12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лобанова Валентина Ивановна569 учитель музыки и искусства, стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория Россия, Московская обл., Чехов |
Рабочая программа по «Музыке», 6 класс, УМК Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 городского округа Чехов Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии М.В.Тарасевич
Приказ от «03» сентября 2018 года № 156
ПО МУЗЫКЕ
Ступень обучения (класс) - основное общее образование, 6 а (гимназический), 6-в, д (общеобразовательные) классы
Количество часов - 34
Составитель - Лобанова Валентина Ивановна, учитель музыки
Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке для 6 класса разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Тип программы – базовая программа для 6-в,д классов; расширенная программа на базовом уровне для 6а класса.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
№ |
Разделы | Кол-во часов | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 17 |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | 17 |
ИТОГО: | 35 | 34 |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК. Учебник и рабочая тетрадь «Музыка. 6 класс» - Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. -5 изд.-М.: Просвещение, 2017. – 168с., включенным в Федеральный перечень учебников.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета Музыка.
Цель уроков музыки в системе общего образования – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачами изучения музыки в основной школе являются:
- приобщение к музыке;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
В соответствии с учебным планом гимназии на 2018-2019 учебный год программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты
Личностными результатами обучения музыки в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения музыке:
- чувство гордости за Родину, за свой народ;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир;
- ответственное отношение к учебе на основе мотивации;
- уважительное отношение к иному мнению;
- компетентность в решении моральных проблем;
- коммуникативная компетентность (хоровое исполнение, исполнение в унисон);
- участие в общественной жизни школы с учетом реальных и этнокультурных особенностей;
- признание жизненных ценностей;
- принятие ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить учебные задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение анализировать собственную учебную деятельность;
- умение организовывать сотрудничество с детьми из других классов.
Предметные результаты:
- формирование основ музыкальной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей;
- формирование основ музыкальной грамотности;
- формирование навыков самостоятельной деятельности;
- сотрудничество в творческих коллективах.
Учащиеся научатся:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;
- выявлять родство художественных образов разных искусств;
-выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений;
-раскрывать содержание музыкальных произведений разных форм, жанров;
-осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности;
-музицировать;
-владеть специальной терминологией;
-определять стилевое своеобразие музыки;
- применять ИКТ.
В общеобразовательных классах преподавание предмета ведется на базовом уровне. В гимназических – в рамках темы урока ведется расширенное изучение материала, т.к. обучающиеся этих классов имеют высокий уровень интеллектуальных способностей и повышенную учебную мотивацию. Внесение данных изменений позволяет глубже охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход в процессе обучения. Дополнительный материал в календарно тематическом планировании выделен курсивом.
Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД. Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, воспитательной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей музыкальной культуры России, своего края, разных культур и народов мира; понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог.
Познавательные УУД. Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки; познанию приемов развития музыкальных образов; формирование интереса к деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных); расширение представлений о связях музыки с другими видами искусств.
Регулятивные УУД. Выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинения) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров; приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД. Сотрудничество с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой деятельности; передача собственных впечатлений о музыке в устной речи; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке и музыкантов в процессе восприятия и исполнения музыки.
Информационные УУД. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и поиска музыкальной информации; обращение к ЭОР с целью самообразования.
Содержание учебного предмета.
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; тема второго полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки».
№ |
Разделы | Кол-во часов | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 17 |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | 17 |
ИТОГО: | 35 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в р | Тема урока | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Примечание | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
Мир образов вокальной и инструментальной музыки – 17 часов | |||||||||||
1 | 1 | Удивительный мир музыкальных образов | - | 03.09 - 07.09 | |||||||
2 | 2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | Творческая тетрадь стр. 13 | 10.09. - 14.09 | |||||||
3 | 3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | Ответить на вопросы в учебнике стр. 15-16 | 17.09 – 21.09 | |||||||
4 | 4 | Уноси мое сердце в звенящую даль… | Читать в творческой тетради стр. 10-12 | 24.09 – 28.09 | |||||||
5 | 5 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | Учебник стр. 27-ответить на вопросы | 01.10 - 05.10 | |||||||
6 | 6 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | Выучить слова песен. | 15.10 – 19.10 | |||||||
7 | 7 | Образы песен зарубежных композиторов | Читать в учебнике стр. 38-39 | 22.10 – 26.10 | |||||||
8 | 8 | Образы песен зарубежных композиторов Старинной песни мир. | Ответить на вопросы в учебнике стр. 43 | 29.10 – 02.11 | |||||||
9 | 9 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство древней Руси. | Вспомнить мелодии русских народных песен | 05.11 – 09.11 | |||||||
10 | 10 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | Выучить слова | 12.11 – 16.11 | |||||||
11 | 11 | Образы русской народной и духовной музыки. Фрески Софии Киевской | Задание в творческой тетради «Орнамент» | 26.11 – 30.11 | |||||||
12 | 12 | Образы русской народной и духовной музыки «Перезвоны» - В.А. Гаврилин | Задания в творческих тетрадях Стр. 20-21 | 03.12 – 07.12 | |||||||
13 | 13 | Образы духовной музыки Западной Европы. И.С. Бах. | Ответить на вопросы стр. 70 | 10.12 – 14.12 | |||||||
14 | 14 | Образы скорби и печали Кантата «Stabat mater», «Реквием» | Стр.72 | 17.12 – 21.12 | |||||||
15 | 15 | Фортуна правит миром. | Читать учебник Стр. 76-78 | 24.12 – 28.12 | |||||||
16 | 16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | Выучить слова | 07.01 – 11.01 | |||||||
17 | 17 | Джаз - искусство 20 века Обобщающий урок по теме: Мир образов вокальной и инструментальной музыки | - | 14.01 – 18.01 | |||||||
Мир образов камерной и симфонической музыки – 17 часов | |||||||||||
18 | 1 | Вечные темы искусства и жизни | - | 21.01 – 25.01 | |||||||
19 | 2 | Образы камерной музыки Могучее царство Шопена | Задание в творческой тетради стр.36-37 | 28.01 – 01.02 | |||||||
20 | 3 | Образы камерной музыки. Ноктюрн. | Ответить на вопросы | 04.02 – 08.02 | |||||||
21 | 4 | Инструментальный концерт. | Стр. 110-111 прочитать | 11.02 – 15.02 | |||||||
22 | 5 | Пьеса «Космический пейзаж» - Чарльз Айвайза «Мозаика» - Э. Н. Артемьев | Написать небольшой рассказ | 25.02 – 01.03 | |||||||
23 | 6 | Образы симфонической музыки | Задание на стр. 44-45 | 04.03 – 08.03 | |||||||
24 | 7 | Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | Ответить на вопросы стр. 131 | 11.03 – 15.03 | |||||||
25 | 8 | Симфоническое развитие музыкальных образов | - | 18.03 – 22.03 | |||||||
26 | 9 | Симфоническое развитие музыкальных образов | Ответить на вопрос стр. 52-53 | 25.03 – 29.03 | |||||||
27 | 10 | Программная увертюра | Задание на стр. 54-55 | 01.04 – 05.04 | |||||||
28 | 11 | Программная увертюра | Задание на стр. 54-55 | 15.04 – 19.04 | |||||||
29 | 12 | Программная увертюра Увертюра-фантазия | Закончить таблицу | 22.04 – 26.04 | |||||||
30 | 13 | Программная увертюра Увертюра-фантазия | Закончить таблицу | 29.04 – 03.05 | |||||||
31 | 14 | Мир музыкального театра | Творческое задание | 06.05 – 10.05 | |||||||
32 | 15 | Мир музыкального театра | Выучить слова песни | 13.05 – 17.05 | |||||||
33 | 16 | Мир музыкального театра | Ответить на вопросы стр.158 | 20.05 – 24.05 | |||||||
34 | 17 | Образы киномузыки Музыка в отечественном кино. | Задания на стр. 161 | 27.05 – 31.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список учебно-методической литературы.
- Программы по учебным предметам Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-8 классы.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.
- Музыка. 5-8 классы, Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват учреждений - М.: Просвещение, 2015
- УМК «Музыка. 6 класс»- Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.-5 изд.-М.: Просвещение, 2017. Учебник. Рабочая тетрадь.
- Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений ( Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 3013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам).
- Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен.
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Музыка: учебник для учащихся 6 класса – М.: Просвещение, 2017
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 6 класса – М.: Просвещение, 2017
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 6 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
- Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 6 класс (аудиокассеты)
Список научно-методической литературы.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Песенные сборники.
MULTIMEDIA
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
6.Российский общеобразовательный портал -
7.Детские электронные книги и презентации -
Материально-техническое обеспечение. Фортепиано, детские музыкальные инструменты, персональный компьютер, медиапроектор, звуковоспроизводящая аппаратура, учебники и рабочие тетради для 6 класса, фонохрестоматия (аудио-кассеты) для 6 класса.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО художественно- эстетического цикла
протокол № 1 от 30 августа 2018г.
Руководитель ШМО ________________ А.А. Левкова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР ______________________ Н.Б. Краснянская
30.08.2018г.