Муниципальное образование Ейский район
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципального образования Ейский район.
УТВЕРЖДЕНО
Решением педсовета от _29.08.2014 года протокол № 1
Председатель педсовета
_________Волкова Т.Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физической культуре
Уровень обучения (класс) — среднее общее образование, 11 класс
Количество часов 102
Уровень базовый
Учитель Еременко Марина Григорьевна
Программа разработана на основе :
Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2009 г., 6-е издание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физической культуре для 11 класса составлена Еременко Мариной Григорьевной, учителем физической культуры муниципальной бюджетной общеобразовательной организации средней общеобразовательной школы №1 имени Семёна Соболя города Ейска муниципальное образование Ейский район. Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, и авторской программы общеобразовательных учреждений. Учебным планом школы определенно 3 часа в неделю изучения предмета «Физическая культура», что составляет в год 102 учебных часа.
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов» В.И. Ляха, В.И. Зданевича, 6-е издание, М. «Просвещение» 2009.
Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». Изучение физической культуры на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
целей:
- развитие физических качеств и способностей, укрепление индивидуального здоровья, совершенствование функциональных возможностей организма;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной
деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными
физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системы знаний о физической культуре и спорте, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных
формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания учащихся 11 класса направлены на:
содействие гармоничному развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояниям стрессам;
формирование личностных и общественных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высота уровня физической и умственной работоспособности, состояние здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможно успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможно успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета региональных особенностей работы школ Краснодарского края:
Примечание:
1. Часы из раздела «Лыжная подготовка» в количестве 18 часов переданы на изучение раздела «Спортивные игры».
2. Из раздела «Гимнастика с элементами акробатики» (18часов) передано 6 часов в раздел «Легкая атлетика» в связи с организацией обучения с учетом природно-климатических условий Краснодарского края.
3. Часы из раздела «Элементы единоборств» в количестве 9 часов переданы в раздел «Легкая атлетика» в связи с отсутствием условий для обучения.
4. Часы из вариативной части 2.2 в количестве двух переданы в раздел «Легкая атлетика».
5. Часы из вариативной части 2.1. и 2.2 (15 часов) в количестве 13 переданы в раздел «Кроссовая подготовка».
Часы вариативной части (18 часов) распределены следующий образом: 3 часа - на углубление изучения легкой атлетики; 12 часов — на углубление раздела « Спортивные игры»; 3 часа - на углубление кроссовой подготовки.
Легкая атлетика изучается два раза в год, в зависимости от сезона. Осень(1четверть)– 20 часов, весна (4 четверть)- 18 часов. Спортивные игры распределение 30 часов, 19 часов распределено на баскетбол (2 четверть), 20 часов на волейбол (3 четверть). Кроссовая подготовка изучается два раза в год, в зависимости от сезона. Осень(1четверть)– 7 часов, весна (4 четверть)- 6 часов.
Таблица тематического распределения часов
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов |
|||
Примерная авторская программа |
Рабочая программа |
||||
11 кл. |
|||||
1 |
Базовая часть |
87 |
89 |
||
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||
1.2 |
Спортивные игры |
21 |
39 |
||
1.2.1 |
Баскетбол |
- |
19 |
||
1.2.2 |
Волейбол |
- |
20 |
||
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
12 |
||
1.4 |
Лёгкая атлетика |
21 |
38 |
||
1.5 |
Лыжная подготовка |
18 |
- |
||
1.6 |
Элементы единоборств |
9 |
- |
||
1.7 |
Плавание |
- |
- |
||
2. |
Вариативная часть |
15 |
13 |
||
2.1 |
Связана с региональными и национальными особенностями |
9 |
- |
||
2.2 |
По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта |
6 |
- - |
||
2.3 |
Кроссовая подготовка |
- |
13 |
||
ИТОГО: |
102 |
102 |
Распределение учебного времени по четвертям 3 часа в неделю , 102 часа в год, 11 класс.
№ п/п |
Вид программного материала |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Итого |
1. |
Легкая атлетика |
20 |
- |
- |
18 |
38 |
2. |
Баскетбол |
- |
19 |
- |
- |
19 |
3. |
Волейбол |
- |
- |
20 |
- |
20 |
4. |
Гимнастика |
- |
- |
12 |
- |
12 |
5. |
Кроссовая подготовка |
7 |
- |
- |
6 |
13 |
ИТОГО: 102 |
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ для учащихся 11 класса.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ:
Социокультурные основы: Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление
здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений, их цели и задачи.
Психолого-педагогические основы: Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий. Основы организации и проведения спортивно-массовых мероприятий по видам спорта.
Медико-биологические основы: Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека. Основы организации двигательного режима. Основы техники безопасности и профилактики травматизма. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры.
Закрепление навыков закаливания: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.
Закрепление приемов самоконтроля: повторение приемов самоконтроля.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:
Скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, ловкость, силовые.
1.1 СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ — 39 часов
БАСКЕТБОЛ( 2 четверть - 19 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Варианты ловли и передачи мяча без сопротивления и сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.
ВОЛЕЙБОЛ(3 четверть – 20 часов): Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. Варианты техники приёма и передач мяча. Варианты подач мяча, нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное, вдвоём), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по правилам.
Программный материал по спортивным играм
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Спортивные игры |
39 |
|
Баскетбол |
19 |
|
Освоение техники ведения мяча |
3 |
|
Совершенствование техники ловли и передачи мяча |
7 |
|
Совершенствование техники бросков |
6 |
|
Совершенствование тактики игры |
3 |
|
Волейбол |
20 |
|
Совершенствование техники приема и передачи мяча |
6 |
|
Совершенствование техники подач мяча |
8 |
|
Совершенствование техники нападающего удара |
6 |
|
Итого: |
39 |
1.2 ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ — 12 часов
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК: Вскок в упор присев, соскок, прогнувшись, опорный прыжок ноги врозь и согнув ноги. Прыжок боком с поворотом на 90*. Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину).
АКРОБАТИКА: Юноши: Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см, стойка на руках, кувырок назад через стойку на руках с помощью, переворот в сторону, прыжки в глубину Комбинации из ранее освоенных элементов. Девушки: Сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках, мост из положения, стоя с помощью и самостоятельно, переворот в сторону, прыжки в глубину. Комбинации из ранее освоенных элементов.
ЛАЗАНЬЕ ПО КАНАТУ: в 2 и 3 приёма, без помощи ног (юноши).
Программный материал по гимнастике с элементами акробатики
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Гимнастика |
12 |
|
Акробатика |
5 |
|
Опорные прыжки |
3 |
|
Лазанье по канату |
2 |
|
Атлетическая гимнастика |
2 |
|
Итого: |
12 |
1.3 ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА — 38 часов
СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ: Бег с низкого и высокого старта, старт в эстафетном беге, передача эстафетной палочки, челночный бег 5x20м, финиш бега на различные дистанции, бег 30м, 60м, 100м, 400м.
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ И ВЫСОТУ: Прыжки в длину с места и с разбега (7-9 и 9-11 шагов разбега). Прыжок в высоту способом «Перешагивание». Подбор индивидуального разбега.
МЕТАНИЯ ГРАНАТЫ: Метание гранаты с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор Юм и на заданное расстояние.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ БЕГ: Бег с переменной скоростью, преодоление небольших вертикальных и горизонтальных препятствий, чередование ходьбы и бега, бег по повороту, преодоление полосы препятствий, бег в равномерном темпе 20-25 минут.
Разделы, темы |
Количество часов |
||
Легкая атлетика |
38 |
||
Бег на короткие дистанции |
15 |
||
Прыжки в длину и высоту |
14 |
||
Метание гранаты |
9 |
||
Итого: |
38 |
КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА — 13 часов Ходьба и бег по слабопересечённой местности. Преодоление полосы препятствий. Эстафеты на отрезках до 100м. Бег по пересеченной местности с изменением направления. Элементы тактики соревнований по кроссу: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование. Кросс от 2 до 5 км.
Формы контроля.
текущий контроль (каждый урок);
- стартовый контроль (1 раз в год); оцениваются все учащиеся;
- контрольное тестирование (см. Приложение №1)
Приложение №1
Нормативы физической подготовленности учащихся
№ п/п |
Контрольные нормативы |
Юноши |
Девушки |
|||||
«5» |
«4» |
«3» |
«5» |
«4» |
«3» |
|||
1. |
Бег 30 м,с. |
4,3 |
4,7 |
5,1 |
4,8 |
5,3 |
5,8 |
|
2. |
Бег 60 м,с |
8,1 |
8,9 |
9,6 |
9,1 |
9,7 |
10,1 |
|
3. |
Бег 100м., с. |
14,2 |
14,5 |
15,0 |
16,0 |
16,5 |
17,0 |
|
4. |
Челночный бег 3x10м, с. |
7,2 |
7,5 |
8,1 |
7,9 |
8,2 |
8,5 |
|
5. |
Челночный бег 4x10м, с. |
10,0 |
10,3 |
10,7 |
10,5 |
10,8 |
11,0 |
|
6. |
Челночный бег 3x20м, с. |
14,0 |
14,5 |
15,0 |
14,5 |
15,0 |
15,5 |
|
7. |
Бег 1000м, мин. с. |
3,25 |
3,35 |
4,05 |
3,45 |
4,00 |
4,20 |
|
8. |
Бег 2000м , мин.с |
13,30 |
14,00 |
14,30 |
9,55 |
11,20 |
12,20 |
|
9. |
Прыжок в длину с места, см. |
240 |
220 |
190 |
210 |
200 |
190 |
|
10. |
Прыжок в длину с разбега, см. |
460 |
420 |
370 |
380 |
340 |
310 |
|
11. |
Прыжок в высоту, см |
130 |
125 |
120 |
120 |
115 |
110 |
|
12. |
Прыжки ч/з скакалку, кол. раз |
140 |
130 |
120 |
150 |
140 |
130 |
|
13. |
Метание гранаты |
38 |
32 |
26 |
23 |
18 |
12 |
|
14. |
Отжимания, кол-во раз. |
40 |
35 |
30 |
22 |
19 |
16 |
|
15. |
Пресс за 30 сек., кол-во раз. |
29 |
27 |
25 |
27 |
25 |
23 |
|
16. |
Приседания за 1 мин.,кол. раз |
58 |
56 |
54 |
56 |
54 |
52 |
|
17. |
Подтягивание на высокой перекладине |
12 |
10 |
8 |
- |
- |
- |
|
18. |
Подтягивание на низкой перекладине |
- |
- |
- |
25 |
23 |
20 |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ (девушкам и юношам)
Знать:
- знать цели, задачи физической культуры, владеть знаниями в области физической культуры, необходимыми для проведения самостоятельных занятий;
- владеть жизненно важными прикладными и спортивными навыками, включая легкую атлетику, гимнастику, спортивные игры, кроссовую подготовку;
- владеть приемами оказания доврачебной помощи пострадавшему
- проводить приёмы самостраховки и страховки во время занятий физическими упражнениями;
- обладать необходимым уровнем развития основных двигательных качеств;
- способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- уметь организовывать и проводить занятия, соревнования и подвижные игры с младшими школьниками;
- проводить судейство по одному из видов спорта;
- юношам владеть военно-прикладными навыками;
- выполнять контрольные упражнения;
- заботиться о своем физическом совершенствовании, вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах несчастных случаях;
- сдать контрольные нормативы по физической культуре.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич изд., М., Просвещение 2009 г., 6-е издание А.А. Зданевич, Москва «Просвещение» 2009год.
Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией Л.Б.Кофмана, г.Москва, 1998 г.
Твой олимпиский учебник. М., «Физкультура и спорт», 2003.
Физическая культура. Учебник для 10 — 11 классов под редакцией В.И.Ляха. - М.: Просвещение 2011г. 6-е издание.
Э.Найминева «Физкультура» Методика преподавания. Спортивные игры. Ростов — на Дону «Феликс»,2001.
Средства обучения
Мячи волейбольные, баскетбольные; скакалки; обручи; кегли; фишки; стойки; планки; гимнастические маты; секундомер; перекладина; барьеры; брусья; гранаты(500 грамм, 700 грамм); набивные мячи (4; 5 кг.); рулетка, канат.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № 1
методического объединение учителей Заместитель директора по от УВР 29.08.14г
___________/И. В. Махоткина/
Руководитель МО ОУ /М.Г.Еременко / 29.08.14 г.