстрировать:

Возраст

Группа

30м н/с

дев

30м н/с

юн

Тройной прыжок с места

1000 метров

300 метров

дев

юн

дев

юн

дев

юн

10-11

НП 1г.о.

5,6

5,3

5.00

5.20

4.20

4.10

58,0

54,0

11-12

НП 2г.о.

5,4

5,1

5.20

5.40

4.10

4.00

55,0

52,0

В конце года по итогам выполнения контрольных нормативов; по результатам участия в соревнованиях; по объёму выполненных нагрузок рассматривается вопрос о переходе спортсмена на следующую ступень подготовки, либо об оставлении его на пройденном этапе ещё на один год.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ – ТЕСТИРОВАНИЕ

Цель тестирования – определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий.

Первое тестирование (сентябрь- октябрь) – определение исходного состояния обучающегося.

Второе, третье тестирование (декабрь, май) – определение эффективности применяемых нагрузок.

По результатам этих тестирований в зависимости от степени достижения того или иного контрольного норматива проводится коррекция тренировочных нагрузок и перевод занимающихся на следующую ступень тренировок.

Текущее тестирование проводится за 1 – 1,5 недели до начала соревнований, цель его – определение уровня развития основных физических качеств и их соответствия контрольные нормативам, обеспечивающим выполнение запланированных спортивных результатов.

Оценка физической подготовленности обучающихся осуществляется по результатам тестирования на основе комплекса контрольных упражнений.

Бег на 30 метров. Проводится с низкого старта после 10-15 минутной разминки на дорожке стадиона или спортивного зала. В каждом забеге учувствуют не менее 2–х испытуемых, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды по ручному секундомеру. Разрешается только одна попытка.

Тройной прыжок с места. И.п. такое же, как при выполнении прыжков в длину с места. Упражнение выполняется вначале толчком двумя ногами со взмахом рук с последующим приземлением и отталкиванием попеременно левой и правой ногой. Приземление производится одновременно на обе ноги. Испытуемому после пробного прыжка дается 3 попытки. Учитывается лучший результат.

Бег. Проводится на дорожке стадиона или в спортивном зале. Время фиксируется в соответствие с правилами соревнований по легкой атлетике. Тестирование осуществляется в следующей последовательности:

1 день бег на 30 м, прыжки, без 300 м;

2 день – бег на 1000 м.

Если тестирование необходимо провести в один день, то бег на длинную дистанцию должен быть последним, а перед забегом необходимо дать обучающимся достаточный отдых.

Возраст

Группа

30м н/с дев

30 н/с юн

Тройной прыжок с места

1000 метров

300 метров

дев

юн

дев

юн

дев

юн

10-11

НП

1 г.о.

5,6

5,3

5.00

5.20

4.20

4.10

58,0

54,0

11-12

НП

2 г.о.

5,4

5,1

5.20

5.40

4.10

4.00

55,0

52,0

График бега на дистанцию 3000 м

Время по отрезкам дистанции мин., сек

План рез-т

500м

1000м

1500м

2000м

2500м

3000м

1,45

3,35

5,20

7,10

8,50

10,40

1,50

3,45

5,45

7,40

9,45

11,40

1,55

3,50

5,50

7,55

10,00

11,50

1,55

4,00

6,00

8,05

10,10

12,00

2,00

4,00

6,05

8,10

10,15

12,15

2,00

4,10

6,15

8,20

10,25

12,40

График бега на 1000 бега

Время по отрезкам дистанции мин., сек

План рез-т

250м

500м

750м

1000м

0,37

1,20

2,10

3,00

0,40

1,25

2,20

3,15

0,47

1,40

2,35

3,40

0,50

1,45

2,40

3,50

0,50

1,50

2,45

4,00

0,55

2,05

3,15

4,30

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Учебный план занятий начальной подготовки первого года обучения (6 часов в неделю) на 36 недель учебно-тренировочных занятий

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

I

Основы знаний

13

 

II

Общая и специальная физическая подготовка

4

125

III

Технико-тактическая подготовка

2

50

IV

Соревнования

 

16

V

Контрольные нормативы

 

6

 

ВСЕГО:

19

197

 

ИТОГО:

216

Учебный план занятий начальной подготовки второго года обучения (3 часа в неделю) на 36 недель учебно-тренировочных занятий

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

I

Основы знаний

10

 

II

Общая и специальная физическая подготовка

4

57

III

Технико-тактическая подготовка

2

20

IV

Соревнования

 

9

V

Контрольные нормативы

 

6

 

ВСЕГО:

16

92

 

ИТОГО:

108

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ (10 часов).

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Техника безопасности во время занятия леткой атлетикой. Расположе­ние группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина - основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их пре­дупреждение.

Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с места­ми занятий по отдельным видам легкой атлетики.

Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользование спортивным инвентарем. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвента­ря и мест к занятиям отдельными видами легкой атлетики.

Физическая культура и спорт в России. Значение физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Физическое воспитание подрастающего поколения.

Виды легкой атлетики, их история и современное развитие. Возникно­вение легкоатлетических упражнений.

Характеристика легкоатлетического спорта в целом и отдельных видов ходьбы и бега как естественных способов перемещения человека. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта.

Основные понятия спортивной тренировки: нагрузка, физические каче­ства, техника двигательных действий.

Особенности бега на короткие, средние и длинные дистанции.

Внешние признаки утомления при тренировочных нагрузках. Сте­пени утомления.

Правила соревнований в отдельных видах легкой атлетики. Особенно­сти соревнований юных спортсменов.

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ (13 часов).

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Физическая культура и спорт в России. Участие российских спортсме­нов в Олимпийском движении. Спортивные разряды и звания.

Крат­кие сведения о строении и функциях организма человека.

Влияние занятий легкой атлетикой на организм занимающихся. Влияние занятий лег­кой атлетикой на совершенствование аппарата дыхания, опорно-двигательного аппарата, нервно-мышечной и сердечно-сосудистой.

Физическая подготовленность и физическое развитие.

Техника основ­ных видов легкой атлетики, ее связь с физической подготовленностью и двига­тельным опытом.

Подготовка мест занятий по бегу, прыжкам, метаниям. Проведение разминки самостоятельно и с группой.

Основы врачебно-педагогического контроля и самоконтроля.

Значение врачебно-педагогического контроля и самоконтроля при занятиях легкой атле­тикой. Временные ограничения и противопоказания к занятиям легкой атлети­кой.

Травмы, их причины и профилактика. Первая помощь при растяжении свя­зок и ушибах.

Сущность спортивной тренировки.

Периодизация спортивной тренировки.

Планирование и учет в процессе спортивной подготовки.

Правила, организация и проведение соревнований. Виды соревнова­ний. Права и обязанности судей, участников, тренеров-преподавателей.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Почти весь педагогический процесс спортивной подготовки основан на выполнении спортсменом упражнений. Они имеют различную направленность и их число очень велико.

Бег, его элементы и варианты, выполняемые при различных уровнях уси­лий, быстроты и амплитуды движений, эмоциональной окраски, в разных внешних условиях является главнейшим средством подготовки начинающего спортсмена.

Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из ос­новных звеньев, определяющих эффективность подготовки юных спортсменов, так как тренировочные воздействия формируют определенный уровень физиче­ской и функциональной подготовленности. Физическая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции условно делится на общую и специальную. Средства общей физической подготовки (ОФП) включают подготовительные и общеразвивающие упражнения. Подготовительные составляют гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног и направлены на развитие и поддержание гибкости и подвижности в суставах, на расслабление мышц. Эти упражнения применяются избирательно - локально на определенную группу мышц в течение всего годичного цикла. Общеразвиваю­щие упражнения включают упражнения на гимнастических снарядах, с отяго­щениями, различные виды прыжков и метаний, занятия другими видами спор­та, подвижными и спортивными играми.

Общеразвивающие упражнения делятся на:

-собственно общеразвивающие упражнения, служащие средством по­вышения работоспособности органов и систем организма, развитием быстроты, выносливости, увеличения подвижности в суставах, координации движений, других качеств. Применяются для общего физического развития.

К этим упражнениям относятся наклоны, повороты, размахивания и т.п., а также упражнения, выполняемые с палкой, гантелями, набивным мячом, ска­калкой и другими предметами. В эту же группу входят упражнения в висе и упоре (поднимания ног, отжимания, подтягивания, лазания и др.), на снарядах (гимнастической стенке, перекладине, брусьях: размахивания, соскоки, перево­роты, подъемы). Общеразвивающими физическими упражнениями пользуются также с целью разминки, исправления дефектов физического развития;

-виды спорта, не связанные со спецификой избранной спортивной спе­циализации и применяемые для общего физического развития, укрепления ор­ганов и систем организма, повышение его функциональных возможностей.

Средства специальной физической подготовки (СФП) включают бег и ходьбу во всех их разновидностях (бег и ходьба в равномерном и переменном темпе; барьерный бег; повторно-переменный и интервальный бег; бег и ходьба в гору, по снегу, песку и т.д.; эстафетный бег).

К специальным средствам подготовки бегунов относятся также прыжко­вые и скоростно-силовые упражнения, близкие по своей структуре к бегу. Эти упражнения направлены на развитие мышц, несущих основную нагрузку при беге:

бег с высоким подниманием бедер и движениями рук;

бег с захлестыванием голени;

прыжки с ноги на ногу;

бег в шаге на правую, на левую и на обе ноги;

семенящий бег с расслаблением плечевого пояса;

бег толчками;

скачки на одной ноге;

специальные упражнения барьериста.

Кроме этих упражнений, в занятия могут быть включены упражнения иг­рового и скоростно-силового характера (прыжки через барьеры на обеих ногах, ходьба выпадами, спрыгивание с небольшой высоты, выпрыгивание вперед-вверх, различные подвижные и спортивные игры). Специальная скоростно-силовая нагрузка оказывает благоприятное влияние на опорно-двигательный аппарат бегунов, интенсифицирует его приспособление к продолжительной циклической работе на выносливость, что, в свою очередь, способствует эф­фективности и экономичности техники движений во время бега.

Развитие силовых качеств и гибкости является предпосылкой для даль­нейшего совершенствования технической подготовленности бегунов на сред­ние и длинные дистанции. С этой целью на этапе начальной подготовки разви­тию специальной выносливости должна предшествовать силовая подготовка и развитие гибкости. Такая подготовка ведется параллельно с совершенствовани­ем техники и постепенным повышением общего объема тренировочных нагру­зок.

Тренировочные нагрузки по характеру их энергообеспечения делятся на три различные по интенсивности вида, выполняемые, соответственно, в аэроб­ном, смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Тренировочные нагрузки в этих зонах имеют свои биохимические, физиологические и педаго­гические особенности и зависят от длины и скорости преодоления дистанции. Границей между аэробной и смешанной зонами нагрузки является порог ана­эробного обмена (ПАНО), при этом ЧСС примерно составляет 170±5 уд./мин. Границей между смешанной и анаэробной зонами нагрузки в беге считается критическая скорость, яри которой организм бегуна выходит на уровень мак­симального потребления кислорода. Это соответствует ЧСС 185±10 уд./мин.

Общая физическая подготовка

1.ОРУ на месте и в движении, в положении стоя, лежа, сидя, без предметов и с предметами.

2.Упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.

3ОРУ без предметов и с предметами для различных групп мышц ног, рук, туловища, а также для отдельных групп мышц с учетом дальнейшей специализации.

Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами

В висках и упорах, подтягивания, перелазания, лазания, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.

Упражнения с отягощением.

Упражнения с учетом дальнейшей специализации.

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития общей ( аэробной) выносливости

Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности, бег в умеренном темпе на 400- 800м по стадиону.

Бег по пересеченной местности .

Упражнения для развития скоростной выносливости

Бег на 400-800м в умеренном темпе с 2-4 ускорениями по 30-100м,

бег с околопредельной скоростью на 100-300м,

повторное пробегание 100м с максимальной скоростью,

повторное пробегание 30-60м с максимальной скоростью,

повторное пробегание всей дистанции,

100, 400м на результат,

Участие в соревнованиях на 100. 200, 400м.

Упражнения для развития быстроты реакции, быстроты движений и скорости бега

Прыжки вверх из полуприседа с доставанием предметов,

бег на месте с опорой руками о барьер с правильным дыханием,

бег с горы с максимальной скоростью,

пробегание с низкого старта с ходу 30 и 60м на время,

бег с низкого старта 30, 60м под команду,

участие в соревнованиях на 30, 60, 100м.

Интервальный (прерывистый) метод

Интервальный бег (пробегание 200-400м с интервалом отдыха 60-9-м),

переменный бег (длина беговых отрезков 100-800м с интервалом бега трусцой 100-400м),

повторный бег на длительных отрезках дистанции,

интервальный бег (темповый бег),

интервальный спринт.

Соревновательный метод

Соревнования, прикидки, контрольный бег.

Дополнительные средства специальной подготовки

Бег по пересеченной местности,

тихий бег,

бег в гору,

бег по мягкому грунту,

беговые и прыжковые упражнения,

ускорения и ритмовые пробежки

Развитие силы мышц нижних конечностей и специальной выносливости

Упражнения со штангой: приседание и вставание ,

полуприсед и быстрое вставание и подъем на носки,

выпрыгивание из полуприседа,

ходьба широким выпадом,

подскоки на носках за счет работы одной стопы,

упругий бег на передней части стопы со штангой на плечах.

Развитие скоростно-силовых качеств, прыгучести

Прыжковые упражнения,

прыжки с ноги на ногу,

на двух ногах,

скачки на левой и правой ноге.

Развитие скоростно-силовых качеств

Упражнения с преодолением внешних сопротивлений: максимально быстрые движения, упражнения с партнером либо манжетами, поясами, гантелями ,штангой.

Упражнения с использованием сопротивлений внешней среды: бег и прыжки в гору вверх и вниз, по различному грунту, против ветра и по ветру.

Бег на короткие дистанции

Упражнения для совершенствования техники бега

Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой,

бег на месте и с продвижением вперед, высоко поднимая колено,

бег на месте и с продвижением вперед с захлестыванием голени,

бег прыжками с ноги на ногу,

смена ног прыжками в положении стоя в шаге,

бег на месте и с продвижением вперед с подниманием бедра и голени маховой ноги,

бег и в гору и с горы,

пробегание отрезков 30-40м с ускорением,

бег по прямой на 60-80м с изменением темпа,

бег по повороту,

то же с выходом и со входом в поворот.

Упражнения для совершенствования техники низкого старта

Бег с ускорением с высокого старта,

бег с ускорением с полунизкого старта,

бег с низкого старта с сопротивлением партнера,

бег с низкого старта в гору,

бег с низкого старта по отметкам,

то же, но через набивные мячи,

пробегание 30, 40, 60м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции,

то же , но с финишированием поля 20, 30, 40,60м,

повторное пробегание отрезков 40-60м с низкого старта,

бег с низкого старта с колодок.

Упражнения для совершенствования техники финиширования

Пробегание с ходу отрезков 20, 30, 50м,

То же, но с низкой скоростью и наклоном туловища при финишировании,

пробегание 100-200м с изменением скорости бега по дистанции.

Эстафетный бег

Освоение техники и тактики эстафетного бега

Передача эстафеты на месте на расстоянии 1м друг от друга,

то же, но в движении шагом,

то же, но во время бега,

обучение старту с опорой на одну руку и стартовому разбегу.

Подбор расстояния до отметки и отработка старта принимающего в момент наступания на отметку передающим.

Передача эстафеты на этапах при скорости бега 50-70% от максимальной.

Бег по дистанции с изменением скорости и сохранением расстояния 1-1,5м между передающим и принимающим.

Передача эстафеты на этапах при максимальной скорости бега.

Пробегание всей дистанции со скоростью 50-80% от максимальной и с максимальной скоростью с передачей эстафеты.

Бег на средние и длинные дистанции

Метод непрерывного длительного бега

Медленный длительный бег,

длительный кроссовый бег,

темповый кроссовый бег,

фартлек,

длительный кроссовый бег в переменном темпе.

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

61 час

Прыжки: с места и с разбега в длину, в высоту. Прыжки с ноги на ногу, на двух ногах, скачки на левой и правой ноге. Маховые движения ног в прьгж ках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой но­ги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках в длину и в высоту, отталкивание, приземление. Прыжки в длину способом «согнув ноги», прыжки в высоту способом «перешагивание». Различные прыжки с доставани-ем предметов головой, ногой, рукой. Ознакомление с техникой тройного прыж­ка.

Метания: общее ознакомление с техникой метания, держание снаряда (теннисного мяча, гранаты). Исходное положение для метания, отведение сна­ряда, скрестный шаг, метание (мяча, фанаты) с 1-3-5-7 шагов. Упражнения с набивными мячами: перебрасывание и толкание в парах из различных положе­ний (стоя, лежа, сидя); метание различными способами - снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка.

Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с пре­одолением препятствий; «снайпер», «лапта», «пионербол», «третий лишний», «караси и щуки», «мяч капитану».

Баскетбол. Основные элементы техники передвижения игрока по пло­щадке. Бег с изменением направления. Остановка прыжком. Ведение мяча на месте, ведение с изменением направления и высоты отскока. Ловля и передачи мяча на месте и в движении двумя руками от груди, одной рукой от плеча, с от­скоком от пола. Перемещение в стойке баскетболиста вперед, в стороны, назад. Тактика нападения, выбор места и умение открыться для получения мяча, целе­сообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от щита. Двухсторонняя игра по упрощенным прави­лам.

Ручной мяч. Ведение мяча; ловля мяча; броски мяча двумя руками, бро­ски левой и правой рукой из-за головы, броски по воротам; двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

Футбол. Удары по мячу ногой (правой и левой) на месте и в движении, удары после остановки; ведение мяча, остановка мяча; простейшие навыки ко­мандной борьбы.

Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободными взмахами рук, глубоким и ритмичным дыханием; ходьба по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и пе­ременном темпе до 800 метров (отрезки 60,100,200 и 400 метров)

Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и по­следующим продвижением вперед по инерции. Бег в гору и под гору (угол 20-30°). Повторный бег с предельной и околопредельной интенсивностью по пря­мой и повороту на отрезках от 20 до 60 метров с хода и переходом в бег по инерции. Повторный бег на отрезках от 200 до 1000 метров. Бег по пересечен­ной местности, фартлек; эстафетный бег на отрезках 40-60 метров; кроссовый бег до 5000 метров, темповый кросс до 3000 метров. Основы техники специ­альных барьерных упражнений. Барьерный бег, ознакомление.

НА ЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

129 часов

Прыжки. Закрепление навыков, полученных в группе начальной подго­товки первого года обучения. Специальные упражнения для прыжков в длину и высоту, обеспечивающие повышение функциональных возможностей организ­ма и улучшения развития двигательных качеств, способствующие совершенст­вованию техники прыжка. Тренировка прыжка в длину с разбега способом «со­гнув ноги» (постановка толчковой ноги, движения толчковой и маховой ноги, рук в момент отталкивания, в фазе полета, приземления), прыжок в длину с полного разбега. Тройной прыжок с места.

Метания. Закрепление навыков, полученных в группе начальной подго­товки (10-11 лет). Техника метания мяча и гранаты. Метание в цель и на даль­ность. Специальные упражнения, способствующие совершенствованию техни­ки метания. Упражнения с набивными мячами.

Подвижные игры. Игры с элементами сопротивления, с бегом, прыжка­ми и преодолением препятствий. Игры, развивающие силу, быстроту реакции, скоростные качества и общую выносливость.

Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости, обводка препятствий. Передача мяча одной рукой от плеча в движении, остановка в два шага. Ловля и передачи мяча в движении. Бросок мяча по кольцу одной рукой от плеча с места и в движении. Штрафной бросок. Применение разученных приемов в условиях учебной игры.

Ручной мяч. Ведение мяча с изменением скорости, финты на рывок и бросок. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

Футбол. Техника передвижения (бег, прыжки, повороты). Прямой и реза­ный удар по мячу. Точность удара. Траектория полета мяча после удара. Удары по мячу внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы. Учебная игра.

Ходьба. Обычная ходьба на дистанции от 400 до 1000 метров, закрепле­ние навыков быстрой обычной ходьбы.

Бег. Совершенствование техники бега. Свободный бег по прямой и пово­роту, при выходе с поворота на прямую; бег по инерции после пробегания не­больших отрезков с предельной скоростью; повторный и переменный бег на отрезках от 200 до 1000 метров; бег по пересеченной местности, фартлек; крос­совый бег до 6000 метров (девочки) и до 7000 метров (мальчики), темповый кросс до 4000 метров. Изучение и отработка низкого старта (установка старто­вых колодок, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!», выход со старта), стартовое ускорение и переход от стартового ускорения к бегу по прямой. Техника передачи эстафетной палочки без перекладывания в другую руку после приема (стоя на месте, в ходьбе, в беге), без ограничения зоны пере­дачи и в зоне передачи. Техника преодоления барьера высотой 40-60 см (атака барьера, сход с барьера, бег между барьерами). Специальные упражнения в беге и барьерном беге, на месте с опорой рук о предмет, многоскоки. Упражнения, повышающие функциональные возможности организма занимающихся и улуч­шение их двигательных качеств.

Тренировка в беге на короткую дистанцию

Бег на 100 м – циклическое упражнение максимальной мощности. Эффективность успешного выполнения этого выполнения зависит от скоростно-силовой подготовленности. Для подготовки в этом контрольном упражнении применяются повторные и соревновательные методы. В тренировке используется преимущественно раздельное совершенствование отдельных фаз этого упражнения, а в соревнованиях и проверках целостное его выполнение. Упражнение условно подразделяется на 4 фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиш. Для отработки старта использую повторное пробегание, под команду или самостоятельно, отрезков по 10-15 метров сериями, по 3-5 повторений. Для отработки стартового разбега применяю повторное пробегание отрезков до 30 м под команду или самостоятельно, но с контрольным временем. Отдых между пробежками – до полного восстановления (обычно это 2-4 мин.) дыхания. Скорость бега в стартовом разбеге возрастает постепенно, за счет удлинения шагов и увеличения частоты. Важное значение для повышение скорости имеет быстрое опускание ноги вниз-назад (по отношению к туловищу), а также энергичные, но не закрепленные движения руками вперед-назад. Резкое, скачкообразное изменение длины шагов нарушает ритм движений и ухудшает результат. Скорость бега может увеличиваться до 60 м дистанции. При беге на дистанции руки, как и в стартовом разбеге, быстро движутся вперед-назад, синхронно с ногами. Кисти во время бега полусжаты. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч вверх, спину надо держать прямо, не сутулиться. В беге необходимо стремиться к расслаблению тех мышц, которые в каждый данный момент активно участвовали в работе. Окончание дистанции (финиш) фиксируется в момент, когда участник коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища (обычно грудью), исключая голову, шею, ноги и руки. Чтобы быстрее преодолеть створ финиша, на последнем шаге надо резко сделать наклон вперед.

В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений.

1. Бег с низкого или высокого старта. Дозировка: (5-6 раз по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты) 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха.

2.Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз по 1-3 серии. Отдых до полного восстановления дыхания.

3. Бег с предельной скоростью с ходу: 10-30 метров с 30-метрового разбега. Выполнять, как и предыдущее упражнение.

4. Быстрый бег под уклон(до 15 градусов) с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции10-30 метров с 30-метрового разбега. Дозировка: 3-5 раз по 1-2 серии.

5. Ритмичные подскоки со скакалкой, стараясь периодически прокрутить ее руками более одного раза за один подскок, постепенно увеличивая скорость вращения рук.

6.Подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами, с периодическим ускорением ее вращения для увеличения быстроты отталкивания подряд в 1-3 прыжках:3-4 подскока в обычном темпе + 1-3 раза в ускоренном.

7.Бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью. Дозировка:10-20 м по 5-6 раз.

8.Однократные прыжки в длину с места, с подхода или с разбега. Дозировка: 5-6 прыжков по 2-4 серии.

9.Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) на одной или двух ногах. Дозировка: 3-4 прыжка по 2-3 серии.

10.Прыжки через равномерно расставленные барьеры: 5-6 барьеров высотой 76-80см по 5-10 раз. Выполнить с установкой на мгновенное отталкивание.

11.Спрыгивание с подставки высотой 30-60см с последующим мгновенным отталкиванием в прыжке вверх или вперед. Дозировка: 5-8 прыжков по 1-3 серии.

12.Повторный бег на 100-150м со скоростью 85-95% от предельной: 2-4 раза с отдыхом 8-12 минут.

13.Повторный бег на 150-300м предельно быстро: 1-2 раза с отдыхом до восстановления дыхания.

Скоростно-силовые силовые упражнения применяются после скоростной работы. Не рекомендуется сочетать в одном занятии работу над развитием максимальной скорости с работой на силовую и скоростную выносливость в больших объемах или до отказа.

Примерное тренировочное занятие 1

1. Разминка общая: медленный бег трусцой 600-1000м, обще-развивающие упражнения, упражнения на растягивание мышц ног и таза, специально-беговые упражнения.

2. Разминка специальная: бег с ускорением:5-6 раз x 50-80м (в каждой последующей пробежке скорость бега постепенно увеличивать), бег с высокого старта на технику:4-6 раз x 10-20 метров.

3. Бег со старта под команду в полную силу: 4-6 раз х 20-25м, отдых – 1-2 минуты.

4. Бег со старта за «лидером» в полную силу: 4-6 раз х 30-50м, с отдыхом 2-3 минуты.

5. Повторный бег: 6-8 раз х 100м или 4-6 раз х 150м, через 3-5 минут медленной ходьбы или 2-3 раза х 200м, через 5-6 минут отдыха.

Скорость бега каждую неделю необходимо постепенно повышать, начиная с 80-% уровня от максимума.

6. Силовая тренировка:

- Полуприседы со штангой или с партнером на плечах- 50-80кг 8-10 раз х 2-3 серии( более приготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивания вверх из полуприседа);

- Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

7. В заключении медленный бег 400-1000м, ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Примерное тренировочное занятие 2

Общая разминка.

Разминка специальная.

Бег со старта под команду предельно быстро: 3-6 раз х 20-30 метров.

Быстрый бег: 100м х 1-2 раза с контролем времени. Следить за ритмичной не закрепощенной, согласованной работой рук и ног. В целом за техникой бега. Скорость повышать постепенно из недели в неделю. Отдых между пробежками 4-6 минут.

Бег с ускорением: 30-50м х2-3раза.

Быстрый бег: 200м х1 раз или 300м х1 раз с контролем времени пробегания дистанции ( Каждую неделю скорость бега постепенно увеличивать).

В заключении медленный бег 400-1000м, ходьба , упражнения на расслабление и восстановление дыхания на начальном этапе ( 3-4 недели). Минимальное количество тренировок в неделю – 2, с перерывом 2-3 дня, далее не менее 3.

Тренировка в беге на длинную дистанцию.

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного или целостного организма.

При решении задачи развития выносливости наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным упражнением является бег трусцой.

С постепенным переходом на непрерывное пробегание 5-6 км, в равномерном темпе, со скоростью от 6-5 до 5-4 минут на 1км. 1раз в 2-3 недели, лучше всего в выходной день можно пробежать и более длинную дистанцию – 8-10км в равномерном темпе с той же скоростью. Периодически можно пробегать с более высокой скоростью ( 4,0- 4,5мин на 1км ), и дистанцию 5-6км, но такая работа может выполняться не чаще, чем 1 раз в неделю.

Подготовка к контрольным проверкам в беге на 1000-3000м.

Тренировка на все дистанции, обязательно должна состоять из 2 этапов:

« Базового, в котором решаются задачи развития и совершенствования общей выносливости.

Специально – подготовительного, в котором решаются задачи специальной подготовки, к ко

нтрольным проверкам.

Функциональная ( «базовая» ) подготовка осуществляется в процессе выполнения длительных равномерных пробежек на 3км и более со скоростью 4,5 - 6,0мин на 1км Повышение критической скорости и способности к ее удержанию тренируется в процессе темпового кроссового бега, повторного пробегания отрезков 600-1500м со скоростью выше соревновательной. Для совершенствования скоростных возможностей используется также повторный и интервальный бег на отрезках от 100 до 400метров.

Для более эффективной подготовки сначала развивают общую выносливость, затем специальную.

На 1 этапе необходимо в начале увеличить общий объем работы, а затем постепенно снижать его с повышением интенсивности работы.

В специальной подготовке в беге на этих дистанциях большое значение имеет способность удерживать как можно дольше нужную скорость, повышение экономичности работы за счет совершенствования техники бега, а также умение «терпеть» и противостоять развивающемуся утомлению.

В связи с этими задачами тренировочного процесса в данном случае являются :

1) Повышение функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной системы;

2) Повышение критической скорости бега и способности к ее удержанию;

3) Совершенствование способности к перенесению больших величин кислородной задолженности;

4) Развитие волевых качеств.

В таблицах 1-3 приводятся программы подготовки к бегу на 1000 и 3000м.

Программа « базовая» тренировка одинакова для обеих дистанций. Различия имеются лишь в скорости выполняемой беговой работы. Содержание этапов специальной подготовки несколько меняется: эти этапы должны быть более насыщены темповой работой.

Не в коем случае нельзя форсировать объемы и интенсивность работы на выносливость, нагрузку необходимо повышать постепенно.

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (НАЧАЛЬНАЯПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 22ч.

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 52 ч)

Как известно, ведущими факторами, определяющими результаты в беге на средние и длинные дистанции, являются физическая и функциональная под­готовленность, однако большое значение в спортивных достижениях имеет и технико-тактическая подготовка.

Бег является простой и естественной локомоцией, поэтому дети осваива­ют это упражнение раньше, чем приходят в спортивную секцию. Если же рас­сматривать бег как одну из легкоатлетических дисциплин, то правильное вы­полнение этого несложного упражнения требует определенной подготовки, так как основные грубые ошибки в его продолжительном выполнении появляются из-за слабой физической и функциональной подготовленности либо из-за не­умения выполнять элементарные движения рук и ног, т.е. из-за отсутствия пра­вильного двигательного навыка.

Бег на средние дистанции по технике имеет свои особенности: средняя соревновательная скорость ниже, чем при беге на короткие дистанции; шаг ко­роче, туловище более выпрямлено; колено маховой ноги поднимается не так высоко; нерезкое выпрямление толчковой ноги; движения рук не так энергич­ны, угол сгибания их в локтевом суставе более острый; дыхание свободное, ритмичное и более глубокое.

Хорошая техника бега по дистанции характеризуется следующими ос­новными чертами: туловище слегка наклонено вперед; плечи немного развер­нуты; в пояснице наблюдается небольшой естественный прогиб, обеспечиваю­щий выведение таза вперед; голова держится прямо, подбородок опущен, мышцы лица и шеи не напряжены. Такое положение головы и туловища спо­собствует снятию излишнего напряжения мышц, улучшает их работу.

Во время бега необходимо следить за сохранением свободного ритмично­го движения. Частота и глубина дыхания находится в тесной связи с темпом движения. Увеличение скорости передвижения соответствует увеличению час­тоты дыхания. Ритм дыхания при беге зависит от индивидуальных особенно­стей спортсмена.

Работа ног при беге. Главным элементом в беге является момент оттал­кивания, так как от мощности усилия, угла отталкивания и частоты шагов зави­сит скорость бега.

Отталкивание должно быть направлено только вперед и строго согласо­вано с наклоном туловища. Наряду с крупными мышцами бедра, голени и сто­пы при отталкивании включаются в работу мелкие мышцы стопы и пальцев, обеспечивая полное выпрямление ноги. При небольшом наклоне туловища впе­ред хорошее отталкивание получается при полном выпрямлении ноги. Актив­ному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный вперед-­вверх, причем заключительный момент отталкивания совпадает с окончанием махового движения и началом активного сведения бедер. В этом положении толчковая нога почти полностью выпрямлена. Благодаря отталкиванию и маху тело переходит в безопорное положение, используемое бегуном для кратковре­менного относительного отдыха. Нога, заканчивая толчок, расслабляется, го­лень под действием инерционных сил несколько «захлестывается» вверх и, сгибаясь в коленном суставе, тянется за бедром вперед. В момент активного сведения бедер, когда нога, находящаяся впереди, начинает опускаться, голень ее несколько выносится вперед и приземление происходит на переднюю часть стопы. Это позволяет бегуну по инерции быстро пройти момент вертикали, при котором нога, находящаяся сзади, продолжает двигаться вперед и голень еще больше прижимается к бедру. Такое «складывание» маховой ноги в момент вертикали способствует некоторому отдыху и быстрому опусканию другой но­ги.

На дорожку ногу ставят слегка согнутой в коленном суставе, что умень­шает тормозящее действие в момент ее постановки и способствует более рав­номерному и плавному бегу. Стопы при беге следует ставить по одной прямой линии.

Работа рук при беге. Движения рук в беге ритмично сочетаются с дви­жениями ног. Руки, сохраняя равновесие, способствуют уменьшению или уве­личению частоты шагов. Во время бега руки должны быть согнуты в локтевых суставах, примерно под прямым углом, кисти свободно собраны в кулак. Дви­жения рук мягкие и плавные, направлены вперед-вверх к подбородку и назад несколько в сторону. При движении назад кисти рук не должны выходить за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега: чем больше скорость бега, тем выше темп и шире движения рук.

При беге по повороту спортсмен наклоняет туловище немного влево, в сторону поворота правой рукой совершает более размашистые движения, пра­вую ногу ставит с разворотом стопы вовнутрь.

Финиш и остановка после бега. Финишное ускорение, т.е. бег на по­следнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов, более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища вперед. После пересечения линии финиша бегун не должен резко останавливаться. Ему необходимо перейти на медленный бег и затем на ходьбу.

Освоение техники бега начинается на этапе начальной подготовки с соз­дания представления о технике бега на средние и длинные дистанции. Для это­го используются следующие средства: объяснение основных моментов бега не стадионе и в легкоатлетическом манеже; распределение сил и скорости бега на различных участках в зависимости от длины дистанции; демонстрация бега на прямом отрезке дистанции тренером, показ и разбор плакатов по технике бега. Так же идет обучение технике высокого старта, финиширования, выполнения команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; технике бега на короткие дистан­ции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внима­ние!»); технике передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу.

Для улучшения техники бега используются специальные и подготови­тельные упражнения. При этом необходимо помнить, что часто причиной оши­бок в технике бега является недостаточная физическая подготовленность юного спортсмена, поэтому для совершенствования техники бега большое внимание следует уделять силовой подготовке.

Для совершенствования бега по прямой с равномерной и переменной ско­ростью применяются: повторные ускорения 50-60-метровых отрезков на дис­танции (необходимо следить за плавным нарастанием скорости бега); при по­вторном беге занимающиеся должны удержать набранную скорость, но при возникновении напряжения в движениях следует снизить скорость бега; пере­ключения с медленного бега на быстрый по дистанции происходит по команде; в процессе совершенствования техники бега при пробегании по дистанции сле­дует выполнять ускорения по 30-40 метров с включением «свободного хода».

При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные требова­ния: прямолинейность направления бега; полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги; быстрая и мягкая постанов­ка ноги на грунт с передней части стопы; свободная и энергичная работа рук; прямое положение туловища и головы.

Тактическая подготовка бегунов

В соревнованиях любого уровня, чтобы добиться успеха, необходимо знать тактические приемы и использовать их в зависимости от сложившейся ситуации. Тактика бега на средние и длинные дистанции прежде всего зависит от цели, поставленной перед соревнованием. Выделяют три цели: показ запла­нированного результата; выигрыш соревнования или быть в числе призеров; выигрыш соревнования с рекордным для себя результатом.

В зависимости от объективных обстоятельств тактические планы и гра­фики бега могут быть различными и определяться такими факторами, как са­мочувствие; состояние спортивной формы; состав забега; тактика, применяемая основными соперниками, уровнем их подготовленности.

В соревнованиях по бегу на средние и длинные дистанции самыми рас­пространенными являются два тактических приема: бег на результат и бег на выигрыш.

В первом варианте поддерживается запланированная скорость бега на протяжении всей дистанции. При такой тактике бег проходит с равномерной скоростью.

Во втором случае необходимо выдерживать высокий темп бега, предло­женный соперниками, и сохранить силы для решающего финишного ускорения.

Независимо от выбранной тактики следует помнить, что начать бег со старта надо по возможности быстро. Ускорение на первых метрах позволяет быстрее набрать необходимую скорость и затем поддерживать ее. Бегуну же, медленно начавшему бег, будет трудно на дистанции достигнуть необходимой скорости и догнать лидеров. Быстрое начало дает возможность выйти из боль­шой группы, избежать столкновения.

Наметив спортивный результат, следует составить график бега, который особенно необходим при тактике лидирования. При беге на выигрыш график бега не имеет решающего значения, так как успех зависит от увеличения скоро­сти на финишном отрезке.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
 

Методическая часть рабочей программы отражает основные принципы и научно обоснованные методологические положения подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции.

Важным вопросом планирования учебно-тренировочного процесса явля­ется распределение программного материала в годичном цикле и его детализа­ция по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, в зависимо­сти от конкретных обстоятельств может изменяться (соревнования, погодные условия).

В первые два года занятий в группах начальной подготовки основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием главным образом средств ОФП и совершенствования техники бега.

По окончании годичного цикла тренировки занимающиеся должны вы­полнить нормативные требования по разносторонней физической подготовке.

В процессе подготовки бегунов на этапах начальной подготовки могут быть использованы разработанные недельные циклы.

По характеру и направленности работы недельные микроциклы подразделяются на:

-втягивающий. Предназначен для постепенного увеличения нагрузки и осторожного подхода к требуемым тренировочным нагрузкам. Характерной чертой этого микроцикла является бег в непрерывном режиме при аэробном обеспечении работы. Пульс до 150уд/мин.;

-обычный. Он предназначен для использования наивысших нагрузок, с тем, чтобы вызвать наибольшие адаптационные сдвиги. Нагрузка в этом микроцикле выполняется также в непрерывном режиме, однако возрастает доля бега в смешанном режиме, ЧСС 151-170уд/мин.;

-разгрузочный. Применяется после объёмных тренировок. Нагрузка планируется только в аэробном режиме. ЧСС не выше 150уд/мин.;

-интенсивный. Предназначен для усиленного развития специальных компонентов подготовленности. Режим работы аэробно-анаэробный. Пульс до 180уд/мин.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тренер в процессе многолетней подготовки должен учитывать все факторы воздействия на обучающихся и находить свое место в воспитательном процессе. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера на юных легкоатлетов становится все больше, и в этот период он может решать самые сложные проблемы воспитания. Поэтому личностные качества тренера, его положительный пример играют немаловажную роль в формировании человеческих качеств юного спортсмена.

Воспитательная работа тренера в корректной и ненавязчивой форме начинается с установления товарищеских отношений между обучающимися, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок. Чрезвычайно важны организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований.

Большое значение в системе воспитания занимают теоретические знания, которые постепенно вводят юных легкоатлетов в мир спорта высших достижений.

В дальнейшем теоретические знания могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировочных занятий, тестирований.

Квалифицированные юные легкоатлеты должны обладать высокой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать на тренировочных занятиях в ходе специальных мероприятий. Также юные спортсмены должны знать, что достижение новых высот в спорте связанно с дальнейшим повышением нагрузок, что проходить тренировочный процесс каждый должен под медицинским контролем, не ухудшая здоровье.

Большие успехи юных легкоатлетов обычно связанны с достижением намеченного результата или с победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена.

Квалифицированный юный спортсмен должен иметь строгий распорядок дня: учеба, отдых, сон, тренировки, соблюдение режима питания.

Воля спортсмена основана на принципах морали, на стремление прославить свою страну, область, город. А также чувство долга перед коллективом – идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена.

Тренер должен постоянно приучать юных легкоатлетов на обходить, а преодолевать встречающиеся трудности, с которыми всегда связанны тренировка и соревнование.

У юных легкоатлетов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность.

Воля к победе – ее воспитание и проявление неразрывно связанно со всеми моральными и волевыми качествами.

Важную роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни.

Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, создаваемыми внешней средой, в борьбе с самим собой. При этом главную роль играет самовоспитание. Чтобы в нужной мере развить свою волю, характер, необходимо большое самосознание, чтобы добиться высоких спортивных результатов.

Следует отметить, что у спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов, очень рано проявляются бойцовские качества и спортивный характер. Следовательно, для того чтобы спортсмен мог успешно проявить себя в соревнованиях любого высокого ранга, необходимо уже в юношеском возрасте сформировать у него высокие морально-волевые качества и идейную убежденность. На этой основе решаются специальные задачи спортивного воспитания, интеллектуальной и специальной психической подготовки к высоким спортивным достижениям.

Основной задачей психологической подготовки является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, эмоциональной устойчивости.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени при создании ее важности, у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижения. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннею готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.

В учебно-тренировочном процессе и в соревнованиях спортсмену приходиться преодолевать трудности, которые обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психических состояний, в связи с необходимостью действовать в определенных условиях и не могут быть поняты в отрыве от них.

Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду. Участвуя в соревнованиях, юный спортсмен имеет наиболее благоприятную возможность учиться усилием воли преодолевать развивающееся утомление.

Если трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке, то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.

Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных легкоатлетов уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха, и причин, которые привели его к неудаче.

Выполнение трудовых тренировочных заданий и освоение сложных упражнений вызывает у юного спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дают уверенность в своих силах.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Использованные информационные источники

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Устав МБОУ ДОД Д(П)Ц «Мостовик».

Литература для педагога

1. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки / Ф.П.Суслов,
Ю.А.Попов, В.Н.Кулаков, С.А.Тихонов; Под ред. В.В.Кузнецова. - М: Физкультура и
спорт, 1982.- 176 с.

Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М: ВНИИФК, 2003. - С. 86 - 89.

Концепция физического развития детей и подростков. - М., ФК: воспитание, обра­зование, тренировка. - 1996. - №1. - С.5-10. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б.

Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Физкультурно - оздоровительная работа в школе: Метод. Пособие. - М., 2003. - 128 с.

Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции: Примерная программа спор­тивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.

Майфат СП., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юно­шеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.

Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г.Озолин. - М.: Астрель: ACT, 2006. - 863, [1] с: ил. - (Профессия-тренер).

Озолин Н.Г., Травин Ю.Г. Педагогические основы методики обучения легкоатлети­ческим упражнениям. - М., 1998. - 79 с.

Основы знаний по физической культуре: Материалы для поступающих на факуль­тет ОФКиТ БГАФК. / Сост. А.А. Майструк, Н.Н. Кройтер. - Мн., 2003. - 102 с.

10.Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 1995. - 91 с.

Литература для учащихся

1.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

2.«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

3.«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

4.«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

5. Лях В.И. Мой друг – физкультура.  Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2010.

6.Физическая культура 5 – 7: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Я. Виленский – М.: Просвещение, 2010.

7.Физическая культура 8 – 9: учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях – М.: Просвещение, 2010.

8.Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов /Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Бесспорно, материально-техническая база, то есть условия внешней сре­ды для занятий легкой атлетикой, - очень важная часть спортивной подготовки.

Природные условия. В полной мере должны использоваться многооб­разные особенности природных условий: сильнопересеченная местность, раз­личный грунт, тропинки различного профиля. Для развития общих и специаль­ных физических качеств используются ходьба и бег по глубокому снегу, по песку, метание различных предметов на дальность и в цели неподвижные и движущиеся. Упражнения на местности обладают очень большой эмоциональ­ностью и поэтому позволяют использовать нагрузки, сохраняя психические си­лы.

Простейшие сооружения на местности позволяют более полно исполь­зовать природные условия. Это освещенные кроссовые тропинки, городки с перекладинами, лестницами и другие устройства для физических упражнений, ровные травяные участки для прыжковых упражнений, песчаные ямы для прыжков в длину и высоту.

Закрытые спортивные сооружения создают все условия для круглого­дичной подготовки юных спортсменов. Особо важную роль играет быстрая трансформация мест занятий. Инвентарь, снаряды и оборудование должны лег­ко доставаться. Используемый инвентарь: гимнастические палки, скамейки, об­ручи, скакалки; набивные мячи 1-2 кг; эстафетные палочки; баскетбольные, волейбольные и футбольные мячи. Снаряды: малые мячи 150 грамм, гранаты 300 грамм. Оборудование: барьеры, гимнастические маты, стойки для прыжков в высоту, гимнастический мост, канаты, стартовые колодки, высокая и низкая перекладины.

Использование разнообразных мест занятий не только повышает эмоцио­нальный фон, но и формирует более совершенную технику движений, основан­ную не на жестком стереотипе двигательного навыка, а на его подвижности. На этой основе повышается психическая устойчивость и способность проявлять волевые качества.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.