Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс

0
0
Материал опубликован 16 October 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы по окружающему миру. Автор Плешаков А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2014) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»

На изучение окружающего мира во 2 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю на 34 учебные недели.

Количество контрольных, практических, проектных работ, экскурсий, представленных в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:

Форма контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого

Контрольная работа

 

1

1

2

Проверочная работа

1

2

2

5

Проектная работа

1

2

3

6

Экскурсия

3

3

5

11

Практическая работа

4

2

3

9

Комплексная работа

1

 

1

2

Итого

10

10

15

35


 

В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.

Внесены изменения в контроль знаний обучающихся (включены контрольные работы, проверочные, комплексные работы ).

Программа будет реализована в 2017-2018 учебном году.


 

Планируемые результаты изучения курса во 2 классе

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающегося будут сформированы:

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

Учащийся получит возможность для формирования:

познавательных мотивов учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

представления о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

эстетических чувств, впечатлений через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

этических чувств и норм на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

бережного отношения к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

Учащийся получит возможность научиться:

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.


 

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

Учащийся получит возможность научиться:

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

Учащийся получит возможность научиться:

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающийся научится:

находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой и человеком;

проводить наблюдения и ставить опыты;

измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений культуры и образования;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

ориентироваться на местности разными способами;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водные объекты, узнавать их по описанию;

читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


 

Содержание курса

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практическая работа: Ориентирование на местности.


 


 

 

 

Тематическое планирование по учебному предмету

«Окружающий мир» (68 часов)

(1 триместр-18 ч , 2 триместр-26 ч ,3 триместр-24 ч )

урока

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел «Где мы живём?» (4 ч) 1 триместр

1

Родная страна. Экскурсия «Что нас окружает» Уч.(1 часть) с. 4-7,р.т.с.6-8

   

2

Город и село. Проект «Родной город». Уч.с. 8-13,р.т.с.9-13

   

3

Природа и рукотворный мир. Уч.с. 14-17,р.т. с. 14-15

   

4

Проверочная работа № 1 по разделу «Где мы живём?» Уч.с. 18-22,р.т.с.16

   

Раздел «Природа» (20 ч)

5

Анализ работ. Неживая и живая природа. Экскурсия «Живая и неживая природа». Уч.с. 24-27,р.т.с.17-19.

   

6

Явления природы. Практическая работа «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека».

Уч.с. 28-31,р.т.с.20-24

   

7

Что такое погода? Уч.с. 32-35,р.т.с.24-27

   

8

В гости к осени. Экскурсия «Осенние изменения в природе».Уч.с. 36-39, р.т. с.27-30

   

9

Комплексная работа.

   

10

Анализ работ. Звездное небо. Уч.с. 40-43,р.т.с.31-32

   

11

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами». Уч.с. 44-47,р.т.с.32-34

   

12

Про воздух…. Уч.с. 48-51,р.т.с.35-36

   

13

И про воду. Практическая работа «Свойства воды». Уч.с.52-55,р.т.с.37-38

   

14

Какие бывают растения? Уч.с. 56-59,р.т.с.39-41

   

15

Какие бывают животные? Уч.с. 60-63,р.т. с.42-45

   

16

Невидимые нити. Уч.с. 64-67,р.т.с.45-47

   

17

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». Уч.с. 68-71,р.т.с.48-50

   

18

Дикие и домашние животные. Уч.с.72-75,р.т. с.50-53

   

19

Комнатные растения. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями». Уч.с. 76-79,р.т.с.53-55

2 триместр

 

20

Животные живого уголка. Уч.с. 80-83,р.т.с.55-57

   

21

Про кошек и собак. Уч.с. 84-87,р.т.с.58-59

   

22

Красная книга. Уч.с. 88-91,р.т.с.60-61

   

23

Будь природе другом. Проект»Красная книга, или Возьмем под защиту» Уч.с. 92-97,р.т. с.62-65

   

24

Проверочная работа № 2 по разделу «Природа». Уч.с. 98-102,р.т.с.66

   

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Анализ работ. Что такое экономика? Уч.с. 104-107,р.т.с.67-69

   

26

Из чего что сделано? Уч.с. 108-111,р.т.с.70-71

   

27

Как построить дом? Виртуальная экскурсия. Уч.с. 112-115,р.т.с.72-73

   

28

Какой бывает транспорт? Уч.с. 116-119,р.т. с.73-77

   

29

Культура и образование. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 120-123,р.т.с.78-80

   

30

Все профессии важны. Проект «Профессии». Уч.с. 124-129,р.т.с.80-83

   

31

В гости к зиме. Экскурсия «Зимние изменения в природе».

   

32

В гости к зиме.

Уч.с. 130-133,р.т.с.84-87

   

33

Контрольная работа за I полугодие.

   

34

Анализ работ. Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии». Уч.с.134-139, р.т. с.88

   

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

Строение тела человека. Уч.(2 часть) с. 4-7, р.т. с.3-5

   

36

Если хочешь быть здоров. Уч.с. 8-11,р.т.с.5-8

   

37

Берегись автомобиля! Уч.с. 12-17,р.т.с.8-11

   

38

Школа пешехода. Практическая работа «Отработка правил перехода улицы». Уч.с.12

   

39

Домашние опасности. Уч.с. 18-21,р.т.с.12-14

   

40

Пожар! Уч.с.22-25,р.т.с.15-17

   

41

На воде и в лесу. Уч.с. 26-29,р.т.с.17-20

   

42

Опасные незнакомцы. Уч.с. 30-35,р.т.с.21

   

43

Проверочная работа № 3 по разделу «Здоровье и безопасность». Уч.с.36-40, р.т. с.22

   

Раздел «Общение» ( 7 ч)

44

Анализ работ. Наша дружная семья.Уч.с. 42-45,р.т.с.23-25

   

45

Проект «Родословная». Уч.с. 46-47,р.т.с.26-27

3 триместр

 

46

В школе. Уч.с. 48-51,р.т.с.28-33

   

47

Правила вежливости. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». Уч.с. 52-55,р.т.с.34-35

   

48

Ты и твои друзья. Уч.с. 56-59,р.т.с.36-40

   

49

Мы зрители и пассажиры. Уч.с. 60-63,р.т.с.41

   

50

Проверочная работа № 4 по разделу «Общение». Уч.с. 64-68,р.т.с.42

   

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

Анализ работ. Посмотри вокруг. Уч.с. 70-73,р.т.с.43-45

   

52

Ориентирование на местности.

Уч.с. 74-77,р.т.с.45-48

   

53

Ориентирование на местности. Практическая работа.

   

54

Формы земной поверхности. Уч.с. 78-81,р.т. с.49-50

   

55

Водные богатства. Уч.с. 82-85,р.т.с.51-53

   

56

В гости к весне .Экскурсия «Весенние изменения в природе».

   

57

В гости к весне. Уч.с. 86-89,р.т.с.54-58

   

58

Россия на карте. Практическая работа.

Проект »Города России». Уч.с. 90-97,р.т. с.59-63

   

59

Контрольная работа за II полугодие.

   

60

Анализ работ. Путешествие по Москве. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 98-101,р.т.с.64-66

   

61

Московский Кремль. Уч.с. 102-107,р.т.с.67-70

   

62

Город на Неве. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 108-113,р.т.с.70-72

   

63

Путешествие по планете. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 114-117,р.т.с.73-8

   

64

Путешествие по материкам. Виртуальная экскурсия. Уч.с. 118-123,р.т.с.76-78

   

65

Комплексная работа.

   

66

Анализ работ. Проверочная работа № 5 по разделу «Путешествия»

   

67

Страны мира. Проект «Страны мира».

Уч.с. 124-129,р.т.с.79-83

   

68

Впереди лето. Уч.с. 130-133,р.т.с.84-85 Презентация проектов «Родословная», «Страны мира», «Города России».

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.