Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ
Пояснительная записка
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение окружающего мира в 3 классе выделяется 68 часов, из них 13 часов отводится на внутрипредметный модуль «Прогулки с невидимками»
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа»): Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Тематическое планирование рассчитано, в соответствии со Стандартом, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания, и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» –43 часа, «Человек и общество» – 20 часов.
ОБЖ в курсе «Окружающий мир». В рамках учебного плана материал по ОБЖ включён в Окружающий мир. Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета "Окружающий мир».
При организации образовательного процесса учитываются интересы учащихся с особыми образовательными потребностями. На уроке создаю условия для успешного продвижения ребёнка в рамках образовательного процесса, обеспечиваю многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы, формирую учебную деятельность школьников, побуждаю и поддерживаю детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Для учащихся подготавливаются облегченные задания: работа по карточкам, индивидуальные задания в рабочей тетради, работа по Хрестоматии, работа в парах и малых группах, работа с глобусом, картой, проведение простейших опытов и наблюдений, нарисовать рисунки к теме по представлению, по памяти.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты: будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Метапредметные результаты: «читать» информацию, представленную в виде схемы; воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы; ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»; проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Предметные результаты: составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой; характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет; называть царства природы; описывать признаки животного и растения как живого существа; моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания; различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества; описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Содержательный блок «Человек и природа»:
-расширение представлений о модели Земли — глобусе
-знакомство с новыми терминами «океан», «материк»
-получение первоначальных сведений об океанах и материках нашей планеты
-нахождение на глобусе необходимые географические объекты
-получение и применение первых представлений о картах, их разнообразии и назначении
-знакомство с новыми понятиями «план местности», «холмы», «овраги»
-нахождение сторон горизонта на местности по различным признакам природы, с помощью компаса
-получение первых представлений о телах и веществах, об атомах
-повторение известных свойств воды, изучение состояний воды в природе, знакомство с термометром
-обогащение и использование в ходе опытов, наблюдений знаний о превращениях воды в природе, об осадках, о растворимых и нерастворимых веществах
-знакомство с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха
-изучение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли
-формирование первичных представлений о погоде, умений элементарных наблюдений за погодой, работая с дневником наблюдений
-знакомство с горными породами, особенностями их разрушения под влиянием температуры и воды
-изучение разнообразия минералов и их практического использования человеком
-рассмотрение понятий: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы»
-ознакомление с процессом почвообразования
-постановка опытов, изучения состава почвы
-изучение многообразия растительного и животного мира леса и возможностей их совместного обитания
-расширение первичных представлений о луге, поле, болоте, лесе, реке, озере
-освоение материала, связанного с охраной природы родного края, знакомство с заповедными местами России, с растениями и животными из Красной книги России
-уточнение представлений о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих
-проведение наблюдений, постановка опытов
Содержательный блок «Человек и общество»
-описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков
-проведение сравнений, выбор правильного ответа
- работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)
-самостоятельное маркирование
-повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение необходимости сбережения воды
-формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге
-расширение представлений о ленте времени, уточнение знаний о месяце, годе, веке; размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических событий, известных имен исторических деятелей и памятников культуры
-повторение основных событий, связанных с изменением облика Московского Кремля (сосновый, дубовый, белокаменный, краснокаменный) с XII по XV век.
-изучение Золотого кольца России, знакомство с Санкт-Петербургом
-выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов
-моделирование (составление маршрута экскурсии)
Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:
- повторение материала о способах ориентирования на местности, изучение правил безопасного поведения в лесу
- обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года
-актуализация и применение знаний о поведении в ходе проведения экскурсий
-классификация знаний о важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
-обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами»
-обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме
-использование правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3 - го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
• находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
• определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
• сравнивать и различать формы земной поверхности;
• находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
• моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
• называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
• находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
• характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
• ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
• приводить примеры веществ;
• сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• сравнивать свойства воды и воздуха;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• характеризовать кругооборот воды в природе;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
• характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
• различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
• проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
• характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
• опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
• называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
• называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
• использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.
Обчающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
• извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
• осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
• выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить место изученного события на ленте времени;
• находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
• описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить на ленте времени место изученного исторического события;
• проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
• соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:
В области познавательных УУД:
ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
проводить сравнение, сериацию, классификации;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу; определять характер взаимоотношений человека с природой.
Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми
Программные требования к знаниям и умениям
по ознакомлению с окружающим миром
в 3 классе специальной коррекционной работы для обучающихся по адаптированной образовательной программе с задерж-кой психического развития
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Учащиеся должны уметь: - определять цвет предмета с помощью «таблицы цветов»; - правильно определять простую форму предмета; - определять размер предметов при их сравнении; - объяснять соответствующими словами расположение одного предмета по отношению к другим; - группировать предметы по цвету, форме, величине, материалу; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по определенному признаку (роза красная — астра фиолетовая и т. п.). |
Учащиеся должны знать: - точные названия и назначение отдельных предметов мебели и посуды, бытовой техники. Учащиеся должны уметь: - определять простую форму предметов и их частей; - различать и группировать предметы мебели и посуды по материалу, из которого они сделаны; - распределять на группы мебель, посуду и бытовую технику; - рассказать о составе семьи и труде родителей по вопросам учителя, задать такие же вопросы однокласснику; - составлять рассказы по сюжетной картине на темы «Семья», «Наша улица», «Мой дом», «Наша квартира». |
Учащиеся должны знать: - свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес; - названия школьных комнат, названия и назначение школьного оборудования; - названия предметов, относящихся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям. Учащиеся должны уметь: - описать свой класс, игровую комнату, спальню по данному плану; - распределять по соответствующим родовым группам предметы, относящиеся к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям. |
Учащиеся должны знать: - названия главной площади и главной улицы своего города (села), названия других городов; - названия предприятий, на которых работают родители учащихся: продукцию, выпускаемую этими предприятиями, точное название профессий родителей; - названия предметов, относящихся к пассажирскому транспорту, строительной технике, рабочим инструментам. Учащиеся должны уметь: - рассказать о деятельности людей в связи с их профессиями; - соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года (VIIвид)
Учащиеся должны знать:
названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных лесов, полей, лугов, водоемов;
названия и использование наиболее известных в своей местности культурных растений сада и огорода, зерновых культур;
сезонные изменения в природе своей местности.
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдения за природой своей местности (неживая природа, растения, животные);
ухаживать за растениями, участвовать в доступных работах на пришкольном участке;
различать основные формы поверхности родного края: равнина, холм, овраг, гора.
Н Содержание предмета аименование раздела
|
Содержание программы |
Изображение Земли на глобусе (12 ч) |
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы. Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края. |
Неживая природа (22 ч) |
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ. Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки. Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде. Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений. Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых. Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании. Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса. |
Тайна недр пород. Почва (9 ч) |
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы. |
Природные сообщества (7 ч) |
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями. |
Человек и природные сообщества (8 ч) |
|
Путешествие в прошлое (10 ч) |
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практикум Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени. Экскурсия в краеведческий, художественный музей. |
Календарно-тематическое планирование по предмету
№ уро-ка |
Тема (раздел) |
Материал учебника |
Планируемые результаты обучения |
Основные виды деятельности учащихся//формы контроля |
Дата |
|
освоение предметных знаний (базовые понятия) |
универсальные учебные действия |
|||||
|
Наш мир знакомый и загадочный |
ч.1: с.5-6 |
Ознакомление с учебником, тетрадью |
смыслообразование и самоопределение |
коллективная |
4.09 |
|
Изображение Земли на глобусе и карте Глобус - модель земного шара Обр. модуль |
ч.1: с.7-11; Т1: с.2 |
Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. |
Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
коллективная, работа в паре |
8.09 |
|
Материки и океаны на глобусе |
ч.1: с.12-14 Т1: с. 3-4 |
Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки. |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада. |
коллективная, индивидуальная |
11.09 |
|
Формы поверхности Земли |
ч.1: с.15-18 Т1: с. 5 |
Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы. |
Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. |
коллективная, работа в паре |
15.09 |
|
О чем рассказала географическая карта Географическая карта
Обр. модуль |
ч.1: с.19-24 Т1: с. 6-7 |
Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. |
работа с картой, работа в паре |
18.09 |
|
Учимся читать карту |
ч.1: с.25-27 Т1: с. 8-9 |
Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. |
работа с картой |
22.09 |
|
План местности |
ч.1: с.28-30 Т1: с.10 |
Понятие «план местности». |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. |
коллективная, работа в паре |
25.09 |
|
Холмы и овраги |
ч.1: с.31-34Т1: с.11-12 |
Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги». |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план. |
чтение по цепочке |
29.09 |
|
Стороны горизонта |
ч.1: с.35-37 Т1: с.13-15 |
Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца. |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
коллективная, индивидуальная |
2.10 |
|
Ориентирование на местности. Компас |
ч.1: с.38-43 Т1: с.16-17 |
Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Проводить несложные наблюдения, используя простейшие измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. |
работа в паре, практическая работа |
6.10 |
|
Урок-соревнование Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности Обр. модуль |
ч.1: с.42 |
Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений. |
Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой. |
работа в группе |
9.10 |
|
Из чего все на свете Тела, вещества, частицы |
ч.1: с.43-48 Т1: с.18-20 |
Тела, вещества, частицы |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. |
работа в паре, практическая работа |
13.10 |
|
Твердые вещества, жидкости и газы |
ч.1: с.49-52 Т1: с.21 |
Тела, вещества, частицы (молекулы) |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты. |
практическая работа |
16.10 |
|
Вода – необыкновенное вещество |
ч.1: с.53-56 Т1: с.22 |
Свойства воды. Три состояния воды |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
практическая работа |
20.10 |
|
Вода и ее свойства
Первое заседание клуба Свойства воды в жидком состоянии Обр. модуль |
ч.1: с.57-62 Т1: с.23 |
Свойства воды при нагревании и охлаждении. проведение опытов и фиксация их результатов. |
Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
работа в группе, практическая работа |
22.10 |
|
Термометр и его устройство |
ч.1: с.63-67 Т1: с.24-25 |
Устройство термометра. Использование термометра. |
Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
работа в паре, практическая работа |
23.10 |
|
Второе заседание клуба Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) Обр. модуль |
ч.1: с.68-71 Т1: с.26 |
Свойства льда |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
работа в группе, практическая работа |
6.11 |
|
Свойства воды в газообразном состоянии |
ч.1: с.72-75 Т1: с.27 |
Три состояния воды. Свойства водяного пара |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
коллективная, индивидуальная |
10.11 |
|
Чудесные превращения воды в природе Круговорот воды в природе Обр. модуль |
ч.1: с.76-80 Т1: с.28 |
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. |
коллективная, работа в паре |
13.11 |
|
Туман и облака |
ч.1: с.81-84 Т1: с.29 |
Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
коллективная, работа в паре |
17.11 |
|
Осадки |
ч.1: с.81-84 Т1: с.29 |
Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град). Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморось) |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
коллективная, индивидуальная |
20.11 |
|
Третье заседание клуба Вода – растворитель |
ч.1: с.85-87 Т1: с.30 |
Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. |
Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. |
работа в группе, практическая работа |
24.11 |
|
Растворы в природе |
ч.1: с.88-90 Т1: с.31-33 |
Вода как растворитель. Значение природных растворов. |
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. |
практическая работа |
27.11 |
|
Почему воду надо беречь? |
ч.1: с.91-95 Т1: с.34-35 |
Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды. |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. |
работа в паре |
1.12 |
|
Воздух и его свойства Океан, которого нет на карте и глобусе Обр. модуль |
ч.1: с.96-99 Т1: с.36 |
Атмосфера – воздушный океан Земли. |
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. |
практическая работа |
4.12 |
|
Воздух – это смесь газов |
ч.1: с.100-102 Т1: с.37-38 |
Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа. |
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
практическая работа |
8.12 |
|
Четвертое заседание клуба Свойства воздуха Обр. модуль |
ч.1: с.103-110 Т1: с.39-40 |
Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; воздух можно взвесить; свойства воздуха при охлаждении и нагревании. |
Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. |
работа в группе, индивидуальная, практическая работа |
11.12 |
|
15.12 |
|||||
|
Движение воздуха Температура воздуха |
ч.1: с.111-114 Т1: с.41 |
Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. |
Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов. |
коллективная, работа в паре |
18.12 |
|
Ветер |
ч.1: с.115-119 Т1: с.42 |
Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр. |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. |
коллективная, индивидуальная |
.12 |
|
Что такое погода? |
ч.1: с.120-122 Т1: с.43-33 |
Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений. |
Использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации. |
работа в паре, индивидуальная |
21 .12 |
|
Урок-соревнование Заключительный урок по теме: «Вода и воздух» |
ч.1: с.123-124 |
Повторение и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека. |
Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. |
работа в группе |
25.12 |
|
Тайны недр земли Горные породы |
ч.2: с.5-8 Т2: с.2-3 |
Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. |
коллективная, индивидуальная |
12.01 |
|
Разрушение горных пород |
ч.2: с.9-11 Т2: с.2-3 |
Образование осадочных горных пород. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. |
практическая работа, индивидуальная |
15 .01 |
|
Что такое минералы? |
ч.2: с.12-15 Т2: с.4 |
Минералы как составная часть горных пород. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
групповая |
19 .01 |
|
Полезные ископаемые |
ч.2: с.16-21 Т2: с.5 |
Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
работа в паре, индивидуальная |
22 .01 |
|
Пятое заседание клуба Свойства полезных ископаемых Обр. модуль |
ч.2: с.22-25 Т2: с.6-7 |
Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины. |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. |
практическая работа, групповая |
26 .01 |
2 |
Почему надо беречь полезные ископаемые |
ч.2: с.26-30 Т2: с.8-9 |
Необходимость охраны полезных ископаемых. |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. |
коллективная, индивидуальная |
29.01 |
|
Почва Как образуется почва |
ч.2: с.31-34 Т2: с.10-11 |
Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
работа в паре |
2 .02 |
|
Шестое заседание клуба Почва и её состав |
ч.2: с.35-38 Т2: с.12-14 |
Состав почвы |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. |
практическая работа |
5 .02 |
|
Седьмое заседание клуба Зачем и как люди заботятся о почве Обр. модуль |
ч.2: с.39-42 Т2: с.15 |
Мероприятия по охране почв в родном крае. |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. |
групповая |
9 .02 |
|
Природные сообщества Лес и его обитатели |
ч.2: с.43-49 Т2: с.16-17 |
Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания. Лес как природное сообщество. Цепи питания. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
работ в паре |
12 .02 |
|
Лес и его обитатели |
коллективная, индивидуальная |
16 .02 |
|||
|
Луг и его обитатели |
ч.2: с.50-54 Т2: с.18 |
Луг как природное сообщество. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
индивидуальная |
19 .02 |
|
Поле и его обитатели |
ч.2: с.55-58 Т2: с.19 |
Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
работа в паре |
22 .02 |
|
Пресные водоемы и его обитатели |
ч.2: с.59-64 Т2: с.20-22 |
Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
работа в паре |
26.02 |
|
Пресные водоемы и его обитатели |
ч.2: с.59-64 Т2: с.20-22 |
работа в паре |
.03 |
||
|
Болото и его обитатели |
ч.2: с.65-68 Т2: с.23-24 |
Болото как природное сообщество |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
коллективная, индивидуальная |
1 .03 |
|
Человек и природные сообщества Значение лесов Обр. модуль |
ч.2: с.69-73 Т2: с.25-26 |
Необходимость бережного отношения к лесным богатствам. |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
работа в паре |
4 .03 |
|
Восьмое заседание клуба Безопасное поведение в лесу |
ч.2: с.74-78 Т2: с.27-28 |
Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу. |
Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
работа в группе, индивидуальная |
9 .03 |
|
Луг и человек |
ч.2: с.79-82 Т2: с.29-30 |
Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
коллективная, индивидуальная |
11 .03 |
|
Надо ли охранять болота? |
ч.2: с.83-85 Т2: с.31 |
Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам. |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. |
коллективная, индивидуальная |
15 .03 |
|
Дары рек и озёр |
ч.2: с.86-89 Т2: с.32 |
Реки и озера родного края, их практические использование людьми. |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. |
работа с картой |
18.03 |
|
Девятое заседание клуба Безопасное поведение у водоемов |
ч.2: с.90-93 Т2: с.33 |
Безопасное поведение у водоемов в разное время года. |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
коллективная, индивидуальная |
29 .03 |
|
Человек-защитник природы |
ч.2: с.94-96 Т2: с.34 |
Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России. |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. |
коллективная, индивидуальная |
15.04 |
|
Природа будет жить |
ч.2: с.97-102 Т2: с.35-37 |
Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
работа в паре |
19.04 |
|
Путешествие в прошлое Лента времени Обр. модуль |
ч.2: с.103-107 Т2: с.38 |
Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля. |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
работа в паре |
22 .04 |
|
Золотое кольцо |
ч.2: с.108-123 Т2: с.39-41 |
Наследие городов Золотого кольца России |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. |
работа в паре, групповая, индивидуальная |
25.04 |
|
Золотое кольцо |
|||||
|
Десятое заседание клуба Путешествие по Санкт-Петербургу |
ч.2: с.124-136 Т2: с.42-44 |
Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. |
групповая, индивидуальная |
29 .04.
6.5 |
|
Десятое заседание клуба Путешествие по Санкт-Петербургу |
|||||
62-65 |
Уроки-экскурсии по изучению окружающего мира Достопримечательности родного края Обр. модуль |
Работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона. Описывать достопримечательности своего края. Соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени. |
10 .05 13 .05 |
|||
66 |
Заключительный урок |
ч.2: с.137-139 |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника . |
коллективная, индивидуальная |
17 .05 |
|
67-68 |
Итоговый мониторинг Экскурсии, КВН |
20. 05 24. 05 |
В рабочей программе включаются:
- уроки с практическими заданиями –19,
- экскурсий – 3
- заочные экскурсии – 2
- проверочные работы – 18
- самостоятельные работы – 19
- тестовые работы – 16, из них 3 с использованием системы голосования ЭНШ
- контрольные работы – 3
- уроки с лабораторно-исследовательскими заданиями – 3
- творческие задания - 26
Критерии оценивания
Окружающий мир (естествознание)
Баллы |
Основные показатели для оценочных суждений |
10 баллов – превосходно |
Творчески применяет полученные знания на практике, легко формирует новые умения на базе полученных знаний, собственных наблюдений и дополнительных источников информации (словарей, энциклопедий, журналов и т.д.) |
9 баллов – отлично |
Легко выполняет задания на творческом уровне, свободно оперирует теорией в практической деятельности. Имеет целостное восприятие окружающего мира. |
8 баллов – очень хорошо |
Демонстрирует полное понимание сути теории, легко применяет её на практике. В выполнении заданий творческого характера допускает ошибки, которые сам же и исправляет. |
7 баллов – хорошо |
Чётко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, хорошо видит связь теории с практикой. Может выполнять простейшие мыслительные операции |
6 баллов – недостаточно хорошо |
Полно, осознанно излагает учебный материал, допуская незначительные недочёты, но испытывает затруднения в выполнении заданий творческого характера |
5 баллов – удовлетворительно |
Даёт краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы, демонстрируя осознанность знаний. Допускает ошибки, которые сам же исправляет |
4 балла – посредственно |
Самостоятельно даёт характеристику изучаемому материалу, допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя и одноклассников |
3 балла – слабо |
Может дать краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы с помощью алгоритма или опорных вопросов учителя и товарищей |
2 балла – плохо |
Читает текст, может неосознанно пересказать его отдельные фрагменты. Отличает изученные объекты от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде (муляжей, таблиц и т.п.), но не может дать им характеристику |
1 балл – очень плохо |
Читает текст, но пересказать ничего не может |
Окружающий мир (обществознание)
Баллы |
Основные показатели для оценочных суждений |
10 баллов – превосходно |
Демонстрирует полное понимание исторического события, понятия, свободно владеет терминологией, способен анализировать исторический источник, привлекает дополнительный материал, может определить историческое значение конкретного исторического события |
9 баллов – отлично |
Даёт полную характеристику историческим событиям, привлекая дополнительный материал, свободно владеет исторической терминологией, фактическим материалом, умеет сравнивать и давать оценку историческим событиям |
8 баллов – очень хорошо |
Может изложить историческое событие в логической последовательности, иллюстрирует его конкретными фактами, выявляет причинно-следственные связи, называет точные даты и имена участников |
7 баллов – хорошо |
Легко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, но допускает отдельные неточности в последовательности излагаемых событий |
6 баллов – недостаточно хорошо |
Может изложить конкретное историческое событие, назвать имена участников, дату |
5 баллов – удовлетворительно |
Может пересказать конкретное историческое событие, допуская неточности, исправляя их с помощью учителя |
4 балла – посредственно |
Может кратко пересказать конкретное историческое событие, допуская при этом ошибки, которые исправляет с помощью учителя, запомнил часть конкретных исторических дат |
3 балла – слабо |
Может назвать конкретные исторические события, отдельные термины и некоторые исторические личности |
2 балла – плохо |
Читает текст, может ответить на вопрос, используя прочитанное |
1 балл – очень плохо |
Читает текст, но не понимает его сути |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература
Литература для учителя:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник., 2010-13 гг.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник. 2010-13 гг
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. 2010-13 гг
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.:Академкнига/Учебник. 2012-13 гг
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник. 2012-13 гг
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.,2011 г.
Литература для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М. :Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник.
Основное оборудование:
Рабочее место учителя (монитор, процессор) Hanns-G
Мультимедийный проектор View Sonic 3D
Экран настенный рулонный 200х120 см.
Сканер планшетный Epson PerfectionV33
Колонки Acme
Принтер Вrother DCP- 705R.
Основное оснащение
Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия. 2 кл.
Компьютерная программа «Радуга в компьютере» (окружающий мир).
Окружающий мир. Система уроков. УМК «Песпективная начальная школа».2 кл.
Звуки природы. Электронное приложение.
Улица полна неожиданностей.( ОБЖ).
ЭОР. Окружающий мир.
Микроскоп цифровой Digital Blue.
Комплект лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения (организма).
Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой».
Комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление»
Комплект лабораторного оборудования «Природа звука».
Магнитный плакат «Птицы зимой».
Карта полушарий.
Глобус Земли.
Компакт –диск. Живя природа.
Компакт –диск. Природоведение1.2.
КиМ. Уроки Кирилла и Мефодия. Все предметы 2 кл.
Ресурсы интернет:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/rabochaya-programma-po-muzyke-pnsh-
http://oineverova.ucoz.ru/load/uchebnaja_rabota/uchebnye_programmy_umk_quot_pnsh_quot/muzyka
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,82659/Itemid,118/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/tsor-zhivotnye-lesa-okruzhayushchii-mir-http://school-collection.edu.ru/http://www.openclass.ru/wiki-pages/34747http://sch5pechenga.ucoz.ru/_ld/0/36_____.pdf
http://festival.1september.ru/articles/57
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-po-kursu-okruzhayushchiy-mir-2-klass 3711/
http://www.proshkolu.ru/lib/id/8404/
http://www.zavuch.info/methodlib/320/
http://infourok.ru/material.html?mid=6309
http://interaktiveboard.ru/load/5-1-0-361
http://metodsovet.su/load/okr_mir/razr_urokov/24