12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
n.n.abasova46
Россия, Кабардино-Балкарская респ., Прохладный

Пояснительная записка

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи курса «Мир природы и человека»:

уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

Рабочая программа разработана на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы (сборник № 1) под редакцией В.В. Воронковой, издательство «Просвещение», 2010 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

АОП на 2019-2020 учебный год ГБОУ «С(К)ШИ №3».

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ «СКШИ №3»

Учебный план образовательного учреждения ГКОУ СКШИ № 3 на 2020-2021учебный год.

П Р И К А З № .05.2020г об утверждении адаптированных образовательных программ и перечня учебников на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа учебного курса «Математики» для 2 класса составлена на основании «Программы для 1–4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, 2010г.,И.М.Бгажноковой 2016г.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.

Минимальный уровень:

относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;


Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать правила гигиены органов чувств;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;





Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.

12

3

3

3

3

2

Неживая природа.

6

3

Живая природа.

Растения.

Животные.

Человек.

17

5

7

5


Всего

35





Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.


























Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

дата

дата

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

По плану

По

факту

Предметные

Личностные


1 четверть

9






1

Сезонные изменения в природе

12






1

Осень. Растения осенью.

1



Называть признаки осени.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Наблюдения в природе.

2

Животные осенью.

1



Знать названия осенних месяцев.

ценностное отношение к природе;

Работа с учебником.

3

Занятия людей осенью.

1



Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

4

Зима. Растения зимой.

1



знать названия зимних месяцев, признаки зимы.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником.

5

Животные зимой.

1



Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;


составление предложений о опорным картинкам

6

Занятия людей зимой.

1



знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с сюжетными картинками.

7

Весна. Растения весной.

1



Знать названия весенних месяцев.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

8

Животные весной.

1



знать названия диких животных

умение организовать своё рабочее место;

Работа с учебником.

9

Занятия людей весной.

1



знать какие работы проводятся в огороде весной.


Работа с раздаточным материалом


2 четверть

7






1

Лето. Растения летом.

1



Назвать признаки лета.

ценностное отношение к природе;

Работа в рабочих тетрадях.

2

Животные летом.

1



Знать названия летних месяцев.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с раздаточным материалом

3

Занятия людей летом.

1



Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с сюжетными картинками.

2

Неживая природа

6






4

Солнце в разные времена года.

1



Знать различия солнца в разные времена года.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Беседа о солнце как планете солнечной системы

5

Восход и закат солнца.

1



Знать сторону восхода и заката солнца

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Наблюдение в природе.

6

Календарь.

1



Уметь пользоваться календарем.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни


7

Воздух. Значение воздуха.

1



Знать значения воздуха для человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека.


3 четверть

10






1

Термометр.

1



Уметь пользоваться термометром.

ценностное отношение к природе;


2

Ветер. Направления ветра.

1



Уметь определять направления ветра.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

3

Живая природа







3

Растения. Сравнение растений. Части растений.

1



Уметь сравнивать растения. Знать части растений.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

4

Растения сада.

1



Знать названия растений сада.

умение обращаться за помощью, принимать помощь


5

Плоды и семена.

1



Различать плоды и семена растений.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

6

Грибы.

1



Знать названия съедобных и несъедобных грибов.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, 26.02обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

7

Травы.

1



Знать названия трав.



8

Животные. Дикие животные.

1



Знать названия диких животных.



9

Домашние животные.

1



Знать названия домашних животных.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

10

Птицы.

1



Знать названия птиц.

умение организовать своё рабочее место;




4 четверть.

9






1

Перелётные птицы.

1



Знать названия перелетных птиц.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

2

Зимующие птицы.

1



Знать названия зимующих птиц.

ценностное отношение к природе;


3

Хищные птицы.

1



Знать названия хищных птиц.

умение обращаться за помощью, принимать помощь


4

Певчие птицы.

1



Знать названия певчих птиц.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

5

Человек. Дыхание человека.

1



Знать названия органов человека.

Называть части тела организма человека.


Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

6

Профилактика простудных заболеваний.

1



Знать причины простудных заболеваний.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;


7

Кровь. Сердце. Пульс.

1



Называть расположение органов на теле человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

8

Окружающая среда и здоровье человека.

1




умение организовать своё рабочее место;


Работа с сюжетными картинками.

9

Питание человека.

1



Знать полезные свойства продуктов









Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, учебник для общеобр.организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.



Опубликовано


Комментарии (3)

Аушева Елена Васильевна
Комментарий был удалён пользователем 26 мар 2021 в 23:58
Сорокина Светлана Валерьевна, 27.03.21 в 05:30 1Ответить Пожаловаться
В пояснительной записке написано "Рабочая программа учебного курса «Математики» для 2 класса", а в Календарно-тематическом планирование «Мир природы и человека» 3 класс.
Дементьева Ирина Михайловна, 27.03.21 в 09:57 1Ответить Пожаловаться
МОЖЕТ КОПИРОВКА ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.