Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
Планируемые предметные результаты учебного предмета окружающий мир
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и авторской программы Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир» (образовательная программа «Начальная школа XXI века», рук. Н.Ф. Виноградова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиального многообразия российского общества.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками:
* Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни. Для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: « Ты – первоклассник», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля – наш общий дом» (3 класс); «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс).
* Человек как часть общества: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами « Ты – первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3класс); «человек и общество» (4 класс).
* Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. . Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы- жители земли» (2 класс), «Земля – наш общий дом» ( 3 класс), «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс).
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является
интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: II класс- 68 часов.
Планируемые результаты освоения курса «окружающий мир»
Предметные результаты обучения.
Ученик научится:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
• готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
• познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
• регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
• коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Инструментарий оценивания результатов освоение курса
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Содержание учебного курса
Класс: 2
Учитель: Щербакова Елена Алексеевна
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учебник: Виноградова Н.Ф. учебник по окружающему миру в двух частях. Издательство Вентана-Граф. 2012 год
Название раздела (темы) |
Программное содержание |
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
Введение. Что окружает человека – 2 часа |
Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее |
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее |
Кто ты такой – 12 часов |
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание |
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность |
Кто живёт рядом с тобой - 6 часов |
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения |
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях |
Россия — твоя Родина – 13 часов |
Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране |
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям |
Мы — жители Земли – 8 часов |
Солнечная «семья». Земля как планета жизни |
Характеристика планет Солнечной системы |
Природные сообщества – 21 час |
Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители |
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения. Правила поведения в природе. |
Природа и человек – 6 часов |
Человек — часть природы. Правила поведения в природе. |
Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе» |
Табличное представление
учебно-тематического планирования для школы в условиях ФГОС
№ |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Дата |
Корректировка |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
Что тебя окружает? – 2 часа |
|||||||||||
1. |
Окружающий нас мир. |
Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. |
Знать объекты живой и неживой природы. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. |
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
текущий |
|||||
2. |
Бывают ли на свете чудеса? |
Знать объекты живой и неживой природы. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. |
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
текущий |
||||||
Кто ты такой? – 12 часов |
|||||||||||
3. |
Я, ты, он, она… Все мы – люди. |
Обсуждать текст учебника. Обсуждение статьи учебника. Составление словесного портрета. Работа с рубрикой «Картинная галерея». |
Знать, что человек – живое существо, организм; внешние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Гуманистические ценности многонациональ ного российского общества. |
текущий |
|||||
4. |
Наши помощники – органы чувств. |
Характеризовать основные функции органов чувств. |
Знать органы чувств, дыхания, пищеварения. |
контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
5-6. |
Поговорим о здоровье. |
Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих |
Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел». |
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
7. |
Режим дня. Чтобы не уставать. |
Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих |
Знать режим дня школьника, правила гигиены. |
построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
8. |
Физическая культура. |
Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа «Как стать крепким, сильным и выносливым». Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
|
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
текущий |
||||||
9. |
Закаляться может каждый. Составление памятки «Правила закаливания». Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды. |
Оценивать степень личной ответственности для сохранения жизни. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил ЗОЖ. |
Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием иллюстративного материала учебника (ч.1, с.38 - 40) Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и Смешинки» |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответст-венность. |
тематический |
|||||
10. |
Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища? |
Обсуждать необходимости в здоровой пищи. |
Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
11. |
Умеем ли мы есть? |
Обсуждать необходимости в здоровой пищи. |
Работа с информацией, представленной в виде схемы. Чтение и обсуждение текста «Из чего состоит наша пища?». |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
текущий |
|||||
12-13. |
Почему нужно быть осторожным |
Составление памятки: правила пребывания на солнце. Выполнение заданий в рабочей тетради. Обсуждение статьи учебника «Чтобы меньше болеть...» |
Знать основы оказания первой помощи. |
построение рассуждения, обобщение, |
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответст-венность. |
текущий |
|||||
14. |
Можно ли изменить себя? |
Упражнения — элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка — это хорошо или плохо?» |
Знать правила поведения в различных ситуациях. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
Кто живёт рядом с тобой. – 6 часов |
|||||||||||
15. |
Что такое семья? Составление семейного генеалогического древа. |
Готовить рассказ о семье. Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых, больных. |
Работа с учебником. Чтение и обсуждение информации, представленной на схеме. Рассказ-описание по рисунку: «Семья Саши Соловьёва». Учебный диалог: «Семья – коллектив близких людей».. Беседа: «Кто занимается домашним хозяйством» (на основе текста). |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
тематический |
|||||
16. |
Кто занимается домашним хозяйством? |
Обсуждение вопроса: «Существует ли «женский» и «мужской труд»? Анализ стихотворения А.Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощник» |
Беседа: «Чем семья занимается в свободное время?» (с использование иллюстраций). Работа с рубриками: «Что происходило на нашей земле давным-давно» и «Картинная галерея» (картина Б. Кустодиева «Ярмарка»). |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление аналогий. |
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответст-венность. |
текущий |
|||||
17. |
Чем занимается семья в свободное время? |
Познавательные: построение рассуждения, обобщение, задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||||
18. |
О правилах поведения. Какие бывают правила. |
Обсуждение вопроса «Как мы должны вести себя в театре». Разыгрывание сценок «В театре». Выполнение заданий в тетради. |
Обсуждение проблемной ситуации на основе выбора: «Зачем придумали правила поведения». Работа со схемой: «Какие бывают правила». Сочинение: «Радость», «Удивление», «Жалость» (по выбору). Ролевые игры: «Театр», «Библиотека». |
контролировать и оценивать результат действия, ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
текущий |
|||||
19. |
Правила поведения в театре. |
контролировать и оценивать результат действия, ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность. |
текущий |
|||||||
20. |
Умеем ли мы дружить? |
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с друзьями. |
Уметь дружить, общаться с людьми. Знать и применять на практике полученные знания. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
Россия – твоя Родина. – 13 часов |
|||||||||||
21. |
Родина – что это значит? |
Беседа на тему «Наша Родина — Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея» |
Знать и понимать значение Родины в жизни человека. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
текущий |
|||||
22. |
История рассказывает о прошлом. |
Рассказывать о родном крае. |
Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
текущий |
|||||
23. |
Как Русь начиналась? |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
Знать родного края. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
текущий |
|||||
24. |
Москва – столица России. |
Беседа с использованием иллюстраций «Москва — столица России». Воображаемая ситуация «Если бы мы приехали в Москву». |
Знать основные достопри-мечательности Москвы. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
текущий |
|||||
25. |
Города России. |
Урок- путешествие по древним городам России («Золотое кольцо» России). Работа с рубрикой «Картинная галерея». |
Знать основные достопри-мечательности городов России. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
текущий |
|||||
26. |
Родной край – частица Родины. |
Рассказывать о родном крае. |
Знать историю города, родного краю. |
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
текущий |
|||||
27. |
Как трудятся россияне. |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь составлять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлебных изделий. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление аналогий. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
28. |
О занятиях наших предков. |
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. |
Основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
29. |
Все профессии важны. |
Встреча с родителями учащихся класса. Беседа «Профессии наших родителей». |
Знать профессии родите-лей, уметь трудиться. |
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
30. |
Проверка знаний за I полугодие (тестирование) |
Обсуждение рисунка-схемы (в учебнике). Выполнение заданий в тетради |
Осознание целостности окружающего мира, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление aнналогий. |
Личностные качества, позволяющие осуществлять деятельность и взаимодействие с ее участниками. |
итоговый |
|||||
31. |
Мы – граждане России. Права граждан России. |
Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея». |
Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности. |
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
32. |
Мы граждане России. Права детей – граждан России. |
построение рассуждения, обобщение. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||||
33. |
Россия – многонациональная страна. |
Обсуждение прав граждан и прав детей (с использованием рисунков и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея» |
Знать народности, обычаи и традиции своего народа. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю. |
текущий |
|||||
Мы – жители Земли. – 8 часов |
|||||||||||
34. |
Твоё первое знакомство со звёздами. |
Обсуждение вопросов: что входит в Солнечную систему, чем Земля отличается от других планет. Сравнение рисунков: планета без жизни и Земля. Выполнение заданий в тетради. |
Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление aнналогий. |
Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
текущий |
|||||
35. |
Земля – планета солнечной системы. Солнце- звезда. |
Характеризовать способы питания. Описывать внешний вид. |
Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление aнналогий. адекватное использование речи, коррекция. |
Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
текущий |
|||||
36. |
Глобус – модель земли. |
Владение рассуждением, описанием, повествованием. |
Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле – суши или воды? |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. адекватное восприятие. |
Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
текущий |
|||||
37. |
В некотором царстве. Царства природы. |
Рассматривание рисунков и анализ текста в учебнике. Сравнение понятий «дерево— кустарник- травянистое растение». Выполнение рисунков по теме. |
Знать царства живой природы, называть отдельных представителей. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
38. |
Грибы. |
Сравнение понятий «животные», «растения», «грибы», «бактерии». Выполнение заданий в тетради |
Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
39. |
Какие животные обитают на Земле. |
Рассматривание рисунка-коллажа в учебнике. Решение задачи- лабиринта. |
Знать царства живой при-роды, называть отдельных представителей. |
коррекция, прогнозирование. построение рассуждения, обобщение. |
Устойчивое следование в поведении социальным нормам. |
текущий |
|||||
40. |
Разнообразие растений. |
Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Рассматривание рисунка-схемы в учебнике. Беседа о животных |
Знать разновидности растительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
41. |
Условия роста и развития растений. |
Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. |
Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно. Проведение опыта «Как развивается фасоль» |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
Природные сообщества. – 21 час |
|||||||||||
42. |
Среда обитания – что это такое? |
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
Знать, что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. |
задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
43. |
Лес и его обитатели. |
Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой«Картинная галерея». |
Иметь представление о том, что лес – многоэтажный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
44. |
Деревья леса. |
Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса». Описание травянистых растений. |
Знать яруса леса, правила поведения в лесу. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. адекватное восприятие. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
45. |
Кустарники леса. |
Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. |
Иметь представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав. |
коррекция, прогнозирование. построение рассуждения, обобщение. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
46. |
Травянистые растения леса. |
Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. |
Знать о том, что травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
47. |
Лесная аптека. |
Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. Учебный диалог: «Лесная аптека» (работа с таблицей). |
Знать названия лекарственных растений и их применение. |
вносить дополнения. аргументировать и координировать свою позицию. |
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
текущий |
|||||
48. |
Животные леса. |
Речевая разминка «Встретились в лесу…». Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного. |
построение рассуждения, обобщение. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
49. |
Птицы – лесные жители. |
Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
текущий |
||||||
50. |
Тестирование |
Работа с иллюстрациями и текстом учебника. |
Осознание целостности окружающего мира, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление aнналогий. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
итоговый |
|||||
51. |
Пресмыкающиеся – обитатели леса. |
Работа с иллюстрациями и текстом в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради |
Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей. |
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. |
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
текущий |
|||||
52. |
Насекомые леса. Правила поведения в лесу. |
Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления. |
Называть, выделять осо-бенности, знать значение. Знать правила поведения в лесу |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление аналогий. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
53. |
Что мы знаем о воде . Круговорот воды в природе. |
Опыты с водой. Определение свойств воды. Анализ схемы – рисунка в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная гале рея». |
Знать о том, что вода в природе совершает кру-говорот. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление аналогий. адекватное использование речи, коррекция. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
54. |
Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы. |
Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки». |
Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоёмов – реки и болота. |
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка инфор-мации, установление аналогий. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
55. |
Обитатели пресных вод. Рыбы, насекомые. |
Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба – живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради. |
Называть жителей водоёмов, знать их роль в экологической цепи. |
вносить дополнения. аргументировать и координировать свою позицию. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
56. |
Водоплавающие жители водоёма. Растения пресных водоёмов. |
Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоемов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания |
Называть жителей пресных водоёмов, знать их роль в экологической цепи. |
вносить дополнения. аргументировать и координировать свою позицию. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
57. |
Обитатели солёных водоёмов. |
Узнавание и называние нескольких обитателей соленых водоемов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. |
Называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
58. |
Луг и его обитатели. Растения луга. |
Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Животные луга». «Растения луга» |
Знать названия растений луга. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
текущий |
|||||
59. |
Животные луга. |
Знать названия животных луга. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. |
текущий |
||||||
60. |
Поле и его обитатели. Растения поля. |
Беседа с использованием иллюстративного материала. Работа с рисунком – схемой. |
Знать название растений поля. |
построение рассуждения, обобщение. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребнос- ти, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
61. |
Животные поля. |
Называть животных поля, знать особенности обитания. |
коррекция, прогнозирование. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
||||||
62. |
Сад и его обитатели. |
Беседа о плодовых растениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». |
Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
текущий |
|||||
Природа и человек. – 6 часов |
|||||||||||
63. |
Человек – часть природы. |
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
Владеть простейшими знаниями экологической культуры. |
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
Текущий |
|||||
64. |
Будем беречь нашу Землю. «Красная книга». |
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
Владеть простейшими знаниями экологической культуры. |
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
Текущий |
|||||
65. |
Животные – друзья человека. |
Ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. |
Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания. |
построение рассуждения, обобщение. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
текущий |
|||||
66. |
Проверь себя. Итоговое тестирование за год. |
Выполнение заданий |
Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания. |
рассуждения, обобщение. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
итоговый |
|||||
67-68. |
Обобщение знаний о природе. |
Ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. |
Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания. |
построение рассуждения, обобщение. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. |
тематический |
|||||
ИТОГО: 68 ЧАСОВ |