Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по программе Перспектива

4
0
Материал опубликован 8 December 2015 в группе

АННОТАЦИЯ

Название программы:

«Окружающий мир» Образовательная система «Перспектива»

Цель изучения предмета:

Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Содержание и общая трудоемкость учебного курса:

«Мы и наш мир» - 9 часов

«Наш класс» - 13 часов

«Наш дом и семья» - 18 часов

«Город и село» - 13 часов

«Родная страна» - 7 часов

«Человек и окружающий мир» - 6 часов

В учебном плане на изучение данного курса отводится 66 часов (2 часа в неделю)

Основные педагогические технологии обучения:

Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:

- проблемно-диалогической;

-правильного типа читательской деятельности;

-оценивания учебных достижений;

-проектной.


 

Требования к результатам освоения предмета

- различать природу и культуру;

- различать живую и неживую природу;

- отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

- различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

- соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования и на основе программы по окружающщему (авторы А.А. Вахрушев, М.Ю. Новицкая), а так же в соответствии со следующими нормативными правовыми документами ( согласно приложению 1)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта:

1. Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение, 2011.

2. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

3. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

4. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности

жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2011.

Программа курса по окружающему миру в Образовательной системе «Перспектива» обеспечена учебником «Окружающий мир» 1 класс (авторы А.А. Вахрушев, М.Ю. Новицкая), рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и обязательного минимума содержания общего образования по окружающему миру для начальных классов образовательных учреждений.

В учебном плане на изучение окружающего мира во 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего - 66 часов.

цели программы:

формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

задачи программы:

уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;

понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


 

Общая характеристика учебного предмета

Курс оеружающий мир создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;

природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

человечество как многообразие народов, культур, религий;

семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана по предмету «Окружающий мир» отводится в 1 классе 66 часа в год (2 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты:

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; установку на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;

- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

- установку на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
 

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
 

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); владением базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- владением базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Учащиеся должны знать:

свой домашний адрес и адрес школы;

правила безопасности при переходе улицы;

правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

Учащиеся должны уметь:

различать объекты неживой и живой природы;

различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);

рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны знать:

свой домашний адрес и адрес школы;

правила безопасности при переходе улицы;

правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

различать объекты неживой и живой природы;

различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);

рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

 

Содержание учебного предмета

Мы и наш мир

Дорога в школу — дорога к открытию мира. Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры. Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс

Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.

Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопо- мощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные расте- ния. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие расте- ний возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аква- риум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бе- режного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насеко- мые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека. Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переме- нок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Наш дом и семья

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, ува- жение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соедине- ние красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как по- являются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные рас- тения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игруш- ки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и твор- чества человека. Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бы- товыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по ма- териалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родослов-

ное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Се- мейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека. Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Раз- нообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цвет- ника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное чело- веком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное бо- гатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопар- ке. Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего. Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и се- ле: общее и различное. Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в горо- де и селе — норма жизни каждого культурного человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; по- сещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями город- ских, сельских профессий.

Родная страна

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Сим- волы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в про- шлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жиз- ни культурного человека. Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи раз- ных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согла- сия в стране. Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообра- зие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. За- поведники.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и ро- дителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее. Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Из- менение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопо- ставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представ- ляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знаком- ство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного раз- вития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как соци- альный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрожде- нию культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю. Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении. Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополни- тельного образования во второй половине дня. Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка долж- ны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого- педагогическая работа с семьями учащихся.

Учебно-тематический план (практика)

 

Полугодие, четверть

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практическая часть

     

Контрольные работы

Проверочные работы, экскурсии, проектные работы

I четверть

Раздел I. Мы и наш мир

     
 

1. Что такое окружающий мир

   

1

 

2. Экскурсия

   

1

 

3. Культура

   

1

 

4. Контрольная работа №1 за I четверть

 

1

 

2 четверть

5. Природа в классе

   

1

 

6. Что растет у школы

   

1

 

7. Какие бывают животные

   

1

 

8. Книга- друг и наставник

   

1

 

9. Контрольная работа №2 за II четверть

 

1

1

3 четверть

Раздел II. Город и село.

   

1

 

11. Экскурсия

   

1

 

12. Обобщение по теме «Родная страна»

   

1

 

13. Контрольная работа №3 за III четверть

 

1

1

4 четверть

14. Мы в семье

15. Природа в доме

   

1

1

 

16. Итоговая годовая контрольная работа №4

 

1

 
 

17. Экскурсия

     
 

18. Проект «Всемирная выставка»

     
 

Всего

18

4

14

 

Учебно-тематический план

Название разделов

Кол-во

часов

1

Мы и наш мир

9 часов

2

Наш класс

13 часов

3

Наш дом и семья

18 часов

4

Город и село

13 часов

5

Родная страна

7 часов

6

Человек и окружающий мир

6 часов


 

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

На основе Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14 15 в текущей оценочной деятельности целесообразно использование традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале.

На основании данного методического письма отметки учащимся 1-х классов в течении всего первого года не выставляются.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше­ния; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не бо­лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате­риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; наруше­ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


 

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


 

Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.

Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся);
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы.

Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи и фонохрестоматии по окружающему миру (CD);.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- акустическая система к персональному компьютеру;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

Литература для учителя:

- Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение, 2011;

-А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.;

-А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

- Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир

-Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение.

Литература для учащихся:

- А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

- А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

- Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир.

- Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2011.

 

Интернет – ресурсы:

1.Методические рекомендации по окружающему миру создания электронных ресурсов к урокам: http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
2. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

 

Данные об авторе.

Бирюкова Айсылу Фанитовна

МБОУ СОШ №6, учитель начальных классов

Адрес работы: г. Сургут, ул. Энтузиастов, 49; тел. 45-72-41

Контактная информация:

Дом. телефон: 8 (3462); сотовый: 89324094439

 

Календарно-тематический план

 

Кол-во часов

Тема урока

Тип

урока

Элемент

содержания

Характеристика основных видов учебной деятельности

Контрольно-оценочная деятельность

(вид,форма работы)

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Дата проведения

учащийся

научится

учащийся

сможет научится

План

Факт

МЫ И НАШ МИР (9 часов)

 

1

1

Что такое окружающий мир

(Урок-игра)

ОНЗ

Слово-понятие

Знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы

Научится правильно задавать вопросы

Текущий

УО

ЦОР

   

2

1

Природа

(Урок-путешествие)

ОНЗ

Природные объекты

Научиться различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры

Научиться различать объекты природы

Текущий

УО

Презентация

   

3

1

Неживая и живая природа

(Урок-экскурсия)

УК

Неживая и живая природа

Научиться различать жи-вую и неживую природу, приводить примеры каж-дой группы

Увеличить знания о живой и неживой природе

Текущий

ФО

     

4

1

Культура

(Урок-игра)

ОНЗ

явления культуры

С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь», «давно – недавно»

Вычленение предметов культуры из окружающих предметов

Текущий

УО

Презентация

   

5

1

Природа в творчестве человека

(Урок-путешествие)

РУ

Природа в изделиях

Научиться узнавать образы природы в произведениях, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку

 

Тематический

ПР

     

6

1

Мы - люди

(Урок-игра)

ПР

Особенности народов нашей страны

Научиться определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности, ощущать красоту традиционного костюма и называть его особенности

Наблюдение осенних перемен

Текущий

ПР

     

7

1

Как мы общаемся с миром

(Урок-экскурсия)

ОНЗ

Слуха, осязания, вкуса, обоняния

Научиться определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью слуха, осязания, вкуса, обоняния

Знать различия частей растений

Текущий

УО

ЦОР http://school-collection.edu.ru

   

8

1

Люди – творцы культуры

(Урок –экскурсия)

ОНЗ

Речь, память

Научиться контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти, продолжать учиться анализировать репродукции картин

Дать понятие о времени и профессиях

Текущий

ФО

Презентация

   

9

1

Обобщающий урок по теме “Мы и наш мир” (Урок-путешествие)

УК

     

Тематический

ПР

     

НАШ КЛАСС (13 часов)

10

1

Наш класс в школе (Урок-игра)

ОНЗ

Предметы природы и культуры

Уметь определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности

различать старинные и современные школьные принадлежности

Текущий

УО

     

11

1

Мы – дружный класс (Урок- игра)

ОНЗ

Товарищество, сотрудничество

Понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; развивать чувство принадлежности к коллективу

Составление предложений, объединённых по смыслу

Текущий

УО

Презентация

   

12

1

Учитель – наставник и друг

(Урок-путешествие)

ОНЗ

 

Понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию

Понимать необходимость сотрудничества с учителем

Тематический

ПР

Презентация

   

13

1

Природа в классе

(Урок-игра)

УК

 

Научиться распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных

Научиться распознавать комнатные растения

Текущий

ФО

     

14

1

Как ухаживать за комнатными растениями

(Урок-экскурсия)

ОНЗ

Поливать и опрыскивать

Научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках

Знакомство с разными видами растений

Текущий

ФО

     

15

1

Что растет у школы?

ОУ

 

Научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение

Научиться различать изученные группы растений по существенным признакам

Текущий

УО

Презентация «Смена времён года»

   

16

1

Мы за стеклянным берегом

ОНЗ

Растения

Рыбы

улитками

Усвоить, что аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся ви-ды аквариумных рыбок, водных растений и ули-ток

Наблюдение осенних перемен

Текущий

УО

Презентация «Где на Земле теплее»

   

17

1

Обощащий урок 1 четверти Кто еще у нас живет?(Урок-игра)

УК

Обитатели живого уголка

Научиться различать

наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными

 

Итоговый

КР

     

18

 

Какие бывают животные

   

Уметь классифицировать животных по их существенным признакам

Самостоятельная работа по классификации животных

 

Презентация

   

19

1

Делу - время

ОНЗ

Погода

термометр

описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой, характеризовать основные этапы круговорота воды в природе, определять температуру с помощью термометра

 

Текущий

ФО

Презентация «Погода и климат»

   

20

1

Книга – друг и настаник

УК

Книги

применять полученные знания и умения

 

Тематический

ПР

     

21

1

Потехе - час

РУ

Дневник наблюдений

описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой, характеризовать основные этапы круговорота воды в природе, определять температуру с помощью термометра

 

Текущий

УО

     

22

1

Обобщающий урок по теме: “Наш класс”

ОНЗ

 

знать, что такое карта, и понимать условные обозначения на них, т.е. обладать элементарными навыками чтения карт

 

Текущий

УО

Презентация «План и карта»

   

НАШ ДОМ И СЕМЬЯ (18 часов)

23

1

Мы в семье

ОНЗ

Карта

глобус

уметь различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приемами чтения карты, находить экватор на карте и знать, что это такое

Дать понятия о семье

Текущий

ФО

Презентация

   

24

1

Моя семья – часть моего народа

ОУ

 

уметь различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приемами чтения карты, находить экватор на карте и знать, что это такое, применять полученные знания и умения

Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям

Тематический

ПР

Презентация

   

25

1

Природа в доме

ОНЗ

 

Осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять её значение для всех членом семьи

 

Текущий

УО

Презентация

   

26

1

Откуда в наш дом приходят вода, газ и электричество

РУ

Вода

газ

электричество

Узнать о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами

)


 

Текущий

УО

     

27

1

Красивые камни в нашем доме

ОНЗ

 

перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте

 

Текущий

УО

Презентация

   

28

1

Комнатные растенияу нас дома

РУ

растения

Научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях

Знакомтсво с разными видами растений

Текущий

ФО

     

29

1

Выйдем в сад

ОУ

сад

Различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи, научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево – кустарник – травянистое растение»

Увеличить знания о растениях

Тематический

ПР

     

30-31

2

Овощи и фрукты на нашем столе

ОНЗ

Фрукты

овощи

Научить классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты – кладовая витаминов

 

Текущий

ФО

 


 

 

32

1

Про хлеб и кашу, про чай и кофе

УК

Хлеб,

каша

Усвоить, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; научиться различать виды круп

         

33

1

Про хлеб и кашу, про чай и кофе

ОНЗ

 

Усвоить, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; научиться различать виды круп

 

Текущий

УО

     

34-35

2

Дикорастущие и культурные растения

ПР

Дикорастущие

культурные

Понять отличие дикорастущих растений от культурных; научиться приводить примеры растений каждой группы

 

Тематический

ПР

 


 

 

36

1

Собака в нашем доме

ОНЗ

Породы собак

Научить различать некоторые породы собак, усвоить основные правила ухода за ними

 

Текущий

УО

Презентация

   

37

1

Кошка в наше доме

ОНЗ

Породы кошек

Научить различать основные породы кошек, усвоить правила ухода за ними

 

Тематический

ПР

     

38-39

2

Дикие и домашние животные

ОНЗ

 

Усвоить, в чём состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее», приводить примеры каждой группы

 

Текущий

ФО

Презентация

   

40

1

С утра до вечера

ОУ

Утро

ночь

Развитие словарного за паса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявление их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рас- сказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила общения с огнём, водой и электроприборами

 

Тематический

ПР

     

ГОРОД И СЕЛО (13 часов)

 

41

1

Красота любимого города

ОНЗ

Природная зональность

знать чередование природных зон России по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон

 

Текущий

УО

DVD«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс»

Презентация «Природная зональность»

   

42

1

Мы в городе

РУ

Родной город Сургут

Знать особенности ландшафта, где город Сургут. Знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково её историко- культурное значение, эстетическое своеобразие

 

Текущий

УО

     

43

1

Красота родного села

ОНЗ

 

Знать особенности ландшафта, где находиться родное село, знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края

 

Текущий

УО

Презентация «Природная зональность»

   

44

1

Мы в селе

ПР

 

осознать взаимосвязь в природе

 

Тематический

ПР

     

45

1

Природа в городе

ОНЗ

Город

Усвоить, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения

 

Текущий

УО

Презентация

   

46

1

Что растет в городе

РУ

Аллеи

парки

Усвоить, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения

 

Текущий

ФО

Презентация

   

47

1

Чудесные цветники

ОНЗ

Засушливые зоны умеренного пояса. Что такое степь и пустынная зона

Запомнить новые для них растения цветника, усвоить, что они относятся к культурным растениям

 

Текущий

УО

Презентация

   

48

1

В ботаническом саду

РУ

Значение ботанического сада

Понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека, научиться любоваться образцами садово- парковых ландшафтов, уникальными растения- ми, усвоить правила по- ведения в ботаническом саду

 

Текущий

УО

Презентация

   

49

1

В зоопарке

ОНЗ

Зоопарк

Усвоить, что зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью

Правила поведения в зоопарке

Текущий

УО

Презентация

   

50

1

Войдем в музей!

ОУ

Правило поведение в музеи

 

Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком, знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил

 

Тематический

ПР

Презентация

   

51

1

Мы помним наших земляков

УК

 

Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном селе, городе, умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести

Беседа о героях родного края

Итоговый КР

 

Презентация

   

52

1

Все профессии важны

 

Профессии

Расширение словарного запаса, касающегося те- мы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает, понимание важности профессии земледельца

   

Презентация

   

53

1

Обобщающий урок по теме: “Город и село”

ОНЗ

Что такое расы. Географические закономерности размещения хозяйства людей.

знать элементарные географические закономерности размещения хозяйства людей, понимать назначение политической карты,

знать, что такое расы, и объяснять, какие именно причины способствовали возникновению сельского хозяйства

 

Текущий

УО

Презентация

   

РОДНАЯ СТРАНА (7 часов)

54

1

Россия – наша Родина

ОНЗ

Гимн

флаг

герб

Уметь приблизительно определять место своего города, села на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн

Использование национально-регионального компонента

Текущий

УО

Презентация

   

55

1

Природа России

ОНЗ

 

, особенности климата и рельефа, известных людей перечисленных стран,

Дать понятие об экологии

Текущий

УО

Презентация

   

56

1

Москва – столица России

ОНЗ

Достопримечательности Московского кремля и Красной площади

Уметь по силуэту, цвету, специфическим деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия, знать образ герба Москвы и своего города (области)

 

Текущий

УО

Презентация

   

57

1

Мы – семья народов России

ПР

Национальная культура своего края

Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной культуру)

 

Тематический

ПР

Презентация

   

58

1

Охрана природы

ОНЗ

 

Понять необходимость охраны родной природы и своего активного участия в этой работе

 

Текущий

УО

Презентация

   

59

1

Красная книга России

ОНЗ

 

Усвоить, что такое крас- ная книга, уметь приво- дить примеры животных и растений из Красной книги России, из Крас- ной книги своего региона

 

Текущий

ФО

     

60

1

Заповедные тропинки

ОНЗ

     

Тематический

ПР

Презентация

   

ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 часов)

61

1

Человек и окружающий мир

ОНЗ

Особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города, населенного пункта

называть и показывать на карте свою страну, ее столицу, свой город, различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города, населенного пункта

Человек и окружающий мир

Текущий

УО

Презентация

   

62

1

Взгляни на человека

ОУ

 

Уметь устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета

 

Тематический

ПР

Презентация

   

63

1

Всему свой черед

ПР

 

применять полученные знания и умения

 

Текущий

ПР

Презентация

   

64

1

У каждого времени свой плод

ОНЗ

Проблемы, стоящие перед человеком и человечеством

Уметь приблизительно определять возраст женщины, находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине

 

Текущий

УО

ЦОР http://school-collection.edu.ru

   

65

1

Я – часть мира

ОНЗ

Проблемы, стоящие перед человеком и человечеством

Уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении со- ответствовать национально-культурной норме (идеалу)

Формирование образа “Я”

Текущий

ФО

Презентация

   
                     

66

1

Обобщающий урок по теме: “Человек и окружающий мир”

 

Особенности климата и рельефа, известных людей своей страны

называть и показывать на карте свою страну, ее столицу, свой город, различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны,

   

Презентация

   

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.