Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК «Перспектива»
1. Планируемые результаты учебной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
моделировать различные ситуации и явления природы.
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
(с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Обучающийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учётом разных культурных традиций);
перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца;
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных городов и стран, узнавать их на фотографиях;
составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
2. Содержание курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека:
1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме;
2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Тематическое планирование
| 
			 № п/п  | 
			
			 Тема раздела  | 
			
			 Количество часов  | 
		
| 
			 1.  | 
			
			 Радость познания  | 
			
			 12 часов  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Мир как дом  | 
			
			 20 часов  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Дом как мир  | 
			
			 24 часа  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 В поисках Всемирного наследия  | 
			
			 12 часов  | 
		
| 
			 Итого  | 
			
			 68часов  | 
		
 
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 3 «а» класс ( По учебному плану-68 ч, по КТП – 64 ч.)
| 
			 № п/п урока  | 
			
			 Раздел учебной программы. Темы уроков; контрольных практических работ.  | 
			
			 Количество часов  | 
			
			 Основные виды учебной деятельности  | 
			
			 Материально-техническое обеспечение  | 
			
			 Формы контроля на уроке  | 
			
			 Дата проведения урока  | 
			||||||
| 
			 По плану  | 
			
			 По факту  | 
			|||||||||||
| 
			 Радость познания ( 12 часов )  | 
			||||||||||||
| 
			 1.  | 
			
			 Свет знания.  | 
			
			 1  | 
			
			 Подбирать в дополнительных источниках пословицы о силе человеческого ума и знаниях; формулировать свое мнение о их содержании.  | 
			
			 Уч.: с. 3-7 РТ: с. 3-5 ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материаламиучебника  | 
			
			 04.09  | 
			||||||
| 
			 2.  | 
			
			 Как изучают окружающий мир.  | 
			
			 1  | 
			
			 Различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования.  | 
			
			 УЧ.: с. 8-11, РТ: с. 6-11, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 -6.09  | 
			||||||
| 
			 3. 
  | 
			
			 Как изучают окружающий мир.  | 
			
			 1  | 
			
			 Различать способы изучения окружающего мира, проявлять интерес к изучению окружающего мира.  | 
			
			 УЧ.: с. 8-11, РТ: с. 6-11, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа по карточкам  | 
			
			 11.09  | 
			
			 .  | 
			|||||
| 
			 4.  | 
			
			 Книга – источник знаний.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; подбирать сведения в справочнике, словаре, путеводителе.  | 
			
			 УЧ.: с. 12-15, РТ: с.12-13, ЭПУ Словари энциклопедии  | 
			
			 УО Работа с материалами Рабочей тетради  | 
			
			 13.09  | 
			
			 .  | 
			|||||
| 
			 5.  | 
			
			 Отправимся на экскурсию.  | 
			
			 1  | 
			
			 Находить необходимые сведения в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представлять собственные впечатления от экскурсии.  | 
			
			 УЧ.: с. 16-19, РТ: с.14-17, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материалами Рабочей тетради  | 
			
			 18.09  | 
			||||||
| 
			 6.  | 
			
			 О чём расскажет план?  | 
			
			 1  | 
			
			 Различать планы местности и их виды, учиться ориентировке относительно сторон света, различать условные обозначения на плане; характеризовать планы.  | 
			
			 УЧ.: с. 20-23, РТ: с.18-21, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с дидактическим материалом  | 
			
			 20.09  | 
			||||||
| 
			 7.  | 
			
			 Планета на листе бумаги  | 
			
			 1  | 
			
			 Различать условные обозначения на плане, читать план своего города, чертить простейший план и указывать на плане путь от дома до школы.  | 
			
			 УЧ.: с. 24-27, РТ: с.22-23, ЭПУ Глобус Карта мира  | 
			
			 УО Работа с материалами Рабочей тетради  | 
			
			 25.09  | 
			||||||
| 
			 8.  | 
			
			 Страны и народы на политической карте мира  | 
			
			 1  | 
			
			 Находить ту или иную страну, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; использовать источники дополнительной информации.  | 
			
			 УЧ.: с. 28-31, РТ: с.24-25, ЭПУ Политическая карта мира  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 27.09  | 
			||||||
| 
			 9.  | 
			
			 Путешествуя, познаём мир.  | 
			
			 1  | 
			
			 Находить необходимые сведения для определения маршрута; вести дневник путешествия и оценивать его результаты.  | 
			
			 УЧ.: с. 32-35, РТ: с.26-27, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с дополнительными источниками информации  | 
			
			 02.10  | 
			||||||
| 
			 10.  | 
			
			 Транспорт.  | 
			
			 1  | 
			
			 Соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; систематизировать транспорт по видам; определять виды транспорта.  | 
			
			 УЧ.: с. 36-39, РТ: с.28-31, ЭПУ П. № 14  | 
			
			 ПДЗ Работа с дидактическим материалом  | 
			
			 04.10  | 
			||||||
| 
			 11.  | 
			
			 Средства информации и связи.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», полиции, пожарной части; заполнять почтовый конверт; различать средства связи.  | 
			
			 УЧ.: с. 40-43, РТ: с.32-33, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материалами учебника  | 
			
			 09.10  | 
			||||||
| 
			 12.  | 
			
			 Проверочная работа по теме « Радость познания»  | 
			
			 .1  | 
			
			 Самостоятельная работа.  | 
			
			 Индивидуальные карточки  | 
			
			 ПР Работа по карточкам  | 
			
			 11.10  | 
			||||||
| 
			 Мир как дом ( 20 часов )  | 
			||||||||||||
| 
			 13.  | 
			
			 Мир природы в народном творчестве.  | 
			
			 1  | 
			
			 Находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края, работая с источниками дополнительной информации.  | 
			
			 УЧ.: с. 45-49, РТ: с.34-35, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами Рабочей тетради  | 
			
			 16.10  | 
			||||||
| 
			 14.  | 
			
			 Из чего состоит всё. 
  | 
			
			 1  | 
			
			 Различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам.  | 
			
			 УЧ.: с. 50-53, РТ: с.36-39, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 18.10  | 
			||||||
| 
			 15. 
  | 
			
			 Мир небесных тел  | 
			
			 1  | 
			
			 Систематизировать представ-ления о небесных телах знать строение Солнечной системы и названия планет, презентовать сообщение и обсуждать полученные сведения.  | 
			
			 УЧ.: с. 54-57, РТ: с.40-41, ЭПУ П. № 13  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 23.10  | 
			||||||
| 
			 16.  | 
			
			 Невидимое сокровище  | 
			
			 1  | 
			
			 Ставить опыты по изучению свойств воздуха, раскрывать значение воздуха для людей, животных и  | 
			
			 УЧ.: с. 58-61, РТ: с.42-43, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 25.10  | 
			||||||
| 
			 17.  | 
			
			 Самое главное вещество.  | 
			
			 1  | 
			
			 Показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде.  | 
			
			 УЧ.: с. 62-65, РТ: с.44-45, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материалами Рабочей тетради  | 
			
			 08.11  | 
			||||||
| 
			 18.  | 
			
			 Природные стихии в народном творчестве  | 
			
			 1  | 
			
			 Подбирать в дополнительных источниках загадки об огне, о воде и воздухе; характеризовать образы этих стихий, работая в группах, сочинять загадки об огне, о воде и воздухе.  | 
			
			 УЧ.: с. 66-69, РТ: с.46-47, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с ЭПУ  | 
			
			 13.11  | 
			||||||
| 
			 19.  | 
			
			 Кладовые Земли  | 
			
			 1  | 
			
			 Различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека.  | 
			
			 УЧ.: с. 70-73, РТ: с.48-49, ЭПУ  | 
			
			 Взаимо- проверка  | 
			
			 15.11  | 
			||||||
| 
			 20.  | 
			
			 Чудо под ногами  | 
			
			 1  | 
			
			 Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы.  | 
			
			 УЧ.: с. 74-77, РТ: с.50-51, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 20.11  | 
			||||||
| 
			 21.  | 
			
			 Мир растений  | 
			
			 1  | 
			
			 Работая в группах, знакомиться по учебнику и атласу с водорослями, мхами, папоротниками, хвойными, лиственными растениями.  | 
			
			 УЧ.: с. 78-81, РТ: с.52-55, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с другими источниками информации  | 
			
			 22.11  | 
			||||||
| 
			 22.  | 
			
			 Плодородная земля и растения в народном творчестве  | 
			
			 1  | 
			
			 Подбирать в доп. источниках загадки о земле и растениях; характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.  | 
			
			 УЧ.: с. 82-85, РТ: с.56-57, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами Рабочей тетради  | 
			
			 27.11  | 
			||||||
| 
			 23.  | 
			
			 Мир животных  | 
			
			 1  | 
			
			 Описывать внешний вид изучаемых животных, извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны.  | 
			
			 УЧ.: с.86-89 , РТ: с.58-63, ЭПУ П. № 21  | 
			
			 ФО Работа с материалами учебника  | 
			
			 29.11  | 
			||||||
| 
			 24.  | 
			
			 Животные в народном творчестве  | 
			
			 1  | 
			
			 Характеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.  | 
			
			 УЧ.: с.90-93 , РТ: с.64-65, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 04.12  | 
			||||||
| 
			 25.  | 
			
			 Невидимые нити в живой природе.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; использовать дополнительную информацию из других источников для приготовления сообщений о таких животных  | 
			
			 УЧ.: с.94-97 , РТ: с.66-67, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 06.12  | 
			||||||
| 
			 26.  | 
			
			 Лес – волшебный дворец.  | 
			
			 1  | 
			
			 Характеризовать природные сообщества на примере леса, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.  | 
			
			 УЧ.: с.98-103 , РТ: с.68-69, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материалами Раб. тетради  | 
			
			 11.12  | 
			||||||
| 
			 27.  | 
			
			 Луг – царство цветов и насекомых  | 
			
			 1  | 
			
			 Характеризовать природное сообщество луга, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады  | 
			
			 УЧ.: с.104-109 , РТ: с.70-73, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 13.12  | 
			||||||
| 
			 28.  | 
			
			 Водоём – дом из воды  | 
			
			 1  | 
			
			 Характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме.  | 
			
			 УЧ.: с.110-115 , РТ: с.74-77, ЭПУ  | 
			
			 ПР Работа с мате риалами рабочей тетради  | 
			
			 18.12  | 
			||||||
| 
			 29.  | 
			
			 Как сохранить богатства природы  | 
			
			 1  | 
			
			 Устанавливать связь всего живого и неживого в природных сообществах.  | 
			
			 УЧ.: с.116-119 , РТ: с.78-81, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 20.12  | 
			||||||
| 
			 30.  | 
			
			 Охрана природы в культуре народов России и мира  | 
			
			 1  | 
			
			 Работая в парах, находить пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов.  | 
			
			 УЧ.: с.120-123 , РТ: с.82-83, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 25.12  | 
			||||||
| 
			 Дом как мир ( 24 часа )  | 
			||||||||||||
| 
			 31  | 
			
			 Родной дом – уголок Отчизны.  | 
			
			 1  | 
			
			 Принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. Рассказывать о роли родного дома.  | 
			
			 УЧ.: с.3-7 , РТ: с.3-5, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 10.01  | 
			||||||
| 
			 32  | 
			
			 Свой дом – свой простор.  | 
			
			 1  | 
			
			 Сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.  | 
			
			 УЧ.: с.8-11 , РТ: с.6-7, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материалами Раб. тетради  | 
			
			 15.01  | 
			||||||
| 
			 33  | 
			
			 В красном углу сесть – великая честь.  | 
			
			 1  | 
			
			 Раскрывать роль и назначение красного угла в старинном доме; выявлять общее и различное в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.  | 
			
			 УЧ.: с.12-15 , РТ: с.8-9, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 17.01  | 
			||||||
| 
			 34  | 
			
			 Побываем в гостях.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать традиции гостеприимства; сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира.  | 
			
			 УЧ.: с.16-21 , РТ: с.10-13, ЭПУ  | 
			
			 Самопро- верка.  | 
			
			 22.01  | 
			||||||
| 
			 35  | 
			
			 На свет появился – с людьми породнился.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи.  | 
			
			 УЧ.: с.22-27 , РТ: с.14-15, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами Раб.тетради  | 
			
			 24.01  | 
			||||||
| 
			 36  | 
			
			 Родословное древо.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения. 
  | 
			
			 УЧ.: с.28-31 , РТ: с.16-17, ЭПУ  | 
			
			 Взаимо- проверка  | 
			
			 29.01  | 
			||||||
| 
			 37  | 
			
			 Муж и жена – одна душа.  | 
			
			 1  | 
			
			 Презентовать рассказ о крепости супружеского союза.  | 
			
			 УЧ.: с.32-35 , РТ: с.18-19, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами Раб. тетради  | 
			
			 31.01  | 
			||||||
| 
			 38  | 
			
			 Святость отцовства и материнства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Работая с доп. источниками раскрывать представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле.  | 
			
			 УЧ.: с.36-39 , РТ: с.20-21, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 05.02  | 
			||||||
| 
			 39  | 
			
			 Добрые дети – дому венец  | 
			
			 1  | 
			
			 Выяснять значение своего имени, работая с доп. источниками.  | 
			
			 УЧ.: с.40-43 , РТ: с.22-23, ЭПУ  | 
			
			 Взаимо- проверка  | 
			
			 07.02  | 
			||||||
| 
			 40  | 
			
			 Проверочная работа по разделу «Дом как мир».  | 
			
			 Самостоятельная работа.  | 
			
			 Индивидуальные карточки.  | 
			
			 ПР  | 
			
			 12.02  | 
			|||||||
| 
			 41  | 
			
			 Детские игры – школа здоровья  | 
			
			 1  | 
			
			 Определять значение игр в развитии детей; описывать правила игры , работая в группах.  | 
			
			 УЧ.: с.44-47 , РТ: с.24-25, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с дополн. источниками информации  | 
			
			 14.02  | 
			||||||
| 
			 42  | 
			
			 Строение тела человека.  | 
			
			 1  | 
			
			 Характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; извлекать из источников дополнительную информацию. 
  | 
			
			 УЧ.: с.48-51 , РТ: с.26-29, ЭПУ П. № 7  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 19.02  | 
			||||||
| 
			 43  | 
			
			 Как работает наш организм  | 
			
			 1  | 
			
			 Основные системы организма человека- рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.  | 
			
			 УЧ.: с.52-55 , РТ: с.30-33, ЭПУ П. №2  | 
			
			 УО Работа по карточкам  | 
			
			 21.02  | 
			||||||
| 
			 44  | 
			
			 Что такое гигиена.  | 
			
			 .1  | 
			
			 Моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.  | 
			
			 УЧ.: с.56-59 , РТ: с.34-37, ЭПУ П. № 13  | 
			
			 ФО Работа с дидактическим материалом  | 
			
			 26.02  | 
			||||||
| 
			 45  | 
			
			 Путешествие по городу Здоровейску.  | 
			
			 1  | 
			
			 Выделять компоненты здоровья человека, работая в группе.  | 
			
			 Выставка рисунков «Здоровье – главное богатство».  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами Раб. тетради  | 
			
			 28.02  | 
			||||||
| 
			 46  | 
			
			 Органы чувств.  | 
			
			 .1  | 
			
			 Рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.  | 
			
			 УЧ.: с.60-63 , РТ: с.38-39, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 05.03  | 
			||||||
| 
			 47  | 
			
			 Школа первой помощи.  | 
			
			 1  | 
			
			 Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях  | 
			
			 УЧ.: с.64-67 , РТ: с.40-43, ЭПУ П. №№ 5, 24  | 
			
			 УО Работа с материалами Рабочей тетради  | 
			
			 07.03  | 
			||||||
| 
			 48  | 
			
			 Здоровью цены нет.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; применять их в своей повседневной жизнедеятельности.  | 
			
			 УЧ.: с.68-71 , РТ: с.44-47, ЭПУ П. № 21  | 
			
			 Тест  | 
			
			 12.03  | 
			||||||
| 
			 49  | 
			
			 Дом не велик, а стоять не велит  | 
			
			 1  | 
			
			 Знакомиться с народными правилами и традициями управления домашним хозяйством, применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности.  | 
			
			 УЧ.: с.72-75 , РТ: с.48-49, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с дидактичес-кими материалами  | 
			
			 14.03  | 
			||||||
| 
			 50  | 
			
			 Семейный бюджет.  | 
			
			 1  | 
			
			 Раскрыть составные части семейных доходов и расходов; выявить сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период.  | 
			
			 УЧ.: с.76-79 , РТ: с.50-53, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с раб. тетрадью  | 
			
			 19.03  | 
			||||||
| 
			 51  | 
			
			 Мудрость старости  | 
			
			 1  | 
			
			 Аргументировать своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.  | 
			
			 УЧ.: с.80-83 , РТ: с.54-55, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами Раб. тетради  | 
			
			 21.03  | 
			||||||
| 
			 52  | 
			
			 Путешествие к А.С. Пушкину  | 
			
			 1  | 
			
			 Читать наизусть 1-2 стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина. Рассказывать как продолжаются добрые дела в семье.  | 
			
			 УЧ.: с.84-87 , РТ: с.56-57, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с другими источниками информации  | 
			
			 04.04  | 
			||||||
| 
			 53  | 
			
			 Моя семья – моя гордость.  | 
			
			 1  | 
			
			 Рассказывать о достижениях своей семьи, гордиться предками.  | 
			
			 Выставка рисунков « Моя семья».  | 
			
			 ПР Работа с семейными архивами  | 
			
			 09.04  | 
			||||||
| 
			 В поисках Всемирного наследия (12 часов)  | 
			||||||||||||
| 
			 54  | 
			
			 Всемирное наследие.  | 
			
			 1  | 
			
			 Рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.  | 
			
			 УЧ.: с.89-93 , РТ: с.58-59, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 11.04  | 
			||||||
| 
			 55  | 
			
			 Московский Кремль.  | 
			
			 1  | 
			
			 Рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.  | 
			
			 УЧ.: с.94-99 , РТ: с.60-63, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 16.04  | 
			||||||
| 
			 56  | 
			
			 Озеро Байкал.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать местонахождение озера Байкал; показывать его на карте России; раскрыть его уникальные особенности; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.  | 
			
			 УЧ.: с.100-103 , РТ: с.64-65, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 18.04  | 
			||||||
| 
			 57  | 
			
			 Путешествие в Египет.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать местоположение Египта на одном из материков, показывать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта.  | 
			
			 УЧ.: с.104-107 , РТ: с.66-67, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материалами ЭПУ  | 
			
			 23.04  | 
			||||||
| 
			 58  | 
			
			 Путешествие в Грецию.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать местоположение Греции на одном из материков, показывать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь.  | 
			
			 УЧ.: с.108-111 , РТ: с.68-71, ЭПУ  | 
			
			 УО Работа с материалами Раб. тетради  | 
			
			 25.04  | 
			||||||
| 
			 59  | 
			
			 Путешествие в Иерусалим.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать местоположение Греции на одном из материков, показывать страну и её столицу на карте; рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции.  | 
			
			 УЧ.: с.112-115 , РТ: с.72-73, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с ЭПУ  | 
			
			 28.04  | 
			||||||
| 
			 60  | 
			
			 Путешествие в Китай.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знать местоположение Китая на одном из материков; показывать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях .  | 
			
			 УЧ.: с.116-119 , РТ: с.74-77, ЭПУ  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 07.05  | 
			||||||
| 
			 61  | 
			
			 Всемирные духовные сокровища.  | 
			
			 1  | 
			
			 Определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.  | 
			
			 УЧ.: с.120-123 , РТ: с.78-79, ЭПУ  | 
			
			 ФО Работа с материалами Раб. тетради  | 
			
			 14.05  | 
			||||||
| 
			 62  | 
			
			 Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.  | 
			
			 1  | 
			
			 Расширить знания об объектах Всемирного наследия .  | 
			
			 РТ: с.80  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 16.05  | 
			||||||
| 
			 63  | 
			
			 Что мы узнали. Чему научились.  | 
			
			 1  | 
			
			 Систематизировать знания, полученные на уроках.  | 
			
			 ФО Работа с карточками  | 
			
			 21.05  | 
			|||||||
| 
			 64  | 
			
			 Закрепление изученного.  | 
			
			 1  | 
			
			 Пользоваться полученными знаниями, работать в группе, соотносить своё мнение и мнение товарищей.  | 
			
			 УО Работа с материалом Раб. тетради  | 
			
			 23.05  | 
			|||||||
« СОГЛАСОВАНО»
30.08.2018 г.
Зам. дир. по УВР
_______________
Коррекция планирования
| 
			 Дата не проведённого урока  | 
			
			 Причина  | 
			
			 Коррекция  |