Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Школа России» и авторской программы Плешакова А.А. сборника рабочих программ «Школа России» 1–4 классы, М.: Просвещение, 2011.
На изучение окружающего мира во 2 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска отводится 68 часов, по 2 ч в неделю на 34 учебные недели.
Количество проверочных работ, экскурсий, практических работ представлено в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:
|
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
Итого |
Проверочные работы |
1 |
1 |
2 |
|
Экскурсии |
1 |
1 |
- |
2 |
Практические работы |
3 |
3 |
2 |
8 |
В тематическое планирование рабочей программы не внесены изменения.
Срок реализации программы – 2017/18 учебный год.
Результаты изучения курса
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;
- характеризовать системы органов человека;
- правилам гигиены, основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице;
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
- называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя, различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращатся с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приёмами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Личностные результаты
-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Содержание курса
Как устроен мир (6ч).
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практическая работа: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуктивной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники. хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10 ч).
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки. Жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч).
Как действовать при возникновении пожара в квартире при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч).
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (15ч).
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематическое планирование
№ п № п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
|
По плану |
Фактически |
||
I триместр – 18 уроков |
||||
«Как устроен мир» |
6 |
|||
1 |
Природа. Разнообразие природы. (экскурсия) |
1 |
||
2 |
Человек - часть природы |
1 |
||
3 |
Проект «Богатства, отданные людям» |
1 |
||
4 |
Общество. |
1 |
||
5 |
Что такое экология. |
1 |
||
6 |
Природа в опасности. |
1 |
||
Эта удивительная природа |
18 |
|||
7 |
Тела, вещества, частицы. |
1 |
||
8 |
Разнообразие веществ. ПР№1 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» |
1 |
||
9 |
Воздух и его охрана |
1 |
||
10 |
Вода ПР №2 «Свой-ства воды». |
1 |
||
11 |
Превращение и круговорот воды |
1 |
||
12 |
Берегите воду! |
|||
13 |
Как разрушаются камни. |
1 |
||
14 |
Что такое почва? ПР №3 «Состав почвы». |
1 |
||
15 |
Разнообразие растений. |
1 |
||
16 |
Солнце, растения и мы с вами. |
1 |
||
17 |
Размножение и развитие растений. |
1 |
||
18 |
Охрана растений. |
1 |
||
II триместр – 26 уроков |
||||
19 |
Разнообразие животных. |
1 |
||
120 |
Кто что ест? Проект « «Разнообразие природы родного края» |
1 |
||
21 |
Размножение и развитие животных. |
1 |
||
22 |
Охрана животных. |
1 |
||
23 |
В царстве грибов. |
1 |
||
24 |
Великий круговорот жизни. |
1 |
||
Мы и наше здоровье |
10 ч |
|||
25 |
Организм человека. |
1 |
||
26 |
Органы чувств. |
1 |
||
27 |
Надёжная защита организма. |
1 |
||
28 |
Опора тела и движение. |
1 |
||
29 |
Наше питание. ПР №4 «Наличие питательных веществ в продуктах питания». Проект «Школа кулинаров». |
1 |
||
30 |
Дыхание и кровообращение. ПР №5 «Измерение пульса на запястье». |
1 |
||
31 |
Умей предупреждать болезни. |
1 |
||
32 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
||
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
||
34 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям» «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
1 |
||
Наша безопасность |
7 ч |
|||
35 |
Огонь, вода и газ. |
1 |
||
36 |
Чтобы путь был счастливым. |
1 |
||
37 |
Дорожные знаки. (Экскурсия) |
1 |
||
38 |
Проект « Кто нас защищает?». |
1 |
||
39 |
Опасные места. |
1 |
||
40 |
Природа и наша безопасность. |
1 |
||
41 |
Экологическая безопасность. ПР №6 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». |
|||
Чему учит экономика? |
12 |
|||
42 |
Для чего нужна экономика? |
1 |
||
43 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
1 |
||
44 |
Полезные ископаемые. |
1 |
||
|
III триместр – 24 урока |
|||
45 |
Растениеводство. ПР №7 «Исследование сельско-хозяйственного растения». |
1 |
||
46 |
Животноводство |
1 |
||
47 |
Какая бывает промышленность? |
1 |
||
48 |
Проект «Экономика родного края». |
1 |
||
49 |
Что такое деньги? ПР №8 «Монеты России». |
1 |
||
50 |
Государственный бюджет. |
1 |
||
51 |
Семейный бюджет. |
1 |
||
52, 53 |
Экономика и экология. |
2 |
||
Путешествие по городам и странам |
15 |
|||
54, 55, 56 |
Золотое кольцо России. Города золотого кольца. Достопримечательности городов. |
3 |
||
57 |
Проект «Музей путешествий». |
1 |
||
58 |
Наши ближайшие соседи. |
1 |
||
59 |
На севере Европы. |
1 |
||
60 |
Что такое Бенилюкс? |
1 |
||
61 |
В центре Европы. |
1 |
||
62 |
По Франции и Великобритании (Франция.) |
1 |
||
63 |
По Франции и Великобритании (Великобритания.) |
1 |
||
64 |
На юге Европы. |
1 |
||
65 |
По знаменитым местам мира. |
1 |
||
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения. (Тесты) |
1 |
||
67, 68 |
Презентация проектов « Кто нас защищает?», «Экономика родного края», « Музей путешествий». |
2 |