12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мартынова Надежда Михайловна85 Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_____________М.Е.Дубинская
Приказ № _____
от «____»______________20 г.
Рабочая программа по окружающему миру
/Базовый уровень/
3 класс
Разработала:
Учитель начальных классов: Мартынова Надежда Михайловна
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изучению курса окружающего мира в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по окружающему миру, утверждённого приказом Минобразования России от 4 марта 2004 г., учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана, авторской программы по окружающему миру (А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2015) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2016г..
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс окружающего мира 3 класса направлен на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Программа определяет ряд задач:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Количество учебных часов в год – 68, в неделю – 2, что соответствует плану МОУ Юрцовской СОШ. Изменения в авторскую программу не вносились.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Как устроен мир | 6 |
2 | Эта удивительная природа | 18 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Наша безопасность | 7 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 |
ИТОГО: 68 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Как устроен мир?
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Окружающий мир
3 класс (68 ч)
№ п/п | Название раздела и тем | Количество часов | Планируемые сроки прохождения | Фактическая дата |
1 | Как устроен мир 6ч Природа | 1 | ||
2 | Человек | 1 | ||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | ||
4 | Общество | 1 | ||
5 | Что такое экология | |||
6 | Природа в опасности! | 1 | ||
7 | Эта удивительная природа(18 ч) Тела, вещества, частицы | 1 | ||
8 | Разнообразие веществ | 1 | ||
9 | Воздух и его охрана | 1 | ||
10 | Вода | 1 | ||
11 | Превращения и круговорот воды | 1 | ||
12 | Берегите воду! | 1 | ||
13 | Как разрушаются камни | 1 | ||
14 | Что такое почва | 1 | ||
15 | Разнообразие растений | 1 | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | ||
17 | Размножение и развитие растений | 1 | ||
18 | Охрана растений | 1 | ||
19 | Разнообразие животных | 1 | ||
20 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | ||
21 | Размножение и развитие животных | 1 | ||
22 | Охрана животных | 1 | ||
23 | В царстве грибов | 1 | ||
24 | Великий круговорот жизни | 1 | ||
25 | Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека | 1 | ||
26 | Органы чувств | 1 | ||
27 | Надежная защита организма | 1 | ||
28 | Опора тела и движение | 1 | ||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | ||
30 | Дыхание и кровообращение | 1 | ||
31 | Умей предупреждать болезни | 1 | ||
32 | Здоровый образ жизни | 1 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | ||
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | ||
35 | Наша безопасность(7 ч) Огонь, вода и газ | 1 | ||
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | ||
37 | Дорожные знаки | 1 | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | ||
39 | Опасные места | 1 | ||
40 | Природа и наша безопасность | 1 | ||
41 | Экологическая безопасность | 1 | ||
42 | Чему учит экономика(12 ч) Для чего нужна экономика | 1 | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | ||
44 | Полезные ископаемые | 1 | ||
45 | Растениеводство | 1 | ||
46 | Животноводство | 1 | ||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | ||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | ||
49 | Что такое деньги | 1 | ||
50 | Государственный бюджет | 1 | ||
51 | Семейный бюджет | 1 | ||
52 | Экономика и экология | 2 | ||
53 | Экономика и экология | |||
54 | Путешествие по городам и странам(15 ч) Золотое кольцо России – слава и гордость страны | 1 | ||
55 | Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль), их достопримечательности | 1 | ||
56 | Города Золотого кольца (Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | 1 | ||
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | ||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | ||
59 | На севере Европы | 1 | ||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | ||
61 | В центре Европы | 1 | ||
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | ||
63 | По Франции и Великобритания (Великобритания) | 1 | ||
64 | На юге Европы | 1 | ||
65 | По знаменитым местам мира | 1 | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | ||
67,68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч) | 2 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 3 классе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающи;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду,бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание и свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседей России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
осознавать значение природных богатств в деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников;
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.
Учебно-методическая литература по предмету «Окружающий мир»:
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
1 .Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» (в 2-х частях) Издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
2. « Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Т.Н. Максимова, Москва «Вако», 2012г.
3. Рабочая тетрадь по окружающему миру 2 класс (в двух частях). Издательство Москва «Просвещение», 2016г.
4. Тесты по окружающему миру для 2 класса . А. Плешаков. Издательство Москва «Просвещение», 2016г.
5. Электронное приложение к учебнику