Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по программе Перспектива
АННОТАЦИЯ
Название программы: |
«Окружающий мир» Образовательная система «Перспектива» |
Цель изучения предмета: |
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. |
Содержание и общая трудоемкость учебного курса: |
«Мы и наш мир» - 9 часов «Наш класс» - 13 часов «Наш дом и семья» - 18 часов «Город и село» - 13 часов «Родная страна» - 7 часов «Человек и окружающий мир» - 6 часов В учебном плане на изучение данного курса отводится 66 часов (2 часа в неделю) |
Основные педагогические технологии обучения: |
Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях: - проблемно-диалогической; -правильного типа читательской деятельности; -оценивания учебных достижений; -проектной.
|
Требования к результатам освоения предмета |
- различать природу и культуру; - различать живую и неживую природу; - отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире; - различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста; - соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования и на основе программы по окружающщему (авторы А.А. Вахрушев, М.Ю. Новицкая), а так же в соответствии со следующими нормативными правовыми документами ( согласно приложению 1)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта:
1. Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение, 2011.
2. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
3. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
4. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2011.
Программа курса по окружающему миру в Образовательной системе «Перспектива» обеспечена учебником «Окружающий мир» 1 класс (авторы А.А. Вахрушев, М.Ю. Новицкая), рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и обязательного минимума содержания общего образования по окружающему миру для начальных классов образовательных учреждений.
В учебном плане на изучение окружающего мира во 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего - 66 часов.
цели программы:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
задачи программы:
– уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
– понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
– модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Курс оеружающий мир создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
– природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
– культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
– наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
– искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
– человечество как многообразие народов, культур, религий;
– семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
– труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
– здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
– нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В обязательной части учебного плана по предмету «Окружающий мир» отводится в 1 классе 66 часа в год (2 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; установку на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установку на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); владением базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владением базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны знать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Содержание учебного предмета
Мы и наш мир
Дорога в школу — дорога к открытию мира. Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры. Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопо- мощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные расте- ния. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие расте- ний возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аква- риум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бе- режного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насеко- мые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека. Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переме- нок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, ува- жение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соедине- ние красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как по- являются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные рас- тения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игруш- ки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и твор- чества человека. Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бы- товыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по ма- териалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родослов-
ное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Се- мейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека. Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Раз- нообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цвет- ника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное чело- веком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное бо- гатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопар- ке. Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего. Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и се- ле: общее и различное. Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в горо- де и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; по- сещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями город- ских, сельских профессий.
Родная страна
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Сим- волы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в про- шлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жиз- ни культурного человека. Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи раз- ных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согла- сия в стране. Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообра- зие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. За- поведники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и ро- дителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее. Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Из- менение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопо- ставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представ- ляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знаком- ство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного раз- вития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как соци- альный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрожде- нию культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю. Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении. Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополни- тельного образования во второй половине дня. Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка долж- ны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого- педагогическая работа с семьями учащихся.
Учебно-тематический план (практика)
Полугодие, четверть |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Практическая часть |
|
Контрольные работы |
Проверочные работы, экскурсии, проектные работы |
|||
I четверть |
Раздел I. Мы и наш мир |
|||
1. Что такое окружающий мир |
1 |
|||
2. Экскурсия |
1 |
|||
3. Культура |
1 |
|||
4. Контрольная работа №1 за I четверть |
1 |
|||
2 четверть |
5. Природа в классе |
1 |
||
6. Что растет у школы |
1 |
|||
7. Какие бывают животные |
1 |
|||
8. Книга- друг и наставник |
1 |
|||
9. Контрольная работа №2 за II четверть |
1 |
1 |
||
3 четверть |
Раздел II. Город и село. |
1 |
||
11. Экскурсия |
1 |
|||
12. Обобщение по теме «Родная страна» |
1 |
|||
13. Контрольная работа №3 за III четверть |
1 |
1 |
||
4 четверть |
14. Мы в семье 15. Природа в доме |
1 1 |
||
16. Итоговая годовая контрольная работа №4 |
1 |
|||
17. Экскурсия |
||||
18. Проект «Всемирная выставка» |
||||
Всего |
18 |
4 |
14 |
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов |
Кол-во часов |
1 |
Мы и наш мир |
9 часов |
2 |
Наш класс |
13 часов |
3 |
Наш дом и семья |
18 часов |
4 |
Город и село |
13 часов |
5 |
Родная страна |
7 часов |
6 |
Человек и окружающий мир |
6 часов |
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
На основе Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14 15 в текущей оценочной деятельности целесообразно использование традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале.
На основании данного методического письма отметки учащимся 1-х классов в течении всего первого года не выставляются.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы включает в себя печатные пособия; цифровые средства обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся);
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи и фонохрестоматии по окружающему миру (CD);.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- акустическая система к персональному компьютеру;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
Литература для учителя:
- Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение, 2011;
-А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.;
-А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
- Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир
-Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение.
Литература для учащихся:
- А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
- А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
- Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2011.
Интернет – ресурсы:
1.Методические рекомендации по окружающему миру создания электронных ресурсов к урокам: http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
2. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Данные об авторе.
Бирюкова Айсылу Фанитовна
МБОУ СОШ №6, учитель начальных классов
Адрес работы: г. Сургут, ул. Энтузиастов, 49; тел. 45-72-41
Контактная информация:
Дом. телефон: 8 (3462); сотовый: 89324094439
Календарно-тематический план
№ |
Кол-во часов |
Тема урока |
Тип урока |
Элемент содержания |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
Контрольно-оценочная деятельность (вид,форма работы) |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
Дата проведения |
||||||||
учащийся научится |
учащийся сможет научится |
План |
Факт |
|||||||||||||
МЫ И НАШ МИР (9 часов) |
||||||||||||||||
1 |
1 |
Что такое окружающий мир (Урок-игра) |
ОНЗ |
Слово-понятие |
Знать основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы |
Научится правильно задавать вопросы |
Текущий УО |
ЦОР |
||||||||
2 |
1 |
Природа (Урок-путешествие) |
ОНЗ |
Природные объекты |
Научиться различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить соответствующие примеры |
Научиться различать объекты природы |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||
3 |
1 |
Неживая и живая природа (Урок-экскурсия) |
УК |
Неживая и живая природа |
Научиться различать жи-вую и неживую природу, приводить примеры каж-дой группы |
Увеличить знания о живой и неживой природе |
Текущий ФО |
|||||||||
4 |
1 |
Культура (Урок-игра) |
ОНЗ |
явления культуры |
С опорой на собственный опыт путём сравнения уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь», «давно – недавно» |
Вычленение предметов культуры из окружающих предметов |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||
5 |
1 |
Природа в творчестве человека (Урок-путешествие) |
РУ |
Природа в изделиях |
Научиться узнавать образы природы в произведениях, понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях; читать схему и мастерить по ней игрушку |
Тематический ПР |
||||||||||
6 |
1 |
Мы - люди (Урок-игра) |
ПР |
Особенности народов нашей страны |
Научиться определять подходящими словами привлекательные черты в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности, ощущать красоту традиционного костюма и называть его особенности |
Наблюдение осенних перемен |
Текущий ПР |
|||||||||
7 |
1 |
Как мы общаемся с миром (Урок-экскурсия) |
ОНЗ |
Слуха, осязания, вкуса, обоняния |
Научиться определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью слуха, осязания, вкуса, обоняния |
Знать различия частей растений |
Текущий УО |
|||||||||
8 |
1 |
Люди – творцы культуры (Урок –экскурсия) |
ОНЗ |
Речь, память |
Научиться контролировать свою речь; приступить к тренировке памяти, продолжать учиться анализировать репродукции картин |
Дать понятие о времени и профессиях |
Текущий ФО |
Презентация |
||||||||
9 |
1 |
Обобщающий урок по теме “Мы и наш мир” (Урок-путешествие) |
УК |
Тематический ПР |
||||||||||||
НАШ КЛАСС (13 часов) |
||||||||||||||||
10 |
1 |
Наш класс в школе (Урок-игра) |
ОНЗ |
Предметы природы и культуры |
Уметь определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности |
различать старинные и современные школьные принадлежности |
Текущий УО |
|||||||||
11 |
1 |
Мы – дружный класс (Урок- игра) |
ОНЗ |
Товарищество, сотрудничество |
Понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовность к взаимодействию и взаимопониманию; развивать чувство принадлежности к коллективу |
Составление предложений, объединённых по смыслу |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||
12 |
1 |
Учитель – наставник и друг (Урок-путешествие) |
ОНЗ |
Понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию |
Понимать необходимость сотрудничества с учителем |
Тематический ПР |
Презентация |
|||||||||
13 |
1 |
Природа в классе (Урок-игра) |
УК |
Научиться распознавать комнатные растения с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приводить примеры комнатных растений из числа изученных |
Научиться распознавать комнатные растения |
Текущий ФО |
||||||||||
14 |
1 |
Как ухаживать за комнатными растениями (Урок-экскурсия) |
ОНЗ |
Поливать и опрыскивать |
Научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения, рыхлить почву в цветочных горшках |
Знакомство с разными видами растений |
Текущий ФО |
|||||||||
15 |
1 |
Что растет у школы? |
ОУ |
Научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение |
Научиться различать изученные группы растений по существенным признакам |
Текущий УО |
Презентация «Смена времён года» |
|||||||||
16 |
1 |
Мы за стеклянным берегом |
ОНЗ |
Растения Рыбы улитками |
Усвоить, что аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся ви-ды аквариумных рыбок, водных растений и ули-ток |
Наблюдение осенних перемен |
Текущий УО |
Презентация «Где на Земле теплее» |
||||||||
17 |
1 |
УК |
Обитатели живого уголка |
Научиться различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными |
Итоговый КР |
|||||||||||
18 |
Какие бывают животные |
Уметь классифицировать животных по их существенным признакам |
Самостоятельная работа по классификации животных |
Презентация |
||||||||||||
19 |
1 |
Делу - время |
ОНЗ |
Погода термометр |
описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой, характеризовать основные этапы круговорота воды в природе, определять температуру с помощью термометра |
Текущий ФО |
Презентация «Погода и климат» |
|||||||||
20 |
1 |
Книга – друг и настаник |
УК |
Книги |
применять полученные знания и умения |
Тематический ПР |
||||||||||
21 |
1 |
Потехе - час |
РУ |
Дневник наблюдений |
описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой, характеризовать основные этапы круговорота воды в природе, определять температуру с помощью термометра |
Текущий УО |
||||||||||
22 |
1 |
Обобщающий урок по теме: “Наш класс” |
ОНЗ |
знать, что такое карта, и понимать условные обозначения на них, т.е. обладать элементарными навыками чтения карт |
Текущий УО |
Презентация «План и карта» |
||||||||||
НАШ ДОМ И СЕМЬЯ (18 часов) |
||||||||||||||||
23 |
1 |
Мы в семье |
ОНЗ |
Карта глобус |
уметь различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приемами чтения карты, находить экватор на карте и знать, что это такое |
Дать понятия о семье |
Текущий ФО |
Презентация |
||||||||
24 |
1 |
Моя семья – часть моего народа |
ОУ |
уметь различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приемами чтения карты, находить экватор на карте и знать, что это такое, применять полученные знания и умения |
Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям |
Тематический ПР |
Презентация |
|||||||||
25 |
1 |
Природа в доме |
ОНЗ |
Осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять её значение для всех членом семьи |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||||
26 |
1 |
Откуда в наш дом приходят вода, газ и электричество |
РУ |
Вода газ электричество |
Узнать о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запомнить правила безопасного обращения с бытовыми приборами ) |
|
Текущий УО |
|||||||||
27 |
1 |
Красивые камни в нашем доме |
ОНЗ |
перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||||
28 |
1 |
Комнатные растенияу нас дома |
РУ |
растения |
Научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях |
Знакомтсво с разными видами растений |
Текущий ФО |
|||||||||
29 |
1 |
Выйдем в сад |
ОУ |
сад |
Различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи, научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево – кустарник – травянистое растение» |
Увеличить знания о растениях |
Тематический ПР |
|||||||||
30-31 |
2 |
Овощи и фрукты на нашем столе |
ОНЗ |
Фрукты овощи |
Научить классифицировать овощи и фрукты, усвоить, что овощи и фрукты – кладовая витаминов |
Текущий ФО |
|
|||||||||
32 |
1 |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе |
УК |
Хлеб, каша |
Усвоить, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; научиться различать виды круп |
|||||||||||
33 |
1 |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе |
ОНЗ |
Усвоить, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; научиться различать виды круп |
Текущий УО |
|||||||||||
34-35 |
2 |
Дикорастущие и культурные растения |
ПР |
Дикорастущие культурные |
Понять отличие дикорастущих растений от культурных; научиться приводить примеры растений каждой группы |
Тематический ПР |
|
|||||||||
36 |
1 |
Собака в нашем доме |
ОНЗ |
Породы собак |
Научить различать некоторые породы собак, усвоить основные правила ухода за ними |
Текущий УО |
Презентация |
|||||||||
37 |
1 |
Кошка в наше доме |
ОНЗ |
Породы кошек |
Научить различать основные породы кошек, усвоить правила ухода за ними |
Тематический ПР |
||||||||||
38-39 |
2 |
Дикие и домашние животные |
ОНЗ |
Усвоить, в чём состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее», приводить примеры каждой группы |
Текущий ФО |
Презентация |
||||||||||
40 |
1 |
С утра до вечера |
ОУ |
Утро ночь |
Развитие словарного за паса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявление их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рас- сказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила общения с огнём, водой и электроприборами |
Тематический ПР |
||||||||||
ГОРОД И СЕЛО (13 часов) |
||||||||||||||||
41 |
1 |
Красота любимого города |
ОНЗ |
Природная зональность |
знать чередование природных зон России по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон |
Текущий УО |
DVD«Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 2 класс» Презентация «Природная зональность» |
|||||||||
42 |
1 |
Мы в городе |
РУ |
Родной город Сургут |
Знать особенности ландшафта, где город Сургут. Знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково её историко- культурное значение, эстетическое своеобразие |
Текущий УО |
||||||||||
43 |
1 |
Красота родного села |
ОНЗ |
Знать особенности ландшафта, где находиться родное село, знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края |
Текущий УО |
Презентация «Природная зональность» |
||||||||||
44 |
1 |
Мы в селе |
ПР |
осознать взаимосвязь в природе |
Тематический ПР |
|||||||||||
45 |
1 |
Природа в городе |
ОНЗ |
Город |
Усвоить, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения |
Текущий УО |
Презентация |
|||||||||
46 |
1 |
Что растет в городе |
РУ |
Аллеи парки |
Усвоить, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения |
Текущий ФО |
Презентация |
|||||||||
47 |
1 |
Чудесные цветники |
ОНЗ |
Засушливые зоны умеренного пояса. Что такое степь и пустынная зона |
Запомнить новые для них растения цветника, усвоить, что они относятся к культурным растениям |
Текущий УО |
Презентация |
|||||||||
48 |
1 |
В ботаническом саду |
РУ |
Значение ботанического сада |
Понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека, научиться любоваться образцами садово- парковых ландшафтов, уникальными растения- ми, усвоить правила по- ведения в ботаническом саду |
Текущий УО |
Презентация |
|||||||||
49 |
1 |
В зоопарке |
ОНЗ |
Зоопарк |
Усвоить, что зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью |
Правила поведения в зоопарке |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||
50 |
1 |
Войдем в музей! |
ОУ |
Правило поведение в музеи |
Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком, знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил |
Тематический ПР |
Презентация |
|||||||||
51 |
1 |
Мы помним наших земляков |
УК |
Знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном селе, городе, умение кратко объяснить, почему они удостоились такой чести |
Беседа о героях родного края |
Итоговый КР
|
Презентация |
|||||||||
52 |
1 |
Все профессии важны |
Профессии |
Расширение словарного запаса, касающегося те- мы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает, понимание важности профессии земледельца |
Презентация |
|||||||||||
53 |
1 |
Обобщающий урок по теме: “Город и село” |
ОНЗ |
Что такое расы. Географические закономерности размещения хозяйства людей. |
знать элементарные географические закономерности размещения хозяйства людей, понимать назначение политической карты, знать, что такое расы, и объяснять, какие именно причины способствовали возникновению сельского хозяйства |
Текущий УО |
Презентация |
|||||||||
РОДНАЯ СТРАНА (7 часов) |
||||||||||||||||
54 |
1 |
Россия – наша Родина |
ОНЗ |
Гимн флаг герб |
Уметь приблизительно определять место своего города, села на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн |
Использование национально-регионального компонента |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||
55 |
1 |
Природа России |
ОНЗ |
, особенности климата и рельефа, известных людей перечисленных стран, |
Дать понятие об экологии |
Текущий УО |
Презентация |
|||||||||
56 |
1 |
Москва – столица России |
ОНЗ |
Достопримечательности Московского кремля и Красной площади |
Уметь по силуэту, цвету, специфическим деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия, знать образ герба Москвы и своего города (области) |
Текущий УО |
Презентация |
|||||||||
57 |
1 |
Мы – семья народов России |
ПР |
Национальная культура своего края |
Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной культуру) |
Тематический ПР |
Презентация |
|||||||||
58 |
1 |
Охрана природы |
ОНЗ |
Понять необходимость охраны родной природы и своего активного участия в этой работе |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||||
59 |
1 |
Красная книга России |
ОНЗ |
Усвоить, что такое крас- ная книга, уметь приво- дить примеры животных и растений из Красной книги России, из Крас- ной книги своего региона |
Текущий ФО |
|||||||||||
60 |
1 |
Заповедные тропинки |
ОНЗ |
Тематический ПР |
Презентация |
|||||||||||
ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 часов) |
||||||||||||||||
61 |
1 |
Человек и окружающий мир |
ОНЗ |
Особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города, населенного пункта |
называть и показывать на карте свою страну, ее столицу, свой город, различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города, населенного пункта |
Человек и окружающий мир |
Текущий УО |
Презентация |
||||||||
62 |
1 |
Взгляни на человека |
ОУ |
Уметь устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета |
Тематический ПР |
Презентация |
||||||||||
63 |
1 |
Всему свой черед |
ПР |
применять полученные знания и умения |
Текущий ПР |
Презентация |
||||||||||
64 |
1 |
У каждого времени свой плод |
ОНЗ |
Проблемы, стоящие перед человеком и человечеством |
Уметь приблизительно определять возраст женщины, находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине |
Текущий УО |
||||||||||
65 |
1 |
Я – часть мира |
ОНЗ |
Проблемы, стоящие перед человеком и человечеством |
Уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении со- ответствовать национально-культурной норме (идеалу) |
Формирование образа “Я” |
Текущий ФО |
Презентация |
||||||||
66 |
1 |
Обобщающий урок по теме: “Человек и окружающий мир” |
Особенности климата и рельефа, известных людей своей страны |
называть и показывать на карте свою страну, ее столицу, свой город, различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, |
Презентация |