12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коробова Эмма1143
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Пояснительная записка

  Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Школа России» и авторской программы Плешакова А.А. сборника рабочих программ «Школа России» 1–4 классы, М.: Просвещение, 2011.

На изучение  окружающего мира во 2 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска отводится 68 часов, по 2 ч в неделю на 34 учебные недели.

Количество проверочных работ, экскурсий, практических работ представлено в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:


 

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого

Проверочные работы

 

1

1

2

Экскурсии

1

1

-

2

Практические

работы

3

3

2

8

В тематическое планирование рабочей программы не внесены изменения.

Срок реализации программы – 2017/18 учебный год.

Результаты изучения курса

Предметные результаты
              Обучающийся научится:

- определять место человека в мире;

- распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

- объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;

-  устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;

- характеризовать системы органов человека;

- правилам гигиены, основам здорового образа жизни;

- правилам безопасного поведения в быту и на улице;

- распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

- называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя, различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращатся с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приёмами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные результаты


-овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

-формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

 

Метапредметные результаты


Регулятивные
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Познавательные 

-  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

 

Коммуникативные
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Содержание курса

Как устроен мир  (6ч).

    Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.  

    Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

   Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

   Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

  Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

   Практическая работа: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (18 ч). 

  Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.

    Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуктивной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

   Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники. хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

   Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

     Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

    Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

    Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков  их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

    Мы и наше здоровье  (10 ч).

    Организм человека. Органы и системы органов.

    Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

   Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

     Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

     Питательные вещества: белки. Жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

     Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

     Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

    Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании  первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.    

Наша безопасность (7 ч).

     Как действовать при возникновении пожара в квартире при аварии водопровода, утечке газа.

      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

      Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

   Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

  Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч).

   Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

     Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

     Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

     Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

      Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

   Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам  (15ч).

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

 Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

 

 

Тематическое планирование

п № п/п

Тема

Количество

часов

Дата

 

 

 

По

плану

Фактически

 

I триместр – 18 уроков

     
 

«Как устроен мир»

6

   

1

Природа. Разнообразие природы.

(экскурсия)

1

   

2

Человек -  часть природы

1

   

3

Проект

«Богатства, отданные людям»

1

   

4

Общество.

1

   

5

Что такое экология.

1

   

6

Природа в опасности.

1

   
 

Эта удивительная природа

18

   

7

Тела, вещества, частицы.

1

   

8

Разнообразие веществ.

ПР№1 «Обнаружение крахмала в

продуктах питания»

1

   

9

Воздух и его охрана

1

   

10

Вода

ПР №2 «Свой-ства воды».

1

   

11

Превращение и

круговорот воды

1

   

12

Берегите воду!

     

13

Как разрушаются камни.

1

   

14

Что такое почва?

ПР №3 «Состав почвы».

1

   

15

Разнообразие растений.

1

   

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

   

17

Размножение и развитие растений.

1

   

18

Охрана растений.

1

   
 

II триместр – 26 уроков

     

19

Разнообразие животных.

1

   

120

Кто что ест?

Проект

« «Разнообразие природы родного края»

1

   

21

Размножение и развитие животных.

1

   

22

Охрана животных.

1

   

23

В царстве грибов.

1

   

24

Великий круговорот жизни.

1

   
 

Мы и наше здоровье

10 ч

   

25

Организм человека.

1

   

26

Органы чувств.

1

   

27

Надёжная защита организма.

1

   

28

Опора тела и движение.

1

   

29

Наше питание.

ПР №4 «Наличие питательных веществ в

продуктах питания».

Проект «Школа кулинаров».

1

   

30

Дыхание и кровообращение.

ПР №5 «Измерение

пульса на запястье».

1

   

31

Умей предупреждать болезни.

1

   

32

Здоровый образ жизни.

1

   

33

Проверим себя

и оценим свои достижения.

1

   

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»

«Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

   
 

Наша безопасность

7 ч

   

35

Огонь, вода и газ.

1

   

36

Чтобы путь был счастливым.

1

   

37

Дорожные знаки. (Экскурсия)

1

   

38

Проект « Кто нас защищает?».

1

   

39

Опасные места.

1

   

40

Природа и наша безопасность.

1

   

41

Экологическая безопасность.

ПР №6 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

     
 

Чему учит экономика?

12

   

42

Для чего нужна экономика?

1

   

43

Природные богатства

и труд людей – основа экономики.

1

   

44

Полезные ископаемые.

1

   


 

III триместр – 24 урока

     

45

Растениеводство.

ПР №7 «Исследование сельско-хозяйственного растения».

1

   

46

Животноводство

1

   

47

Какая бывает промышленность?

1

   

48

Проект «Экономика родного края».

1

   

49

Что такое деньги?

ПР №8 «Монеты России».

1

   

50

Государственный бюджет.

1

   

51

Семейный бюджет.

1

   

52,

53

Экономика и экология.

2

   
 

Путешествие по

городам и странам

15

   

54,

55,

56

Золотое кольцо России.

Города золотого кольца.

Достопримечательности городов.

3

   

57

Проект «Музей путешествий».

1

   

58

Наши ближайшие соседи.

1

   

59

На севере Европы.

1

   

60

Что такое Бенилюкс?

1

   

61

В центре Европы.

1

   

62

По Франции и Великобритании

(Франция.)

1

   

63

По Франции и Великобритании

(Великобритания.)

1

   

64

На юге Европы.

1

   

65

По знаменитым местам мира.

1

   


 

66

Проверим себя и

оценим свои достижения. (Тесты)

1

   

67,

68

Презентация проектов

« Кто нас защищает?»,

«Экономика родного края», « Музей путешествий».

2

   


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.